Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:03, доклад
Проблема отклонения в поведении - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.
В соответствии с данным
принципом клиент не только должен
проявлять осознанное желание изменения
собственного поведения, но и активно
участвовать в выборе целей и
методов последующей работы (с
учётом конкретных внутренних и внешних
условий). Разделение ответственности
происходи в форме заключения
договора о сотрудничестве. Важную
роль в повышении продуктивной активности
личности играет самостоятельная работа
(клиента) по выполнению домашнего задания
в промежутках между
В настоящее время в поведенческой психологии используются следующие основные группы методов:
стимулирование мотивации изменения поведения;
коррекция эмоциональных нарушений;
методы саморегуляции;
методы когнитивного переструктурирования;
методы угашения нежелательного поведения;
методы формирования позитивного поведения.
2.2 Профилактика отклоняющегося поведения
Профилактика отклоняющегося
поведения предполагает систему
общих и специальных
ВОЗ (Всемирная организация
здравоохранения) предлагает выделять
первичную, вторичную и третичную
профилактику. Первичная профилактика
направлена на устранение неблагоприятных
факторов, вызывающих определённое явление,
а также на повышение устойчивости
личности к влиянию этих факторов.
Первичная профилактика может широко
проводиться среди подростков. Задача
вторичной профилактики - раннее выявление
и реабилитация нервно-психических
нарушений и работа с «группой
риска», например подростками, имеющими
выраженную склонность к формированию
отклоняющегося поведения без проявления
такого в настоящее время. Третичная
профилактика решает специальные задачи,
как лечение нервно-
Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трёх уровней. Она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем.
Существуют различные
формы психопрофилактической
Объектом работы может быть семья, социальная группа или конкретная личность.
В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодёжных кумиров, специально подобранные кинофильмы - всё это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.
Работа с молодёжной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодёжь против наркотиков» или одноимённой акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодёжь проводит свой досуг и общается. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков.
Работа с подростками может быть организована на улице, Для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров проводящих соответствующую работу.
Вторая форма
Для этого обычно широко используется информация, подтверждённая статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.
Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.
В ряде случаев информация
даётся несвоевременно: слишком поздно
или рано. Например, опыт работы с
подростками подсказывает, что беседы
по предупреждению наркозависимого
поведения должны проводиться не
позднее 14 лет. Они не должны содержать
подробного описания наркотиков и эффектов,
ими производимых. Такие беседы целесообразно
направлять на обсуждение последствий
девиантного поведения и
Третья форма
1. Тренинг резистентности
(устойчивости) к негативному социальному
влиянию. В ходе тренинга
2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного
обучения. Основан
на представлении, что девиантное поведение
непосредственно связано с
З. Тренинг формирования
жизненных навыков. Под жизненными
навыками понимают наиболее важные социальные
умения личности. Прежде всего это
умение общаться, поддерживать дружеские
связи и конструктивно
Четвёртая форма - организация
деятельности, альтернативной девиантному
поведению. Эта форма работы связана
с представлениями о
Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребёнка в различные виды активности - спорт, искусство, познание.
Пятая форма - организация
здорового образа жизни. Она исходит
из представлений о личной ответственности
за здоровье, гармонию с окружающим
миром и своим организмом. Умение
человека достигать оптимального состояния
и успешно противостоять
Шестая форма -- активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также неоходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.
В различных видах
психопрофилактической работы могут
использоваться схожие формы и методы.
По способу организации работы выделяют
формы психопрофилактики: индивидуальная
семейная, групповая работа. В целях
предупреждения отклоняющегося поведения
используются различные социально-
В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы психопрофилактической работы: - комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
адресность (учёт возрастных, половых и социальных характеристик);
массовость (приоритет групповых форм работы);
позитивность информации;
минимизация негативных последствий;
личная заинтересованность и ответственность участников;
максимальная активность личности;
- устремлённость в
будущее (оценка последствий
2.3 Методы практической коррекции
Я проходила практику в МОУ СОШ №20, где проводила различные тестирования, анкеты, беседы, классные часы на актуальные темы профилактики алкоголя, наркомании, табакокурения в современном мире, а также были темы, касающиеся взаимоотношений детей и родителей и детей между собой, целью которых было устранение проблем возникших в обществе.
1. Тест «Хороший ли вы друг?».
Было проведено
тестирование на тему «Хороший ли вы друг?»,
возраст - 11 «А» класс, количество - 23
человека, время - 9.02.06г. Цель - выявление
взаимоотношений между
Рекомендации к классному руководителю 11 «А» класса: привлечь учеников Нужина, Шулешко, Проскирина, Пикалову, Армизонову, Наседкину, Семавину, Первухину, Пантелееву к коллективной деятельности, работе, чтобы они почувствовали свою значимость и нужность в группе сверстников. Куклева должна уделять внимание окружающим. Чтобы стать хорошим другом, нужно проявлять больше интереса к другим людям и их проблемам. Также советую провести беседу на тему: «Давайте жить дружно» на улучшение взаимоотношений между учащимися и родителями.
2. Тест «Уносит ли вас поток?».
Было проведено тестирование на тему «Уносит ли вас поток?», возраст - 6 «Б» класс, количество - 14 человек, время - 2.03.06г.
Информация о работе Психолого педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков