Психолого педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:03, доклад

Описание работы

Проблема отклонения в поведении - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.

Работа содержит 1 файл

Семинар 5.docx

— 95.10 Кб (Скачать)

Цель - выявить твёрдо ли вы стоите на ногах, остаётесь ли вы при своём мнении, руководите ли вы своими эмоциями.

Результаты теста: в результате теста выявлено, что  учащиеся Елисеев, Сысоев, Мишинов, Казачков, Колочков, Нуририахметов, Повитраев, Ильдин, Рахметов, Локоцков, Дубанов, Мустафин, Запевалов, Зимин не руководят эмоциями, трезво оценивают ситуации, и в  случае необходимости следуют принципу «уступает тот, кто умнее». Если считают  дело важным, то отстаивают свою точку  зрения. У вас твёрдый взгляд навещи, который не меняется с переменой  ветра, как флюгер. Но он меняется, если здравый смысл подсказывает, что  его нужно изменить.

Рекомендация к  классному руководителю 6 «Б» класса: советую провести беседу на тему: «Познай  людей и самого себя» на улучшение  взаимоотношений с окружающими.

З. Тренинговое занятие  для подростков «Умеем ли мы общаться?», где была проведена анкета на тему: «Конфликтная ли вы личность». На тренинговом  занятии было проведено анкетирование  на тему: «Конфликтная ли вы личность», возраст - 10 «А» класс, количество - 7 человек, время-9.03.06г.

Цель - выявить взаимоотношения  детей с окружающими.

Результаты анкеты: учащиеся Юрочкина, Хулзанов, Васильев, Ростовщиков являются тактичными, миролюбивыми, а Кучеренко, Сайфитдинова являются конфликтными людьми.

Рекомендация к  классному руководителю 10 «А» класса: провести беседу на тему: «Один за всех и все за одного».

3й вопрос

Программа "Коррекция агрессивного поведения подростков"

Коррекционная работа психолога в школе - Программы
Автор: Administrator   
26.05.2010 11:27
Содержание

1. Пояснительная  записка.  
2. Цели и задачи программы  
3. Теоретическое обоснование  
5. Методы отслеживания эффективности программы, данные об апробации программы.  
6. Организационные условия проведения занятий  
7. Учебно - тематический план занятий  
Список литературы.  
Приложения 
 

1. Пояснительная записка.

Актуальность  написания программы

Проблема  воспитания детей с агрессивным  поведением является одной из центральных  психолого-педагогических проблем. Все  чаще приходится сталкиваться с явлениями  игнорирования общественных норм и  агрессивного поведения детей. Агрессивность  – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся  в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма  поведения, нацеленного на оскорбление  или причинение вреда другому  живому существу, не желающему подобного  обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон). Хотя явления детской агрессивности  и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может. Разноуровневые социально-экономические  условия жизни людей, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений  жить в этих условиях приводят наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно нелегко подрастающему поколению. Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом "арсенале" другого, положительного опыта.  Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением.

Дестабилизация  экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь  на его социальном самочувствии. 
Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.  
Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков.

2. Цели и задачи  программы

  • Обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры.
  • Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
  • Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

Реализуя  цели программа решает следующие задачи: воспитать и развить в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:

  • Эффективно взаимодействовать, общаться.
  • Справляться со стрессом.
  • Делать выбор и принимать решения.

3.Теоретическое  обоснование

Агрессия: определение и  основные теории

Терминология  - в быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают. 
В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:

  • Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.
  • Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)
  • Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.
  • Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.
  • Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Из этого  множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим  и общеупотребительным. 
Л. Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем.  
Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.  
Одно из определений агрессии, предложенно  А. Бассом, агрессия — это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.  
Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям  
И, наконец, третья точка зрения, высказанная Н. Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.  
Несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму из приведенных здесь. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение:  
Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.  
На первый взгляд, это определение кажется простым и откровенным, а также тесно связанным с пониманием агрессии с позиции обыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа. 
Из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.  
Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными А. Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые. Эти восемь категорий агрессивного поведения и примеры к каждой из них приведены в табл. 1.1. 
Таблица 1.1. Категории агрессии по А. Бассу

 
Тип агрессии
Примеры
Физическая  – активная - прямая Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.
Физическая  – активная - непрямая Закладка  мин-ловушек; сговор с наемным убийцей  с целью уничтожения врага.
Физическая  – пассивная - прямая Стремление  физически не позволить другому  человеку достичь желаемой цели или  заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).
Физическая  – пассивная - непрямая Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).
Вербальная  – активная - прямая Словесное оскорбление или унижение другого  человека.
Вербальная  – активная - непрямая Распространение злостной клеветы или сплетен  о другом человеке.
Вербальная - пассивная - прямая Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д.
Вербальная - пассивная - непрямая Отказ дать определенные словесные пояснения  или объяснения (например, отказ  высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

 

Таким образом, агрессия, в какой бы форме она  ни проявлялась, представляет собой  поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания  избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение  включает в себя следующие частные  положения: 1) агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться  только такое поведение, которое  подразумевает причинение вреда  или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания  подобного с собой обращения.  
Предварительное исследование проведено на учащихся 7 –х классов, в этом возрасте закладываются взаимоотношения, на фоне которых в дальнейшем могут возникнуть проблемы.  
За основу  подбора диагностик (учитывая всё вышесказанное) были взяты следующие критерии:

  • Информативность
  • Возможность группового проведения
  • Стандартизированность методики (наличие возрастных норм)
  • Простота и быстрота обработки (возможность обследования большого количества респондентов)
  • Узкоспециализированность
  • Надежность методики 
    4. Методологический аспект (принципы, формы и методы работы).

Методологической  основой программы коррекции  агрессивного поведения детей стали  принципы структурного, когнитивного и деятельностного личностно - ориентированного подходов,  
Организация работы строится на принципах:

  • гуманизма утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;
  • конфиденциальности - Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся, должно быть сознательным и добровольным.
  • Компетентности - Психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности
  • Ответственности - психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

Методы: 
В работе используются:

  • Дискуссия, обсуждение.
  • Работа в парах.
  • Рисунок.
  • Психологическая игра.
  • Работа в малых группах.
  • Визуализация.
  • Интерактивные игры

интерактивные игры, позволяют:  
помочь детям ощутить единение с другими  
Многим детям трудно сконцентрироваться на учебе, если они не чувствуют своей принадлежности к школьной жизни. Нередко "плохое" поведение на уроке возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание. Чтобы научиться ощущать свою принадлежность к группе, детям, как ни странно, необходимо признание их личной истории. Они хотят показать, что они гордятся своей семьей, хотят, чтобы все обратили внимание на то, какие они, что они умеют, чему хотят научиться, каким видят свой класс.  
вселить в детей надежду  
укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью.. Надежда — это та экзистенциальная установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Когда все в порядке, надежда не нужна. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность.  
показать детям, что значит уважение  
Уважение взрослого проявляется, например, в том, что он подчеркивает ответственность детей за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: "Чему научил тебя этот случай?" или "Что ты сейчас чувствуешь?" и внимательно выслушивают его рассуждения на эту тему.  
помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность  
Именно в школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Мы должны помочь им жить в мире реальности.  
помочь детям научиться принимать решения — самостоятельно и в группе  
Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения.  
учить детей сочувствию  
Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой семейной традиции.  
помочь расцвету личности ребенка  
Мы должны помочь ребенку следовать его собственным внутренним целям и желаниям. Обычно детям бывает легче осознавать свои личные цели, когда они выражают их в творчестве: когда они пишут, сочиняют музыку, играют на музыкальных инструментах, рисуют или ставят детские пьесы.  
развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим  
Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Очень важно побуждать детей давать обратную связь одноклассникам и учителям. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.  
помочь детям справляться со своими страхами и стрессом  
Для этого нам необходимо предоставить детям возможность говорить и о неприятных для них вещах, внимательно выслушивая их при этом. Мы можем показать им, как рационально распределять свое время, выполнять свои обязательства и расслаблять душу и тело.  
показать детям, как можно жить без насилия  
В ситуации, когда ребенок рассержен или обижен, можно помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта  
помочь детям достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям  
помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и уравновешенности  
выбирая игру,  мы должны иметь в виду конкретных детей, которым эта игра поможет больше других.  
помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера 
 

5. Методы отслеживания  эффективности программы,  данные об апробации  программы.

Программа апробирована в МОУ  СОШ № 99 в течение  двух лет. В 2004-2005 учебном  году занятия по программе  проводились с  группой учащихся 7-ых классов. Результаты диагностики по "Методике диагностики показателей  и форм агрессии" А. Басса и А. Дарки  показали, что у  всех детей повышены индексы агрессивности  и враждебности. Большие  баллы выявлены по вербальной и косвенной  агрессии. Дети негативно  относятся к окружающим, подозрительны. Цифровые данные по диагностике  показаны в таблице 1. 
Таблица 1 Результаты диагностики учащихся по методике Басса-Дарки.

 
Вид агрессии
баллы Индекс  агрессивности - 97 Индекс враждебности - 68
физическая 92
вербальная 102
косвенная 96
негативизм 96
раздражение 69
подозрительность 64
обида 73
чувство вины 35

 

Анализ  результатов ретестирования показал, что произошло  снижение показателей  агрессии. Особенно снизились показатели подозрительности и обиды, снизился индекс враждебности. Цифровые данные показаны в таблице 2.

Таблица 2. Результаты ретестирования учащихся 7-ых классов  по методике Басса-Дарки.

 
Вид агрессии
баллы Индекс  агрессивности - 84 Индекс враждебности - 49
физическая 83
вербальная 97
косвенная 91
негативизм 72
раздражение 57
подозрительность 46
обида 52
чувство вины 33

 

Эти данные подкрепляются  данными наблюдений и мнениями педагогов, работающих с данными  детьми

6. Организационные  условия проведения  занятий

Программа предназначена для  работы с подростками  с 10 до 15 лет; оптимальная  численность группы –10-12 человек; продолжительность  занятий- 40 минут. Периодичность  занятий определяется самим психологом, но не реже одного раза в неделю.  
Программа рассчитана на 10 занятий (одна учебная четверть).

Групповая работа должна проводиться  в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере  комнаты  должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, карандаши, мелки, ножницы, гуашь, клей, фломастеры, мячи, мягкие игрушки.  
Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения). 
Перед началом занятий проводятся индивидуальные консультации с каждым подростком. После окончания групповой работы также проводятся консультации на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения и групповое тестирование по методике Басса – Дарки (возможно использование других методик, с которыми работает психолог). Тестирование позволяет отследить динамику личностных изменений.

7. Учебно - тематический  план занятий

 
№ п/п
Тема Содержание Кол-во часов Формы работы Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение
1 Осознание и понимание своих эмоций и  внутреннего состояния Упражнение "Прогноз погоды" 1 час Групповая работа Лист  ватмана листы бумаги, карандаши, восковые мелки
2 "Проблемы  — на передний план" - правило  взаимодействия в команде. Упражнение "Камушек в ботинке" 1 час Групповая работа Бумага, карандаши.
3 Работа  с гневом и обидами Упражнение "Спустить пар" и, или "Шутливое письмо" 1 час Групповая работа Бумага, карандаши, корзина для бумаг
4 Агрессия  может быть конструктивной Игра "Датский бокс" 1 час Групповая работа Изоматериалы.
5 Что такое "Агрессивное поведение" Упражнение "Агрессивное поведение 1 час Групповая работа Бумага, карандаши.
6 Снимаем напряжение Упражнение "Безмолвный крик" 1 час Групповая работа Изоматериалы.
7 Положительное лидерство Упражнение "Король" 1 час Групповая работа
8 Формирование  навыков отреагирования эмоций Упражнение "Любовь и злость 1 час Групповая работа
9 Умение  распознавать эмоциональное состояние Упражнение "Пиктограммы" 1 час Групповая работа Бумага, карандаши, пиктограммы "Эмоции" (см. Приложение)
10 Конструктивные  способы разрешения конфликта. Упражнение "Ковер мира" 1 час Групповая работа Кусок пледа или мягкий коврик, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций: алюминиевые блестки  для вышивания, бисер, ракушки и  т .п.

 

 
 
 
 

4й вопрос

         1. 4. Профилактика и коррекция аддиктивного поведения

     Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью  приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями  не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует  огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от алкогольной или наркотической  зависимости еще не означает полного  исцеления. К сожалению, недооценивается  разрушительный характер общих для  всех видов аддиктивного поведения  механизмов, в основе которых лежит  стремление к уходу от реальности. Эти механизмы не исчезают со снятием  зависимости. Избавившись от одной  зависимости, человек может оказаться  во власти другой, потому что неизменными  остаются способы взаимодействия со средой. Молодое поколение заимствует эти образцы. Образуется замкнутый  круг, выйти из которого очень непросто. Детское аддиктивное поведение - явление довольно распространенное. Но уделять внимание важно не только крайне тяжелым формам этого явления. Большого внимания требуют к себе те, чей уход от реальности пока еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в трудных столкновениях с требованиями среды, кто потенциально может оказаться вовлеченным в разные виды аддиктивной реализации.

     Профилактика  аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный  период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень  важные качества личности, обращение  к которым могло бы стать одной  из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как  стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и  ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого  периода являются появление рефлексии  и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые  общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.

     Этапами профилактической деятельности могут  стать следующие составляющие:1

  • Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
  • Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.
  • Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

     Профилактика  аддиктивного поведения должна коснуться  всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной  среды, общественной жизни в целом.

     В семье для подростка значимыми  факторами являются эмоциональная  стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток  нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке  с тенденцией к развитию самостоятельности  и умения принимать ответственность  за свою собственную жизнь. Роберт Т. и Джина Байярд в связи с  этим пишут: “…поражает контраст между  теми детьми, которые сопротивляются”  чрезмерному “контролю родителей, и теми, кто не делает этого. Иногда способный ребенок оказывается  настолько зависимым от решений, принимаемых родителями, что достигает  зрелости совершенно неготовым к  самостоятельной жизни”2.

     В сфере образования необходим  пересмотр некоторых подходов в  воспитании и преподавании учебных  предметов. В связи с проблемой  аддиктивного поведения актуальны  такие стороны школьной жизни, как  адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному  аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный  цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни (см. информационно-просветительский этап профилактической деятельности и этап тренингов личностного роста). Данная информация необходима для обретения  свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и  решать жизненно-важные проблемы без  страха перед действительностью, и  пользуясь разнообразными активными  стратегиями преодоления стресса.

     Полноценная профилактика аддиктивного поведения  невозможна без участия в ней  средств массовой информации – авторитетного  и популярного пропагандистского  органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена  моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и  телевизионных программах информация для подрастающего поколения  в настоящее время носит в  основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить  их от проблем реального мира в  целом и проблем подросткового  возраста в частности.

     В подростковом возрасте “решающее значение приобретает стремление детей найти  свое место в обществе” (22, с.163). “Подростки стремятся определить свое место  в жизни, активно ищут идеал –  “делать жизнь с кого?” (22, с.165). В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.

     Направленность  на людей – “своеобразная психологическая  повернутость к людям” (3, с.65) – в  существенной мере зависит от того, насколько сами люди, общество в  целом направлено на подрастающее поколение. Поэтому формирование таких важных качеств для межличностных отношений, как эмпатия, доброжелательность, готовность к сотрудничеству и др. попадает под зависимость от готовности общества отвечать подросткам тем же.

     Неоценимый  вклад в профилактику аддикций может  внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и  нравственной силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. А также для формирования уважительного  отношения к своей личности и  личностям окружающих, что явилось  бы крепким фундаментом для строительства  межличностных отношений.

     Колесникова Г. И.3  выделяет следующие факторы, при психокоррекционной работе:

     1) возрастной период каждого из  семьи; 

     2) этап развития семьи как самостоятельного  организма;

     3) специфику проблему.

     Причем  при посторении писхокоррекционных мер занчимость возрастного периода  будет превалировать, поскольку  специфика проблемы часто зависит  от возрастных особенностей клиента.

     Таким образом, при психокоррекционном воздействии  семья будет выступать в двух эпостасях: семья как источник девиаций ее членов; семья как инструмент психокоррекционного воздействия.

     при анализе  девиации, предварительно исключив возможность наличия клиники, разумно пользоваться следующим  алгоритмом:4

     1) определить возраст, пол, социальную  принадлежность, состояние здоровья  клиента;

     2) выяснить формулировку проблемы  в интерпритации клиента и/  или его значимых близких;

     3) определить структуру девиации;

     4) узнать, какие социокультурные нормы  нарушаются: возрастные, профессиональные, культурные, социальные (семейные, групповые);

     5) вид взаимодействия с реальностью;

     6) выдвинуть гипотезы (2-3) о причинах  возникновения и продолжительности  девиации;

     7) проверить гипотезы при помощи  психодиагностики;;

     8) спланировать и осуществить психокоррекционное  воздействие в зависимости от  психологического диагноза..

     При проведении психокоррекции специалист должен способствовать укреплению веры клиентов в безопасности и успешность психокоррекционного процесса; инициировать у клиентов рефлексию по поводу положительных  и отрицательных сторон сложившихся  стериотипов поведения;  осуществить  совместно с клиентом поиск новых  способов поведения 
 
 
 


Информация о работе Психолого педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков