Психолого-педагогические условия формирования нравственности школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Психология профессионального образования является отраслью психологической науки, реализуемой в процессе обучения человека специальным профессиональным знаниям, умениям, навыкам на протяжении его жизни (получение профессии, профессиональное становление, планирование карьеры, повышение квалификации, профессиональный рост).
В данной работе мы рассмотрим предмет, задачи данной отрасли знаний, а также её связь с другими науками.
Введение

Работа содержит 1 файл

контрольная готовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

 

      2. Место психологии  профессионального образования  в системе научных знаний

 

  
      

Педагогическая  отрасль человеческих знаний не развивается  изолированно от других наук о человеке. Успехи ученых в разработке педагогических инноваций чаще всего достигаются  в результате межнаучного подхода  к объектам исследований. Именно на стыке педагогических наук с другими науками о человеке чаще всего происходят открытия. Изоляция педагогики от других наук - причина низкой эффективности ее разработок, неубедительности  практических рекомендаций и предписаний.      

Педагогика  профессионального образования заимствует и интерпретирует применительно к предмету своего исследования многие идеи других наук, помогающие глубже проникать в сущность профессионального воспитания и разрабатывать его теоретические основы, идеи других наук служат непосредственной основой для разработки конкретных профессионально-педагогических проблем. Педагогика профессионального образования развивается и совершенствуется, опираясь на свои связи с философией, социологией, психологией и другими науками.   
    К числу наиболее продуктивных факторов развития педагогической науки следует отнести ее взаимосвязь с  философией. В ней наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, законы развития и его движущие силы. субъективный и объективный детерминизм педагогических явлений и многие другие. Способствуют развитию исследовательского мышления и такие разделы философии, как материалистическая диалектика и теория познания (гносеология).       

Педагогика  органически связана с психологией. Между ними существует несколько узлов связи. Главный из них — предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное. как целенаправленное изменение этой психики (мышления, деятельности). Следовательно, оно не может осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями. Второй узел связи двух наук — показатели и критерии обученности и воспитанности личности.      

Степень продвинутости знаний личности регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, оперативным способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации, приемами предметной эвристики и многим другим показателям Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения. стереотипах, навыках деятельности и суждений.   
     Межнаучные связи двух отраслей знания имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (психометрия. парное сравнение, рейтинг, психологические тесты и др.) Базовые понятия психологии, оказавшись в педагогической лексике, расширяют её, захватывают и область образования, воспитания, науку о них. В структуре социологического отражения действительности развиваются и такие специальные отрасли, как, например, социология образования, воспитания, социология студенчества, социология города, деревни, здоровья и т д. Социология рассматривает специальные вопросы социализации личности. Конкретно-социологические исследования дают богатый эмпирический материал, позволяющий вести процесс профессионального воспитания и профессионального обучения целенаправленно и предметно.      

К  числу  партнеров педагогики профессионального образования в соответствующих условиях при исследовании определенных образовательно-воспитательных проблем оказываются  и многие другие науки: юриспруденция, экономика, демография,  информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история,   технические и фундаментальные науки.  

 

      Заключение

 

  
      

Итак, мы рассмотрели основы психологии профессионального  образования как науки.       

Основной  задачей психологии профессионального  образования можно назвать изучение основных закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития, а также психологических особенностей субъектов профессионального образования и их взаимодействия.      

Предметом психологии профессионального образования  являются:

    1. возрастные и индивидуальные особенности личности в системе профессионального образования;
    2. человек как субъект профессиональной деятельности;
    3. психологические основы профессионального обучения;
    4. психологические аспекты профессиональной деятельности.

 

      Психология  профессионального образования  тесно связана с философией, социологией, медициной, экономикой, юриспруденцией, статистикой, математикой, историей, информатикой, этнологией, и другими науками, поскольку находится на стыке наук о человеке, его роли в обществе, социальной позиции относительно разных профессий в разных странах, разных социальных группах и собственных физиологических и психологических особенностей. 

 

      Список литературы

 

  

    1. Буланова-Топоркова  М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2002.
    2. Зеер Э. Психология профессионального образования: Учебное пособие для студентов, аспирантов, педагогов. - М., 2006.
    3. Красникова Е.А.Этика и психология профессиональной деятельности.
    4. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1997.
    5. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. А.В. Петровского. - М., 1986.

 

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

самоопределение личность профессиональный подростковый

Современная социальная реальность, характеризующаяся ломкой системы ценностей, отсутствием  жестко структурированных нормативных моделей, своеобразно представлена в сознании подрастающего поколения. Изменились не только социально-экономические нормы и ценности, но и психологические, которые не образуют четко структурированных моделей поведения, необходимых для усвоения ребенком. В итоге современный подросток оказывается не только на традиционном возрастном "перекрестке" выбора в самом широком смысле этого слова, но выбор затрудняется тем, что часто к нему поступает противоречивая информация.

Важным является и то, что образ профессии как когнитивное и эмоциональное образование в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ профессионала во многом был связан с образом конкретных людей и их профессиональными ценностями ( иногда это был собирательный образ, но он был конкретен и способствовал процессу идентификации ). Сейчас можно наблюдать, что в некоторой степени "идеальный образ профессионала" заменен на "идеальный образ жизни". Неопределенность ценностных представлений о самой профессии смещает ориентиры на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии, которая уже выступает средством достижения этого образа жизни, а не его существенной частью.

Сегодня для  старшего поколения надежда на будущее счастье детей все теснее связывается с констатацией собственного тотального неуспеха. Подобное сочетание определяется как синдром делегирующего родителя. Родители, не имеющие позитивного образа собственного социального будущего, переносят ответственность за него на своего ребенка. У делегирующих родителей обычно существует четкое представление о том, что должен делать их ребенок, чтобы быть успешным, причем точка зрения подростка на этот счет обычно не принимается во внимание. Таким образом, делегирующее поведение родителей является одним из факторов, который, умножаясь на общую дестабилизацию социальной жизни, может провоцировать формирование у подростка ощущение собственной зависимости и тревожности, затрудняя процессы социального самоопределения.

Ряд социально-психологических  исследований показывает, что современная  школа во многом затрудняет процесс  юношеского самоопределения. Так, существуют данные, свидетельствующие, что высокая  успеваемость старшеклассников связана  с очень жесткими социальными установками подростка, с одномерными представлениями о жизни и о себе, с ригидным подходом к собственному будущему. Поэтому критерии оценки школьной успешности оказываются обратно пропорциональны таким личностным качествам, как социальная лабильность и персональная идентичность, служащим определенной основой для становления и развития процессов самоопределения в юношеском возрасте.

2. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Ежегодно тысячи выпускников вузов начинают искать применение своим силам и способностям "во взрослой жизни". Однако, как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами трудоустройства. Для определения путей решения данной проблемы необходимо вначале раскрыть сущность используемых понятий.

Анализ отечественных  и зарубежных работ по проблеме исследования свидетельствует о том, что проблема самоопределения привлекает внимание широкого круга исследователей. У  истоков разработки проблемы профессионального  самоопределения стоял выдающийся немецкий психолог Г.Мюнстерберг (1863--1916). Ряд исследователей связывают явление самоопределения с возрастными закономерностями развития (Л.И.Божович, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, И.А.Шавир); другие рассматривают самоопределение в связи с поиском смысла жизни (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Т.В.Кудрявцев, С.Л.Рубинштейн, З.И.Рябикина, В.И.Шегурова); а некоторые проводят исследование самоопределения с точки зрения взаимодействия индивида и общества (М.Р.Гинзбург, Г.Д.Ников, А.В.Петровский, В.Ф.Сафин, Т.В.Снегирева). Вместе с тем далеко не все аспекты данной проблемы проработаны как в теоретическом, так и в экспериментальном плане. Об этом свидетельствует отсутствие единого подхода к определению самого понятия "самоопределение" и единой точки зрения на его структуру.

В литературе отмечается, что интерес к самоопределению  личности привел к многочисленным попыткам раскрыть сущность данного процесса. С этой целью ряд исследователей выделяет его частные формы: личностное, социальное, профессиональное, ролевое, нравственное, самоопределение в культуре и в семейно-бытовой сфере (И.С.Кон, Г.Д.Ников, В.Ф.Сафин, И.А.Шафир). В то же время такие авторы, как М.Р.Гинзбург, Г.С.Кожухарь, А.К.Маркова, Н.С.Пряжников трактуют личностное самоопределение как целое по отношению к его частным формам (профессиональному, социальному, ролевому и т.п.). Многие авторы подчеркивают сложную взаимосвязь и взаимозависимость личностного и профессионального самоопределения взрослого человека.

На наш взгляд, необходимо отметить такую особенность самоопределения личности, как устремленность в будущее, зависимость от ценностей, лежащих в основе целеполагания и осмысленности жизни, связь с выбором профессии, которые проявляются в его частных формах, в том числе профессиональном самоопределении.

Имеется большое количество экономических, социологических и психолого-педагогических исследований, посвященных содержанию профессионального самоопределения (К.А.Абульханова-Славская, В.А.Бодров, В.В.Водзинская, Н.Ф.Гейжан, М.Р.Гинзбург, Э.Гинцберг, Е.И.Головаха, Г.Е.Залесский, А.В.Карпов, Е.А.Климов, Г.С.Кожухарь, И.С.Кон, А.А.Кроник, Б.Р.Круглов, С.П.Крягжде, А.И.Кудрявцев, А.К.Маркова, Ф.Парсон, Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова, З.И.Рябикина, Д.Сыопер, М.Х.Титма, Д.Холланд, А.Р.Фонарев, В.Ю.Шегурова, Э.Шпрангер, В.М.Шубкин и др.), что свидетельствует о сложности профессионального самоопределения, его культурно-исторической обусловленности.

В литературе профессиональное самоопределение рассматривается  как сложный динамический процесс  формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, формирования адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа профессионала. На профессиональный выбор молодых людей оказывает влияние фактор времени. В литературных источниках обозначено, что в 60-е годы XX века молодежь интересовали профессии умственного труда; в 80-е годы прошлого века для молодых людей, стоящих перед выбором профессии, наиболее значимыми факторами этого выбора были: престижность профессии (социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профессии, и принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга (Л.В.Климов, И.Ю.Кулагина, Н.Подлеснова, Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова).

Проведенный нами опрос студентов вузов Н.Новгорода показал, что современные молодые люди при выборе вуза и профессии, кроме фактора престижности (профессии и вуза), выделяют материальный фактор ("хорошая зарплата в будущем") и фактор эксклюзивности профессии ("таких специалистов мало"). Полученные же нами ответы на вопрос: "Что изменилось в вашем отношении к выбранной специальности за время обучения в вузе?" настораживают, так как только 50% выпускников вузов остались верны своему выбору, 29% еще не поняли, правильный ли выбор был ими сделан, а 21% к последнему курсу осознал, что "данная профессия не для меня".

3. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Проблема профессионального  самоопределения студентов вузов - это проблема, решение которой  сегодня определяет эффективность работы вузов в целом и успешное начало профессиональной деятельности молодых специалистов в частности. Успешность профессионального самоопределения студентов зависит не только от усвоенных знаний по изучаемым дисциплинам учебного плана, а и от приобретенных навыков применять эти знания на практике. В связи с этим наличие в вузах специальных программ профессионального самоопределения студентов, которые включали бы профессионально насыщенную практику, четко спланированную самостоятельную работу студентов, тренинги, деловые, ролевые игры и все, что способствует приобретению практических, профессионально необходимых навыков будущих специалистов -- это веление сегодняшнего дня.

В основу разработанной  нами экспериментальной программы  положены основные компоненты профессионального самоопределения, упоминающиеся в литературе, а именно: ценностно-нравственная, планировочная, информационная и эмоциональная составляющие. Ценностно-нравственная предполагает поиск смысла профессиональной деятельности и согласованность ценностных ориентации личности; планировочная отражает степень сформированное личного профессионального плана (включая его определенность, полноту, осознанность, обоснованность, устойчивость); информационная показывает уровень информированности о профессии; эмоциональная подразумевает развитие положительной оценки себя как профессионала.

Среди средств, используемых нами в процессе реализации программы, особое место занимает психологический  тренинг. Именно тренинг как один из методов активного обучения способствует развитию личности студента, позволяет сделать ситуацию предсказуемой и понятной для обучающихся, такой, чтобы они сами могли делать выбор, принимать самостоятельные решения.

В тренинговых  программах должны быть сформулированы четкие цели. При этом ведущий тренинг преподаватель помнит, что поставленные цели не имеют смысла, если они не осознаны обучающимися. Цели объясняют студентам, что они изучают, зачем работают, как могут наработанный материал использовать в будущем в своей профессиональной деятельности. Они улучшают обратную связь между преподавателем и студентами и обеспечивают возможность осмысленного контроля и самоконтроля за результатом деятельности.

Цель занятия  программирует результат. Вначале  формулируется обобщенная цель, далее  она конкретизируется. Обобщенная цель описывает представление преподавателя о желаемом результате занятия -- чему студенты должны научиться. Конкретизированная цель описывает, что студенты будут уметь делать, знать. Поэтому важным этапом является осознание целей, обозначенных преподавателем, самими студентами.

Информация о работе Психолого-педагогические условия формирования нравственности школьников