Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 07:59, реферат
§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению
ритуала.
— ≪Вспышка конформизма≫, стремление выполнить все в точ-
ности, ≪как сказала учительница≫, связана как раз с особой ценно-
стью правил и норм для новоиспеченного школьника и должна быть
принята с пониманием.
—Сетования и опасения по поводу несовершенства учителей и
школьных программ следует отложить до лучших времен.
1 См.: Цукерман Г .А., Поливанова К .Н. Введение в школьную жизнь. М., 1994.
228 Раздел
пятый. Онтогенетическое
— Нужно обратить внимание на характер тех ценностей, тревог
и эмоциональных акцентов, которые транслируются ребенку в сво-
бодном общении: ≪Тебя сегодня не ругали?≫ — ценность послуша-
ния, ≪А кто еще в классе получил пятерку?≫ — ценность престижа,
≪Из окон не дует?≫ — бытовые ценности и др.
§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника
Младший школьник активно включен в разные виды деятельности —
игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее
значение в младшем школьном возрасте приобретает учение1. Учеб-
ная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или
приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным
продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность —
это деятельность, непосредственно направленная на усвоение зна-
ний и умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда
ставится специальная сознательная цель научиться чему-то но-
вому, чего раньше не знал или не умел, можно говорить об особом
виде деятельности — учении.
Предмет деятельности учения — знания и действия как эле-
менты культуры, науки, существующие сначала объективно, эксте-
риоризованно по отношению к учащемуся. После учения эти знания
становятся его достоянием, происходит, таким образом, преобразо-
вание самого субъекта деятельности. Продуктом, результатом дея-
тельности учения являются изменения самого учащегося. Учебная
деятельность — это деятельность саморазвития, самоизменения (в
уровне знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного
развития).
Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она
опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она обще-
ственна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней
формируются не только отдельные психические качества, но и лич-
ность младшего школьника в целом.
Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьно-
го обучения только начинает складываться. При традиционной сис-
теме обучения вопросам становления деятельности учения, как пра-
вило, не уделяется должного внимания. Формирование учения —
процесс длительный, сложный, требует усилий и руководства со сто-
роны взрослых — педагогов и родителей.
1 См.: Эпъконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. пси-
хологические труды. М., 1989. С. 241 — 251.
Глава XV. Младший школьный возраст 229
Структура учебной деятельности включает:
— мотивы;
— учебные задачи;
— учебные действия;
— действия контроля;
— действия оценки.
Мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрас-
те. Для осуществления деятельности необходима сформирован-
ность мотивационной сферы; как правило, это система разнообраз-
ных потребностей, мотивов, целей, интересов.
Ребенок часто приходит в школу с мотивом ≪стать школьни-
ком≫, получить новый, более взрослый статус. И на первых порах
мотивирующая сила этой тенденции может быть поразительно
сильна.
Мальчик, семи лет, энергичный, подвижный, непоседливый, левша. Предвидя
трудности с освоением письма, с мелкой моторикой, его мать в течение летних меся-
цев всевозможными способами пытается привлечь его к рисованию, раскрашиванию,
лепке. Однако продолжительность занятий оказывается очень невелика, десять-
пятнадцать минут, и ребенок находит для себя более увлекательное дело. ≪Как же он
сможет работать на уроке≫, —сокрушенно думает мать. И вот приходит сентябрь.
Первый день —три урока, а уже со следующего —четыре или пять. Ежедневно до-
машнее задание —еще на два-три часа.
И поразительно терпение новоиспеченного школьника, стремление выполнить
все, что задано. (А в короткие перерывы между домашними заданиями он буквально
бросается к своим игрушкам, солдатикам и машинкам, ранее уже заброшенным.)
Однако через некоторое время позиция школьника становится
привычной; указанный мотив постепенно теряет побуждающее зна-
чение.
К категории так называемых внешних мотивов (лежащих за
пределами учебного процесса и связанных лишь с его результа-
том) относятся социальные мотивы. Социальные мотивы отвеча-
ют потребностям ребенка в общении с другими людьми, в их
одобрении, в занятии определенного места в системе обществен-
ных отношений. Различают широкие социальные мотивы (учить-
ся, чтобы быть культурным, развитым; занять достойное место
после окончания школы, найти хорошую высокооплачиваемую
работу; мотивы долга и ответственности) и узколичные, в том
числе позиционные (избежать двойки, соответствовать ожидани-
ям родителей, снизить тревожность, быть лучшим учеником в
классе, ≪ пятерочником ≫ ).
Широкие социальные мотивы в младшем школьном возрасте
чаще относятся к категории знаемых, понимаемых (по А.Н. Леон-
тьеву) . Реально действующими же чаще являются узкие социальные
230 Раздел
пятый. Онтогенетическое
мотивы. Ориентация только на результат (на похвалу, отметку) су-
жает содержание учения, порождает школьную систему принужде-
ния.
Например, чтобы получить хорошую оценку (избежать двойки), можно уста-
новить приятельские отношения с соседом по парте, чтобы тот дал списать на
контрольной.
Для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив
имел внутренний характер, т.е. чтобы содержание деятельности и
мотив соответствовали бы друг другу. Такова, например, учебно-
познавательная мотивация, отвечающая познавательной потребно-
сти, потребности в интеллектуальной активности (≪хочу все знать≫,
≪люблю узнавать интересное≫).
По мнению В.В. Давыдова, учебная деятельность имеет специ-
фическое содержание —это развитые формы человеческого созна-
ния (научного, художественного, нравственного)1. Предметы науки
и культуры — теоретические, абстрактные и требуют особого к себе
отношения. Именно теоретическое отношение к действительности —
проникновение во внутреннюю сущность вещей и адекватные этому
способы ориентации (направленность на овладение новыми спосо-
бами действий, новыми способами преобразования изучаемого объ-
екта) — важнейшая, специфическая потребность и мотив учебной
деятельности.
Познавательные интересы выражены у детей в весьма различной
степени. Но, как правило, мотивы познания не занимают ведущего
места у младших школьников. Возникновение и поддержание по-
знавательного интереса в младших классах традиционно связывается
с игровыми и эмоциональными приемами организации занятия,
приданием занимательности материалу, подлежащему усвоению,
и т.д. Опираясь на эти способы, отталкиваясь от них, необходимо
формировать внутреннюю познавательную мотивацию, теоретиче-
ский интерес (например, найти общий способ решения всех задач
данного типа).
Также важно обратить внимание ребенка на процесс самоизме-
нения, выделить феномен роста собственных возможностей и
придать ему ценность, повернуть школьника к оценке самого себя.
Особенности познавательных интересов и мотивов, возрастная
динамика мотивационной сферы не являются раз и навсегда данны -
ми и неизбежно присущими школьникам на том или ином возрас-
тном этапе. Использование современных методов обучения и вос-
1 См.: Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования. М., 1996. С. 145 —162.
Глава XV. Младший школьный возраст 231
питания позволяет углубить, скорректировать или даже преобразо-
вать тип отношения к учению, сформировать положительную
устойчивую
мотивацию к учебной
Учебная задача — ясное представление о том, что предстоит ос-
воить, чем предстоит овладеть. В отличие от конкретно - практи -
ческого задания (например, решить примеры на сложение двух чи-
сел) учебная задача носит более общий характер (научиться
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика учащихся