Психолого-педагогические условия формирования нравственности школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Психология профессионального образования является отраслью психологической науки, реализуемой в процессе обучения человека специальным профессиональным знаниям, умениям, навыкам на протяжении его жизни (получение профессии, профессиональное становление, планирование карьеры, повышение квалификации, профессиональный рост).
В данной работе мы рассмотрим предмет, задачи данной отрасли знаний, а также её связь с другими науками.
Введение

Работа содержит 1 файл

контрольная готовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Итак, выводом  ко всему вышесказанному может служить следующее. Рассматриваемый мной период ранней юности - время вступления старшеклассников во взрослую жизнь. Несмотря на то, что в их поведении уже практически нет детских черт, многие юноши и девушки ещё не достаточно готовы к решению многих проблем взрослой жизни. Одним из серьёзных вопросов, над которым задумываются юноши и девушки - это вопрос о нравственности и морали. У старших школьников впервые осуществляется принятие и усвоение нравственных принципов, норм, идеалов. Проблемы добра и зла волнуют юношей и девушек в плане их собственного нравственного самоопределения.

К окончанию  школы большая часть юношей и  девушек пред-ставляет собой людей, практически нравственно сформирован-ных, обладающих зрелой и достаточно устойчивой моралью, ко-торая наряду со способностями, мотивами и чертами характера представляет собой четвертое важнейшее личностное новооб-разование детства.

 

3. Педагогические  условия формирования нравственной  культуры старших школьников.

На основе проведённого анализа, я сделала вывод, что эффективное формирование нравственной культуры старшего школьника зависит от определённых условий. К этим условиям можно отнести:

1.Выбор содержания  нравственного воспитания;

2.Организация  деятельности старших школьников, направленная на формирование нравствен-ных качеств;

3.Активное участие  педагога в самовоспитании старшего  школьника. Охарактеризуем каждое  из них.

1. Выбор содержания  нравственного воспитания.

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь  в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъ-являются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его мо-рального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неук- 
лонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила  и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. На-пример, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное до-стояние и природу, быть преданным родине, поддерживать досто-инство и честь других людей, проявлять коллективизм, правди-вость, скромность и т.д. Как видим, все эти нормы и правила опре-деляют те нравственные отношения, которые человек должен про-являть к труду, родине, другим людям и т.д.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отно-шений, если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирова-ние следующих моральных отношений.

а) отношение  к политике нашего государства: понимание  хода и пер-спектив мирового развития; правильная оценка событий внутри 
страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свобо-де народов;

б) отношение  к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; 
доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

в) отношение  к труду: добросовестный труд на общее  и личное 
благо; соблюдение дисциплины труда;

г) отношение  к общественному достоянию и  материальным- ценнос-тям: забота о  сохранении и умножении общественного  достояния, 
бережливость, охрана природы;

д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

е) отношение  к себе, высокое сознание гражданского долга; чест-ность и правдивость; простота и скромность в общественной и лич-ной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство и т.д.

Как видим, каждое из перечисленных, отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна при-держиваться  личность и которые составляют основу ее жизни и по-ведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного  воспитания необходимо хорошо ориенти-роваться не только в его содержании. Не менее важно детально ос-мыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем пове-дений и жизни придерживается моральных норм и правил и выпол-няет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуж-дения или стремясь показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в общест-ве. Подобная внешняя «нравственная благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.

В условиях обновляющихся  в стране социальных отношений, де-мократизации и свободы общества исключительно  важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполня-ла нравственные нормы и правила не благодаря внешним общест-венным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Н.В. Гоголь, когда утверж-дал: «Развязать каждому руки, а не связывать их; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие; чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона».

Нравственным  нужно считать такого человека, для  которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное как внутренний категорический императив (от лат. impendvus -- повелительный, настойчивый) личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеа-лы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал «по-ступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственной воспитанности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответству-ющих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания. В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках -- сильнейшие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное значение. «Раскаяние, -- пишет Чингиз Айтма-тов, -- одно из великих достижений в истории человеческого духа - в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и прозре-ния, которые достигаются через осознание вины -- в действиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения?» Все это показыва-ет, что нравственное развитие личности невозможно без формирова-ния ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.

2. Организация  деятельности старших школьников, направленная на формирование нравственных качеств.

Рассматривая содержание нравственного воспита-ния, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, родине, труду, общественному достоянию, охране приро-ды, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятель-ностью человека и обусловливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой со-знательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положи-тельных моральных отношений в системе организуемой в школе разнооб-разной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, фор-мируются чувства совести и ответственности, вырабатываются на-выки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.). Без хорошо организованной практической дея-тельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эф-фективно формировать нравственные отношения.

Не менее существенным является и другое положение. Во вступительной части подчеркивалось, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личнос-ти, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведе-ния в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личност-ные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенство-вать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного ми-ровоззрения, патриотизм и культура межнациональных отноше-ний, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дис-циплина и культура поведения.

Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходи-мо -- и это опять-таки уже отмечалось во вступлении -- формировать у учащихся соответствующую потребностно - мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства.

3. Активное участие  педагога в самовоспитании старшего  школьника.

При столкновении старших школьников с проблемой  нравственного самосо-вершенствования возникает сложная в психолого-педагогическом плане ситуация. Здесь им приходится встречаться со множе-ством противоречий и проблем. Одна из них -- стремление де-тей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключениям, навеянное соответствующей литературой и фильмами. В совре-менных социальных условиях такое стремление часто сталкива-ется с прагматической ориентацией, порождаемой экономиче-скими условиями жизни. Если романтический идеал требует от личности аскетизма и скромности в своих притязаниях, в част-ности материальных, то прагматический, напротив, порождает стремление к материальному благополучию и роскоши. Романти-ческая ориентация предполагает уединение, прагматическая -- активное общение. Первой свойственна покорность судьбе, вто-рой -- борьба. Перечень антиномий чисто нравственного харак-тера, возникающих при столкновении романтических идеалов с реальной современной действительностью, можно было бы про-должить. Главная трудность осуществления выбора между ними в самовоспитании состоит в том, что для юношей просто отказаться от одной из целей -- романтической или прагмати-ческой -- в пользу другой невозможно. Но можно ли их соединить, и если да, то как?

Первейшая задача воспитателя, работающего с детьми юношеского возраста, по мнению Р.С.Немова, заключается в том, чтобы показать им, что в действительности романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с другом, что юноше или девушке вовсе не следует обязательно отказываться от одного и пользу другого, так как романтику и прагматику можно соединить на уровне высших духовных и материальных человеческих ценностей. Можно, например, быть достаточно прагматичным, предприимчивым и расчетливым человеком и в то же время и нравственном отношении оставаться весьма порядочным, проявляя доброту, сострадание к людям, в том числе и к своим конкурентам. Такие качества, как показывает история бизнеса, действительно отличали лучших представителей отечественных (дореволюционных) и зарубежных деловых людей. В частности, промышленники России конца прошлого -- начала нынешнего века, будучи хорошими предпринимателями, внесли немалый вклад в развитие культуры и образования.

Для подобного  воспитания современных юношей и  девушек им можно рекомендовать  наряду с чтением литературы романтической, героической и приключенческой направленности обращаться и к лучшим произведениям деловой литературы, особенно тем, которые содержат в себе биографические сведения о наиболее выдающихся личностях в этой сфере. Важно помочь молодым людям найти у прагматически ориентированных героев таких произведений привлекательные нравственные и романтические черты и, наоборот, искать и находить у романтиков полезные деловые свойства.

Информация о работе Психолого-педагогические условия формирования нравственности школьников