Психолого-педагогическая характеристика учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 07:59, реферат

Описание работы

§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению

Работа содержит 1 файл

Скелет Курсовой.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

§ 1. Социальная ситуация развития

и психологическая  готовность к школьному

обучению

Поступление в школу подводит итог дошкольному  детству и становится стартовой  площадкой младшего школьного возраста (6 — 7, 10—11 лет). Младший школьный возраст — очень ответственный

период  школьного детства, от полноценного проживания которого

зависит уровень интеллекта и личности, желание  и умение учиться,

уверенность в своих силах.

Изменение социальной ситуации развития состоит  в выходе ре-

бенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое

значение  имеет выделение особого типа отношений со взрослым,

опосредованных  задачей (≪ребенок — взрослый —  задача≫). Учи-

тель  — это взрослый, социальная роль которого связана с предъяв-

лением  детям важных, равных и обязательных для выполнения тре-

бований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель

выступает как представитель общества, носитель социальных образ-

цов. Постепенно на протяжении младшего школьного возраста ре-

бенок открывает и осваивает ситуацию всеобщего равенства перед

законами  наук — математики, орфографии, орфоэпии.

Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характе-

ризуется  тем, что у него появляется обязательная, общественно зна-

чимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он

должен  подчиняться системе ее правил и  нести ответственность за

их нарушение.

Согласно  концепции Э. Эриксона, в период от 6 до 12 лет про-

исходит приобщение ребенка к трудовой жизни  общества, выраба-

тывается  трудолюбие и вкус к работе. Позитивный исход этой ста-

дии приносит ребенку ощущение собственной компетентности,

Глава XV. Младший школьный возраст 225

способности действовать наравне с другими  людьми; неблагоприят-

ный результат  стадии — комплекс неполноценности.

Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им

правил  школьной жизни, успешность или неуспешность учебы ска-

зывается  на всей системе его отношений  и со взрослыми, включая

родителей, и со сверстниками.

Проблема  психологической  готовности к школьному  обучению.

Существующая  школа с ее классно-урочной системой и действую-

щими  программами требует от ребенка  определенного уровня

функциональной  готовности. ≪Школьной зрелостью≫ считают

обычно  достижение такой ступени нервно-психического развития,

когда ребенок становится способен принимать участие в школьном

обучении  в коллективе сверстников без  ущерба для своего физиче-

ского и психического здоровья; подразумевается  также овладение

умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и дру-

гими  поведенческими характеристиками, необходимыми для опти-

мального  уровня усвоения школьной программы.

В отечественной  психологии у истоков исследования проблемы

готовности  к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. За-

порожец, Д.Б. Эльконин. Психологическая готовность к школьному

обучению  рассматривается как многокомпонентное  образование.

Хотя  единого мнения по поводу состава  и уровня развития отдель-

ных его  составляющих не существует, обычно выделяют следующие

компоненты:

1. Личностная готовность.

— Уровень  развития аффективно-потребностной (мотивацион-

ной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление за-

нять  свое особое место в системе социальных отношений, выполнять

важную, оцениваемую деятельность — быть школьником.

— ≪Внутренняя  позиция школьника≫ как показатель готовности

ребенка к школьному обучению — психологическое  новообразова-

ние, которое  представляет собой сплав познавательной потребности

ребенка и потребности занять более взрослую социальную пози-

цию1.

— Развитие произвольной сферы: произвольного  внимания,

произвольной  памяти, умения действовать по образцу, по правилу,

по принятому  намерению.

2. Интеллектуальная  готовность.

— Ориентировка в окружающем, запас знаний.

1 См.: Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

С. 207-246.

226 Раздел  пятый. Онтогенетическое психическое  развитие человека...

— Уровень  развития восприятия и наглядно - образного  мышле-

ния. Уровень  обобщения — умение обобщать и  дифференцировать

предметы  и явления.

— Развитие речевой сферы (в том числе  фонематического слуха).

3. Двигательная готовность.

— Мелкая моторика.

— Крупные  движения (рук, ног, всего тела).

4. Уровень развития  предпосылок учебной  деятельности:

— умение внимательно слушать и точно  выполнять последова-

тельные указания взрослого,

— самостоятельно действовать по заданию,

— ориентироваться  на систему условий задачи, преодолевая  от-

влечение  на побочные факторы.

У ребенка-дошкольника  нет и не может быть собственно школь-

ных качеств, они складываются в той деятельности, для которой они

необходимы. Готовность к школьному обучению — это владение

предпосылками к последующему усвоению качеств  школьника. Ве-

дущей среди них является мотивационная, социальная зрелость ре-

бенка. В случае слабой подготовки ребенка  к школе обычно прояв-

ляется  отставание во всех сферах, но при создании коррекционно-

развивающих программ особое внимание отводится  преодолению

неразвитости  аффективно-потребностной сферы, узости познава-

тельных интересов.

Психологическую готовность отличают от педагогической под-

готовленности, когда акцент ставится на наличие у ребенка опреде-

ленных  знаний и умений (выполнение заданий  на прямой и обрат-

ный счет, на состав числа, узнавание печатных букв, или чтение,

копирование букв или узора, пересказ текста или  чтение стихотво-

рения и др.).

Не может  быть создан единственный тест, измеряющий готов-

ность к школе; разработаны комплексы  методик для разных целей.

Для ориентировки и выявления детей ≪группы риска≫ при массовом

обследовании  проводится экспресс-диагностика школьной готовно-

сти (используются специализированные методики диагностики

школьной  зрелости, например тест Керна-Йирасека). Индивиду-

альная, более углубленная диагностика  необходима для выработки

рекомендаций  родителям, составления развивающей  программы

развития  в оставшееся до школы время.

Мы представили  традиционную позицию относительно школь-

ной зрелости: есть школа с ее требованиями, и  чтобы быть готовым

к этой школе, ребенок должен иметь набор  определенных качеств.

Соответствовать показателям нелегко: одни дети ≪не  дозрели≫ — Глава XV. Младший школьный возраст 227

встает  задача их подтягивания, другие опережают  средние нормати-

вы —  часто это также рассматривается  как их недостаток. В прин-

ципе, речь должна идти о том, что именно школа  должна быть гото-

ва принимать  самых разных детей такими, какие они есть; понимать

их и  помогать их личностному росту1.

§ 2. Адаптация к школе

При поступлении  в школу условия жизни ребенка  ужесточаются.

С первых дней в роли ученика он встречается  с многочисленными

трудностями, которые должен преодолеть: это освоение нового

школьного пространства; выработка нового режима дня; вхождение

в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс);

принятие  множества ограничений и установок, регламентирующих

поведение; установление взаимоотношений с учителем; построение

новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации. Вме-

сте с  тем школьник получает и новые  права: право на уважительное

отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место,

учебные принадлежности.

Период  освоения, принятия учебной ситуации при благоприят-

ных условиях длится около 2 месяцев (всю первую четверть, а ино-

гда и  весь первый год). Любящие и заботливые родители, опираясь

на высоко ценимую ребенком возможность ≪быть  школьником≫,

должны  помочь ему освоить совокупность требований школьной си -

туации  и учебной деятельности:

— Нельзя ≪бросить≫ ребенка в этой трудной  ситуации, рассчи-

тывая, что он полностью самостоятельно с ней справится, но вредна

и другая крайность — перехватывание, удушение инициативы ре-

бенка.

— Родительская поддержка может быть оказана  в форме повы-

шенного интереса к тонкостям школьных заповедей, в придании

сбору портфеля, подготовке к следующему школьному дню статуса

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика учащихся