Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 10:24, курсовая работа
Целью исследования является изучение памяти, ее развитие и выявление различных путей, приемов и средств улучшения памяти.
Задачи исследования:
1. Изучить память как форму мыслительного процесса человека;
2. Рассмотреть основные нарушения, а так же способы, приемы и пути улучшения памяти;
3. Сделать выводы на основе проведенных исследований.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие о памяти ……..…………………………….……………………...5
1.1 Процессы памяти……. .…………………………….……………………5
1.2 Виды памяти и их особенности…………………….……………………8
2. Развитие и тренировка памяти…………………….………………………16
2.1 Общие положения о развитии памяти…………………….…………....16
2.2 Основные расстройства памяти…………………….…………………...17
2.3 Методы воздействия на память…………………….……………………19
3. Пути улучшения памяти…………………….……………………………...21
3.1 Питание мозга …………………….……………………………………...21
3.2 Мнемотехника…………………….………………………………………21
3.3 Метод визуализации…………………….………………………………..23
4. Способы улучшения памяти……………….……………………………….26
4.1 «Законы естественного запоминания»….……………………………….26
4.1.1Впечатление……….……………….……………………………………26
4.1.2 Ассоциация…..…………………….…………………………………...29
4.1.3 Повторение…..…………………….…………………………………...30
4.2 Специальные системы запоминания.……………………………………31
4.2.1 Запоминание лиц и имен………….…………………………………...31
4.2.2 Запоминание необходимых дел….……………………………………32
4.2.3 Запоминание списков…………….……………………………………33
4.2.4 Запоминание номеров телефонов и дат………………………………34
4.2.5 Запоминание иностранных слов.……………………………………..35
Заключение………………….……………….………………………………..36
Список использованной литературы.…….………………………………….38
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие о памяти ……..…………………………….……………………...5
1.1 Процессы памяти……. .…………………………….……………………5
1.2 Виды памяти и их особенности…………………….……………………8
2. Развитие
и тренировка памяти…………………….……
2.1 Общие положения о развитии памяти…………………….…………....16
2.2 Основные расстройства памяти…………………….…………………...17
2.3 Методы воздействия на память…………………….……………………19
3. Пути
улучшения памяти…………………….……………………………...
3.1 Питание мозга …………………….……………………………………...21
3.2
Мнемотехника…………………….………………………
3.3
Метод визуализации…………………….………………………
4. Способы улучшения памяти……………….……………………………….26
4.1 «Законы естественного запоминания»….……………………………….26
4.1.1Впечатление……….……………….………
4.1.2 Ассоциация…..…………………….……………………
4.1.3 Повторение…..…………………….……………………
4.2 Специальные системы запоминания.……………………………………31
4.2.1 Запоминание лиц и имен………….…………………………………...31
4.2.2 Запоминание необходимых дел….……………………………………32
4.2.3 Запоминание списков…………….……………………………………33
4.2.4 Запоминание номеров телефонов и дат………………………………34
4.2.5 Запоминание иностранных слов.……………………………………..35
Заключение………………….……………….…………
Список
использованной литературы.…….…
Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.
Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И, наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем - то, что с ними не связано.
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что в потоке современной жизни обрушившейся лавины информации на человека становится все больше и больше, и это служит причиной возникновения острых проблем.
Целью
исследования является изучение памяти,
ее развитие и выявление различных путей,
приемов и средств улучшения памяти.
Задачи исследования:
Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем "настоящим". Тем не менее, настоящее - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее.
Иными словами, память придает направленность ходу времени. Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать.
Структура: курсовая работа содержит
содержание,введение,4 главы, заключение,
список использованной литературы.
1.Понятие
о памяти
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как-то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.
В основе памяти лежат ассоциации (или связи). Предметы и явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то – значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.
Древнейшая
гипотеза о механизме памяти –
это гипотеза о следе. В истории
науки менялись представления о
природе следа, но ученые никогда
не мыслили сохранение в памяти без
следа в какой-либо форме. Древние
греки сравнивали запоминание с
отпечатком на воске. Несколько столетий
существует понимание следа как связи,
ассоциации. Изучение условных рефлексов
значительно обогатило конкретные представления
об анатомо-физиологической основе следа.
Ассоциативные и рефлекторные механизмы
памяти экспериментально исследовались
на протяжении многих десятилетий.
1.1
Процессы памяти
Различают основные процессы памяти: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание), забывание и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение. Главным из этих процессов признается запоминание, которое определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения.
Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление — импринтинг. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сензитивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание. Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием. По механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату — дословное и смысловое.
Сохранение давно уже не понимают как пассивный процесс удержания информации, описываемый только лишь количественными показателями забывания. В психологии раскрыта зависимость сохранения от установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоциональной памяти и т. д.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Возможность вызвать в состоянии гипноза воспоминания и тип поведения, присущие детскому возрасту, позволяет поставить вопрос о том, исчезает ли у человека что-либо из памяти окончательно или оно все равно остается как след, недоступный для сознательной дешифровки.
Забывание проявляется по-разному – от отдельных ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать ранее воспринятое. Забывание может быть устойчивым, длительным и временным.
Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Говорят о непроизвольном воспроизведении, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерения личности. Произвольное воспроизведение может протекать на уровне узнавания. Узнавание опирается на воспринимаемый образ, устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти. Следующим по степени трудности можно назвать воспроизведение в узком смысле слова, когда нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается целенаправленно и без особых усилий со стороны человека. Третья ступень воспроизведения — это припоминание — процесс воспроизведения, требующий усилий для того, чтобы воссоздать нужное. Лучшим вспомогательным средством припоминания является опора на узнавание. Сопоставляя несколько сходных идей или образов, человек может легче вспомнить, а иногда и просто узнать среди них искомые.
Существует
несколько оснований для
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память – непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память - образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременная память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.