Психотравмирующие факторы боя и механизм их учета при организации МПО

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Боевая обстановка характеризуется поливариантностью психотравми-рующих факторов, длительность воздействия которых способствует возникновению изменений в психической деятельности людей, приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности и возникновению боевых психических травм.

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПО МПО.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     Кроме того, в психологической помощи будут  нуждаться пораженные и пострадавшие, имеющие ранения и травмы, ожоги, отравления, воздействие ионизирующего излучения и т.п. Особую категорию будут представлять люди с черепно-мозговыми  травмами, влекущими психические расстройства.

     Во-вторых, необходимость восполнения потерь, сохранения боеспособности подразделений и частей обязывает предусматривать восстановление психического равновесия у легко травмированных и легко раненых военнослужащих непосредственно в условиях воинской части, а также правильно определять целесообразность и своевременность эвакуации личного состава для оказания специализированной психологической помощи в войсковых лечебных учреждениях.

     В-третьих, качественное и эффективное решение  этих задач в значительной мере будет определяться знанием командирами всех степеней индивидуально-психологических особенностей подчиненных, представлением механизма возникновения психических травм, пониманием основ психологической реабилитации, наличием навыков её организации и способности управлять системой реабилитационных мер в боевой обстановке.  

               РАЗДЕЛ  2 

           МЕХАНИЗМ УЧЕТА  ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ  ФАКТОРОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МПО.

    При организации процесса МПО боевых действий можно выделить четыре этапа:

      1 этап. Уяснение боевой задачи, распоряжения   старшего начальника   по    МПО, оценка условий выполнения задачи.

      2 этап. Психологическая подготовка   личного   состава   к предстоящему бою.

      3 этап. Поддержание и   наращивание морально-психологического превосходства над противником (психологическое сопровождение).

             4 этап. Оказание помощи военнослужащим, получившим боевые психические травмы (психологическая реабилитация).

     Всесторонне оценивая факторы(  в том числе и психотравмирующие), которые будут оказывать воздействие на морально- психологическое состояние личного состава,  командир обязан:

- оценить социально-политические условия обстановки;

-осуществить социально-политическую и   психологическую оценку противника;

-оценить   морально-психологическое  состояние  своих войск. 

    При оценке противника важно избегать оценки "вообще". Недостаточно просто иметь много данных о противнике, его сильных и слабых сторонах, а нужно уметь выявлять и всесторонне оценивать те из них, которые могут оказать влияние на МПС действий личного состава непосредственно в данном бою.

    Наиболее эффективна оценка МПС войск противника в сравнении с аналогичными показателями своих войск.

    Оценивая  свои войска, следует избегать недооценки тех реалий, с которыми мы можем встретиться с началом боевых действий. От однозначной оценки: "МПС высокое", надо уходить. За такой оценкой, как правило, скрывается незнание истинного положения дел. Необходимо исходить из того, что сегодня придется иметь дело с другим, чем прежде, человеческим материалом, неизбежно столкнуться с широким спектром настроений и разнообразными оттенками поведения личного состава, отражающими реалии сегодняшней действительности (нежелание служить, стремление покинуть Родину и т.п.).

    В период подготовки личного состава  к бою, исключительно важное значение приобретает необходимость дойти до каждого солдата и помочь ему утвердиться в победе над врагом.

     Значительная часть работы по морально-психологической подготовке личного состава к бою должна проводиться непосредственно в ротах (батареях), расчётах и экипажах. Мероприятия с большим привлечением военнослужащих должны быть сведены к минимуму.

    Особо важное значение имеет подбор и расстановка боевого актива, т. е. тех людей, которые будут должны в динамике боя и в критических ситуациях, непосредственно в боевых порядках влиять на военнослужащих, вселять в них уверенность и вести за собой.

    В дальнейшей своей работе командир вместе со своим заместителем по ВР и другими должностными лицами  определяет мероприятия, которые необходимо провести для подготовки  личного состава к предстоящим боевым действиям.

    В принципе работа командира  и весь механизм учета  факторов боя, влияющих на МПС личного состава при организации МПО нечем не отличается от   работы в целом по организации боя.

    Все требования по подготовке личного состава  к бою и в ходе боя будут  определены в указаниях по МПО.    
 
 
 
 

                                           РАЗДЕЛ 3.    

УЧЕТ  ОПЫТА  МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ  ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ АРМИЙ СТРАН НАТО ДЛЯ ПРАКТИКИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ВС РФ 

     Особенности  морально-психологической  подготовки  военнослужащих армий стран НАТО необходимо  учитывать  в  повседневной  деятельности наших  войск.    В  ходе  повседневной  деятельности  по  организации  морально-психологической  подготовки  основные  усилия  сосредотачиваются  на  формировании  понятий  о  модели  боевых  действий.  Первооснова  в  формировании  у  воинов  представлений о  боевых  действиях  принадлежит  устному  воздействию  командиров  и  специалистов  на  психику  личного  состава  с  целью  активизации  убеждений  и  накопления  представлений  об  условиях боя.  Достичь  этих  целей  можно,  применяя  различные группы  методов.

       Теоретические  методы:    убеждение, внушение.  Направлены  на  формирование  понятий  и  основ  модели  боя, формирование  у воинов  убеждений  в  необходимости  защиты  интересов  своей  страны.   Достигается  это  проведением  лекций,  бесед, собеседований  и т. п.  

        Практические  методы:    закрепление образной  модели  боя посредством  закалки  необходимых  профессиональных  качеств.  Достигается  это  в  повседневной   практической  деятельности  путем  проведения  практических  занятий,  тренировок  с  использованием  боевой  техники,  тренажеров,  имитаторов   на   учебных  полях  и  полигонах.  На  практических   занятиях    преодолеваются   отрицательные    воздействия  пребывания  в  специальных условиях (вождение  машин, пребывание  в  средствах  защиты  и  т.  д.)   и   формируются   необходимые    волевые  качества.     Через   определенные   промежутки   времени   обстановка  усложняется,  приближаясь  тем  самым  к  реальным  боевым  действиям  для  того,  чтобы   усложнить требования к пребыванию личного  состава  в  специальных  условиях.

     Изучая  опыт  морально-психологической  подготовки военнослужащих армий стран  НАТО, можно  сделать  вывод  о  том,  что  большинство  вышеперечисленных  способов  морально-психологической  подготовки  имеет  место  в  ВС  Российской Федерации.  Но  в  современных  условиях  они  не  получили  должного  распространения.  Это  обусловлено  тем, что  в  настоящее  время  в  соединениях  и  частях  проводится  сокращение  численности личного состава и в подразделениях    имеет  место  большой  некомплект.   Поэтому  осуществлять  ряд  мероприятий  по  морально-психологическому  обеспечению в  этих  условиях весьма  проблематично.

       Выводя положительное из  опыта   зарубежных  специалистов  необходимо   основной  упор  делать  на  практические  занятия,  так  как  высшей  формой    морально-психологического  обеспечения  являются  учения  и  маневры.  Главная  задача  командира  правильно их организовать. Необходимо основной  упор  делать  на  то,  что  главная  задача    морально-психологической  подготовки - помочь  личному  составу  преодолевать  трудности  и  тяжелые  физические  нагрузки,  с  которыми  воины  обязательно  столкнутся  в  бою.   Для этого все практические занятия, военные соревнования, учения  должны  насыщаться  элементами  риска, в  пределах  допустимого  для  мирного  времени, и  тем  самым  обеспечивать  действенную  тренировку  психики  солдат.

       Этой  цели можно достичь следующим путем:

      -  преодоление  сложных  препятствий,  водных  преград,  в  условиях  реальной  опасности  жизни  солдат (форсирование  танками  глубокой  реки  по  дну  и  вплавь);

       -  форсирование  водной  преграды   вплавь  с оружием и снаряжением и на  подручных средствах;

       -  обкатка  личного  состава  танками  и  передвижение  его  на  танках  с  последующим  спешиванием  на  ходу;

       - длительная  активная  деятельность  солдат  в  индивидуальных  средствах  защиты, с  использованием  имитаторов  ОВ;

       - совершение  продолжительных  маршей  пешком  и  в  сложных  условиях,  в  ночное  время (особое  значение  придается  при  совершении  марша  в  условиях  низких  температур);

       - передвижение  по  труднопроходимым  местам:  болотам,  лесным  массивам,  средневысотным  горам  и  т.п.

     Необходимо  отметить,  что  к  офицерам  в  плане  морально-психологической  подготовки  должны  предъявляться  более  высокие  требования,  поскольку  они  еще  в  большей мере  должны  обладать  такими  качествами,  как  решительность,  мужество,  высокий  профессионализм,  педагогические  способности,  чтобы  быть  лидером  в  моральном  плане.

     Поэтому  опыт  руководства  подчиненными,  создаваемый  в  различных  условиях  обстановки, является  важным  элементом  морально-психологической подготовки офицеров.

        При  проведении  психологической  подготовки  с  личным  составом  в  большей  степени  необходимо  уделять  внимание  особенностям  тех  условий  обстановки  того  региона,  где,  возможно,  будут  проводиться  боевые  действия.

        Учитывая  опыт  зарубежных  специалистов    необходимо  в    процессе   повседневной    деятельности    войск   использовать    наиболее  действенные  методы, например метод  “муштры”,  который  позволяет   действовать  автоматически   при   возникновении   паники,  страха,  и  тем  самым  обеспечивает  надежное  выполнение  боевых  приемов  при  чрезвычайных  психологических  нагрузках.

         При  проведении  занятий  необходимо  придерживаться  принципа:  чем  они  напряженнее,  тем  больше  способствуют  выработке  психологической  устойчивости.    Проводить   занятия,  на   которых   действия  военнослужащих  сопряжены  с  элементами  реальной  опасности.

         Так же  необходимо  отрабатывать  действия в  типовых  ситуациях,  которые  смоделированы  из  опыта  второй  мировой войны  и  различных  вооруженных конфликтов,   а  также  из   предполагаемых  условий   возможной  будущей   войны.  Одновременно  с  выработкой  психологической подготовленности  при  действиях  в  экстремальных  ситуациях  на  занятиях  воспитывать  агрессивность,  ненависть  и  беспощадность  к  противнику.

       Необходимо  проводить  занятия  в  условиях длительного  пребывания  в  боевой  готовности  в  течение  нескольких  дней  и  ночей,  сохраняя  при  этом  свою  боеспособность,  что  требует  не  только  знания,  но  и  полную  мобилизацию физических   и  моральных  сил,  а  также  сплоченности. 

        В  служебной  деятельности  учитывать  факторы,  сильно  сказывающиеся  на  психологической  устойчивости,  моральный  климат  сложившийся  в  подразделении,  свой  стиль  руководства,  преобладающие  групповые  и  личностные  интересы.

         Для  выработки  психологической  устойчивости  использовать  на  занятиях  специализированные  тренажеры, что  позволит  личному  составу  «воевать»  с  большим  напряжением  и  полной  отдачей,  объективно  и  точно  оценить  мастерство  и   эффективность   действий  каждого. Это  позволит  создать  на  занятиях  необходимую  напряженность  и  тем самым  способствовать  эффективности  морально-психологической  подготовки. 

         В  целях  эмоционального  воздействия  практиковать  показ  специально подобранных  художественных и  документальных  фильмов, организовывать   встречу  с  непосредственными   участниками   боевых  действий,  чтение  мемуарной  и  военно-исторической   литературы.

Информация о работе Психотравмирующие факторы боя и механизм их учета при организации МПО