Психолого-педагогические условия формирования нравственности школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Психология профессионального образования является отраслью психологической науки, реализуемой в процессе обучения человека специальным профессиональным знаниям, умениям, навыкам на протяжении его жизни (получение профессии, профессиональное становление, планирование карьеры, повышение квалификации, профессиональный рост).
В данной работе мы рассмотрим предмет, задачи данной отрасли знаний, а также её связь с другими науками.
Введение

Работа содержит 1 файл

контрольная готовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Итак, выводом  может послужить следующее.

Эффективное формирование нравственности старших школьников зависит от таких условий, как: выбор содержания нравственного воспитания; организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравствен-ных качеств и активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника. Я перечислила ряд норм, правил и требований, которых должна при-держиваться личность и которые составляют основу ее жизни и по-ведения. Это, например, преданность родине, добросовестный труд, охрана природы, гуманность, честность и правдивость. При этом важно, что нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

Для эффективного формирования нравственной культуры необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у учащихся фор-мируются чувства совести и ответственности, вырабатываются на-выки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической дея-тельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эф-фективно формировать нравственные отношения.

Также для эффективного формирования нравственной культуры важное значение имеет активное участие  педагога в самовоспитании старшего школьника.

Первейшая задача воспитателя, по мнению Р.С.Немова, заключается в том, чтобы показать юношам и девушкам, что в действительности романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с другом; что можно быть расчётливым, но при этом оставаться нравственным человеком.

Заключение.

В процес-се воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Люди, будучи членами социальной системы, должны быть определенным об-разом  организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определен-ным нормам, правилам и требованиям.

Мы создаем  правовое общество с высокой культурой  отношений между людьми, которые  будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждо-го его члена. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. В данной работе я попыталась выявить условия, необходимые для эффективного формирования нравственности старших школьников. Именно на этот возраст приходится становление нравственного самосознания личности.

На основе проведённого анализа, я сделала вывод, что  эффективное формирование нравственности старших школьников зависит от следующих условий: выбор содержания нравственного воспитания; организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравствен-ных качеств и активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника. Нравственное воспитание должно пронизывать весь процесс учебно-воспитательной работы.

Список использованной литературы.

1. Немов Р.С.  Психология. Учеб. Для студ. высш. пед.  учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.

2. Богданова  О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И.  О нравственном воспитании подростков. М.: Просвещение, 1979. - 213с.

3. Педагогика: Учебное  пособие для студентов педагогических  учебных заведений/В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школьная Пресса, 2002. -512с.

4. Харламов М.Ф.  Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2000. - 519с.

5. Педагогический  энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад -М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. - 528с.:ил.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.- 944с.

7. Даль В.И.  Толковый словарь живого великорусского  языка. - М., 1955.

8. Ушинский К.Д.  Собр. соч. в 2-х т. М., 1979.

9. Гербарт И.Ф.  Избр. пед. соч. М., 1940.

10. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед.  ин-тов/ Ю.К. Бабанский и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 479с.

11. Яновская М.Г.  Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1986.

 

 

 

       1. Предмет и  основные задачи психологии профессионального  образования

 

  
      

Психология  профессионального образования  ставит своими задачами изучение основных закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития, а также психологических особенностей субъектов профессионального образования и их взаимодействия.       

Как видно из приведенного перечня задач, психология профессионального образования - комплексная учебная дисциплина.      

Изучение  психологически обусловленных проблем  профессионального образования  базируется на ряде разделов психологии, к числу которых относятся  общая психология, возрастная и педагогическая психология, а также социальная психология. Первые три раздела - общая, возрастная и педагогическая психология - были рассмотрены в предыдущих семестрах нашего курса. Поэтому в настоящем курсе в качестве системообразующего фактора использованы основные закономерности межличностного взаимодействия, которые, с одной стороны, еще не были представлены в лекциях, а с другой стороны - во многом определяют успешность процесса профессионального становления личности обучаемого и его последующей работы в коллективе.      

Исходя из этих положений, предметная область психологии профессионального образования включает в себя:

  1. изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования;
  2. изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути;
  3. изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания;
  4. изучение психологических аспектов профессиональной деятельности.

 

      Будучи  призванной изучать строение, свойства и закономерности процессов профессионального обучения и профессионального воспитания, психология профессионального образования использует в своем арсенале те же методы, что и в других ветвях психологической науки: наблюдение, эксперимент, методы беседы, анкетирования, изучения продуктов деятельности.       

Среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, широко используется метод профессиографии, описательно-технической  и психофизиологической характеристики профессиональной деятельности человека. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. В результате профессиограммирования составляются профессиограммы или сводки данных (технических, санитарно-гигиенических, технологических, психологических, психофизиологических) о конкретном процессе труда и его организации, а также психограммы профессий. Психограммы представляют собой "портрет" профессии, составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества (ПВК) и психологические и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профессиографии и психологии профессионального образования объясняется тем, что он позволяет моделировать содержание и методы формирования профессионально важных качеств личности, заданных той или иной профессией и строить процесс их развития, исходя из данных науки.      

Профессиональное  образование, выполняющее функции профессиональной подготовки, отождествляемое с понятием "специальное образование", предполагает два пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Важным психологическим моментом, определяющим успех профессионального образования, является своеобразная "готовность" (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.      

Выбор профессии, осуществляемый человеком  в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой - то, что выбирают (объект выбора).

 

     Профессиональное  самоопределение

 

      Обладая множеством характеристик, и субъект  и объект выбора определяют неоднозначность  выбора профессии. Выбор профессии - это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии      

Возникновение профессионального самоопределения  охватывает старший школьный возраст, однако ему предшествуют этапы:      

- первичного  выбора профессии, для которого  характерны малодифференцированные  представления о мире профессий,  ситуативные представления о  внутренних ресурсах, необходимых  для данного рода профессий,  неустойчивость профессиональных  намерений. Этот этап характерен для учащихся младшего школьного возраста, когда еще не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы. Иногда на этой стадии задерживаются и подростки;      

- профессионального самоопределения  (старший школьный возраст). На  этом этапе возникают и формируются профессиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;       

- профессиональное обучение как  освоение выбранной профессии  осуществляется после получения  школьного образования;      

- профессиональная адаптация характеризуется  формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений;      

- самореализация в труде (частичная  или полная) связана с выполнением  или невыполнением тех ожиданий, которые связаны с профессиональным  трудом.      

Итак, профессиональное самоопределение рассматривается  как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Он пронизывает весь жизненный путь человека. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт выбора профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием школы и тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения.      

В психологической литературе существуют разнообразные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживаются точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается при этом как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Ряд авторов придерживаются взгляда на выбор профессии как на частный случай социального самоопределения, т.е. выбор профессии - социально заданное явление, определяемое прежде всего социальными характеристиками профессии.      

В ряду основных факторов выбора профессии  психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); темперамент; характер. Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одаренностью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.      

К.М. Гуревич выделил три типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:       

- профессии, где каждый здоровый  человек может достичь общественно  приемлемой эффективности деятельности;      

- профессии, в которых далеко  не каждый человек может добиться  нужной эффективности;      

- профессии, которые по своей  сущности требуют достижения  высших степеней мастерства, они  предъявляют специфические требования  к индивидуальным особенностям  человека (профессии, требующие абсолютной  профессиональной пригодности).       

Каждый тип  профессии предъявляет определенные требования к тем или иным способностям и качествам человека.      

Правильное  выявление профессиональных интересов  и склонностей является важнейшим  прогностическим фактором профессиональной удовлетворенности. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Часто исследования профессиональных интересов студентов показывают, что у 70% учащихся доминирующие профессиональные интересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой ими профессии. Совершенно очевидно, что это скажется не только на уровне профессионального обучения, но и впоследствии на эффективности профессиональной деятельности.

 

  Психологические основы профессионального  обучения

 

      Согласно  современной (деятельностной) психологии, для того, чтобы сформировать у человека заданное психологическое образование (образ, понятие), необходимо прежде всего выделить ту деятельность, которую это понятие обслуживает, где такие понятия формируются в процессе развития деятельности. Понятия адекватно могут быть даны человеку только тогда, когда вводятся в функции обслуживания определенной деятельности.      

Информация о работе Психолого-педагогические условия формирования нравственности школьников