Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:03, доклад
Проблема отклонения в поведении - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.
Приведённые классификации агрессивности подростков основываются на комплексе свойств личности, типичных для определённой группы подростков. Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении позволяет конкретнее наметить приёмы воспитательной работы с целью коррекции агрессивного поведения подростков.
4. Причины и специфика проявления агрессивности детей на
разных стадиях подросткового возраста
девиантный поведение агрессивность подросток
Современный подросток
живёт в мире, сложном по своему
содержанию и тенденциям социализации.
Это связано, во-первых, с темпом
и ритмом технико-технологических
преобразований, предъявляющих к
растущим людям новые требования.
Во-вторых, с насыщенным характером
информации, которая создаёт массу
"шумов", глубинно воздействующих
на подростка, у которого ещё не выработано
чёткой жизненной позиции. В-третьих,
с экологическими и экономическими
кризисами, поразившими наше общество,
что вызывает у детей чувство
безнадёжности и раздражения. При
этом у молодых людей развивается
чувство протеста, часто неосознанного,
и вместе с тем растёт их индивидуализация,
которая при потере общесоциальной
заинтересованности ведёт к эгоизму.
Подростки больше других возрастных
групп страдают от нестабильности социальной,
экономической и моральной
Личность ребёнка
и подростка формируется не сама
по себе, а в окружающей его среде.
Особенно важна роль малых групп,
в которых подросток
Алексеева Л.С. различает следующие виды неблагополучных семей:
1) конфликтная;
2) аморальная;
3) педагогически некомпетентная;
4) асоциальная.
Бочкарёва Г.П. выделяет семьи:
1) с неблагополучной
эмоциональной атмосферой, где родители
не только равнодушны, но и
грубы, неуважительны по
2) в которых
отсутствуют эмоциональные
3) с нездоровой
нравственной атмосферой, где ребёнку
прививаются социально
Баерунас З.В. выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:
1) отсутствие сознательного воспитательного процесса на ребёнка;
2) высокий уровень
подавления и даже насилия
в воспитании, исчерпывающий себя,
как правило, подростковому
3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;
4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье:
1) гиперопёка
различных степеней: от желания
быть соучастником всех
2) гипоопёка,
нередко переходящая в
3) ситуация, создающая "кумира" семьи - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
4) ситуация, создающая
"золушек" в семье - появилось
много семей, где родители
92 из 100 обследованных
делинквентных подростков (СпецПТУ,
г.Чернигов) росли в крайне
Сочетание неблагоприятных
биологических, психологических, семейных
и других социально-психологических
факторов искажает весь образ жизни
подростков. Характерным для них
становится нарушение эмоциональных
отношений с окружающими
Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.
На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребёнка характеризует весьма критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек (по данным Фельдштейна Д.И.) дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.
Ситуативно отрицательное
отношение к себе сохраняется
и на второй стадии подросткового
возраста (в 12-13 лет), обуславливаясь, в
значительной мере, оценками окружающих,
как взрослых, так и сверстников.
В этом возрасте наиболее выраженным
становится негативизм, отмечается рост
физической и вербальной агрессии,
тогда как агрессивность
На третьей стадии подросткового возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными нормами, принятыми в референтных группах.
При этом на первый
план у них выходит вербальная
агрессивность, что на 20% превышает
показатели 12-13 лет и почти на
30% в 10-11 лет. Агрессивность физическая
и косвенная повышаются несущественно,
также как и уровень
Стихийно складывающиеся
компании сверстников объединяют подростков,
близких по уровню развития, интересам.
Группа закрепляет и даже культивирует
девиантные ценности и способы поведения,
оказывает сильное влияние на
личностное развитие подростков, становясь
регулятором их поведения. Утрачиваемое
подростками чувство дистанции,
ощущение допустимого и недопустимого
приводит к непредсказуемым событиям.
Существуют особые группы, для которых
характерна установка на немедленное
удовлетворение желаний, на пассивную
защиту от трудностей, стремление перекладывать
ответственность на других. Подростков
в этих группах отличает пренебрежительное
отношение к обучению, плохая успеваемость,
бравада невыполнением
Установлено, что среди подростков, осуждённых за агрессивные преступления, 90% совершили преступления в нетрезвом состоянии.
На всём протяжении
подросткового периода
Таблица 1. - Проявления различных форм агрессивности у подростков
10-15 лет
Возрастные группы | Формы агрессивности, % | ||||
физическая | косвенная | вербальная | негативизм | ||
10-11 летние подростки | 49% | 32% | 44% | 45% | |
12-13 летние подростки | 56% | 48% | 51% | 64% | |
14-15 летние подростки | 61% | 51% | 72% | 65% | |
Анализ приведённых данных свидетельствует о том, что у 10-11-летних детей преобладают физические формы агрессивности. Особенно быстрыми темпами с возрастом растёт негативизм. По мере взросления у подростков всё сильнее проявляется вербальная агрессия.
Дети подросткового
возраста особенно зависимы от микросреды
и конкретной ситуации. Одним из
определяющих элементов микросреды
в отношениях, формирующих личность,
является семья. При этом решающим является
не её состав - полная, неполная, распавшаяся,
- а нравственная атмосфера, взаимоотношения,
которые складываются между взрослыми
членами семьи, между взрослыми
и детьми. Установлено, что уровень
физической формы агрессивного поведения
наиболее выражен у детей из рабочей
среды, а наиболее агрессивными являются
дети из среды сельских механизаторов.
Вместе с тем у подростков этой
группы отмечается минимальный уровень
негативизма. Вербальные формы агрессивного
поведения типичны для
Таблица 2. - Проявления различных форм агрессивности у подростков
из разных социальных слоёв населения
Социальные слои | Формы агрессивности, % | ||||
физическая | косвенная | вербальная | негативизм | ||
Из рабочей среды | 70% | 45% | 50% | 30% | |
Из среды строителей | 65% | 55% | 60% | 40% | |
Из среды сельских тружеников | 67% | 60% | 65% | 20% | |
Из
среды малоквалифицированных |
30% | 65% | 75% | 50% | |
Из среды служащих среднего звена | 40% | 45% | 75% | 50% | |
Из среды руководящих работников | 60% | 67% | 35% | 90% | |
Из среды торговых работников, коммерсантов | 20% | 30% | 25% | 10% | |
Из среды интеллигенции (учителя, врачи, инженеры) | 25% | 40% | 55% | 80% | |
Приведённые данные проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоёв населения и их анализ имеют не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере личности подростка, учитывая особенности влияния социальной ситуации, воздействия семьи.
Информация о работе Психолого педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков