Психолого педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:03, доклад

Описание работы

Проблема отклонения в поведении - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.

Работа содержит 1 файл

Семинар 5.docx

— 95.10 Кб (Скачать)

5. Половозрастные особенности проявления агрессивности в

поведении детей подросткового  возраста

В педагогической практике многие годы не учитывались  половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями  психосексуального развития.

Девочки созревают  гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального  развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что  они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью  к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками  в развитии половых различий серьёзную  роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями  взрослых о поведении девочек  и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют  о том, что агрессивное поведение  гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Между тем, агрессивное  поведение подростков нередко связано  с алкоголизацией. Поскольку подростки  алкоголизируются, как правило, в  группе, то подогретое алкоголем стремление «не отставать от других» и  «жажда подвига» часто приводят к  демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и  организаторами противоправных действий. Причём, по сравнению с подростками  мужского пола, у них отмечается более выраженное «огрубление» личности. При этом можно отметить агрессивные  проявления.

Имеются значительные различия в проявлении агрессивности  мальчиками и девочками подросткового  возраста.

Таблица 3. - Проявления различных форм агрессивного поведения  у

мальчиков и  девочек подросткового возраста

 
Возрастные  группы   Формы агрессивности, %  
    физическая косвенная вербальная негативизм  
10-11 лет мальчики 70% 40% 62% 68%  
  девочки 30% 25% 38% 36%  
12-13 лет мальчики 59% 49% 52% 69%  
  девочки 38% 41% 49% 62%  
14-15 лет мальчики 61% 39% 81% 82%  
  девочки 59% 59% 60% 52%  
             

 

Анализ приведённых  в таблице данных показывает, что  наибольшей агрессивностью отличаются 10-11-летние подростки-мальчики, у которых  преобладает физическая агрессия. У  мальчиков с возрастом происходит затухание физической агрессии, а  у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. При спаде  косвенной агрессии у мальчиков, идёт значительное увеличение её у  девочек. В 12-13 лет отмечается снижение вербальной агрессии у мальчиков, при  постоянном нарастании этой агрессии у девочек. К 14-15 годам у мальчиков  так же происходит всплеск вербальной агрессии. Негативизм значительно сильнее  проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах подросткового  возраста. У девочек негативизм несколько  затухает при переходе с 13 к 14-15 годам. На основании анализа приведённых  данных проистекает необходимость  более детального изучения агрессивности  девочек. За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит  сложная картина половозрастных различий их развития, в том числе  развития и проявления различных  форм агрессивности.

6. Профилактика и коррекция агрессивного поведения

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет  свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с  подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После  диагностики семейных отношений  и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются  общие беседы о необходимости "хорошо себя вести".

Особое место  в коррекционной работе следует  уделять формированию круга интересов  подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному  сокращению периода свободного времени  подростка - "времени праздного  существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

При непродуктивной деятельности в период свободного времени - «ничегонеделанье» - неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную  компанию и рецидив делинквентности.

Ведите же детей  в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят  друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.

Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится  к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка  в такую деятельность, которая  лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности  подростку реализовать и утвердить  себя на уровне взрослых.

Д.И. Фельдштейн выделил социально признаваемую и социально одобряемую деятельность. Психологический смысл этой деятельности состоит для подростка в том, что участвуя в ней, он фактически приобщается к делам общества, занимает в нём определённое место  и удерживает свою новую социальную позицию среди взрослых и сверстников. В процессе этой деятельности подросток  признаётся взрослыми, как равноправный член общества. Это создаёт оптимальные  условия и для реализации его  потребностей. Такая деятельность предоставляет  подростку возможность развития его самосознания, формирует нормы  его жизнедеятельности. Но методы и  принципы такой деятельности требуют  значительной корректировки при  включении в неё подростков, отличающихся повышенной агрессивностью. Прежде всего, необходима организация системы  развёрнутой деятельности, создающей  жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных  подростков к различным видам  социально признаваемой деятельности - трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, - важно  соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности. 

Делинквентное поведение как  форма отклоняющегося поведения личности

     Мы  начинаем описание отдельных видов  девиантного поведения с характеристики делинквентного поведения. Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для  исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок  играет важную роль в развитии как  государства в целом, так и  каждого гражданина в отдельности.

     В отношении противоправного поведения  используются различные подходы  и понятийный аппарат. В психологической  литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие  происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином мы будет понимать противоправное поведение  личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных  в данном обществе и в данное время  законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку  и уголовно наказуемые в крайних  своих проявлениях. Личность, проявляющая  противозаконное поведение, квалифицируется  как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - деликтами.

     Криминальное  поведение является утрированной формой делинквентного поведения вообще. В  целом делинквентное поведение  непосредственно направленно против существующих норм государственной  жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

     В специальной литературе рассматриваемый  термин используется в различных  значениях. А. Е. Личко [15, с. 52], введя  в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил  им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность  к асоциальной группе, мелкое хулиганство, Издевательство над слабыми, отнимание  мелких денег, угон мотоциклов. В. В. Ковалев [7] возражает против такой трактовки  делинквентности, указывая, что делинквентное  поведение является поведением преступным.

     Получивший  широкое распространение термин «делинквент» за рубежом по большей  части употребляется для обозначения  несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет  вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный  нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму  мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

     Приведенные виды делинквентного поведения можно  рассматривать и как этапы  формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые  его проявления.

     Многообразие  общественных правил порождает большое  количество подвидов противоправного  поведения. Проблема классификации  различных форм делинквентного поведения  носит междисциплинарный характер.

     В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).

     В рамках клинических исследований представляет интерес комплексная систематика  правонарушений В. В. Ковалева, построенная  по нескольким осям. На социально-психологической  оси - антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на кли-нико-психопатологической - непатологические и патологические формы; на личностно-динамической - реакции, развитие, состояние. А. Г.Амбрумова  и Л.Я.Жезлова предложили социально-психологическую  шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное - преступное и аутоагрессивное поведение (следует  отметить, что данные авторы к делинквентному относят только преступное поведение) [9, с. 115].

     Для решения таких вопросов, как определение  степени выраженности делинквентности  и меры воздействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов правонарушителей. В 1932 г. Н. И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций: случайные, привычные, стойкие и  профессиональные правонарУ» шители [9, с. 116].

     Среди подростков, совершивших правонарушения, А.И.Долгова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др. [5] в свою очередь выделяют следующие три типа:

  • последовательно-криминогенный - криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта; 
  • ситуативно-криминогенный - нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения, не являясь инициаторами правонарушения; 
  • ситуативный тип - незначительная выраженность негативного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний. 

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аддиктивное поведение (англ. - вредная привычка, склонность) –особая форма деструктивного поведения, которое выражается в стремлении к отходу от реальности с помощью сознательного изменения своего психического состояния. Другими словами этот термин определяет такое явления, как зависимость человека от разных навязчивых потребностей.

Сущность  аддиктивного, или другими словами  зависимого поведения основывается на уходе от суровой реальности методом  изменения своего состояния. Новое  измененное состояние создает для  человека иллюзию равновесия, удовлетворенности  и безопасности.

Существует  довольно много видов аддиктивного поведенияхимического и не химического характера. Все они опасны для человека и не только того, кто сам подвержен аддикции, а и людей, которые его окружают. Зависимость может развиваться и становиться сильнее, полностью захватывая сознание и управляя жизнью индивида. Человек становиться беспомощным перед объектом своей зависимости. Его воля значительно слабеет и не может больше бороться против аддикции.

Информация о работе Психолого педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков