Психотравмирующие факторы боя и механизм их учета при организации МПО

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Боевая обстановка характеризуется поливариантностью психотравми-рующих факторов, длительность воздействия которых способствует возникновению изменений в психической деятельности людей, приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности и возникновению боевых психических травм.

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПО МПО.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

      Вышеперечисленные формы и методы морально-психологической  подготовки имеют один существенный недостаток. Они не охватывают вопросов самостоятельной подготовки военнослужащим своей психики к предстоящим действиям и сориентированы на внешнее психологическое воздействие при проведении мероприятий морально-психологической подготовки. Компенсировать данный недостаток могут только организованные соответствующим образом занятия рукопашным боем. Необходимо обратить внимание на опыт культивирования боевых искусств в армиях стран НАТО, расширение внутренних возможностей военнослужащих по преодолению боевых стрессовых факторов за счет освоения ими приемов психотехники.

     В Вооруженных силах России занятиям рукопашным боем уделяется недостаточное внимание: нет единой системы подготовки и комплексного подхода. Как отмечает в своем выступлении вице-президент военно-спортивной ассоциации ”УНИБОС”, президент Международной  ассоциации боевых искусств Шоу-Дао А.Н. Медведев: ”… в настоящее время в России вопросы специальной и физической подготовки офицеров и бойцов по-прежнему решаются разрозненными группами или отдельными специалистами, зачастую на низком профессиональном уровне. Отсутствует координация усилий на этом направлении, так как каждое ведомство, будь-то МО, ФСБ или МВД попутно решает свои задачи. Иногда используются не лучшие направления боевых искусств, забываются русские традиции и богатейший армейский опыт. Внутри самого Министерства обороны практические, методические и исследовательские разработки идут врозь. Да и люди, призванные решать эти вопросы, не всегда оказываются на высоте”.1

     Психологическая подготовка в боевых искусствах важнее всякой другой, ибо главная цель ее – преодоление страха. Ведь самые эффективные приемы не помогут тому, кто боится врага. Страх ограничивает, мешает, сковывает. Знаменитый авторитет в области военной науки Карл фон Клаузевиц: “Опасность и ответственность не увеличивают в нормальном человеке свободу и активность духа, но напротив, действуют на него угнетающе”. Наконец, известен научный факт, установленный американскими психологами, наблюдавшими за поведением военнослужащих на полях сражений в годы Второй мировой войны: в настоящем, а не в учебном бою правильно действует, в лучшем случае, только четверть бойцов. Три четверти отчаянно боятся погибнуть и потому совершают одну ошибку за другой.                        

     У людей, переживающих страх, имеют место следующие психические состояния: ажитация (внешнее проявление - бегство), ступор (внешнее проявление -оцепенение), сумерки сознания (внешнее проявление - неуправляемая агрессия). Именно бегство, оцепенение или агрессия являются стереотипными способами “аварийного выхода” из таких ситуаций, где попавший в них человек не может найти приемлемый для себя выход.2

      У подготовленного бойца любая  угроза, любая опасность, любая агрессия должна вызывать не страх, а положительные (стенические) эмоции. Чтобы такое стало возможным, необходимо решить в процессе психологической подготовки две основные задачи:

  • устранить из своей психики страх перед смертью;
  • научиться сражаться в бою без участия сознания, на “автопилоте”.  

     Первая  задача решается путем программирования личности (включая самопрограммирование); вторая – посредством визуализации (медитации) и самогипноза.

     В идеале, оба этих пути должны соединяться  в одно целое. Тогда человек даже в самой отчаянной ситуации действует  свободно, легко, уверенно. Более того, у него проявляются такие возможности, о которых в обычной повседневной жизни он может только мечтать. Однако сверхвозможности не выходят на сцену просто по желанию. Нужна длительная, упорная, достаточно тяжелая подготовка. В связи со сказанным привожу простую, но очень важную схему психотренинга:

                                            РАССЛАБЛЕНИЕ

                           (обязательное условие психотренинга) 

        САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ                                    САМОСОЗЕРЦАНИЕ   

 (использование сознания для внушения                  (отключение механизмов сознания,

себе  желаемых стереотипов поведения)                         контролирующих поведение) 

                                           СОСРЕДОТОЧЕНИЕ

                                      (сознание и бессознательная сфера

                                           сливаются через самогипноз)

      Таким образом, указаны общие направления  и методы психологической подготовки бойца, проводимой в системе изучения боевых искусств. Учитывая данный положительный опыт морально-психологической подготовки военнослужащих армий стран НАТО, считаю целесообразным внедрить психологическую подготовку в системе изучения боевых искусств в практику морально-психологического обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации в рамках специальной психологической полготовки.

    Заключение 

         В данной работе были рассмотрены: 1-ом разделе  психотравмирующие факторы боя,2-ом разделе механизм их учета при организации МПО(начальный этап), что позволяет определиться с важностью такой проблемы, как психологическая подготовка, психологическое сопровождение и психологическая реабилитация личного состава и обязанностью каждого командира умело и качественно управлять должностными лицами и личным составом в целом по нахождению оптимальных вариантов подготовки всех категорий к предстоящим боевым действиям.

    В 3-ем разделе рассмотрены учет опыта  морально-психологической подготовки военнослужащих армий стран НАТО для практики морально-психологического обеспечения в ВС РФ.

     Изучая  опыт  морально-психологической  подготовки военнослужащих армий стран НАТО, можно  сделать  вывод  о  том,  что  большинство  вышеперечисленных  способов  морально-психологической  подготовки  имеет  место  в  ВС  Российской Федерации.  Но  в современных условиях  они не  получили  должного  распространения. Рассмотренные формы и методы морально-психологической подготовки имеют один существенный недостаток. Они не охватывают вопросов самостоятельной подготовки военнослужащим своей психики к предстоящим действиям и сориентированы на внешнее психологическое воздействие при проведении мероприятий морально-психологической подготовки. Компенсировать данный недостаток могут только организованные соответствующим образом занятия рукопашным боем. Учитывая опыт морально-психологической подготовки военнослужащих армий стран НАТО в сфере расширения внутренних возможностей военнослужащих по преодолению боевых стрессовых факторов за счет освоения ими приемов психотехники, считаю целесообразным внедрить психологическую подготовку в системе изучения боевых искусств в практику морально-психологического обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации в рамках специальной психологической полготовки. 

   Слушатель 5 группы 4 факультета

                      майор                             А. ВАРДАНЯН 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК

использованной  в работе литературы 

     1. Военная психология.  Под редакцией В.В.Шеляга, А.Д.Глоточки-

на, К.К.Платонова.   Коллектив   авторов.-М.,Военное   издательство,

1972. -400c.

     2. Подоляк  Я.В.  Практические  вопросы   военной   психологии.

-М.,Воениздат, 1987г. -151с.

     3. Купленд Н. Психология и солдат./Пер.  с англ. А.Т. Сапрнова и

В.М.Катеринича/. -2-е изд. -М., Воениздат, 1991. -96с.

     4. Солдат и война. Под редакцией А.С.Желтова. Коллектив авторов.

-М., Военнное  издательство, 1971.

     5. Мисюра В.Ф. Управление психологическим  состоянием военнослу-

жащих в  условиях  воинской деятельности.  -М.,  Издание академии,

1994. -59с.

     6. Воробьев И.Н.  Принципы общевойскового боя.  Военоо-теорети-

ческий труд. -М., Издание академии, 1992. -659с.

     7. Перевалов В.Ф. Подготовка офицеров  к управленческой деятель-

ности (вопросы  теории и методики). -М.: ВПА, 1991. -204.

     8. Психолого-педагогические  проблемы  деятельности  командных

кадров. Учебное  пособие. -М.: Издание академии, 1993. -350с.

Информация о работе Психотравмирующие факторы боя и механизм их учета при организации МПО