Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:03, доклад
Проблема отклонения в поведении - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.
5. Половозрастные особенности проявления агрессивности в
поведении детей подросткового возраста
В педагогической практике многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития.
Девочки созревают
гораздо раньше мальчиков. В подростковом
возрасте процесс психосексуального
развития девочек начинается приблизительно
на 2 года раньше, чем у мальчиков,
и длится в течение 3-4 лет, а не
4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что
они физически сильнее девочек,
обладают большей чувствительностью
к воздействию как физических,
так и психических факторов. Неслучайно
у мальчиков чаще, чем у девочек,
встречаются психические
Между тем, агрессивное
поведение подростков нередко связано
с алкоголизацией. Поскольку подростки
алкоголизируются, как правило, в
группе, то подогретое алкоголем стремление
«не отставать от других» и
«жажда подвига» часто приводят к
демонстративным асоциальным
Имеются значительные различия в проявлении агрессивности мальчиками и девочками подросткового возраста.
Таблица 3. - Проявления различных форм агрессивного поведения у
мальчиков и девочек подросткового возраста
Возрастные группы | Формы агрессивности, % | |||||
физическая | косвенная | вербальная | негативизм | |||
10-11 лет | мальчики | 70% | 40% | 62% | 68% | |
девочки | 30% | 25% | 38% | 36% | ||
12-13 лет | мальчики | 59% | 49% | 52% | 69% | |
девочки | 38% | 41% | 49% | 62% | ||
14-15 лет | мальчики | 61% | 39% | 81% | 82% | |
девочки | 59% | 59% | 60% | 52% | ||
Анализ приведённых
в таблице данных показывает, что
наибольшей агрессивностью отличаются
10-11-летние подростки-мальчики, у которых
преобладает физическая агрессия. У
мальчиков с возрастом
6. Профилактика и коррекция агрессивного поведения
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка - "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
При непродуктивной
деятельности в период свободного времени
- «ничегонеделанье» - неизбежен скорый
возврат подростка в
Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.
Исходя из того,
что развитие ребёнка осуществляется
в деятельности, а подросток стремится
к утверждению себя, своей позиции,
как взрослый, среди взрослых, то
необходимо обеспечить включение подростка
в такую деятельность, которая
лежит в сфере интересов
Д.И. Фельдштейн
выделил социально признаваемую
и социально одобряемую деятельность.
Психологический смысл этой деятельности
состоит для подростка в том,
что участвуя в ней, он фактически
приобщается к делам общества,
занимает в нём определённое место
и удерживает свою новую социальную
позицию среди взрослых и сверстников.
В процессе этой деятельности подросток
признаётся взрослыми, как равноправный
член общества. Это создаёт оптимальные
условия и для реализации его
потребностей. Такая деятельность предоставляет
подростку возможность развития
его самосознания, формирует нормы
его жизнедеятельности. Но методы и
принципы такой деятельности требуют
значительной корректировки при
включении в неё подростков, отличающихся
повышенной агрессивностью. Прежде всего,
необходима организация системы
развёрнутой деятельности, создающей
жёсткие условия и определённый
порядок действий и постоянный контроль.
При условии
Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности
Мы
начинаем описание отдельных видов
девиантного поведения с
В
отношении противоправного
Криминальное
поведение является утрированной формой
делинквентного поведения вообще. В
целом делинквентное поведение
непосредственно направленно
В
специальной литературе рассматриваемый
термин используется в различных
значениях. А. Е. Личко [15, с. 52], введя
в практику подростковой психиатрии
понятие «делинквентность», ограничил
им мелкие антиобщественные действия,
не влекущие за собой уголовной
Получивший
широкое распространение термин
«делинквент» за рубежом по большей
части употребляется для
Приведенные виды делинквентного поведения можно рассматривать и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые его проявления.
Многообразие
общественных правил порождает большое
количество подвидов противоправного
поведения. Проблема классификации
различных форм делинквентного поведения
носит междисциплинарный
В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).
В
рамках клинических исследований представляет
интерес комплексная
Для
решения таких вопросов, как определение
степени выраженности делинквентности
и меры воздействия на личность,
важное значение также имеет систематизация
типов правонарушителей. В 1932 г. Н. И.
Озерецким была предложена актуальная
и сегодня типология
Среди подростков, совершивших правонарушения, А.И.Долгова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др. [5] в свою очередь выделяют следующие три типа:
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Аддиктивное поведение (англ. - вредная привычка, склонность) –особая форма деструктивного поведения, которое выражается в стремлении к отходу от реальности с помощью сознательного изменения своего психического состояния. Другими словами этот термин определяет такое явления, как зависимость человека от разных навязчивых потребностей.
Сущность аддиктивного, или другими словами зависимого поведения основывается на уходе от суровой реальности методом изменения своего состояния. Новое измененное состояние создает для человека иллюзию равновесия, удовлетворенности и безопасности.
Существует довольно много видов аддиктивного поведенияхимического и не химического характера. Все они опасны для человека и не только того, кто сам подвержен аддикции, а и людей, которые его окружают. Зависимость может развиваться и становиться сильнее, полностью захватывая сознание и управляя жизнью индивида. Человек становиться беспомощным перед объектом своей зависимости. Его воля значительно слабеет и не может больше бороться против аддикции.
Информация о работе Психолого педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков