Психотравмирующие факторы боя и механизм их учета при организации МПО

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Боевая обстановка характеризуется поливариантностью психотравми-рующих факторов, длительность воздействия которых способствует возникновению изменений в психической деятельности людей, приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности и возникновению боевых психических травм.

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПО МПО.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     Опыт  свидетельствует, что одновременность  воздействия множества психотравмирующих факторов боя, как правило, выводит из равновесия нервную систему. У любого здорового человека есть предел физиологической выносливости по отношению к психогенным вредностям и, когда этот предел пройден, может развиваться психическое расстройство.

      Оказание психологической помощи военнослужащим, получившим психические расстройства является важной и необходимой составной частью морально- психологического обеспечения боевых действии войск. Однако, нарушение психического равновесия не только наносит вред здоровью людей, снижает их боеспособность, но и в ряде случаев требует значительного времени. Достаточно отметить, что восстановление психофизиологических функций у военнослужащих, получивших боевые ранения в Нагорном  Карабахе, заканчивалось только спустя 2-3 месяца после выписки из госпиталей, а у тех, кто был свидетелем гибели своих товарищей и сам, по их выражению чудом остался жив, психические  процессы и профессиональные навыки восстановились спустя 3-5 лет.

      В связи с этим еще большую значимость приобретают профилактические мероприятия, направленные на подготовку. Действиям в обстановке высокого эмоционально-физического напряжения и предупреждения нервно - психических срывов.

      Основная  роль в формировании необходимых морально-психологических качеств и подготовке военнослужащих к бою принадлежит командиру, который не только лично определяем основные направления, формы, метода, способы и приемы этой работы управляет этим процессом, но и обучает подчиненных офицеров навыкам формирования у воинов психологических качеств, необходимых для ведения активных боевых действий.

      Развитие  психических расстройств самым  тесным образом связано с физическим состоянием организма. Поэтому меры их профилактики совпадают с общими задачами психогигиены и психопрофилактики, которые следует рассматривать как единый комплекс, единую систему мероприятий, направленных на укрепление и сохранение нервно-психического здоровья военнослужащих, создание оптимальных условий для психической деятельности воинов в боевой обстановке.

      В предупреждении возникновения и  развития психических травм чрезвычайно большое значение имеют эмоционально-волевые качества личности, такие как целеустремленность, самообладание, мужество, стойкость, смелость, храбрость, инициативность, решительность и др.

      В условиях боевой обстановки командирам важно поддерживать у военнослужащих высокий уровень морально - психологической готовности, который складывается из следующих основных составляющих:

      а) психофизиологической устойчивости, обусловленной физическим состоянием организма, основными свойствами его нервной системы;

      б) психической устойчивости, зависящей  от профессиональной подготовки и развития основных психических качеств личности; наличия специальных навыков и умений действовать в экстремальных ситуациях; способности к срочной мобилизации знаний для принятия решения; развития способности к оперативному (быстрому) мышление; наличии повышенной мотивации и установки на благополучный исход.

      Для выработки этих качеств необходимо постоянно в самых различных жизненных и профессиональных ситуациях накапливать опыт волевого поведения. Этому способствуют психологическая; подготовка, занятия физической культурой, включение в них упражнения, требующих смелости и т.п.

      Эффективным средством предупреждения нарушения психики служат специально направленные тренировки для формирования навыков наиболее полного расслабления мышц, установления спокойного ритма дыхания - саморегуляция.

      Психологическая подготовка повышает физическую и психическую  устойчивость к воздействию экстремальных условий боевых действий; развивает психофизиологические механизмы и психические функции, способствующие выполнению функциональных обязанностей, сохранению жизни и высокой работоспособности в любых осложнениях обстановки.

      Если  же говорить о психофизиологической подготовке, то ее основными задачами следует считать:

      1. Формирование устойчивости организма к воздействию факторов служебной деятельности.

      2. Укрепление здоровья и поддержание  высокой работоспособности личного состава за счет рационализации режима труда, отдыха и питания, постоянного медицинского контроля.

      3. Развитие и укрепление профессионально важных психофизиологических качеств военнослужащих.

      4. Проведение мероприятий по снижению эмоциональной напряженности служебной деятельности, быстрому и полному восстановлению работоспособности, по профилактике переутомлений. Этому способствуют психопрофилактика и психогигиена; совершенствование медицинского и профессионально-психологического отбора военнослужащих; психофизиологическое, обследование; организация активного отдыха; своевременное выявлена нервно-психических расстройств; обучение методам самонаблюдения, самоконтроля,, саморегуляции; аутогенные тренировки.

      Разработка  и обеспечение индивидуальных норм нагрузки.

      Участие должностных лиц части в обучении военнослужащих и совершенствовании их профессиональных качеств.

      Проведение  специальных занятий и тренировок к действиям в экстремальных условиях.

      Обучение  военнослужащих основным требованиям, способствующим сохранению здоровья и высокой работоспособности.

      Упражнений, на антиципацию (предвосхищение, предвидение), сущность которого заключается в образном представлении возникновения и развития нежелательной ситуации, проигрывании своих действий в этих условиях, так называемый эффект "уже виденного знакомого", т.е. отрабатывается стереотип поведения в экстремальных ситуациях;

      Идеомоторные упражнения - воображаемый проигрыш предстоящих действий с сопровождением или без сопровождения соответствующими двигательными актами с представляемыми или реальными органами управления вооружения и техники.

      Релаксидеомоторная тренировка - самостоятельный мысленный проигрыш основных элементов предстоящей деятельности на фоне общей релаксации (расслабления) организма с последующей его активацией.

      Осознавая значимость профилактических мероприятий, необходимо особо представлять опасность накопления людьми эмоционально-психической напряженности. Следует помнить,- что отдых требуется не только физический, но и психический. В боевой обстановке подразделения части должны периодически находиться в состоянии, когда личный состав не должен думать об угрозе нападения или о скором вступлении в бой. Это достигается периодической сменой и отводом их в тыл. Даже в условиях ведения непрерывных боевых действий равномерное распределение нагрузки разумная смена подразделений на активных участках будет способствовать решению этой задачи. К перенапряжению и нервному истощению ведет не только физическое напряжение, но и переживания. Поэтому система информации и подготовка к бою должны строиться с учетом охраны психики воина.  Солдат не должен находиться в напряжении если это не диктуется обстановкой, люди информируются о тяжестью предыдущего сражения, но при этом недопустимы запугивание и подавление уверенности в своих силах. Особую опасность в предбоевом периоде составляют панические слухи. Нужно учесть, что нередко они распространяются лицами с неустойчивой психикой.

      В предбоевой период не следует забывать, что бездействие, отсутствие занятости  людей, представляют им больше времени для углубления переживаний.

      Во время подготовки и в самом бою лучшей мерой предупреждения страха является активная деятельность. Подготовка к бою или деятельное участие в нем позволяют воину легче переносить эмоциональный фон окружающих событий.

      Психическое истощение бывает даже при отсутствии внешне заметной физической слабости. При этом у военнослужащих появляется снижение инициативы, теряется интерес к себе и окружающим событиям. Подавленное настроение у некоторых из них сочетается с бессонницей, раздражительностью. В таком состоянии люди начинают проявлять не свойственную им ранее придирчивость, озлобленность, циничность и недисциплинированность, оказывая отрицательное влияние на коллектив.

      Отсюда  становится понятной необходимость усиление внимания вопросам профилактики психических расстройств у военнослужащих. В армии США, например, комплекс мероприятии по предупреждению боевых психических травм и снижению их последствий определен в специальном полевом уставе FM 26-2 «Меры по предупреждению стресса в боевых действиях войск». К этим мерам устав относит.

      1.Эффективное  и устойчивое руководство войсками

      2. Высокий уровень боевой подготовки

      3. Физическую закалку личного состава

      4. Хорошее состояние его здоровья

      5. Умение солдат и офицеров расслабляться в сложных условиях боя, проводить самовнушение.

      Кроме того, в целях повышения устойчивости к стрессовым ситуациям, личный состав, участвующий в боевых действиях, по мнению американских специалистов, должен употреблять пищу особо богатую белками с высоким содержанием тирозина.

      Но, как показывают наблюдения, в боевой обстановке у военнослужащих резко  снижается аппетит, причем тем сильнее  чем выше напряженность боя. Поэтому  в боевой обстановке рекомендуется  назначение тирозина в виде таблеток, т.к тирозин не оказывает на организм вредного влияния, не обладает токсичностью даже в высоких дозах. Появляется возможность без существенных затрат найти с помощью этой аминокислоты (тирозин - это аминокислота, входящая в состав подавлявшего большинства пищевых белков) реальный путь к снижению воздействия стресса на здоровье и боеспособность личного состава.

      Командиру необходимо учитывать также, что  возникновению психических расстройств, необычных психических реакций могут способствовать и организационные недостатки (не оперативность и нерешительность должности лиц, их неуверенность и растерянность, необдуманные действия, хаотичные и нецелесообразные распоряжения и команды и т.п.), значит необходимо проявлять постоянную заботу о совершенствовании управленческих навыков подчиненных офицеров, повышении их психолого-педагогических знаний и умений. Таким образом, к числу важнейших направлений деятельности командных кадров по предупреждению психических расстройств у подчиненных следует отнести:

    1. Целенаправленное осуществление мероприятий психогигиены и психопрофилактики для подготовки психики воина к преодолению физических и эмоциональных перегрузок.
    2. Рациональное регулирование режима труда и отдыха, строгое выполнение распорядка дня, продуманная организация свободного от службы времени.
    3. Планомерное распределение физических и психических нагрузок, своевременная замена подразделений на передовой.
    4. Изучение личного состава, выявление лиц с неустойчивой психикой.
    5. Осуществление профилактических организационных, медицинских, психолого-педагогических мер для ослабления воздействий психотравмирующих факторов.
    6. Организация я проведение психологической и психофизиологической подготовки личного состава к действиям в раз личных условиях обстановки.
    7. Обучение военнослужащих основным приемам эмоционально-волевой саморегуляции.
    8. Формирование у командного состава навыков управления психическими состояниями подчиненных в различных условиях обстановки, совершенствование их управленческих навыков.

      Подготовка  военнослужащих к действиям в  условиях напряженной обстановки современного боя является важной задачей всех командиров и должностных лиц части (подразделений). Однако, психические расстройства, вызванные воздействием психотравмирующих факторов боя, являются самой сильной, не единственной причиной боевых психических травм. Структура личности и ее индивидуальные особенности также играют существенную роль в развитии психических срывов.

      На  травматизацию психики влияют конституциональные предпосылки: степень готовности к перенесению психического напряжения; механизм взаимодействия внешних и внутренних раздражителей; уровень развития и 'функционирование волевых качеств; способность восстанавливать душевное равновесие после перенесенных стрессов и др. , что отражает индивидуальное отношение , человека к травмирующим обстоятельствам (психотравмирующим факторам), сформированное в результате его личного жизненного опыта.

Информация о работе Психотравмирующие факторы боя и механизм их учета при организации МПО