Психолого-педагогические условия формирования нравственности школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Психология профессионального образования является отраслью психологической науки, реализуемой в процессе обучения человека специальным профессиональным знаниям, умениям, навыкам на протяжении его жизни (получение профессии, профессиональное становление, планирование карьеры, повышение квалификации, профессиональный рост).
В данной работе мы рассмотрим предмет, задачи данной отрасли знаний, а также её связь с другими науками.
Введение

Работа содержит 1 файл

контрольная готовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

От цели занятия  зависит, какие методы следует использовать для усвоения темы и приобретения конкретных навыков: метод ситуационного  анализа, ситуационные задачи и упражнения, анализ конкретных ситуаций, метод  кейсов, метод "инцидента", метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, метод дискуссии и т.д.

Например, экспериментальная  программа, цель которой - выработка  каждым участником своего профессионального  стиля, осознание своих профессиональных возможностей, определение путей профессионального роста, включает три этапа, которые соответственно направлены:

1) на осознание  своего профессионального "Я"  и принятие себя в выбранной  профессии;

2) на приобретение  и отработку профессиональных  навыков и умений;

3) на оказание  поддержки на этапе профессионального  становления и адаптации молодых  специалистов.

В первую часть  программы профессионального самоопределения  студентов мы включили тренинг профессионального  осознания. Используемые в тренинге технологии игрового имитационного моделирования активизируют учебный процесс и способствуют решению триединой задачи: понимание своего профессионального Я, принятия себя в профессии, управление собою в профессиональных ситуациях и в целом - своим профессиональным развитием.

Исходя из цели программы, в ходе тренинга решаются следующие задачи:

Ш выявить профессиональные позиции участников;

Ш осмыслить  свое восприятие выбранной профессиональной сферы в целом и конкретной специальности в частности;

Ш проанализировать процесс получения знаний, в том числе самостоятельно, упорядочить собственные мысли, помогая себе двигаться дальше;

Ш выявление  и осознание профессиональных стереотипов;

Ш рефлексия  составляющих профессионального образа и вербализация жизненных и профессиональных ценностей и принципов;

Ш развитие навыков  долгосрочного планирования в профессиональной и личной сфере;

Ш осознание  возможных препятствий на пути к  профессиональным целям. Подводя итоги, хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что в большинстве вузов отсутствуют программы, которые позволили бы студентам-первокурсникам осознать правильность своего профессионального выбора, а выпускникам получить необходимую поддержку в период профессионального становления. Поэтому, на наш взгляд, работа, которую мы начали, кажется необходимой и своевременной.

 

Заключение

Нестабильность  современного мира объективно задает трудности юношеского самоопределения. Диагностика и прогнозирование  особенностей становления и функционирования последнего дадут возможность решить многие психологические задачи: способствовать нахождению старшеклассником разнообразных граней своего "Я", формированию способности строить собственный внутренний мир, использовать его образования в поиске собственной позиции и реализовывать ее в ситуации неопределенности. Профессионально организованная помощь в самоопределении позволит старшекласснику позитивно воспринимать собственное "Я" и быть готовым к его изменениям, выстраивать конструктивные взаимоотношения с окружающими, достойно представлять себя в новой ситуации жизнедеятельности.

 

Список литературы

1. Божович, Л.И.  Проблемы формирования личности/ Л.И.Божович. -- М., 2009.

2. Душков, Б.А.  Психология труда, профессиональной, информационной и организационной  деятельности/ Б.А.Душков, Б.А.Смирнов, А.В.Королев. -- М., 2009.

3. Пряжников,  Н.С. Психологическийсмыслтруда/Н.С.  Пряжников.-- М., 2008.

4. Вачков, И. Основы  технологии группового тренинга: психотехники: учеб. пособие / И.Вачков. - М.: Ось-89, 2008.

5. Климов, Е.А.  Развивающийся человек в мире профессий / Е.А.Климов. - Обнинск: Принтер, 2009.

6. Макшанов, СИ. Психология тренинга: Теория. Методология.  Практика: монография / С.И.Макшанов. - СПб.: Образование, 2007.

7. Панфилова,  А.П. Основы менеджмента. Полное  руководство по кейс-технологиям  / А.П.Панфилова, Л.А.Громова, И.А.Богачек, В.А.Абчук / под ред. В.П.Соломина - СПб.: Питер, 2007.

 

Профессиональное  самоопределение

Профессиональное самоопределение  на разных стадиях становления личности

Дошкольное детство. Общеизвестно стремление детей в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность. В дошкольном возрасте широкое распространение получают сюжетно ролевые игры, часть из них имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, воспитателей, водителей транспортных средств, поваров и др.

Важное  значение для дальнейшего профессионального  самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы — выполнение несложных  действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений и др. Эти трудовые действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых.

Положительное влияние на дальнейшее профессиональное самоопределение имеют знания о труде взрослых. Для их формирования оправданно наблюдение за работой взрослых, а затем описание содержания труда.

Результатом профессионально-ролевых игр, выполнения простейших видов труда, наблюдения за трудом взрослых становится «самоопределение»  дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий  

 

Младший школьный возраст. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым. Отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых: учителей, родителей, родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция.

Вторая  важная особенность детей этого  возраста — мотивация достижений, и, конечно, прежде всего в ведущей  деятельности — учебе. Осознание  ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии.

Развитие  способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.

Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как  воссоздающего, так и продуктивного (творческого). На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности. 

 

Подростковый возраст — это период первичной, амбивалентной оптации. Отрочество — один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы «настоящих взрослых». Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению:

Дифференцированное  отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного  и технического творчества формируют  у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.

Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения.  

 

Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста — выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми девушками и юношами, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности.

В 14— 15 лет крайне сложно выбрать профессию. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные  мечты и романтические устремления  реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии — осознания собственного «Я» (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?). Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы. Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профлицеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован.

Психологически  более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы  девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни прежде всего будут зависеть от правильного выбора профессии.

На  основе оценки своих способностей и  возможностей, престижа профессии и  ее содержания, а также социально-экономической  ситуации девушки и юноши прежде всего самоопределяются в путях  получения профессионального образования  и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду.

Таким образом, для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение — осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.

Юность. В возрасте 16 — 23 лет подавляющее большинство девушек и юношей получают профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях.

Общеобразовательная школа с ее романтическими устремлениями  и профессионально ориентированными мечтами осталась в прошлом. Желаемое будущее стало настоящим. Однако многие переживают неудовлетворенность и разочарование в сделанном (вынужденно или по желанию) выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт.

У большинства  же девушек и юношей в ходе профессионального  обучения укрепляется уверенность  в оправданности сделанного выбора. Идет неосознаваемый процесс кристаллизации профессиональной направленности личности. Постепенное усвоение будущей социально-профессиональной роли способствует конституированию себя как представителя определенного профессионального сообщества. 

 

Молодость (до 27 лет). Это возраст социально-профессиональной активности. Позади остались сомнения в правильности сделанного профессионального выбора, Как правило, уже имеются определенный профессиональный опыт и место работы. Актуальным становится профессиональный рост. Часть сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщением профессиональным трудом.

Отсутствие  реальных профессиональных достижений, неопределенность перспектив карьеры  актуализируют рефлексию своего бытия, порождают самоанализ и самооценку «Я-концепции».

Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей.

Перечислим  некоторые из них:

■ совершенствование  и повышение профессиональной квалификации;

■ инициирование  повышения в должности и смена  работы;

■ выбор  смежной специальности или новой  профессии.

Очевидно  одно: для многих молодых людей к 30 годам вновь актуальной становится проблема профессионального самоопределения. Возможны два пути: либо оставаться в избранной профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену места работы или профессии.

Зрелость. Это наиболее продуктивный возраст — период реализации себя как личности, использования своего профессионально-психологического потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью, Индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм позволяет личности реализовать и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, максимально выражающей запредельные возможности человека.

Полная  погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния — профессионального оптимизма.

Все эти  профессионально обусловленные изменения способствуют профессиональному самоутверждению, конституируют самоопределение личности в профессиональной культуре и означают полную интеграцию в профессиональную среду.

Информация о работе Психолого-педагогические условия формирования нравственности школьников