Психолого педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:03, доклад

Описание работы

Проблема отклонения в поведении - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.

Работа содержит 1 файл

Семинар 5.docx

— 95.10 Кб (Скачать)

Человек подверженный аддикции старается подстроиться под  свою зависимость. Он пытается найти  соответствующий образ жизни, который  бы не только уживался с его зависимостью, а еще и способствовал ей. Этот новый образ жизни основан  не на решении возникающих проблем, а на игнорировании и уходе  от них.

Зарождение  аддиктивного поведения

Настроение  человека постоянно подвергается изменению, но мы все по разному переживаем эти изменения, и соответственно по разному реагируем на них. Одни легче переносят трудности и  неудачи жизни и готовы противостоять  им. Готовы решать все проблемы по мере их появления, а не уходить от этой необходимости. А на других эти трудности  и неудачи оказывают более  сильное влияние и им тяжелее  переносить эти изменения настроения.

Когда человек  по какой-то причине не достигает  желаемого, он испытывает разочарование (фрустрацию). Второй тип людей более  болезненно переносит это разочарование  и как вариант реабилитации, восстановления комфорта они выбирают аддикцию. Они искусственно изменяют свое состояние либо химическими веществами, либо определенным видом аддиктивной деятельности для восстановления положительного настроения. В данном случае проблема остается, но человек уходит от нее, создавая видимость ее решения. Такой способ «решения проблем» закрепляется в сознании человека, входит в привычку и становится его моделью поведения в жизни. Для того, что бы уйти от проблемы, мы сосредотачиваем свое внимание на каких-то других объектах и таким образом забываем о своих тревогах.

Основные  классы аддиктивного поведения

Как было описано  выше аддективное поведение это зависимость человека от определенного объекта. И преимущественно по этим объектам адикции делаться на классы. Перечислим самые распространенные из них.

  • Химические зависимости (лекарственные препараты, наркотики, алкоголь).
  • Аддикции связанные с употреблением пищи (переедание, голодание).
  • Игромания (компьютерные и азартные игры).
  • Религия (фанатизм, состояние в сектах).
  • Трудоголизм.
  • Сексуальное аддиктивное поведение.
  • Частое прослушивание музыки.

Аддиктивное поведение само по себе не приводит к серьезному заболеванию или  летальному исходу, но онослужит причиной появления негативных личностных изменений.

Этапы профилактики аддикции

Профилактику  аддиктивного поведения можно разделить  на три основных этапа:

  • Диагностический этап. Выявление личных качеств индивида, которые могут стать причиной появления аддиктивного поведения. Такие как: тревожность, слабая стрессоустойчивость, отсутствие способности к эмпатии, эгоцентризм, политика избегания стрессовых ситуаций, некоммуникабельность, плохое восприятие социальной поддержки. Получение информации о человеке, его семье, семейных отношениях, увлечениях и способностях, круге его общения, друзьях.
  • Информационно-просветительский этап, который состоит в расширении знаний человека в таких предметах, как межличностные отношений, методы преодоления стрессовых ситуаций, технология общение, конфликтология и собственно изучение проблематики аддиктивного поведения, рассмотрение механизмов его возникновения, динамики развития и его следствий.
  • Этап тренингов развития личности направленных на исправление некоторый личностных особенностей и поведения индивида. Выработка такой полезной привычки как самосовершенствование.

Профилактика аддиктивного поведения должна касаться всех сфер жизни человека. 

2й вопрос

Психологическая и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков в учебно-воспитательном процессе

2.1 Цели и принципы  поведенческой коррекции

Поведенческая коррекция  признаётся одной из наиболее адекватных и^ эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся  поведением. Поведенческий подход имеет  ряд очевидных преимуществ. Для  него характерны концептуальная чёткость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие  изменения и имеет выраженный характер. Поведенческая интервенция  хорошо сочетается с фармакотерапией. Среди других её достоинств: широкий  спектр возможностей, наглядная результативность метода, краткосрочность.

Эффективность воздействия  определяется его целями, которые  формулируются на основе изучения ведущих  механизмов и причин нежелательного явления. С момента зарождения бихевиоризма и до наших дней поведение личности преимущественно ассоциируется  с внешними действиями, а поведенческие  методы - с условными рефлексами. Тогда как современная поведенческая  психология выходит далеко за рамки  внешне наблюдаемого поведения. В настоящее  время она является синтезом нескольких направлений, таких, как классическая поведенческая теория, необихевиоризм, когнитивный подход, теория социального  научения, нейропсихология, копинг-теория.

Интеграция психологических  знаний закономерно привела к  углублению самого понятия «поведение». Сегодня в структуре поведения  выделяют несколько взаимосвязанных  уровней: мотивация, побуждающая к  поведению; эмоциональные процессы, сопровождающие поведение; саморегуляция  поведения; когнитивная переработка  информации; внешне наблюдаемые проявления и действия.

Нарушения в данных подсистемах выступают причинами  отклоняющегося поведения личности и определяют направления психологического воздействия. Перечислим основные подсистемы отклоняющегося поведения.

Девиантная мотивация - это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы - всё, что имеет  значение для данного человека и  побуждает его к анормативной активности. Человеческие потребности - нормальные, например, в комфорте или  безопасности - становятся причинами  отклоняющегося поведения в тех  случаях, когда личность испытывает дефицит в приемлемых способах их удовлетворения. Отклоняющееся поведение  также может быть связано с  дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов.

Другую группу причин составляют эмоциональные проблемы и тесно с ними связанные трудности  саморегуляции. Отклоняющееся поведение  сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными расстройствами, например агрессией или депрессией. Ведущую роль в происхождении  девиантного поведения играет тревога. Эмоциональные проблемы порождают  трудности релаксации (расслабления) и саморегуляции в целом. Нарушения  также затрагивают регуляцию  произвольных действий - целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль. Саморегуляция может быть нарушена вследствие личностных особенностей, таких, как неразвитая речевая регуляция, низкая рефлексивность, заниженная самооценка.

Следующая группа причин отклоняющегося поведения включает негативно-девиантный социальный опыт. Это дезадаптивные поведенческие  стереотипы (привычки, навыки), когнитивные  искажения и дефициты, подкрепляемые  социальными условиями. Это также  элементарное отсутствие в опыте  индивида позитивных навыков (поведенческий  дефицит), составляющих основу дезадаптивности  личности.

Рассмотренные причины  девиантного поведения позволяют  сформулировать стратегические цели психологической  помощи личности с отклоняющимся  поведением:

интеграция индивидуального  опыта;

совершенствование саморегуляции;

повышение стрессоустойчивости  и расширение ресурсов личности;

выработка жизненно важных умений;

устранение или  уменьшение проявлений дезадаптивного поведения;

-расширение социальных  связей и позитивного социального  опыта личности

-повышение уровня  социальной адаптации.

Более частными и конкретными  задачами психологического воздействия  на отклоняющееся поведение личности могут выступать:

устранение дефицита в поведенческих репертуарах;

усиление адаптивного  поведения;

ослабление или  устранение неадекватного поведения;

устранение изнурительных  реакций тревоги;

развитие способности  расслабляться;

развитие способности  самоутверждаться;

- развитие эффективных  социальных навыков;

достижение адекватного  сексуального функционирования;

развитие способности  к саморегулированию.

Ведущую цель психологической  коррекции отклоняющегося поведения  личности можно сформулировать как  достижение позитивных поведенческих  изменений в выделенных направлениях.

Психологическая интервенция  может осуществляться в форме  консультирования, педагогической коррекции, тренингов, психотерапии. Также она  может иметь вид индивидуальной, семейной или групповой работы. Во всех случаях, независимо от формы и  условий, должны соблюдаться основные принципы поведенческой коррекции - наиболее общие требования к деятельности специалиста. Ведущими принципами поведенческой  психологии являются: объективность, поведенческая  оценка, системность и сотрудничество. При этом должны также соблюдаться  общие принципы оказания психологической  помощи.

Принцип объективности  предполагает ориентацию преимущественно  на внешне проявляемые и измеряемые переменные. Это могут быть: эмоциональные  реакции, высказывания, жесты, физиологические  проявления (сердцебиение, покраснение, дрожь), двигательные реакции, симптомы (головокружение, спазм мышц, страхи), мысли, конкретные действия и поступки. Поведенческие проявления должны фиксироваться  максимально конкретно и систематически.

Другой важный принцип - поведенческой оценки - указывает  на необходимость проведения функционального  анализа поведения клиента. Поведенческая  оценка проводится при первой же встрече, а также впоследствии для оценки эффективности работы или изменения  тактики воздействия. Она может  осуществляться в форме заполнения таблицы с тремя колонками, каждая из которых содержит:

1)стимулы и ситуации (что предшествовало поведению);

2)поведенческие реакции  личности (как реагировала личность);

3) результаты и  последствия данных реакций (что  следовало сразу за поведением).

Например, агрессивное  поведение фиксируется каждый раз, как только возникает, с отметкой о форме, силе и продолжительности  во втором столбце. В первый столбец  заносятся пометки о конкретной ситуации, в которой разворачивалось  поведение, и стимулах, его вызывающих, например: время, окружение, конкретная фраза начальника. В третью графу  помещают данные о последствиях данного  агрессивного поведения - переживания  и мысли самого человека или реакции  окружающих людей.

Поведенческую оценку обычно проводят в ходе интервью с  клиентом или людьми, хорошо его  знающими. Другой распространённой формой анализа поведения является дневник самонаблюдения клиента. Также используются: прямое наблюдение за клиентом; получение информации от других специалистов; организация ролевых игр. Дополнительными источниками данных, необходимых для оценки, могут быть: медицинская информация, результаты анкетирования и. тестировании, экспертные оценки.

Следующий принцип  обязывает рассматривать отклоняющееся  поведение личности в системе  её значимых отношений. Принцип системности  предполагает оценку роли девиантного  поведения в различных социальных системах и жизни личности в целом. Важно понимать, какую информацию симптоматическое поведение выполняет  в различных ситуациях и системах ( в семье, группе сверстников, учебно-профессиональной группе). Необходимо также оценить, как сами системы поддерживают дисфункциональное  поведение.

Полученные данные позволяют определить: в чём суть проблем, как они возникают и  что способствует их закреплению. При  этом важное значение имеет оценка функционального значения отклоняющегося поведения - той психологической  «выгоды», которую человек из него извлекает и которая самоподкрепляет  данное поведение.

В результате поведенческого анализа формулируются цели помощи, а также способы контроля её эффективности. Поскольку у клиентов обычно бывает несколько проблемных областей, необходимо выявить степень опасности каждой из них, в соответствии, с чем спланировать последовательность работы.

Поведенческая интервенция  оценивается как достаточно авторитарная система, предполагающая контроль специалиста  за поведением другого человека. Для  личности с поведенческими проблемами возникает реальная опасность передачи ответственности за своё поведение  специалисту. Всё это делает особенно актуальным соблюдение принципа сотрудничества.

Информация о работе Психолого педагогическая коррекция отклоняющегося поведения подростков