Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 07:59, реферат
§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению
лога2.
Общение 1080 ав школе. Вступление в классный коллектив имеет су-
щественное значение для развития социальных чувств и личности
младшего школьника. Межличностное взаимодействие с однокласс-
никами и учителями, занятие определенного места в системе отно-
шений сверстников обеспечивает практическое овладение школьни-
ком нормами
и правилами общественного
школьник активно осваивает навыки общения, умения завязывать и
поддерживать дружеские контакты.
На протяжении младшей школы отношения со сверстниками су-
щественно изменяются. В первом классе восприятие школьника, как
правило, опосредовано отношением к нему учителя и уровнем успе-
ваемости, а выбор друга определяется внешними обстоятельствами
1 См.: Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.
2 См.: Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М .,
1998. С. 205—236; Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в
обучении детей: Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения. М.,
1999.
Глава XV. Младший школьный возраст 235
(оказался рядом за одной партой, живут поблизости). Постепенно,
к 10—11 годам, приобретают значимость личностные качества уча-
щегося (внимательность, самостоятельность, уверенность в себе,
честность),
его организаторские
Особенности построения учебного процесса оказывают сущест-
венное влияние на формирование ученических коллективов и разви-
тие личности учащихся. Классы развивающего обучения в целом бо-
лее сплоченные, в значительно меньшей степени разделены на
изолированные группировки. В них ярче проявляется ориентация
межличностных отношений на совместную учебную деятельность,
преимущества которой ученики видят в том, что она расширяет их
познавательные возможности. Характерно, что в классах традици-
онного обучения ученики, отдающие предпочтение совместному
учению, либо никак не мотивируют свой выбор, либо обосновывают
его возможностями эмоциональных контактов (≪вместе учиться ве-
селее≫).
Тип формирования учебной деятельности оказывает заметное
влияние и на индивидуально - психологические особенности лично-
сти младших школьников. В развивающих классах у значительно
большего числа учащихся отмечена личностная рефлексия, эмоцио-
нальная устойчивость (у них намного ниже общая тревожность).
Для них менее характерны проявления агрессивности в межлично-
стных отношениях и демонстративное поведение, они свободнее
вступают в общение.
§ 4. Основные психологические новообразования
младшего школьника
В младшем школьном возрасте у ребенка возникает множество по-
зитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период
для формирования познавательного отношения к миру, навыков
учебной деятельности, организованности и саморегуляции.
Познавательное развитие. В процессе школьного обучения ка-
чественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребен-
ка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллек-
туальной сферы. Основное направление развития мышления в
школьном возрасте —переход от конкретно-образного к словесно-
логическому и рассуждающему мышлению. Согласно положениям
Л.С. Выготского о системном характере развития высших психиче-
ских функций, в младшем школьном возрасте ≪системообразую-
щей≫ функцией является мышление, и это сказывается на других
236 Раздел
пятый. Онтогенетическое
психических функциях, которые интеллектуализируются, осознают-
ся и становятся произвольными.
В отличие от ребенка-дошкольника, при решении задач опи-
рающегося на стихийно сложившиеся представления о чувственно
воспринимаемых свойствах вещей или на усвоенные в общении со
взрослыми ≪житейские понятия≫, школьнику приходится учитывать
такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме
подлинно научных понятий.
Но уровень усвоения этих понятий может существенно разли-
чаться в зависимости от организации обучения. Складывающееся
мышление может быть эмпирическим, абстрактно-ассоциативным,
сводящимся к оперированию заранее заданными признаками пред-
мета (как правило, при традиционном обучении). В системе разви-
вающего обучения ставится задача выработки так называемого
содержательно - теоретического мышления, позволяющего ученику
понять внутреннюю сущность изучаемого предмета, закономерно-
сти его функционирования и преобразования.
Интеллектуальная рефлексия (способность к осознанию
содержания своих действий и их оснований) является новообра -
зованием, знаменующим начало развития теоретического мыш-
ления у младших школьников. Теоретическое мышление обнару-
живается в ситуации, требующей не столько применения правила,
сколько его открытия, конструирования.
В процессе обучения изменяются и другие познавательные про-
цессы —внимание, восприятие, память. На первом плане —фор-
мирование произвольности этих психических функций, что может
происходить либо стихийно, в виде стереотипного приспособления к
условиям деятельности учения, либо целенаправленно, как инте-
риоризация особых действий контроля.
С первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно
высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его про-
извольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен
направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не
обладают чертами непосредственной привлекательности или не-
обычности. Направление развития внимания в младшей школе: от
концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоор-
ганизации внимания, распределению и переключению его динамики
в пределах задания и всего рабочего дня.
Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающе-
гося на очевидные признаки, становится деятельностью наблю-
дения. Наблюдение сначала осуществляется под руководством
учителя, который ставит задачу обследования предметов или яв-
Глава XV. Младший школьный возраст 237
лений, знакомит учеников с правилами восприятия, обращает
внимание на главные и второстепенные признаки, обучает спосо-
бам регистрации результатов наблюдений (в виде записей, рисун-
ка, схемы). Восприятие становится синтезирующим и устанавли-
вающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдени-
ем за объектом.
Память приобретает осмысленный характер, если опирается на
приемы логической обработки материала. Важно донести до ребен-
ка идею необходимости активной работы с запоминаемым материа-
лом и его определенной организации.
Необходимо научить ребенка выделять мнемическую задачу и
вооружить его приемами запоминания. Среди них:
—преднамеренное заучивание;
—приемы активной мыслительной обработки материала (смы-
словая группировка —выделение в тексте смысловых кусков, час-
тей, их обозначение, составление плана; поиск смысловых опорных
пунктов —ключевых слов для данного отрывка текста, суженных
названий; составление плана, классификация, схематизация, мне-
мотехнические приемы и др.);
—повторное чтение как способ мыслительной обработки мате-
риала (в отличие от зубрежки), предполагающее постановку разли-
чающихся задач при последующем чтении. По мере усвоения и от-
работки навыка чтения необходимо научить разным типам чтения
как учебному действию: чтению просмотровому, изучающему, за-
поминающему, контрольному.
Сторонники
концепции ≪развивающего
традиционную систему обучения за то, что она провоцирует выра-
ботку своеобразного типа специфически ≪школьной памяти≫, опи-
рающейся на заучивание формы изложения учебного материала и
характеризующейся крайне ограниченными возможностями его
произвольного избирательного воспроизведения. На основе теоре-
тического мышления формируется новый тип подлинно произволь-
ной памяти, обеспечивающей осмысленное усвоение сложного учеб-
ного материала.
Развитие личности в младшем школьном возрасте. В возрасте
7—1
лет активно развивается
и самосознание ребенка. Одними из важнейших становятся стрем-
ление к самоутверждению и притязание на признание со стороны
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика учащихся