Психолого-педагогическая характеристика учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 07:59, реферат

Описание работы

§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению

Работа содержит 1 файл

Скелет Курсовой.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

лога2.

Общение 1080 ав школе. Вступление в классный коллектив имеет су-

щественное  значение для развития социальных чувств и личности

младшего  школьника. Межличностное взаимодействие с однокласс-

никами  и учителями, занятие определенного  места в системе отно-

шений сверстников обеспечивает практическое овладение школьни-

ком нормами  и правилами общественного поведения. Младший

школьник  активно осваивает навыки общения, умения завязывать и

поддерживать  дружеские контакты.

На протяжении младшей школы отношения со сверстниками су-

щественно изменяются. В первом классе восприятие школьника, как

правило, опосредовано отношением к нему учителя  и уровнем успе-

ваемости, а выбор друга определяется внешними обстоятельствами

1 См.: Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.

2 См.: Практическая  психология образования / Под  ред. И.В. Дубровиной. М .,

1998. С. 205—236; Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в

обучении  детей: Психодиагностические таблицы. Коррекционные упражнения. М.,

1999.

Глава XV. Младший школьный возраст 235

(оказался  рядом за одной партой, живут  поблизости). Постепенно,

к 10—11 годам, приобретают значимость личностные качества уча-

щегося (внимательность, самостоятельность, уверенность в себе,

честность), его организаторские способности.

Особенности построения учебного процесса оказывают  сущест-

венное  влияние на формирование ученических  коллективов и разви-

тие личности учащихся. Классы развивающего обучения в целом бо-

лее сплоченные, в значительно меньшей степени  разделены на

изолированные группировки. В них ярче проявляется  ориентация

межличностных отношений на совместную учебную  деятельность,

преимущества  которой ученики видят в том, что она расширяет их

познавательные  возможности. Характерно, что в классах  традици-

онного  обучения ученики, отдающие предпочтение совместному

учению, либо никак не мотивируют свой выбор, либо обосновывают

его возможностями  эмоциональных контактов (≪вместе учиться ве-

селее≫).

Тип формирования учебной деятельности оказывает  заметное

влияние и на индивидуально - психологические  особенности лично-

сти младших  школьников. В развивающих классах  у значительно

большего  числа учащихся отмечена личностная рефлексия, эмоцио-

нальная устойчивость (у них намного ниже общая тревожность).

Для них  менее характерны проявления агрессивности  в межлично-

стных отношениях и демонстративное поведение, они свободнее

вступают  в общение.

§ 4. Основные психологические  новообразования

младшего  школьника

В младшем  школьном возрасте у ребенка возникает  множество по-

зитивных  изменений и преобразований. Это  сензитивный период

для формирования познавательного отношения к  миру, навыков

учебной деятельности, организованности и саморегуляции.

Познавательное  развитие. В процессе школьного обучения ка-

чественно изменяются, перестраиваются все  сферы развития ребен-

ка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллек-

туальной  сферы. Основное направление развития мышления в

школьном возрасте —переход от конкретно-образного к словесно-

логическому и рассуждающему мышлению. Согласно положениям

Л.С. Выготского о системном характере развития высших психиче-

ских  функций, в младшем школьном возрасте ≪системообразую-

щей≫  функцией является мышление, и это сказывается на других

236 Раздел  пятый. Онтогенетическое психическое  развитие человека...

психических функциях, которые интеллектуализируются, осознают-

ся и  становятся произвольными.

В отличие  от ребенка-дошкольника, при решении  задач опи-

рающегося на стихийно сложившиеся представления  о чувственно

воспринимаемых  свойствах вещей или на усвоенные  в общении со

взрослыми ≪житейские понятия≫, школьнику приходится учитывать

такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме

подлинно научных понятий.

Но уровень  усвоения этих понятий может существенно  разли-

чаться  в зависимости от организации  обучения. Складывающееся

мышление  может быть эмпирическим, абстрактно-ассоциативным,

сводящимся  к оперированию заранее заданными  признаками пред-

мета (как  правило, при традиционном обучении). В системе разви-

вающего обучения ставится задача выработки  так называемого

содержательно - теоретического мышления, позволяющего ученику

понять  внутреннюю сущность изучаемого предмета, закономерно-

сти его функционирования и преобразования.

Интеллектуальная  рефлексия (способность  к осознанию

содержания  своих действий и  их оснований) является новообра -

зованием, знаменующим начало развития теоретического мыш-

ления у младших школьников. Теоретическое мышление обнару-

живается  в ситуации, требующей не столько  применения правила,

сколько его открытия, конструирования.

В процессе обучения изменяются и другие познавательные про-

цессы —внимание, восприятие, память. На первом плане —фор-

мирование произвольности этих психических функций, что может

происходить либо стихийно, в виде стереотипного  приспособления к

условиям  деятельности учения, либо целенаправленно, как инте-

риоризация  особых действий контроля.

С первых дней школьного обучения предъявляются  чрезвычайно

высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его про-

извольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен

направлять  и удерживать внимание на таких предметах, которые не

обладают  чертами непосредственной привлекательности  или не-

обычности. Направление развития внимания в  младшей школе: от

концентрации  внимания в условиях, созданных учителем, к самоор-

ганизации внимания, распределению и переключению его динамики

в пределах задания и всего рабочего дня.

Восприятие  из процесса узнавания, различения, опирающе-

гося  на очевидные признаки, становится деятельностью наблю-

дения. Наблюдение сначала осуществляется под руководством

учителя, который ставит задачу обследования предметов или яв-

Глава XV. Младший школьный возраст 237

лений, знакомит учеников с правилами восприятия, обращает

внимание  на главные и второстепенные признаки, обучает спосо-

бам регистрации  результатов наблюдений (в виде записей, рисун-

ка, схемы). Восприятие становится синтезирующим  и устанавли-

вающим  связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдени-

ем за объектом.

Память  приобретает осмысленный характер, если опирается на

приемы  логической обработки материала. Важно  донести до ребен-

ка идею необходимости активной работы с  запоминаемым материа-

лом и  его определенной организации.

Необходимо  научить ребенка выделять мнемическую  задачу и

вооружить его приемами запоминания. Среди  них:

—преднамеренное заучивание;

—приемы активной мыслительной обработки материала (смы-

словая  группировка —выделение в тексте смысловых кусков, час-

тей, их обозначение, составление плана; поиск  смысловых опорных

пунктов —ключевых слов для данного отрывка  текста, суженных

названий; составление плана, классификация, схематизация, мне-

мотехнические приемы и др.);

—повторное  чтение как способ мыслительной обработки мате-

риала (в отличие от зубрежки), предполагающее постановку разли-

чающихся  задач при последующем чтении. По мере усвоения и от-

работки навыка чтения необходимо научить разным типам чтения

как учебному действию: чтению просмотровому, изучающему, за-

поминающему, контрольному.

Сторонники  концепции ≪развивающего обучения≫  критикуют

традиционную  систему обучения за то, что она  провоцирует выра-

ботку своеобразного типа специфически ≪школьной  памяти≫, опи-

рающейся  на заучивание формы изложения учебного материала и

характеризующейся крайне ограниченными возможностями  его

произвольного избирательного воспроизведения. На основе теоре-

тического мышления формируется новый тип  подлинно произволь-

ной памяти, обеспечивающей осмысленное усвоение сложного учеб-

ного  материала.

Развитие  личности в младшем  школьном возрасте. В возрасте

7—1  лет активно развивается мотивационно-потребностная  сфера

и самосознание ребенка. Одними из важнейших становятся стрем-

ление к самоутверждению и притязание на признание со стороны

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика учащихся