Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:57, курсовая работа
Боевая обстановка характеризуется поливариантностью психотравми-рующих факторов, длительность воздействия которых способствует возникновению изменений в психической деятельности людей, приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности и возникновению боевых психических травм.
Кроме того, в психологической помощи будут нуждаться пораженные и пострадавшие, имеющие ранения и травмы, ожоги, отравления, воздействие ионизирующего излучения и т.п. Особую категорию будут представлять люди с черепно-мозговыми травмами, влекущими психические расстройства.
Во-вторых,
необходимость восполнения
В-третьих,
качественное и эффективное решение
этих задач в значительной мере будет
определяться знанием командирами всех
степеней индивидуально-психологических
особенностей подчиненных, представлением
механизма возникновения психических
травм, пониманием основ психологической
реабилитации, наличием навыков её организации
и способности управлять системой реабилитационных
мер в боевой обстановке.
РАЗДЕЛ 2
МЕХАНИЗМ УЧЕТА ПСИХОТРАВМИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МПО.
При организации процесса МПО боевых действий можно выделить четыре этапа:
1 этап. Уяснение боевой задачи, распоряжения старшего начальника по МПО, оценка условий выполнения задачи.
2 этап. Психологическая подготовка личного состава к предстоящему бою.
3 этап. Поддержание и наращивание морально-психологического превосходства над противником (психологическое сопровождение).
4 этап. Оказание помощи военнослужащим, получившим боевые психические травмы (психологическая реабилитация).
Всесторонне оценивая факторы(
в том числе и
- оценить социально-политические условия обстановки;
-осуществить социально-политическую и психологическую оценку противника;
-оценить
морально-психологическое
состояние своих
войск.
При оценке противника важно избегать оценки "вообще". Недостаточно просто иметь много данных о противнике, его сильных и слабых сторонах, а нужно уметь выявлять и всесторонне оценивать те из них, которые могут оказать влияние на МПС действий личного состава непосредственно в данном бою.
Наиболее эффективна оценка МПС войск противника в сравнении с аналогичными показателями своих войск.
Оценивая свои войска, следует избегать недооценки тех реалий, с которыми мы можем встретиться с началом боевых действий. От однозначной оценки: "МПС высокое", надо уходить. За такой оценкой, как правило, скрывается незнание истинного положения дел. Необходимо исходить из того, что сегодня придется иметь дело с другим, чем прежде, человеческим материалом, неизбежно столкнуться с широким спектром настроений и разнообразными оттенками поведения личного состава, отражающими реалии сегодняшней действительности (нежелание служить, стремление покинуть Родину и т.п.).
В период подготовки личного состава к бою, исключительно важное значение приобретает необходимость дойти до каждого солдата и помочь ему утвердиться в победе над врагом.
Значительная часть работы по морально-психологической подготовке личного состава к бою должна проводиться непосредственно в ротах (батареях), расчётах и экипажах. Мероприятия с большим привлечением военнослужащих должны быть сведены к минимуму.
Особо важное значение имеет подбор и расстановка боевого актива, т. е. тех людей, которые будут должны в динамике боя и в критических ситуациях, непосредственно в боевых порядках влиять на военнослужащих, вселять в них уверенность и вести за собой.
В дальнейшей своей работе командир вместе со своим заместителем по ВР и другими должностными лицами определяет мероприятия, которые необходимо провести для подготовки личного состава к предстоящим боевым действиям.
В принципе работа командира и весь механизм учета факторов боя, влияющих на МПС личного состава при организации МПО нечем не отличается от работы в целом по организации боя.
Все
требования по подготовке личного состава
к бою и в ходе боя будут
определены в указаниях по МПО.
УЧЕТ
ОПЫТА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
АРМИЙ СТРАН НАТО
ДЛЯ ПРАКТИКИ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ВС РФ
Особенности морально-психологической подготовки военнослужащих армий стран НАТО необходимо учитывать в повседневной деятельности наших войск. В ходе повседневной деятельности по организации морально-психологической подготовки основные усилия сосредотачиваются на формировании понятий о модели боевых действий. Первооснова в формировании у воинов представлений о боевых действиях принадлежит устному воздействию командиров и специалистов на психику личного состава с целью активизации убеждений и накопления представлений об условиях боя. Достичь этих целей можно, применяя различные группы методов.
Теоретические методы: убеждение, внушение. Направлены на формирование понятий и основ модели боя, формирование у воинов убеждений в необходимости защиты интересов своей страны. Достигается это проведением лекций, бесед, собеседований и т. п.
Практические методы: закрепление образной модели боя посредством закалки необходимых профессиональных качеств. Достигается это в повседневной практической деятельности путем проведения практических занятий, тренировок с использованием боевой техники, тренажеров, имитаторов на учебных полях и полигонах. На практических занятиях преодолеваются отрицательные воздействия пребывания в специальных условиях (вождение машин, пребывание в средствах защиты и т. д.) и формируются необходимые волевые качества. Через определенные промежутки времени обстановка усложняется, приближаясь тем самым к реальным боевым действиям для того, чтобы усложнить требования к пребыванию личного состава в специальных условиях.
Изучая опыт морально-психологической подготовки военнослужащих армий стран НАТО, можно сделать вывод о том, что большинство вышеперечисленных способов морально-психологической подготовки имеет место в ВС Российской Федерации. Но в современных условиях они не получили должного распространения. Это обусловлено тем, что в настоящее время в соединениях и частях проводится сокращение численности личного состава и в подразделениях имеет место большой некомплект. Поэтому осуществлять ряд мероприятий по морально-психологическому обеспечению в этих условиях весьма проблематично.
Выводя положительное из опыта зарубежных специалистов необходимо основной упор делать на практические занятия, так как высшей формой морально-психологического обеспечения являются учения и маневры. Главная задача командира правильно их организовать. Необходимо основной упор делать на то, что главная задача морально-психологической подготовки - помочь личному составу преодолевать трудности и тяжелые физические нагрузки, с которыми воины обязательно столкнутся в бою. Для этого все практические занятия, военные соревнования, учения должны насыщаться элементами риска, в пределах допустимого для мирного времени, и тем самым обеспечивать действенную тренировку психики солдат.
Этой цели можно достичь следующим путем:
- преодоление сложных препятствий, водных преград, в условиях реальной опасности жизни солдат (форсирование танками глубокой реки по дну и вплавь);
- форсирование водной преграды вплавь с оружием и снаряжением и на подручных средствах;
- обкатка личного состава танками и передвижение его на танках с последующим спешиванием на ходу;
- длительная активная деятельность солдат в индивидуальных средствах защиты, с использованием имитаторов ОВ;
- совершение продолжительных маршей пешком и в сложных условиях, в ночное время (особое значение придается при совершении марша в условиях низких температур);
- передвижение по труднопроходимым местам: болотам, лесным массивам, средневысотным горам и т.п.
Необходимо отметить, что к офицерам в плане морально-психологической подготовки должны предъявляться более высокие требования, поскольку они еще в большей мере должны обладать такими качествами, как решительность, мужество, высокий профессионализм, педагогические способности, чтобы быть лидером в моральном плане.
Поэтому опыт руководства подчиненными, создаваемый в различных условиях обстановки, является важным элементом морально-психологической подготовки офицеров.
При проведении психологической подготовки с личным составом в большей степени необходимо уделять внимание особенностям тех условий обстановки того региона, где, возможно, будут проводиться боевые действия.
Учитывая опыт зарубежных специалистов необходимо в процессе повседневной деятельности войск использовать наиболее действенные методы, например метод “муштры”, который позволяет действовать автоматически при возникновении паники, страха, и тем самым обеспечивает надежное выполнение боевых приемов при чрезвычайных психологических нагрузках.
При проведении занятий необходимо придерживаться принципа: чем они напряженнее, тем больше способствуют выработке психологической устойчивости. Проводить занятия, на которых действия военнослужащих сопряжены с элементами реальной опасности.
Так же необходимо отрабатывать действия в типовых ситуациях, которые смоделированы из опыта второй мировой войны и различных вооруженных конфликтов, а также из предполагаемых условий возможной будущей войны. Одновременно с выработкой психологической подготовленности при действиях в экстремальных ситуациях на занятиях воспитывать агрессивность, ненависть и беспощадность к противнику.
Необходимо проводить занятия в условиях длительного пребывания в боевой готовности в течение нескольких дней и ночей, сохраняя при этом свою боеспособность, что требует не только знания, но и полную мобилизацию физических и моральных сил, а также сплоченности.
В служебной деятельности учитывать факторы, сильно сказывающиеся на психологической устойчивости, моральный климат сложившийся в подразделении, свой стиль руководства, преобладающие групповые и личностные интересы.
Для выработки психологической устойчивости использовать на занятиях специализированные тренажеры, что позволит личному составу «воевать» с большим напряжением и полной отдачей, объективно и точно оценить мастерство и эффективность действий каждого. Это позволит создать на занятиях необходимую напряженность и тем самым способствовать эффективности морально-психологической подготовки.
В целях эмоционального воздействия практиковать показ специально подобранных художественных и документальных фильмов, организовывать встречу с непосредственными участниками боевых действий, чтение мемуарной и военно-исторической литературы.
Информация о работе Психотравмирующие факторы боя и механизм их учета при организации МПО