Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:17, контрольная работа
Психология профессионального образования является отраслью психологической науки, реализуемой в процессе обучения человека специальным профессиональным знаниям, умениям, навыкам на протяжении его жизни (получение профессии, профессиональное становление, планирование карьеры, повышение квалификации, профессиональный рост).
В данной работе мы рассмотрим предмет, задачи данной отрасли знаний, а также её связь с другими науками.
Введение
От цели занятия зависит, какие методы следует использовать для усвоения темы и приобретения конкретных навыков: метод ситуационного анализа, ситуационные задачи и упражнения, анализ конкретных ситуаций, метод кейсов, метод "инцидента", метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, метод дискуссии и т.д.
Например, экспериментальная
программа, цель которой - выработка
каждым участником своего профессионального
стиля, осознание своих
1) на осознание своего профессионального "Я" и принятие себя в выбранной профессии;
2) на приобретение и отработку профессиональных навыков и умений;
3) на оказание
поддержки на этапе
В первую часть
программы профессионального
Исходя из цели программы, в ходе тренинга решаются следующие задачи:
Ш выявить профессиональные позиции участников;
Ш осмыслить свое восприятие выбранной профессиональной сферы в целом и конкретной специальности в частности;
Ш проанализировать процесс получения знаний, в том числе самостоятельно, упорядочить собственные мысли, помогая себе двигаться дальше;
Ш выявление и осознание профессиональных стереотипов;
Ш рефлексия составляющих профессионального образа и вербализация жизненных и профессиональных ценностей и принципов;
Ш развитие навыков долгосрочного планирования в профессиональной и личной сфере;
Ш осознание возможных препятствий на пути к профессиональным целям. Подводя итоги, хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что в большинстве вузов отсутствуют программы, которые позволили бы студентам-первокурсникам осознать правильность своего профессионального выбора, а выпускникам получить необходимую поддержку в период профессионального становления. Поэтому, на наш взгляд, работа, которую мы начали, кажется необходимой и своевременной.
Заключение
Нестабильность современного мира объективно задает трудности юношеского самоопределения. Диагностика и прогнозирование особенностей становления и функционирования последнего дадут возможность решить многие психологические задачи: способствовать нахождению старшеклассником разнообразных граней своего "Я", формированию способности строить собственный внутренний мир, использовать его образования в поиске собственной позиции и реализовывать ее в ситуации неопределенности. Профессионально организованная помощь в самоопределении позволит старшекласснику позитивно воспринимать собственное "Я" и быть готовым к его изменениям, выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими, достойно представлять себя в новой ситуации жизнедеятельности.
Список литературы
1. Божович, Л.И.
Проблемы формирования
2. Душков, Б.А.
Психология труда,
3. Пряжников,
Н.С.
4. Вачков, И. Основы
технологии группового
5. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е.А.Климов. - Обнинск: Принтер, 2009.
6. Макшанов, СИ. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: монография / С.И.Макшанов. - СПб.: Образование, 2007.
7. Панфилова,
А.П. Основы менеджмента.
Профессиональное
Дошкольное детство. Общеизвест
Важное
значение для дальнейшего
Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение имеют знания о труде взрослых. Для их формирования оправданно наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда.
Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий
Младший школьный возраст. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция.
Вторая важная особенность детей этого возраста — мотивация достижений, и, конечно, прежде всего в ведущей деятельности — учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии.
Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.
Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.
Подростковый возраст — это период первичной, амбивалентной оптации. Отрочество — один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы «настоящих взрослых». Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению:
Дифференцированное
отношение к разным учебным предметам,
занятия в кружках
Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.
Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности.
В 14— 15
лет крайне сложно выбрать профессию.
Профессиональные намерения диффузны,
неопределенны. Профессионально
Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.
На
основе оценки своих способностей и
возможностей, престижа профессии и
ее содержания, а также социально-
Таким
образом, для старших подростков
и для девушек и юношей актуальным
является учебно-
Юность. В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях.
Общеобразовательная
школа с ее романтическими устремлениями
и профессионально ориентированными
мечтами осталась в прошлом. Желаемое
будущее стало настоящим. Однако многие
переживают неудовлетворенность и разочарование
в сделанном (вынужденно или по желанию)
выборе учебно-
У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение будущей социально-профессиональной роли способствует конституированию себя как представителя определенного профессионального сообщества.
Молодость (до 27 лет). Это возраст социально-профессиональной активности. Позади остались сомнения в правильности сделанного профессионального выбора, Как правило, уже имеются определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщением профессиональным трудом.
Отсутствие реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры актуализируют рефлексию своего бытия, порождают самоанализ и самооценку «Я-концепции».
Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей.
Перечислим некоторые из них:
■ совершенствование и повышение профессиональной квалификации;
■ инициирование повышения в должности и смена работы;
■ выбор
смежной специальности или
Очевидно одно: для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену места работы или профессии.
Зрелость. Это наиболее продуктивный
возраст — период реализации себя как
личности, использования своего профессионально-
Полная
погруженность в
Все эти профессионально обусловленные изменения способствуют профессиональному самоутверждению, конституируют самоопределение личности в профессиональной культуре и означают полную интеграцию в профессиональную среду.
Информация о работе Психолого-педагогические условия формирования нравственности школьников