Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:03, доклад
Проблема отклонения в поведении - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.
Цель - выявить твёрдо ли вы стоите на ногах, остаётесь ли вы при своём мнении, руководите ли вы своими эмоциями.
Результаты теста: в результате теста выявлено, что учащиеся Елисеев, Сысоев, Мишинов, Казачков, Колочков, Нуририахметов, Повитраев, Ильдин, Рахметов, Локоцков, Дубанов, Мустафин, Запевалов, Зимин не руководят эмоциями, трезво оценивают ситуации, и в случае необходимости следуют принципу «уступает тот, кто умнее». Если считают дело важным, то отстаивают свою точку зрения. У вас твёрдый взгляд навещи, который не меняется с переменой ветра, как флюгер. Но он меняется, если здравый смысл подсказывает, что его нужно изменить.
Рекомендация к классному руководителю 6 «Б» класса: советую провести беседу на тему: «Познай людей и самого себя» на улучшение взаимоотношений с окружающими.
З. Тренинговое занятие для подростков «Умеем ли мы общаться?», где была проведена анкета на тему: «Конфликтная ли вы личность». На тренинговом занятии было проведено анкетирование на тему: «Конфликтная ли вы личность», возраст - 10 «А» класс, количество - 7 человек, время-9.03.06г.
Цель - выявить взаимоотношения детей с окружающими.
Результаты анкеты: учащиеся Юрочкина, Хулзанов, Васильев, Ростовщиков являются тактичными, миролюбивыми, а Кучеренко, Сайфитдинова являются конфликтными людьми.
Рекомендация к классному руководителю 10 «А» класса: провести беседу на тему: «Один за всех и все за одного».
3й вопрос
Программа "Коррекция агрессивного поведения подростков" |
Коррекционная работа психолога в школе - Программы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Administrator | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.05.2010 11:27 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание
1. Пояснительная
записка. 1. Пояснительная записка. Актуальность написания программы Проблема
воспитания детей с агрессивным
поведением является одной из центральных
психолого-педагогических проблем. Все
чаще приходится сталкиваться с явлениями
игнорирования общественных норм и
агрессивного поведения детей. Агрессивность
– свойство личности, целенаправленное
разрушительное поведение, заключающееся
в наличии деструктивных Дестабилизация
экономики, спад производства, снижение
жизненного уровня в стране, разрушение
старой системы ценностей и 2. Цели и задачи программы
Реализуя цели программа решает следующие задачи: воспитать и развить в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:
3.Теоретическое обоснование Агрессия: определение и основные теории Терминология
- в быту термин "агрессия" имеет
широкое распространение для обозначения
насильственных захватнических действий.
Агрессия и агрессоры всегда оцениваются
резко отрицательно, как выражение наличия
культа грубой силы. В основном же под
агрессией понимается вредоносное поведение.
В понятии "агрессия" объединяются
различные по форме и результатам акты
поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных
фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой
жизни нередко встречаются формы насильственного
поведения, определяемого в терминах "задиристость",
"драчливость", "озлобленность",
"жестокость". К агрессивности близко
подходит состояние враждебности. Враждебность
– более узкое по направленности состояние,
всегда имеющее определённый объект. Часто
враждебность и агрессивность сочетаются,
но нередко люди могут находиться во враждебных
отношениях, однако никакой агрессивности
не проявляют. Бывает и агрессивность
без враждебности, когда обижают людей,
к которым никаких враждебных чувств не
питают.
Из этого
множества определений агрессии
ни одно не является исчерпывающим
и общеупотребительным.
Таким образом,
агрессия, в какой бы форме она
ни проявлялась, представляет собой
поведение, направленное на причинение
вреда или ущерба другому живому
существу, имеющему все основания
избегать подобного с собой обращения.
Данное комплексное определение
включает в себя следующие частные
положения: 1) агрессия обязательно
подразумевает преднамеренное, целенаправленное
причинение вреда жертве; 2) в качестве
агрессии может рассматриваться
только такое поведение, которое
подразумевает причинение вреда
или ущерба живым организмам; 3) жертвы
должны обладать мотивацией избегания
подобного с собой обращения.
Методологической
основой программы коррекции
агрессивного поведения детей стали
принципы структурного, когнитивного
и деятельностного личностно - ориентированного
подходов,
Методы:
интерактивные
игры, позволяют: 5. Методы отслеживания эффективности программы, данные об апробации программы. Программа
апробирована в МОУ
СОШ № 99 в течение
двух лет. В 2004-2005 учебном
году занятия по программе
проводились с
группой учащихся 7-ых
классов. Результаты
диагностики по "Методике
диагностики показателей
и форм агрессии"
А. Басса и А. Дарки
показали, что у
всех детей повышены
индексы агрессивности
и враждебности. Большие
баллы выявлены по
вербальной и косвенной
агрессии. Дети негативно
относятся к окружающим,
подозрительны. Цифровые
данные по диагностике
показаны в таблице 1.
Анализ результатов ретестирования показал, что произошло снижение показателей агрессии. Особенно снизились показатели подозрительности и обиды, снизился индекс враждебности. Цифровые данные показаны в таблице 2. Таблица 2. Результаты ретестирования учащихся 7-ых классов по методике Басса-Дарки.
Эти данные подкрепляются данными наблюдений и мнениями педагогов, работающих с данными детьми 6. Организационные условия проведения занятий Программа
предназначена для
работы с подростками
с 10 до 15 лет; оптимальная
численность группы
–10-12 человек; продолжительность
занятий- 40 минут. Периодичность
занятий определяется
самим психологом,
но не реже одного раза
в неделю. Групповая
работа должна проводиться
в достаточно просторном,
хорошо проветренном
помещении, в интерьере
комнаты должны преобладать
спокойные неяркие цвета.
Для обеспечения занятий
необходимы: бумага,
карандаши, мелки, ножницы,
гуашь, клей, фломастеры,
мячи, мягкие игрушки. 7. Учебно - тематический план занятий
|
4й вопрос
1. 4. Профилактика и коррекция аддиктивного поведения
Аддиктивная
стратегия взаимодействия с действительностью
приобретает все большие
Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.
Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие:1
Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.
В
семье для подростка значимыми
факторами являются эмоциональная
стабильность и защищенность, взаимное
доверие членов семьи. Подросток
нуждается в умеренном контроле
его действий и умеренной опеке
с тенденцией к развитию самостоятельности
и умения принимать ответственность
за свою собственную жизнь. Роберт Т.
и Джина Байярд в связи с
этим пишут: “…поражает контраст между
теми детьми, которые сопротивляются”
чрезмерному “контролю
В
сфере образования необходим
пересмотр некоторых подходов в
воспитании и преподавании учебных
предметов. В связи с проблемой
аддиктивного поведения актуальны
такие стороны школьной жизни, как
адекватная учебная нагрузка детей,
придание особой значимости личностному
аспекту, касающемуся и детского,
и педагогического контингента.
Целесообразно включение в
Полноценная
профилактика аддиктивного поведения
невозможна без участия в ней
средств массовой информации – авторитетного
и популярного
В подростковом возрасте “решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе” (22, с.163). “Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал – “делать жизнь с кого?” (22, с.165). В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.
Направленность
на людей – “своеобразная
Неоценимый
вклад в профилактику аддикций может
внести культура религиозных чувств,
если она ориентирована не на уход
от реальности бренного мира, а, напротив,
наделяет человека высшей духовной и
нравственной силой для противостояния
трудностям и аддиктивным влечениям.
А также для формирования уважительного
отношения к своей личности и
личностям окружающих, что явилось
бы крепким фундаментом для
Колесникова Г. И.3 выделяет следующие факторы, при психокоррекционной работе:
1) возрастной период каждого из семьи;
2)
этап развития семьи как
3) специфику проблему.
Причем при посторении писхокоррекционных мер занчимость возрастного периода будет превалировать, поскольку специфика проблемы часто зависит от возрастных особенностей клиента.
Таким
образом, при психокоррекционном воздействии
семья будет выступать в двух
эпостасях: семья как источник девиаций
ее членов; семья как инструмент
психокоррекционного
при анализе девиации, предварительно исключив возможность наличия клиники, разумно пользоваться следующим алгоритмом:4
1)
определить возраст, пол,
2)
выяснить формулировку
3) определить структуру девиации;
4) узнать, какие социокультурные нормы нарушаются: возрастные, профессиональные, культурные, социальные (семейные, групповые);
5)
вид взаимодействия с
6)
выдвинуть гипотезы (2-3) о причинах
возникновения и
7) проверить гипотезы при помощи психодиагностики;;
8)
спланировать и осуществить
При
проведении психокоррекции специалист
должен способствовать укреплению веры
клиентов в безопасности и успешность
психокоррекционного процесса; инициировать
у клиентов рефлексию по поводу положительных
и отрицательных сторон сложившихся
стериотипов поведения; осуществить
совместно с клиентом поиск новых
способов поведения
Информация о работе Психолого педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков