Психология успешности. Гендерный аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование психологии успешности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие подходы к пониманию успешности личности.
2. На основе анализа теоретических исследований выделить гендерные особенности, детерминирующие успешность личности.
3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования гендерных особенностей успешности.

Содержание

введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования успешности 5
1.1. Понятие успешности 5
1.2. Факторы успешности личности 7
Выводы по первой главе 11
глава 2. Гендерные исследования успешности 12
2.1. Понятия «пол» и «гендер» 12
2.2. Гендерные подходы к психологии успешности 13
2.3. Детерминанты профессиональной успешности мужчин и женщин 18
Выводы по второй главе 20
Глава 3. исследование гендерных особенностей успешности 21
Заключение 27
Список литературы 29
ПРИЛОЖНЕНИЯ………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ УСПЕШНОСТИ. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ.docx

— 83.22 Кб (Скачать)

Нами были рассмотрены  основные четыре позиции относительно проблемы успешности мужчин и женщин: мужчина эффективнее женщины как в управлении, так и в исполнительской деятельности; женщина эффективнее мужчины; мужчина и женщина равным образом эффективны в профессиональной деятельности, но имеют разный деловой стиль, и их эффективность зависит от многих других условий; половая принадлежность работника не имеет никакого влияния на эффективность труда и профессиональную успешность.

Однако  четких, проверенных специальными исследованиями различий между успешностью мужчин и женщин нет.

Очевидно, что  менее выраженная профессиональная успешность женщин связана не столько  с их детородной функцией, сколько  с тем, что женщины имеют более  низкую самооценку и более низкий уровень притязаний, нежели мужчины. В молодые годы за юношами и  девушками закрепляется полоролевой стереотип в условиях социального ожидания окружающих.

Таким образом, можно  с уверенностью говорить именно о  доминирующем влиянии социального, а не биологического фактора на различия в критериях успешности мужчин и  женщин (профессиональной успешности). Профессиональная успешность и успешность мужчин или женщин вообще, зависит от их пола в меньшей степени, а в большей от их стиля поведения в конктретных ситуациях в которых им приходится жить и работать.

Социальные условия  в настоящее время в России таковы, а опыт совместной работы мужчин и женщин в решении политических, социальных, психологических, экономических  и производственных проблем так  обширен и длителен, что нужно  говорить не о противостоянии мужчин и женщин в деловой сфере. Необходимо искать средства и способы равноправного сотрудничества мужчин и женщин на основе принципа дополнительности: в тех ситуациях, которые «вытягивает» мужчина, он должен взять на себя основную ответственность, а в тех, к которым более «приспособлена» женщина, - она. И каждый раз форму и способы сотрудничества следует искать в условиях конкретной ситуации и с учетом индивидуальных особенностей участвующих в ней персоналий, как мужчин, так и женщин. 

Список  литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Издание 3. – СПб.: Питер, 2010. – 288 с.
  2. Андреева Ю. Амазонкой будь - оседлай судьбу / Ю. Андреева. - СПб. : Питер, 2005. - 152 с.
  3. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Издание 2. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 512 с.
  4. Асеев В.Г. Очерки по психологии труда. – Иркутск: ИГУ, 2005. – 342 с.
  5. Баева И.А., Железняк Л.Ю. Психология в понятиях. Образах, переживаниях. – Рига: Внтспилс, 2003. – 124 с.
  6. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи: Учебное пособие / Рекомендовано Советом УМО университетов России по психологии / Н.А. Батурин. – Челябинск, 1999. – 45 с.
  7. Батурин Н.А. Успех и неудача как механизмы междеятельностной регуляции / Н.А. Батурин // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сборник научных трудов; под ред. Н.А. Батурина. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – Т. 2. – С. 67 – 77.
  8. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 320 с.
  9. Бодров В.А. Профессиональная зрелость человека психологические аспекты) //Феномен и категория зрелости в психологии. Серия «Труды Института психологии РАН»/ Под ред. Журавлева А.Л., Сергиенко Е.А. – М.: ИП РАН, 2007. – С.174-198.
  10. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл, Академия, 2006. – 336 с.
  11. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 416 с.
  12. Дементий Л.И. Жизненные стратегии / Л.И. Дементий, В.Е. Купченко. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. – 134 с.
  13. Ефремова О.И. Успех как социокультурный феномен. - Ростов-на-Дону, 1995. – 17 с.
  14. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psylist.net/praktikum/15.htm
  15. Князев А.М. Изучение личности в условиях организации. - М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2002.- 151 с.
  16. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2008. – 992 с.
  17. Кристиани А. Мотивация успеха. 111 советов для достижения лучших результатов. – М.: Интерэксперт, 2005. - 256 с.
  18. Кузьмин Т.А.Теоретические и методические проблемы исследования уровня притязаний личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://library.rspu.ryazan.ru/search/search_newspaper_fulltext.php?id=977
  19. Левин К. Динамическая психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.6111111.su/?p=423
  20. Левин К., Бандура А. Гештальт-психология и социально-когнитивная теория личности. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 128 с.
  21. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс Р. Уровень притязаний // Психология мотивации и эмоций. Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликмана. - М.: ЧеРо, 2002. - С. 489-494.
  22. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. - СПб.: Речь, 2002. – 800 с.
  23. Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб., 2007. – 672 с.
  24. Мальц Л.А., Федосеева А.М. Психологические критерии жизненной успешности студентов педагогического ВУЗа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imek.org/?q=node/1230
  25. Маркелова Н.В. Развитие представлений об успешности в раннем юношеском возрасте. - Ставрополь, 2005. - 178 с.
  26. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.
  27. Мерлин В. Психология индивидуальности. – М.: МПСИ, Модэк, 2010. – 544 с.
  28. Методика Локус контроля» Дж.Роттера [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psy-files.ru/2006/11/21/issledovanie_lokusa_kontrolja_po_dzh_rot.html#comment
  29. Минияров В.М., Щуколдина Н.В. Вторичное профессиональное самоопредение взрослых с различным характером. - Смара: ООО «Издательство СНЦ», 2008. – 156 с.
  30. Опросник Реана [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru/tests/tests2_rean.html
  31. Самоукина Н.В. Влияние половой принадлежности на профессиональную успешность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://student.km.ru/ref_show_frame.asp
  32. Солоед К.В. Карьера, семья и материнство в жизни современной женщины : материалы всерос. науч.-практ. конф. «Женщина и карьера», 28 февр. 2004 г., Москва / [отв. ред. К.В. Солоед]
  33. Стрельцова В. П. Психологические воззрения В. Н. Мясищева. – М.  СФК-офис, 2009. – 312 с.
  34. Тест "Мужской или женский характер?" [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru/tests/stest/manorwoman.html
  35. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mnoogoknig.ru/bookbox_109063.html
  36. Френкин. Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 651 с.
  37. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. – М.: Педагогика, 2006. – 423 с.
  38. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования, применение). - СПб: Питер Ком, 2001. - 608 с.
  39. Шакирова С.В. Толкования гендера // Пол женщины. Сборник статей по гендерным исследованиям. Алматы: Центр гендерных исследований. 2000. – С.12-16.
  40. Шумихина А.В. Притязания личности как фактор успешности ее деятельности // Социально-гуманитарное знание: междисциплинарный подход. Материалы конференции. – Ростов-на-Дону: Институт управления, бизнеса и права, 2006. - С. 261-266.

 

 

 

приложение 1

Методика  «Изучение мотивации успеха и боязни неудачи» А.А. Реана

 

Методика  «Изучение мотивации успеха и боязни неудачи» А.А. Реана

Проведение  исследования

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать один из ответов - «Да» или «Нет». Если вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «Да» подразумевает как явное «Да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «Нет». Отвечать на вопросы следует достаточно быстро, подолгу не задумываясь. Ответ, первым пришедший в голову, как правило, является наиболее точным.

Текст опросника

1.  Включаясь  в работу, надеюсь на успех.

2.  В деятельности  активен.

3. Склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении  ответственных заданий стараюсь  по возможности найти причины  отказа от них.

5. Часто выбираю  крайности: либо заниженно легкие задания, либо нереально трудные.

6. При встрече  с препятствиями, как правило,  не отступаю, а ищу способы  их преодоления.

7. При чередовании  успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность  деятельности в основном зависит  от моей целеустремленности, а  не от внешнего контроля.

9. При выполнении  достаточно трудных заданий в  условиях ограниченного времени  результативность моей деятельности  ухудшается.

10. Я склонен  проявлять настойчивость в достижении  цели.

11. Я склонен  планировать свое будущее на  достаточно отдаленную перспективу.

12. Если рискую, то с умом, а не бесшабашно.

13. Я не  очень настойчив в достижении  цели, особенно если отсутствует  внешний контроль.

14. Предпочитаю  ставить перед собой средние  по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели.

15. В случае  неудачи при выполнении задания  его притягательность для меня  снижается.

16. При чередовании  успехов и неудач я больше  склонен к переоценке своих  неудач.

17. Предпочитаю  планировать свое будущее лишь  на ближайшее время.

18.  При  работе в условиях ограниченного  времени результативность деятельности  у меня улучшается, даже если  задание достаточно трудное.

19. В случае  неудачи я, как правило, не  отказываюсь от поставленной  цели.

20.  Если  я сам выбрал для себя задание,  то в случае неудачи его  притягательность толь возрастает.

Ключ к опроснику

1 балл получают  ответы «Да» на вопросы 1,2, 3, 6, 8, 10-12, 14, 16, 18-20; Ответы «Нет» на  вопросы 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17. Подсчитывается  общее количество баллов. Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если Количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом 8-9 баллов - ближе к боязни неудачи, а 12-13 баллов - ближе к мотивации успеха.

 

 Приложение 2

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации  А. М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) респондентами ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки). Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования

Инструкция. Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2)ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у  сверстников;

5) умение многое  делать своими руками, умелые  руки;

6) внешность;

7) уверенность  в себе.

На каждой линии  чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени.

На каждой линии  крестиком (х) отметьте, при каком  уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или  почувствовали гордость за себя.

Методика может  проводиться как фронтально - с  целым классом (или ГРУППОЙ), так  и индивидуально. При фронтальной  работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросу После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Уровень притязаний. От 0 до знака Х.

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует  результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное  представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного  развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей  к собственным возможностям. Результат  менее 60 баллов свидетельствует о  заниженном уровне притязаний, он - индикатор  неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки. От 0 до знака -.

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая»  самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует  о завышенной самооценке и указывает  на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может  подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может  указывать на существенные искажения  в формировании личности - «закрытости  для опыта», нечувствительности к  своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует  о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало.

 

приложение 3

 

МЕТОДИКА М. РОКИЧА «ЦЕННОСТНЫЕ  ОРИЕНТАЦИИ»

 

Цель: изучить  систему ценностных ориентации личности.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

-  терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует  традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Школьнику предъявляется  два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках  испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас  вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить  свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».

Стимульный материал

Список А (терминальные ценности):

1 активная деятельная  жизнь (полнота и эмоциональная  насыщенность жизни);

2  жизненная  мудрость (зрелость суждений и  здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3 здоровье (физическое  и психическое);

4 интересная  работа;

5 красота природы  и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6  любовь (духовная  и физическая близость с любимым  человеком);

7 материально  обеспеченная жизнь (отсутствие  материальных затруднений);

8 наличие хороших  и верных друзей;

9 общественное  признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10  познание (возможность  расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11  продуктивная  жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12  развитие (работа  над собой, постоянное физическое  и духовное совершенствование);

13 развлечения  (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14 свобода (самостоятельность,  независимость в суждениях и поступках);

15 счастливая  семейная жизнь;

16 счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17 творчество (возможность  творческой деятельности);

18  уверенность  в себе (внутренняя гармония, свобода  от внутренних противоречий, сомнений).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

методика «Локус контроля» Дж.Роттера

Цель: Выявление локуса контроля респондентов.

Инструкция  к тесту: Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них вы согласны в большей степени. На бланке ответов обведите кружком одну из букв – «а» или «б».

Тестовый материал:

Вариант "а"

Вариант "б"

1

Многие неудачи происходят от невезения.

Неудачи людей являются результатом  их собственных ошибок.

2

Аморальные поступки будут происходить  всегда, независимо от того, насколько  усердно окружающие пытаются их предотвратить.

Одна из главных причин, почему совершаются  аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними.

3

К сожалению, заслуги человека часто  остаются непризнанными.

В конце концов к людям приходит заслуженное признание.

4

Многие учащиеся не понимают, что  их отметки могут зависеть от случайных  обстоятельств.

Мнение, что преподаватели несправедливы  к учащимся, неверно.

5

Успех руководителя во многом зависит  от удачного стечения обстоятельств.

Способные люди, которые не стали  руководителями, сами не использовали свои возможности.

6

Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать  вам.

Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими.

7

Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть – того не миновать».

По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу.

8

Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с  пристрастием.

Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений.

9

Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай.

Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения.

10

Обществом управляют люди, которые  выдвинуты на общественные посты, а  рядовой человек мало что может  сделать.

Каждый гражданин может оказывать  влияние на важные ; государственные решения.

11

Не всегда благоразумно планировать  далеко вперед, потому что многое зависит  от того, как сложатся обстоятельства.

Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить  их.

12

Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому.

Осуществление моих желаний не связано  с везением.

13

Руководителем нередко становятся благодаря  счастливому стечению обстоятельств.

Чтобы стать руководителем, нужно  уметь управлять людьми. Везение  здесь ни при чем.

14

Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьезно на мировые  события.

Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями  в мире.

15

Большинство людей не понимают, насколько  их жизнь зависит от случайных  обстоятельств.

На самом деле такая вещь, как  везение, не существует.

16

Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет.

Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других.

17

В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями.

Большинство неудач являются результатом  отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых.

18

Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить.

Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно  искоренить.

19

Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают  человека на поощрение.

Поощрения зависят от того, насколько  усердно человек трудится.

20

Я часто чувствую, что мало влияю  на то, что происходит со мной.

Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни.

21

Бесполезно слишком стараться  расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься.

Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим.

22

Иногда я чувствую, что моя жизнь  развивается в направлении, не зависящем  от моей силы воли.

То, что со мной случается – это  дело моих собственных рук.

23

Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

Информация о работе Психология успешности. Гендерный аспект