Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 07:59, реферат
§ 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
§ 1. Социальная ситуация развития
и психологическая готовность к школьному
обучению
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6 — 7, 10—11 лет). Младший школьный возраст — очень ответственный
период школьного детства, от полноценного проживания которого
зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться,
уверенность в своих силах.
Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ре-
бенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц. Особое
значение имеет выделение особого типа отношений со взрослым,
опосредованных задачей (≪ребенок — взрослый — задача≫). Учи-
тель — это взрослый, социальная роль которого связана с предъяв-
лением детям важных, равных и обязательных для выполнения тре-
бований, с оценкой качества учебной работы. Школьный учитель
выступает как представитель общества, носитель социальных образ-
цов. Постепенно на протяжении младшего школьного возраста ре-
бенок открывает и осваивает ситуацию всеобщего равенства перед
законами наук — математики, орфографии, орфоэпии.
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характе-
ризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно зна-
чимая, общественно контролируемая деятельность — учебная, он
должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за
их нарушение.
Согласно концепции Э. Эриксона, в период от 6 до 12 лет про-
исходит приобщение ребенка к трудовой жизни общества, выраба-
тывается трудолюбие и вкус к работе. Позитивный исход этой ста-
дии приносит ребенку ощущение собственной компетентности,
Глава XV. Младший школьный возраст 225
способности действовать наравне с другими людьми; неблагоприят-
ный результат стадии — комплекс неполноценности.
Прилежность, дисциплинированность ребенка, принятие им
правил школьной жизни, успешность или неуспешность учебы ска-
зывается на всей системе его отношений и со взрослыми, включая
родителей, и со сверстниками.
Проблема психологической готовности к школьному обучению.
Существующая школа с ее классно-урочной системой и действую-
щими программами требует от ребенка определенного уровня
функциональной готовности. ≪Школьной зрелостью≫ считают
обычно
достижение такой ступени нервно-
когда ребенок становится способен принимать участие в школьном
обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физиче-
ского и психического здоровья; подразумевается также овладение
умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и дру-
гими поведенческими характеристиками, необходимыми для опти-
мального уровня усвоения школьной программы.
В отечественной психологии у истоков исследования проблемы
готовности к школьному обучению стояли Л.И. Божович, А.В. За-
порожец, Д.Б. Эльконин. Психологическая готовность к школьному
обучению
рассматривается как
Хотя единого мнения по поводу состава и уровня развития отдель-
ных его составляющих не существует, обычно выделяют следующие
компоненты:
1. Личностная готовность.
— Уровень развития аффективно-потребностной (мотивацион-
ной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление за-
нять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять
важную, оцениваемую деятельность — быть школьником.
— ≪Внутренняя позиция школьника≫ как показатель готовности
ребенка к школьному обучению — психологическое новообразова-
ние, которое представляет собой сплав познавательной потребности
ребенка и потребности занять более взрослую социальную пози-
цию1.
— Развитие произвольной сферы: произвольного внимания,
произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу,
по принятому намерению.
2. Интеллектуальная готовность.
— Ориентировка в окружающем, запас знаний.
1 См.: Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
С. 207-246.
226 Раздел
пятый. Онтогенетическое
— Уровень развития восприятия и наглядно - образного мышле-
ния. Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать
предметы и явления.
— Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).
3. Двигательная готовность.
— Мелкая моторика.
— Крупные движения (рук, ног, всего тела).
4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности:
— умение внимательно слушать и точно выполнять последова-
тельные указания взрослого,
— самостоятельно действовать по заданию,
— ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая от-
влечение на побочные факторы.
У ребенка-дошкольника нет и не может быть собственно школь-
ных качеств, они складываются в той деятельности, для которой они
необходимы. Готовность к школьному обучению — это владение
предпосылками к последующему усвоению качеств школьника. Ве-
дущей среди них является мотивационная, социальная зрелость ре-
бенка. В случае слабой подготовки ребенка к школе обычно прояв-
ляется отставание во всех сферах, но при создании коррекционно-
развивающих программ особое внимание отводится преодолению
неразвитости
аффективно-потребностной
тельных интересов.
Психологическую готовность отличают от педагогической под-
готовленности, когда акцент ставится на наличие у ребенка опреде-
ленных знаний и умений (выполнение заданий на прямой и обрат-
ный счет, на состав числа, узнавание печатных букв, или чтение,
копирование букв или узора, пересказ текста или чтение стихотво-
рения и др.).
Не может быть создан единственный тест, измеряющий готов-
ность к школе; разработаны комплексы методик для разных целей.
Для ориентировки и выявления детей ≪группы риска≫ при массовом
обследовании проводится экспресс-диагностика школьной готовно-
сти (используются специализированные методики диагностики
школьной зрелости, например тест Керна-Йирасека). Индивиду-
альная, более углубленная диагностика необходима для выработки
рекомендаций родителям, составления развивающей программы
развития в оставшееся до школы время.
Мы представили традиционную позицию относительно школь-
ной зрелости: есть школа с ее требованиями, и чтобы быть готовым
к этой школе, ребенок должен иметь набор определенных качеств.
Соответствовать показателям нелегко: одни дети ≪не дозрели≫ — Глава XV. Младший школьный возраст 227
встает задача их подтягивания, другие опережают средние нормати-
вы —
часто это также
ципе, речь должна идти о том, что именно школа должна быть гото-
ва принимать самых разных детей такими, какие они есть; понимать
их и помогать их личностному росту1.
§ 2. Адаптация к школе
При поступлении в школу условия жизни ребенка ужесточаются.
С первых дней в роли ученика он встречается с многочисленными
трудностями, которые должен преодолеть: это освоение нового
школьного пространства; выработка нового режима дня; вхождение
в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс);
принятие
множества ограничений и
поведение; установление взаимоотношений с учителем; построение
новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации. Вме-
сте с тем школьник получает и новые права: право на уважительное
отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место,
учебные принадлежности.
Период освоения, принятия учебной ситуации при благоприят-
ных условиях длится около 2 месяцев (всю первую четверть, а ино-
гда и весь первый год). Любящие и заботливые родители, опираясь
на высоко ценимую ребенком возможность ≪быть школьником≫,
должны помочь ему освоить совокупность требований школьной си -
туации и учебной деятельности:
— Нельзя ≪бросить≫ ребенка в этой трудной ситуации, рассчи-
тывая, что он полностью самостоятельно с ней справится, но вредна
и другая крайность — перехватывание, удушение инициативы ре-
бенка.
— Родительская поддержка может быть оказана в форме повы-
шенного интереса к тонкостям школьных заповедей, в придании
сбору портфеля, подготовке к следующему школьному дню статуса
Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика учащихся