Психолого-педагогическая характеристика учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 07:59, реферат

Описание работы

§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению

Работа содержит 1 файл

Скелет Курсовой.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

ритуала.

— ≪Вспышка конформизма≫, стремление выполнить  все в точ-

ности, ≪как сказала учительница≫, связана  как раз с особой ценно-

стью  правил и норм для новоиспеченного  школьника и должна быть

принята с пониманием.

—Сетования  и опасения по поводу несовершенства учителей и

школьных  программ следует отложить до лучших времен.

1 См.: Цукерман Г .А., Поливанова К .Н. Введение в школьную жизнь. М., 1994.

228 Раздел  пятый. Онтогенетическое психическое  развитие человека...

— Нужно  обратить внимание на характер тех  ценностей, тревог

и эмоциональных  акцентов, которые транслируются ребенку в сво-

бодном  общении: ≪Тебя сегодня не ругали?≫  — ценность послуша-

ния, ≪А кто еще в классе получил пятерку?≫  — ценность престижа,

≪Из окон не дует?≫ — бытовые ценности и др.

§ 3. Ведущая деятельность младшего школьника

Младший школьник активно включен в разные виды деятельности —

игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее

значение  в младшем школьном возрасте приобретает  учение1. Учеб-

ная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или

приобретению  знаний как таковых. Знания могут быть побочным

продуктом игры, отдыха или труда. Учебная деятельность —

это деятельность, непосредственно направленная на усвоение зна-

ний и  умений, выработанных человечеством. Только тогда, когда

ставится  специальная сознательная цель научиться чему-то но-

вому, чего раньше не знал или не умел, можно  говорить об особом

виде  деятельности — учении.

Предмет деятельности учения — знания и действия как эле-

менты культуры, науки, существующие сначала  объективно, эксте-

риоризованно  по отношению к учащемуся. После учения эти знания

становятся  его достоянием, происходит, таким  образом, преобразо-

вание самого субъекта деятельности. Продуктом, результатом дея-

тельности учения являются изменения самого учащегося. Учебная

деятельность  — это деятельность саморазвития, самоизменения (в

уровне  знаний, умений, навыков, в уровне общего и умственного

развития).

Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она

опосредует  всю систему отношений ребенка  с обществом (она обще-

ственна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней

формируются не только отдельные психические  качества, но и лич-

ность младшего школьника в целом.

Учебная деятельность сложна по структуре и  к началу школьно-

го обучения только начинает складываться. При  традиционной сис-

теме  обучения вопросам становления деятельности учения, как пра-

вило, не уделяется должного внимания. Формирование учения —

процесс длительный, сложный, требует усилий и руководства со сто-

роны  взрослых — педагогов и родителей.

1 См.: Эпъконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. пси-

хологические  труды. М., 1989. С. 241 — 251.

Глава XV. Младший школьный возраст 229

Структура учебной деятельности включает:

— мотивы;

— учебные  задачи;

— учебные  действия;

— действия контроля;

— действия оценки.

Мотивы  учебной деятельности в младшем школьном возрас-

те. Для осуществления деятельности необходима сформирован-

ность мотивационной сферы; как правило, это система разнообраз-

ных потребностей, мотивов, целей, интересов.

Ребенок часто приходит в школу с мотивом ≪стать школьни-

ком≫, получить новый, более взрослый статус. И на первых порах

мотивирующая  сила этой тенденции может быть поразительно

сильна.

Мальчик, семи лет, энергичный, подвижный, непоседливый, левша. Предвидя

трудности с освоением письма, с мелкой моторикой, его мать в течение летних меся-

цев всевозможными  способами пытается привлечь его  к рисованию, раскрашиванию,

лепке. Однако продолжительность занятий  оказывается очень невелика, десять-

пятнадцать  минут, и ребенок находит для себя более увлекательное дело. ≪Как же он

сможет  работать на уроке≫, —сокрушенно думает мать. И вот приходит сентябрь.

Первый  день —три урока, а уже со следующего —четыре или пять. Ежедневно до-

машнее  задание —еще на два-три часа.

И поразительно терпение новоиспеченного школьника, стремление выполнить

все, что  задано. (А в короткие перерывы между  домашними заданиями он буквально

бросается к своим игрушкам, солдатикам и  машинкам, ранее уже заброшенным.)

Однако  через некоторое время позиция  школьника становится

привычной; указанный мотив постепенно теряет побуждающее зна-

чение.

К категории  так называемых внешних мотивов (лежащих за

пределами учебного процесса и связанных лишь с его результа-

том) относятся  социальные мотивы. Социальные мотивы отвеча-

ют потребностям ребенка в общении с другими  людьми, в их

одобрении, в занятии определенного места  в системе обществен-

ных отношений. Различают широкие социальные мотивы (учить-

ся, чтобы  быть культурным, развитым; занять достойное  место

после окончания школы, найти хорошую высокооплачиваемую

работу; мотивы долга и ответственности) и узколичные, в том

числе позиционные (избежать двойки, соответствовать  ожидани-

ям родителей, снизить тревожность, быть лучшим учеником в

классе, ≪ пятерочником ≫ ).

Широкие социальные мотивы в младшем школьном возрасте

чаще  относятся к категории знаемых, понимаемых (по А.Н. Леон-

тьеву) . Реально действующими же чаще являются узкие социальные

230 Раздел  пятый. Онтогенетическое психическое  развитие человека...

мотивы. Ориентация только на результат (на похвалу, отметку) су-

жает  содержание учения, порождает школьную систему принужде-

ния.

Например, чтобы получить хорошую оценку (избежать двойки), можно уста-

новить  приятельские отношения с соседом  по парте, чтобы тот дал списать  на

контрольной.

Для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив

имел  внутренний характер, т.е. чтобы содержание деятельности и

мотив соответствовали бы друг другу. Такова, например, учебно-

познавательная  мотивация, отвечающая познавательной потребно-

сти, потребности  в интеллектуальной активности (≪хочу  все знать≫,

≪люблю  узнавать интересное≫).

По мнению В.В. Давыдова, учебная деятельность имеет специ-

фическое  содержание —это развитые формы человеческого  созна-

ния (научного, художественного, нравственного)1. Предметы науки

и культуры — теоретические, абстрактные и  требуют особого к себе

отношения. Именно теоретическое отношение  к действительности —

проникновение во внутреннюю сущность вещей и адекватные этому

способы ориентации (направленность на овладение новыми спосо-

бами  действий, новыми способами преобразования изучаемого объ-

екта) —  важнейшая, специфическая потребность  и мотив учебной

деятельности.

Познавательные  интересы выражены у детей в весьма различной

степени. Но, как правило, мотивы познания не занимают ведущего

места у младших школьников. Возникновение  и поддержание по-

знавательного интереса в младших классах традиционно  связывается

с игровыми и эмоциональными приемами организации  занятия,

приданием занимательности материалу, подлежащему усвоению,

и т.д. Опираясь на эти способы, отталкиваясь от них, необходимо

формировать внутреннюю познавательную мотивацию, теоретиче-

ский  интерес (например, найти общий способ решения всех задач

данного типа).

Также важно обратить внимание ребенка  на процесс самоизме-

нения, выделить феномен роста собственных возможностей и

придать ему ценность, повернуть школьника  к оценке самого себя.

Особенности познавательных интересов и мотивов, возрастная

динамика  мотивационной сферы не являются раз и навсегда данны -

ми и  неизбежно присущими школьникам на том или ином возрас-

тном  этапе. Использование современных  методов обучения и вос-

1 См.: Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и

экспериментального  психологического исследования. М., 1996. С. 145 —162.

Глава XV. Младший школьный возраст 231

питания позволяет углубить, скорректировать  или даже преобразо-

вать  тип отношения к учению, сформировать положительную

устойчивую  мотивацию к учебной деятельности1.

Учебная задача — ясное представление о том, что предстоит ос-

воить, чем предстоит овладеть. В отличие  от конкретно - практи -

ческого задания (например, решить примеры на сложение двух чи-

сел) учебная  задача носит более общий характер (научиться

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика учащихся