Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:57, курсовая работа
Боевая обстановка характеризуется поливариантностью психотравми-рующих факторов, длительность воздействия которых способствует возникновению изменений в психической деятельности людей, приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности и возникновению боевых психических травм.
Вышеперечисленные формы и методы морально-психологической подготовки имеют один существенный недостаток. Они не охватывают вопросов самостоятельной подготовки военнослужащим своей психики к предстоящим действиям и сориентированы на внешнее психологическое воздействие при проведении мероприятий морально-психологической подготовки. Компенсировать данный недостаток могут только организованные соответствующим образом занятия рукопашным боем. Необходимо обратить внимание на опыт культивирования боевых искусств в армиях стран НАТО, расширение внутренних возможностей военнослужащих по преодолению боевых стрессовых факторов за счет освоения ими приемов психотехники.
В Вооруженных силах России занятиям рукопашным боем уделяется недостаточное внимание: нет единой системы подготовки и комплексного подхода. Как отмечает в своем выступлении вице-президент военно-спортивной ассоциации ”УНИБОС”, президент Международной ассоциации боевых искусств Шоу-Дао А.Н. Медведев: ”… в настоящее время в России вопросы специальной и физической подготовки офицеров и бойцов по-прежнему решаются разрозненными группами или отдельными специалистами, зачастую на низком профессиональном уровне. Отсутствует координация усилий на этом направлении, так как каждое ведомство, будь-то МО, ФСБ или МВД попутно решает свои задачи. Иногда используются не лучшие направления боевых искусств, забываются русские традиции и богатейший армейский опыт. Внутри самого Министерства обороны практические, методические и исследовательские разработки идут врозь. Да и люди, призванные решать эти вопросы, не всегда оказываются на высоте”.1
Психологическая
подготовка в боевых искусствах важнее
всякой другой, ибо главная цель ее – преодоление
страха. Ведь самые эффективные приемы
не помогут тому, кто боится врага. Страх
ограничивает, мешает, сковывает. Знаменитый
авторитет в области военной науки Карл
фон Клаузевиц: “Опасность и ответственность
не увеличивают в нормальном человеке
свободу и активность духа, но напротив,
действуют на него угнетающе”. Наконец,
известен научный факт, установленный
американскими психологами, наблюдавшими
за поведением военнослужащих на полях
сражений в годы Второй мировой войны:
в настоящем, а не в учебном бою правильно
действует, в лучшем случае, только четверть
бойцов. Три четверти отчаянно боятся
погибнуть и потому совершают одну ошибку
за другой.
У людей, переживающих страх, имеют место следующие психические состояния: ажитация (внешнее проявление - бегство), ступор (внешнее проявление -оцепенение), сумерки сознания (внешнее проявление - неуправляемая агрессия). Именно бегство, оцепенение или агрессия являются стереотипными способами “аварийного выхода” из таких ситуаций, где попавший в них человек не может найти приемлемый для себя выход.2
У подготовленного бойца любая угроза, любая опасность, любая агрессия должна вызывать не страх, а положительные (стенические) эмоции. Чтобы такое стало возможным, необходимо решить в процессе психологической подготовки две основные задачи:
Первая задача решается путем программирования личности (включая самопрограммирование); вторая – посредством визуализации (медитации) и самогипноза.
В идеале, оба этих пути должны соединяться в одно целое. Тогда человек даже в самой отчаянной ситуации действует свободно, легко, уверенно. Более того, у него проявляются такие возможности, о которых в обычной повседневной жизни он может только мечтать. Однако сверхвозможности не выходят на сцену просто по желанию. Нужна длительная, упорная, достаточно тяжелая подготовка. В связи со сказанным привожу простую, но очень важную схему психотренинга:
(обязательное условие
САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ
(использование сознания для внушения (отключение механизмов сознания,
себе
желаемых стереотипов поведения)
(сознание и бессознательная сфера
Таким образом, указаны общие направления и методы психологической подготовки бойца, проводимой в системе изучения боевых искусств. Учитывая данный положительный опыт морально-психологической подготовки военнослужащих армий стран НАТО, считаю целесообразным внедрить психологическую подготовку в системе изучения боевых искусств в практику морально-психологического обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации в рамках специальной психологической полготовки.
Заключение
В данной работе были рассмотрены: 1-ом разделе психотравмирующие факторы боя,2-ом разделе механизм их учета при организации МПО(начальный этап), что позволяет определиться с важностью такой проблемы, как психологическая подготовка, психологическое сопровождение и психологическая реабилитация личного состава и обязанностью каждого командира умело и качественно управлять должностными лицами и личным составом в целом по нахождению оптимальных вариантов подготовки всех категорий к предстоящим боевым действиям.
В 3-ем
разделе рассмотрены учет опыта
морально-психологической
Изучая
опыт морально-психологической
подготовки военнослужащих армий стран
НАТО, можно сделать вывод о
том, что большинство вышеперечисленных
способов морально-психологической
подготовки имеет место в
ВС Российской Федерации. Но
в современных условиях они не
получили должного распространения.
Рассмотренные формы и методы морально-психологической
подготовки имеют один существенный недостаток.
Они не охватывают вопросов самостоятельной
подготовки военнослужащим своей психики
к предстоящим действиям и сориентированы
на внешнее психологическое воздействие
при проведении мероприятий морально-психологической
подготовки. Компенсировать данный недостаток
могут только организованные соответствующим
образом занятия рукопашным боем. Учитывая
опыт морально-психологической подготовки
военнослужащих армий стран НАТО в сфере
расширения внутренних возможностей военнослужащих
по преодолению боевых стрессовых факторов
за счет освоения ими приемов психотехники,
считаю целесообразным внедрить психологическую
подготовку в системе изучения боевых
искусств в практику морально-психологического
обеспечения в Вооруженных силах Российской
Федерации в рамках специальной психологической
полготовки.
Слушатель 5 группы 4 факультета
майор А. ВАРДАНЯН
СПИСОК
использованной
в работе литературы
1. Военная психология. Под редакцией В.В.Шеляга, А.Д.Глоточки-
на, К.К.Платонова. Коллектив авторов.-М.,Военное издательство,
1972. -400c.
2. Подоляк Я.В. Практические вопросы военной психологии.
-М.,Воениздат, 1987г. -151с.
3.
Купленд Н. Психология и
В.М.Катеринича/. -2-е изд. -М., Воениздат, 1991. -96с.
4. Солдат и война. Под редакцией А.С.Желтова. Коллектив авторов.
-М., Военнное издательство, 1971.
5.
Мисюра В.Ф. Управление
жащих в условиях воинской деятельности. -М., Издание академии,
1994. -59с.
6. Воробьев И.Н. Принципы общевойскового боя. Военоо-теорети-
ческий труд. -М., Издание академии, 1992. -659с.
7.
Перевалов В.Ф. Подготовка
ности (вопросы теории и методики). -М.: ВПА, 1991. -204.
8. Психолого-педагогические проблемы деятельности командных
кадров. Учебное пособие. -М.: Издание академии, 1993. -350с.
Информация о работе Психотравмирующие факторы боя и механизм их учета при организации МПО