Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:03, доклад
Проблема отклонения в поведении - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.
Человек подверженный аддикции старается подстроиться под свою зависимость. Он пытается найти соответствующий образ жизни, который бы не только уживался с его зависимостью, а еще и способствовал ей. Этот новый образ жизни основан не на решении возникающих проблем, а на игнорировании и уходе от них.
Зарождение аддиктивного поведения
Настроение человека постоянно подвергается изменению, но мы все по разному переживаем эти изменения, и соответственно по разному реагируем на них. Одни легче переносят трудности и неудачи жизни и готовы противостоять им. Готовы решать все проблемы по мере их появления, а не уходить от этой необходимости. А на других эти трудности и неудачи оказывают более сильное влияние и им тяжелее переносить эти изменения настроения.
Когда человек по какой-то причине не достигает желаемого, он испытывает разочарование (фрустрацию). Второй тип людей более болезненно переносит это разочарование и как вариант реабилитации, восстановления комфорта они выбирают аддикцию. Они искусственно изменяют свое состояние либо химическими веществами, либо определенным видом аддиктивной деятельности для восстановления положительного настроения. В данном случае проблема остается, но человек уходит от нее, создавая видимость ее решения. Такой способ «решения проблем» закрепляется в сознании человека, входит в привычку и становится его моделью поведения в жизни. Для того, что бы уйти от проблемы, мы сосредотачиваем свое внимание на каких-то других объектах и таким образом забываем о своих тревогах.
Основные классы аддиктивного поведения
Как было описано выше аддективное поведение это зависимость человека от определенного объекта. И преимущественно по этим объектам адикции делаться на классы. Перечислим самые распространенные из них.
Аддиктивное поведение само по себе не приводит к серьезному заболеванию или летальному исходу, но онослужит причиной появления негативных личностных изменений.
Этапы профилактики аддикции
Профилактику аддиктивного поведения можно разделить на три основных этапа:
Профилактика аддиктивного
поведения должна касаться всех сфер
жизни человека.
2й вопрос
Психологическая и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков в учебно-воспитательном процессе
2.1 Цели и принципы поведенческой коррекции
Поведенческая коррекция признаётся одной из наиболее адекватных и^ эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерны концептуальная чёткость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие изменения и имеет выраженный характер. Поведенческая интервенция хорошо сочетается с фармакотерапией. Среди других её достоинств: широкий спектр возможностей, наглядная результативность метода, краткосрочность.
Эффективность воздействия
определяется его целями, которые
формулируются на основе изучения ведущих
механизмов и причин нежелательного
явления. С момента зарождения бихевиоризма
и до наших дней поведение личности
преимущественно ассоциируется
с внешними действиями, а поведенческие
методы - с условными рефлексами.
Тогда как современная
Интеграция психологических знаний закономерно привела к углублению самого понятия «поведение». Сегодня в структуре поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней: мотивация, побуждающая к поведению; эмоциональные процессы, сопровождающие поведение; саморегуляция поведения; когнитивная переработка информации; внешне наблюдаемые проявления и действия.
Нарушения в данных
подсистемах выступают
Девиантная мотивация - это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы - всё, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности. Человеческие потребности - нормальные, например, в комфорте или безопасности - становятся причинами отклоняющегося поведения в тех случаях, когда личность испытывает дефицит в приемлемых способах их удовлетворения. Отклоняющееся поведение также может быть связано с дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов.
Другую группу причин составляют эмоциональные проблемы и тесно с ними связанные трудности саморегуляции. Отклоняющееся поведение сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными расстройствами, например агрессией или депрессией. Ведущую роль в происхождении девиантного поведения играет тревога. Эмоциональные проблемы порождают трудности релаксации (расслабления) и саморегуляции в целом. Нарушения также затрагивают регуляцию произвольных действий - целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль. Саморегуляция может быть нарушена вследствие личностных особенностей, таких, как неразвитая речевая регуляция, низкая рефлексивность, заниженная самооценка.
Следующая группа причин
отклоняющегося поведения включает
негативно-девиантный социальный опыт.
Это дезадаптивные
Рассмотренные причины
девиантного поведения
интеграция индивидуального опыта;
совершенствование саморегуляции;
повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности;
выработка жизненно важных умений;
устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения;
-расширение социальных
связей и позитивного
-повышение уровня социальной адаптации.
Более частными и конкретными
задачами психологического воздействия
на отклоняющееся поведение
устранение дефицита в поведенческих репертуарах;
усиление адаптивного поведения;
ослабление или устранение неадекватного поведения;
устранение изнурительных реакций тревоги;
развитие способности расслабляться;
развитие способности самоутверждаться;
- развитие эффективных социальных навыков;
достижение адекватного сексуального функционирования;
развитие способности к саморегулированию.
Ведущую цель психологической коррекции отклоняющегося поведения личности можно сформулировать как достижение позитивных поведенческих изменений в выделенных направлениях.
Психологическая интервенция
может осуществляться в форме
консультирования, педагогической коррекции,
тренингов, психотерапии. Также она
может иметь вид
Принцип объективности
предполагает ориентацию преимущественно
на внешне проявляемые и измеряемые
переменные. Это могут быть: эмоциональные
реакции, высказывания, жесты, физиологические
проявления (сердцебиение, покраснение,
дрожь), двигательные реакции, симптомы
(головокружение, спазм мышц, страхи),
мысли, конкретные действия и поступки.
Поведенческие проявления должны фиксироваться
максимально конкретно и
Другой важный принцип - поведенческой оценки - указывает на необходимость проведения функционального анализа поведения клиента. Поведенческая оценка проводится при первой же встрече, а также впоследствии для оценки эффективности работы или изменения тактики воздействия. Она может осуществляться в форме заполнения таблицы с тремя колонками, каждая из которых содержит:
1)стимулы и ситуации
(что предшествовало поведению)
2)поведенческие реакции личности (как реагировала личность);
3) результаты и
последствия данных реакций (
Например, агрессивное поведение фиксируется каждый раз, как только возникает, с отметкой о форме, силе и продолжительности во втором столбце. В первый столбец заносятся пометки о конкретной ситуации, в которой разворачивалось поведение, и стимулах, его вызывающих, например: время, окружение, конкретная фраза начальника. В третью графу помещают данные о последствиях данного агрессивного поведения - переживания и мысли самого человека или реакции окружающих людей.
Поведенческую оценку обычно проводят в ходе интервью с клиентом или людьми, хорошо его знающими. Другой распространённой формой анализа поведения является дневник самонаблюдения клиента. Также используются: прямое наблюдение за клиентом; получение информации от других специалистов; организация ролевых игр. Дополнительными источниками данных, необходимых для оценки, могут быть: медицинская информация, результаты анкетирования и. тестировании, экспертные оценки.
Следующий принцип
обязывает рассматривать
Полученные данные
позволяют определить: в чём суть
проблем, как они возникают и
что способствует их закреплению. При
этом важное значение имеет оценка
функционального значения отклоняющегося
поведения - той психологической
«выгоды», которую человек из него
извлекает и которая
В результате поведенческого
анализа формулируются цели помощи,
а также способы контроля её эффективности.
Поскольку у клиентов обычно бывает
несколько проблемных областей, необходимо
выявить степень опасности
Поведенческая интервенция оценивается как достаточно авторитарная система, предполагающая контроль специалиста за поведением другого человека. Для личности с поведенческими проблемами возникает реальная опасность передачи ответственности за своё поведение специалисту. Всё это делает особенно актуальным соблюдение принципа сотрудничества.
Информация о работе Психолого педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков