Пути улучшения памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение памяти, ее развитие и выявление различных путей, приемов и средств улучшения памяти.
Задачи исследования:
1. Изучить память как форму мыслительного процесса человека;
2. Рассмотреть основные нарушения, а так же способы, приемы и пути улучшения памяти;
3. Сделать выводы на основе проведенных исследований.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие о памяти ……..…………………………….……………………...5
1.1 Процессы памяти……. .…………………………….……………………5
1.2 Виды памяти и их особенности…………………….……………………8
2. Развитие и тренировка памяти…………………….………………………16
2.1 Общие положения о развитии памяти…………………….…………....16
2.2 Основные расстройства памяти…………………….…………………...17
2.3 Методы воздействия на память…………………….……………………19
3. Пути улучшения памяти…………………….……………………………...21
3.1 Питание мозга …………………….……………………………………...21
3.2 Мнемотехника…………………….………………………………………21
3.3 Метод визуализации…………………….………………………………..23
4. Способы улучшения памяти……………….……………………………….26
4.1 «Законы естественного запоминания»….……………………………….26
4.1.1Впечатление……….……………….……………………………………26
4.1.2 Ассоциация…..…………………….…………………………………...29
4.1.3 Повторение…..…………………….…………………………………...30
4.2 Специальные системы запоминания.……………………………………31
4.2.1 Запоминание лиц и имен………….…………………………………...31
4.2.2 Запоминание необходимых дел….……………………………………32
4.2.3 Запоминание списков…………….……………………………………33
4.2.4 Запоминание номеров телефонов и дат………………………………34
4.2.5 Запоминание иностранных слов.……………………………………..35
Заключение………………….……………….………………………………..36
Список использованной литературы.…….………………………………….38

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

      Однако  многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости  младенца на обращение матери, говорят  о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае, окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.

      2.2 Основные расстройства  памяти

 

      Память — одна из самых уязвимых способностей человека, ее многообразные нарушения весьма распространены. Индивидуальные параметры человеческой памяти отличаются очень большим диапазоном, поэтому понятие «нормальная память» достаточно расплывчато. Например, ваши воспоминания вдруг становятся живее и резче, детальнее обычного, в них воспроизводятся самые мелкие подробности, вы и не подозревали, что все это «помните». В этом случае говорят о гиперфункции памяти, которая связана обычно с сильным возбуждением, лихорадочным волнением, приемом некоторых наркотиков или гипнотическим воздействием.

      Нарушение эмоционального равновесия, чувства  неуверенности и тревожности  задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем свои крайне неприятные или позорные поступки.

      Гораздо чаще встречается ослабление функций  памяти, частичная утрата способности  сохранять или воспроизводить имеющуюся  информацию. К самым ранним проявлениям  ухудшения памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала.

      При амнезии вначале утрачиваются способности  запоминать новую информацию, а затем  последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь  забывается то, что было усвоено  совсем недавно, т.е. новые данные и  новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о последних годах жизни. Зафиксированные в памяти события детства, юности сохраняются гораздо дольше.

      Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский  синдром», проявляется в том, что  нарушена память на текущие события, человек забывает, что он только что сделал, сказал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний становится невозможным, хотя прежние знания могут сохраняться.

      Выделяют  также нарушения опосредованной памяти, когда опосредованные способы  запоминания, например рисунки, символы, связанные с некоей информацией, не помогают, а затрудняют работу памяти, т.е. подсказка не помогает в этом случае, а мешает.

      Если  при полноценном функционировании памяти наблюдается «эффект Зейгарник», т.е. незавершенные действия запоминаются лучше, то при многих нарушениях памяти происходит и нарушение мотивационных компонентов памяти, т.е. незавершенные действия забываются.

      Интересны факты обманов памяти, имеющих  обычно форму крайне односторонней  избирательности воспоминаний, ложных воспоминаний и искажений памяти. Обусловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворенными потребностями и влечениями. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал и действительности, и то, о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких воспоминаний происходит их полная персонификация, т.е. человек совершенно естественно и органично считает своими чужие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоминает о деталях событий, в которых никогда не участвовал. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической реальностью.

      Оказалось, что большую роль в закреплении  информации играют те же подкорковые  области, которые ответственны за аффективную  и мотивационную активацию психики.

     2.3 Методы воздействия на память

     Существуют  методы воздействия на память.

     При прямом воздействии на некоторые участки мозга в сознании могут всплывать сложные цепи воспоминаний, то есть человек вспоминает то, что давно забыл, и легко продолжает помнить "забытое" после операции.

     Был найден если не центр памяти, то, во всяком случае, участок, регулирующий перевод данных из кратковременной памяти в долговременную, без чего запоминание вновь поступившей новой информации невозможен.

     Этот  центр называется "гиппокамп" и расположен в височной доле мозга.

     После двустороннего удаления гиппокампа больные сохраняли память о том, что было до операции, но запоминания новых данных не наблюдалось.

     Установлено, что давным-давно известные гормоны  гипофиза могут служить стимуляторами  памяти. "Короткие" цепочки из аминокислот - пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно улучшают кратковременную и долговременную память.

     Для управления памятью более адекватно  воздействия на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными  факторами. Успеха можно добиться путём  влияния на мозг различными физическими факторами - электрическими и акустическими.

     Продуктивность  памяти складывается из параметров: объём, быстрота, точность, длительность, готовность к запоминанию и воспроизведению.

     Для уменьшения забывания необходимо:

     Понимание, осмысление информации;

     Повторение  информации (первое повторение нужно  через 40 минут после заучивания, т.к. через час в памяти остаётся только 50% механически заученной  информации).

     Нужно помнить, что 30 повторений в течение  месяца эффективнее, чем 100 повторений в день. 
 
 
 
 
 
 

3. Пути улучшения памяти

3.1 Питание мозга

 

     Голодающий  мозг то же, что голодный работник - он не будет работать хорошо. Самое  главное ”лакомство” для серых  клеточек - кислород, и заполучить его  очень просто: раз в неделю три  часа отдыхайте на свежем воздухе, занимаясь спортом, бегая или просто гуляя.

     Также напомню слова Вирджинии Вульф: “Нельзя ни хорошо думать, ни хорошо любить, ни хорошо спать, если плохо  поел”. Плохо “накормленный" мозг никогда не сможет работать хорошо. Вашей памяти не принесут никакой пользы однообразная еда, чипсы, белый хлеб и рис, но будут очень полезны фрукты, овощи, рыба, животные жиры и фолиевая кислота (в простонародье просто зелень, печень и бобовые).

     Кстати, если вы думаете, что сигареты помогают развеяться, выбросите это из головы: никотин препятствует поступлению кислорода в головной мозг, а значит, ухудшает память.

     3.2 Мнемотехника

     Многие  считают причиной школьной неуспеваемости плохую память. Как часто слышны жалобы родителей "Современные учителя  перегружают детей!" Как часто жалуются сами школьники: "Я просто не успеваю запомнить все, что мне задают!" Конечно, частично все можно свалить на лень и на отсутствие познавательных интересов, но специалисты, исследующие механизмы памяти, в один голос заявляют, что плохой памяти не бывает. Бывают люди, которые не в состоянии "найти с ней общий язык", договориться о сотрудничестве, то есть максимально использовать ресурсы своей памяти.

     А ресурсы памяти по истине безграничны. Пытаясь выявить точную цифру, соответствующую  объему памяти, ученые определяют ее информационную емкость огромными числами, вплоть до десяти в двадцать третьей степени. И это не предел!

     Но  как же овладеть этим богатством? Об этом и поговорим.

     Можете  поверить, что вы, самолично, сможете  запомнить в точности список, к примеру, из 30, абсолютно не связанных между собой слов за 5 минут? И при этом для вас не составит труда воспроизвести их, скажем, через неделю в том же порядке?

     Существуют  приемы улучшения памяти, основанные на принципах запоминания, хранения информации и ее воспроизведения. Такие приемы называются мнемотехническими.

     Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих  запоминание и увеличивающих  объем памяти путем образования  искусственных ассоциаций.

     Мнемотехника - это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании - процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти - то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга - мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

     Кому  нужна мнемотехника?

     Школьникам  и студентам.

     Школьники и студенты пишут шпаргалки перед  экзаменами. Мнемотехника позволит запомнить  эти шпаргалки. Тогда на экзаменах вы будете списывать из своей памяти. Это намного безопаснее. К тому же, если вы захотите, информация может быть сохранена в вашей памяти пожизненно. Это может потребоваться в случае, если вы захотите стать высококлассным специалистом, профессионалом в своей области.

     Мнемотехника  существенно сократит вам время  подготовки к экзаменам. Если применять  мнемонические методы запоминания  в течение учебного года, то вообще не придется готовиться к экзаменам. Вы просто будете помнить содержание всех своих учебников.

     Примером  мнемонического приема является, например, запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы  “Каждый охотник желает знать, где  сидит фазан". Конечно, кому-то может  показаться смешным, что ваш список покупок похож на шпионский шифр, но, запоминая его таким способом, вы не рискуете забыть что-то купить, записав все на бумажке и потеряв ее, и, самое главное, развиваете память.

     3.3 Метод визуализации

     Помните Шерешевского, знакомого доктора  Лурии, человека с поразительной памятью? Одним из методов Шерешевского было то, что иногда называют созданием образов или методом размещения. Когда Шерешевский хотел запомнить список предметов, он предпринимал воображаемую прогулку по городку, в котором он вырос.

     У него был любимый маршрут по городку, и он в уме вспоминал этот путь, мысленно размещая каждый предмет, который он хотел запомнить, в различные места вдоль своего пути.

     Когда он хотел вспомнить список, он мысленно вновь проходил по этому пути. Что  это там, на окне ателье? Ах да, клубок шерстяных ниток. А там, у дверей школы - роман Толстого.

     Метод визуализации при запоминании того, что надо сделать, иногда уподобляют методу создания образов Шерешевского, но это не совсем одно и то же. Вот  как работает метод визуализации. Предположим, вы хотите:

     Заехать за своим другом Петей по пути на работу.

     Купить  букет для Лены, потому что у  нее день рождения.

     Встретиться с Геной и Галей за ланчем в "Роге изобилия".

     Завезти Петю по дороге с работы домой.

     Купить  пиццу с пеперони и грибами на ужин.

     Существует  несколько способов запомнить все  дела, включая использование цифрового  алфавита. Как это сделать? Хорошо, представьте себе Петю, который летит, держась за ноги аиста. Затем представьте  сани, нагруженные цветами, которые  подъезжают прямо к Лене.

     Если  вы не хотите целый день вспоминать список, который вы запомнили, то вам  лучше подойдет метод визуализации. Вместо аиста-саней-изюма вы можете вообразить ряд картинок в том  порядке, как они, будут происходить  в течение дня:

     Представьте мысленно, как вы едете на работу. Вы знаете дорогу, по которой едете. В том месте, где вам надо съехать на обочину и подобрать Петю или свернуть с дороги, чтобы попасть туда, где вас ждет Петя, вообразите, как вы это самое и делаете. Хорошо представьте себе эту картину. Выберите какой-нибудь ориентир, который вы не можете не увидеть, когда будете подъезжать к нужному месту, и представьте Петю садящимся в вашу машину, как вы наблюдаете за этим в своем воображении. Добавьте к своей картине звук и ощущение движения. Когда вы на самом деле доедете до этого места и действительность совпадет с ожиданием, вы тут же вспомните о том, что должны заехать за Петей.

Информация о работе Пути улучшения памяти