Психолого-педагогические условия формирования нравственности школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Психология профессионального образования является отраслью психологической науки, реализуемой в процессе обучения человека специальным профессиональным знаниям, умениям, навыкам на протяжении его жизни (получение профессии, профессиональное становление, планирование карьеры, повышение квалификации, профессиональный рост).
В данной работе мы рассмотрим предмет, задачи данной отрасли знаний, а также её связь с другими науками.
Введение

Работа содержит 1 файл

контрольная готовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

Факультет социальной педагогики и психологии

Кафедра прикладной психологии

 

 

Контрольная работа

По курсу:  Педагогическая психология

Тема: Психолого-педагогические условия формирования нравственности школьников.

Предмет, задачи психологии. Профессиональное образование.

Профессиональное самоопределение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….

 

Психолого-педагогические условия формирования нравственности школьников.

Предмет, задачи психологии. Профессиональное образование.

Профессиональное самоопределение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Культура личности всецело основывается на её нравственной культуре в самом широком смысле. Нравственная культура предполагает как уважение к традиции, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение. В тех случаях, когда мы сталкиваемся с "вечными" проблемами, универсальными ситуациями, такими как рождение и смерть, болезнь и здоровье, молодость и старость, любовь и супружество, очень важно прислушиваться к традиции, действовать в согласии с этикетом. Так построена жизнь. И от того, насколько высок уровень культуры общества, во многом зависит его развитие и прогресс.

Общественная и личная нравственность переживают сегодня  тяжёлый кризис. Многое вызывает тревогу. И рост преступности, и социальная несправедливость, и крушение идеалов, которые служили официальной  опорой нравственности. Совершенно очевидно, что нравственная культура не может быть сколько-нибудь высокой, если социальная система неэффективная, игнорирует требования справедливости и здравого смысла.

Объектом исследования является нравственная культура старших школьников. Предмет исследования - особенности формирования нравственной культуры старших школьников. Цель - выявить педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие  нравственной культуры;

2. Выявить возрастные особенности старших школьников;

3. Обосновать педагогические  условия формирования нравственной  культуры старших школьников.

 

Происходящие  в обществе социально-педагогические преобразования потребовали кардинальных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе в области образования и воспитания. Особое внимание в связи с этим следует уделять формированию у школьников общечеловеческих нравственных норм поведения.

Сложный период в жизни  народа, связанный с переходным этапом в развитии государства, обостряется проявлениями бездуховности, которые опасны как для общества в целом, так и для системы образования в частности. Вот почему сегодня, когда общество подвергается серьёзным испытаниям, необходимо сохранить и приумножить духовный потенциал нравственных качеств у школьников. Важно достичь того, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы стати мотивами поведения старших школьников.

Вместе с тем, отказ  от прежней системы воспитания и  недостаточный в этом плане уровень  новой наносят значительный ущерб воспитательному процессу в школе. В связи с этим меняется основная задача школы, направленная на создание педагогических условий для преобразования воспитания в самовоспитание.

Актуальность исследования определяется и недостаточной разработанностью проблемы формирования и развития общечеловеческих нравственных качеств личности как в современной философской, так и в психолого-педагогической литературе. В современной педагогической деятельности при организации учебно-воспитательного процесса традиционные формы работы преподавателей и воспитателей не приводят к желаемым результатам в связи с тем, что в педагогической практике не уточнены теоретико-методические подходы к нравственному формированию личности старшеклассника в новых социальных условиях.

Проблема нравственности является предметом большого числа  исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение этой проблемы в рамках философской, психологической и педагогической отечественной и зарубежной науки, в частности трудов Сократа, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, И.Канта, Г.Гегеля, И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, К.С. Аксакова, Н.Г. Лернышевского, А.И.Герцена, Ф.М. Достоевского, Н.Л.Страхова, Л.Н.Толстого,  Н.Макиавелли,  Я.А.Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, B.C. Сухомлинского, А.В. Барабанщиков Н.И. Губанова, и других позволило рассмотреть сущностные признаки нравственности как социального явления и качества личности.В то же время имеющийся материал по проблеме; формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных условий.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная  теоретическая и практическая разработанность  в современных условиях послужили  необходимым основанием для определения  темы исследования.

 

      Введение

 

  
      

Выступая  отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования. Под термином "профессия" понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником материального обеспечения существования человека.      

Профессия также характеризуется как система  знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку. Понятие "профессиональное образование" отождествляется со специальным образованием и может быть получено в профессионально-технических, средних и высших образовательных учреждениях. Профессиональное образование связано с получением определенных знаний и навыков по конкретной профессии и специальности. Таким образом, профессиональное образование осуществляет подготовку специалистов в образовательных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в процессе курсовой подготовки и послевузовского образования, образующих систему профессионального образования.      

Профессиональное  образование должно быть ориентировано  на получение профессии, что делает необходимым исследование таких  проблем профессиональной подготовки, как профессиональное самоопределение  или выбор профессии, профессиональное самосознание, анализ этапов профессионального развития субъекта и связанных с ним психологических проблем сопровождения профессиональной деятельности;       

Организация профессионального образования  должна подчиняться ряду принципов:       

• принцип соответствия профессионального  образования современным мировым тенденциям специального образования;       

• принцип фундаментализация профессионального  образования требует связи его  с психологическими процессами приобретения знаний, формирования образа мира (Е.А. Климов), с постановкой проблемы приобретения системных знаний;      

• принцип индивидуализации профессионального  образования требует изучения проблемы формирования профессионально важных качеств, необходимых представителю  той или иной профессии.      

Таким образом, психология профессионального  образования является отраслью психологической науки, реализуемой в процессе обучения человека специальным профессиональным знаниям, умениям, навыкам на протяжении его жизни (получение профессии, профессиональное становление, планирование карьеры, повышение квалификации, профессиональный рост).      

В данной работе мы рассмотрим предмет, задачи данной отрасли знаний, а  также её связь с другими науками.

Введение

Важнейшим аспектом развития и полноценной жизнедеятельности  молодого человека выступает его  самоопределение в современном  изменяющемся мире. Наиболее ярко самоопределение  личности актуализируется в старшем  подростковом и раннем юношеском  возрасте. Л.И.Божович характеризует этот процесс как личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека. Этот возраст является периодом статусной и ролевой неопределенности человека, неустойчивости Я-концепции, амбивалентности чувств, одновременного наличия разнонаправленных тенденций в социальном поведении. Особенностью жизненных перспектив является то, что их простраивание осуществляется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Процесс самоопределения не может иметь конечной завершенности, так как по мере роста объективного уровня профессионализации растут и усложняются критерии оценки этого уровня.

 

 

 

 

 

 

1. Формирование  нравственной культуры старших  школьников как педагогическая  проблема.

Термин нравственность берёт своё начало от слова нравы. По-латыни нравы звучат как морас - мораль. Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение нравственности: « Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999,с.423).

В древнеримской  культуре словом «мораль» обозначался широкий круг явлений и свойств человеческой жизни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписание моды и т. д. Впоследствии от этого слова было образовано другое - moralis (букв. относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в IV в. н. э.) термин moralitas (мораль). Следовательно, по этимологическому содержанию древнегреческое ethica и латинское moralitas совпадают.

В настоящее  время слово «этика», сохранив свой первоначальный смысл, обозначает философскую  науку, а под моралью понимаются те реальные явления и свойства человека, которые изучаются этой наукой. Так, основными сферами морали выступают культура поведения, семейно-бытовая мораль, трудовая нравственность. В свою очередь, структура этики как науки выражает исторически закрепившиеся за ней функции: определение границ нравственности в системе человеческой деятельности, теоретическое обоснование нравственности (ее генезиса, сущности, социальной роли), а также критически-ценностная оценка нравов (нормативная этика).

Русской первоосновой моральной тематики является слово «нрав» (характер, страсть, воля, расположение к чему-нибудь доброму или порочному). Здесь же дается толкование нравоучению «часть любомудрия (философии), содержащая наставления, правила, руководствующие к добродетельной жизни, к обузданию страстей и к выполнению обязанностей и должностей человека». Среди множества определений морали следует выделить то, которое имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, а именно: мораль принадлежит миру культуры, входит в природу человека (изменчивую, самосозидаемую) и является общественным (неприродным) отношением между индивидами.

Этика подразделяется на эмпирически-описательную, философски-теоретическую  и нормативную части. Здесь необходимо отметить некоторые отличия нравственности от морали, хотя на уровне обыденного сознания эти понятия признают синонимами. По этому поводу имеется несколько точек зрения, не исключающих, а, наоборот, дополняющих друг друга, выявляющих некоторые нюансы. Если мораль понимается как форма общественного сознания, то к нравственности относятся практические поступки человека, обычаи, нравы. В несколько ином плане мораль выступает регулятором поведения человека посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического воздействия и контроля, либо общественного мнения. Если соотнести нравственность с таким образом понимаемой моралью, она представляет собой сферу нравственной свободы личности, когда общечеловеческие и социальные императивы совпадают с внутренними мотивами. Нравственность оказывается областью самодеятельности и творчества человека, внутренней установкой творить добро. Следует указать еще на одно толкование морали и нравственности. Первое - это выражение человечности (гуманности) в идеальной, завершенной форме, второе фиксирует исторически конкретную меру морали. В русском языке нравственное, отмечал В. И. Даль, есть то, что противоположно телесному, плотскому. Нравственный - относящийся к одной половине духовного быта; противоположное умственному, но составляющее общее с ним духовное начало. К умственному В. И. Даль относит истину и ложь, а к нравственному - добро и зло. Нравственный человек - это добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. - М., 1955.). В. Г. Белинский возводил в ранг «основного закона нравственности» стремление человека к совершенству и достижение блаженства сообразно долгу.

Нравственная культура личности - это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Личность аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали. Элементами нравственной культуры личности являются культура этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием и различать добро и зло), культура чувств (доброжелательное отношение к людям, заинтересованное и искреннее сопереживание их горестей и радостей), культура поведения и этикет.

Информация о работе Психолого-педагогические условия формирования нравственности школьников