Психотравмирующие факторы боя и механизм их учета при организации МПО

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Боевая обстановка характеризуется поливариантностью психотравми-рующих факторов, длительность воздействия которых способствует возникновению изменений в психической деятельности людей, приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности и возникновению боевых психических травм.

Работа содержит 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ ПО МПО.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

      На  стрессовую ситуацию люди будут реагировать различно. Один и тот де человек по разному будет вести себя в различной психотравмирующей обстановке в зависимости от того, какой тип стрессора воздействует на него в данных условиях. Психические расстройства, как уже установлено выше, возникают при невозможности индивидуума адаптироваться к психическим стрессорам и обстоятельствам ими определяемыми. Исходя из этого, важнейшим средством предупреждения боевых психических травм становится изучение людей, знание их индивидуальных особенностей и учет их в управленческой деятельности командиров.

      Учет  индивидуально- психологических особенностей личности определяемые характером и темпераментом человека, позволяют прогнозировать поведение военнослужащего в различных ситуациях обстановки.

      Вот почему особую значимость имеют способность, навыки и опыт командных кадров в изучении подчиненного личного состава. Целенаправленно изучение индивидуально - психологических особенностей военнослужащих, повышение его качества и эффективности в значительной мере обусловливаются соблюдением существующих принципов изучения личности к ним следует отнести:

      1. Принцип целенаправленности, который предусматривает определенность целей изучения, причем, главная цель - это выявление того xоpoшerо что свойственно данной личности, ибо только через опору и дальнейшее развитие положительных качеств личности происходит как профессиональное совершенствование так и формирование важнейших качеств, в том числе и морально-волевых.

      2.Принцип  единства личности, сознания и  деятельности. Только через действия, через поступки и поведение  раскрываются отдельные психические  явления, а через различные  виды деятельности - личность. Это означает необходимость изучения людей в процессе их служебной и общественной деятельности, социального общения.

      3. Принцип комплексности требует  от командиров сопоставления  всех данных, получаемых при изучении  личных качеств. Объективная характеристика личности - результат работы не одного командира а всего командного состава.

      4. Принцип объективности обусловливает  необходимость взаимопроверки  полученной различными путями информации, строгого отделения предположений от убеждений, опирающихся на неопровержимые факты.

      5. Принцип динамичности подчеркивает, что личные качества человека  не постоянны, они более или  менее быстро меняются в процессе  его деятельности под влиянием обучения, воспитаниями самовоспитания, возраста и т.д. Кроме того, некоторые личные качества, изученные в обычных благоприятных условиях могут сказаться совершенно не свойственными тому же человеку в неблагоприятных, экстремальных условиях. Поэтому каждое качество личности целесообразно оценивать со следующих сторон:

      -степени выраженности и особенностей проявления в настоящее время

      изменения по сравнению с прошлым;

      -устойчивости при проявлениях его в усложненных и экстремальных

      условиях;

      -тенденции к дальнейшему развитию.

      6. Принцип личностного подхода  - являющийся общим принципом психологии. Он гласит о необходимости подхода к человеку именно как к целостной личности, с учетом всей его индивидуальности, своеобразия и неповторимости.

      Принцип структурного подхода предусматривает любое свойство личности рассматривать как часть целого (всей личности) и выявлять связи этой части как с другими частями личности так и с ней в целом.

      В психолого-педагогической практике наиболее широкое распространение получили такие методы изучения личности, как личные наблюдения в различных видах деятельности; изучение документов, индивидуальная беседа, эксперимент, анализ и обобщение независимых характеристик.

      Основными методами являются наблюдение и эксперимент.

      Наблюдение является планомерным изучением поведения, поступков, высказываний и деятельности исследуемого человека без вмешательства со стороны исследователя.

      Эксперимент - это преднамеренное вызывание или изменение исследователем изучаемых действий, деятельности или поведения исследуемой личности.

      Видами  эксперимента могут быть лабораторный (с использованием специальной аппаратуры - тренажеров, приборов и т.п.) и естественный, проводящийся в обычных естественных условиях (подача вводных и т.п.).

      Многие  сведения о личности могут быть получены с помощью специальных психологических методов, производных от наблюдения и эксперимента (беседа, анализ результатов деятельности, изучение документов и т.п.).

      Метод обобщения независимых  характеристик заключается в проведении психологических бесед с возможно более широким кругом лиц, знающих изучаемого человека, входят непосредственные и вышестоящие командиры, начальники, сослуживцы и т.д. Беседах каждым из них строится с глазу на глаз, в максимально доверительной обстановке, со скрупулезно соблюдаемой гарантией того, что сведения, которые могут так или иначе компрометировать кого-либо, в том числе и того, с кем ведется беседа, являются профессиональной тайной изучающего и не станут известны другим. Для создания более откровенной обстановки запись сведений, получаемых из беседы, желательно делать после ее окончания.

      Итогом  изучения индивидуальных особенностей личности является психологическая характеристика, включающая, как правило, следующие данные:

      -направленность личности, ее мотивы, интенсивность, устойчивость и действенность, другие интересы;

      -преобладающее черты характера, проявление характера в отношении к.другим людям, к себе, своей .служебной деятельности;

      -эмоционально-волевые особенности, преобладающий эмоциональный тонус, степень эмоциональной возбудимости, устойчивость эмоций, степень владения эмоциями, сила воли, настойчивость, решительность;.

      -особенности психомоторики: ловкость, точность и скорость реакции и движений, двигательные навыки, их перестройка и устойчивость в неблагоприятных условиях;

      -особенности восприятия, способность к распределению и переключению внимания, устойчивость внимания при длительном его напряжении, степень отвлекаемости, осмотрительность, наблюдательность;

      -особенности познавательных процессов: степень развития механической и смысловой памяти, быстрота протекания мыслительных процессов, критичность, самостоятельность, глубина мышления, сообразительность и находчивость, особенности речи;

      -преобладающие психические состояния в различных видах деятельности, формы проявления психических состояний.- вывод: общее развитие, наиболее характерные психологические особенности, прогноз дальнейшей служебной деятельности, возможные трудности в ходе службы, необходимые психологические, педагогические и медицинские мероприятия.

      Психологическая характеристика может быть в различной степени подробной или краткой, всесторонней или целенаправленной, но обязательно должна быть достоверной и объективной, т.е. опирающейся на конкретные факты деятельности характеризуемого, подтверждающей оценку особенностей его личности.

      Выявление лиц с эмоционально-волевой неустойчивостью, предрасположенных к психическим и нервным срывам в силу индивидуальных особенностей психики, в определенной мере возможно и с помощью методов профессионально-психологического отбора.

      В ходе боевых действий реакция военнослужащих на психотравмирующие факторы будет различной в силу различных индивидуально-психологических качеств людей и разнообразных восприятий стрессовых ситуаций. Это обусловит получение ими психических травм различной тяжести. Следовательно я оказание психологической помощи будет организовываться и осуществляться в зависимости от состояния травмированных.

      При осуществлении профилактических мер  и при организации психологической реабилитации военнослужащих командирам, важно учитывать и еще одну проблему, решение которой будет оказывать влияние на поддержание боеспособности части (подразделения).

      Характерной особенностью современных боевых действий будет использование различных видов оружия массового поражения, для ликвидации последствий применения которого потребуется создание специальных отрядов (подразделений).

      При выполнении задач в очагах поражения  военнослужащие, входящие в состав этих формирований, будут подвергаться чрезвычайно высоким психо-эмоциональным  и физическим напряжениям, в числе не благоприятных факторов, воздействующих на людей будут:

      -психически стресс, обусловленный витальной угрозой, угнетающий психику воздействием картин разрушений, физических страданий и увечий пострадавших, работ по извлечению погибших, ощущением неприятных запахов и т.п;

      -экстремальные физические нагрузки, усугубляемые необходимостью действовать в средствах индивидуальной зашиты;

      -работа в неудобных позах, обусловливающая повышение длительных статистических нагрузок на определенные группы мышц и суставы, сопровождающаяся болевыми ощущениями и вызывающая ускоренное развитие утомления;

      -агрессивное действие среда (токсичность, радиоактивность и т.п.), оказывающее воздействие на организм людей и усугубляющее психический стресс, связанный с осознанием угрозы жизни;

      -ограничение сна изнуряющий фактор;

      -климатические факторы (низкие иди высокие температуры. .повышенная влажность и т.н.).

      В этих условиях успешность деятельности во многом лимитируется человеческим фактором, способностью человека переносить невероятно тяжелые нагрузки, дефицит сна, воздействие на организм неблагоприятных экологических и других факторов. Характер деятельности специальных формирований, с учетом воздействия перечисленных факторов, требует специальных активных корригирующих и реабилитирующих мероприятий с целью форсирования восстановления работоспособности, профилактики неблагоприятных психофизиологических состояний.

      Система этих мер строится на базе общих. принципов, порядка и последовательности профилактических и реабилитационных воздействий на военнослужащих с учетом специфических особенностей выполняемых задач. Максимальная работоспособность и эффективная деятельность военнослужащих, назначаемых в формирования для работы в очагах поражения, может быть обеспечена комплексом мероприятий, включающих:

      -профессионально психологический отбор воинов;

      -обеспечение их экипировкой и снаряжением, включая и средства защиты, адекватными стоящей задаче;

      -соблюдение рационального режима труда и отдыха, недопущение эмоциональной и физической усталости;

      -организацию рационального режима питания по принципу лечебно- профилактического;

      -водоснабжение (из расчета 15 л/сут на одного человека);

      -активную коррекцию психофизиологического состояния, с целью повышения устойчивости к неблагоприятным факторам, восстановления и сохранения работоспособности.

      Рассмотрение  проблем профилактики психических  расстройств у военнослужащих позволяет сделать некоторые выводы:

      .во-первых, обстановка современного боя требует максимального напряжения физических и психо-эмоциональных сил военнослужащих;

      .во-вторых, предупреждению боевых психических травм, эффективному решению задач морально-психологического обеспечения деятельности войск будут способствовать:

      -организации психогигиены и психопрофилактики;.

      -регулирование режима труда и отдыха личного состава;

      -укрепление здоровья военнослужащих;

      -изучение людей, выявление лиц с неустойчивой психикой;

      -организация и проведение психологической подготовки;

      -привитие военнослужащим навыков эмоционально-волевой саморегуляции;

      -совершенствование управленческой деятельности командных кадров, формирование у них навыков управления в различных условиях обстановки.

      В третьих особое внимание должно быть уделено психологической подготовки военнослужащих, действующих передовых отрядов в составе такВД, подразделений разведки, инженерных войск а также в формированиях предназначенных для ликвидации последствий применения противником ОМП.

     Таким образом:

     Во-первых, тяжелые условия, свойственные боевой обстановке, характеризуются значительным количеством психотравмирующих факторов, которые воздействуя на организм военнослужащего, его нервную систему, существенно влияя на боевую работоспособность человека.

Информация о работе Психотравмирующие факторы боя и механизм их учета при организации МПО