Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа
Цель исследования: исследование психологии успешности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие подходы к пониманию успешности личности.
2. На основе анализа теоретических исследований выделить гендерные особенности, детерминирующие успешность личности.
3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования гендерных особенностей успешности.
введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования успешности 5
1.1. Понятие успешности 5
1.2. Факторы успешности личности 7
Выводы по первой главе 11
глава 2. Гендерные исследования успешности 12
2.1. Понятия «пол» и «гендер» 12
2.2. Гендерные подходы к психологии успешности 13
2.3. Детерминанты профессиональной успешности мужчин и женщин 18
Выводы по второй главе 20
Глава 3. исследование гендерных особенностей успешности 21
Заключение 27
Список литературы 29
ПРИЛОЖНЕНИЯ………………………………………………………………33
Факультет психологии
Кафедра: психология развития
Специальность:
Педагогика и психология
Курс:
Группа:
курсовая работа
психология успешности. гендерный аспект
доцент,
Итоговая оценка оригинальности (без приложения): 90%
Уфа 2011
содержание
введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования успешности 5
1.1. Понятие успешности 5
1.2. Факторы успешности личности 7
Выводы по первой главе 11
глава 2. Гендерные исследования успешности 12
2.1. Понятия «пол» и «гендер» 12
2.2. Гендерные подходы к психологии успешности 13
2.3. Детерминанты профессиональной успешности мужчин и женщин 18
Выводы по второй главе 20
Глава 3. исследование гендерных особенностей успешности 21
Заключение 27
Список литературы 29
ПРИЛОЖНЕНИЯ…………………………………………………
введение
Актуальность проблемы. В условиях демократических преобразований, развития рыночных отношений, снижения роли государства в регулировании жизни граждан России возрастает ответственность каждой личности за осуществление собственного жизненного пути. С другой стороны, сама возможность гуманистического развития общества во многом зависит от активности личности, стремления к саморазвитию и самореализации. Это значит, что успешность человека во всех сферах жизнедеятельности, начиная от профессиональной карьеры и заканчивая межличностными отношениями в семье, в большей степени зависит от готовности личности проявлять инициативу, ставить перед собой цели и добиваться их реализации, от степени самопознания и самопринятия личности.
Как показывает анализ психологической литературы, проблема успешности личности в течение многих лет разрабатывается в зарубежной психологии контекстно, в рамках прикладных исследований адаптированности личности, коррекции личностного развития, оказания психологической помощи (Дж. Аткинсон, Д. Мак-Клелланд, К. Роджерс, Т. Роттер, К. Хорни, В. Франкл, Э.Фромм и др.). Для отечественной науки проблема в целом достаточно нова, хотя имеются работы посвященные формированию индивидуальной стратегии жизни, эффективности индивидуальной и групповой деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин и др.).
Между тем, проблема успешности личности, содержания представлений об успехе, отношений к своему и чужому успеху является важнейшим аспектом проблемы развития личности в целом.
Цель исследования: исследование психологии успешности.
Объект исследования - успешность как психологическая категория.
Предмет исследования - гендерные аспекты успешности.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что успешность определяется гендерными ориентациями личности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие подходы к пониманию успешности личности.
2. На основе
анализа теоретических
3. Подобрать диагностический
инструментарий для
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы исследования успешности
1.1. Понятие успешности
Слово успех – русского происхождения, но само понятие это в нашем обществе несет на себе налет западного мироощущения.
Само слово успех, если вдуматься в значение его исконного смысла, связано с понятием «успеть». «Успешный» – значит успевающий, «успевающий» – делающий нечто вовремя, умеющий согласовывать свои планы и устремления с реальными координатами жизненного времени. Успешный человек – это человек, ставящий перед собой перспективные цели и умеющий грамотно их достигать: своевременно, с минимальными затратами энергии, в гармонии с жизнью и обстоятельствами.
В психологии накоплен достаточно обширный экспериментальный материал относительно факторов достижения успеха в конкретной деятельности (работы К. Левина, Ф. Хоппе, Д. Мак-Клелланда, Е.А. Серебряковой и др.).
В основном проблематика успеха рассматривалась в социологии (В.В. Гришин), в философии (Н.В. Розенберг, В.У. Бабушкин). В отечественной психологи близкие темы затрагивались Л.В. Бороздиной (исследование уровня притязаний), В.Ф. Петренко и Е.В. Лыбина (анализ восприятия образа успешного человека), Г.В. Трубецкая и А.С. Спиваковская (феномен страха успеха). В акмеологическом подходе жизненная успешность определяется с точки зрения достижения общественной значимости.
В социологии успешность
рассматривается как
По существу своему успех с позиций разных наук представляет собой:
1) внешний атрибут, объективную характеристику счастья как такового;
2) форму удачи, дарованную свыше и не требующую особых усилий со стороны людей;
3) материальный уровень жизни и высокую оценку человека, его социальный статус;
4) характеристику деятельности и результат человеческих усилий;
5) форму самореализации личности (Ю.В. Андреева [2]).
Ф. Хоппе, К. Левин, Д. Мак-Клелланд изучали понимание успеха как переживания привязанного к конкретной ситуации, исходу деятельности, предвкушаемому результату. Данного подхода в отечественной психологии придерживались Е.А. Серебрякова, Н.А. Батурин, В.И. Степанский и др. они считали, что из таких переживаний успеха постепенно складывается личностная успешность.
А. Бандура, Л.А. Мальц, А.М. Федосеева связывают успешность личности с возрастающей осознанностью своей способности и компетентности в управлении своей жизнью, с реализацией поставленных целей, с общей самоэффективностью [20; 24]. Под успешностью А. Бандура, К.В. Солоед, Л.И. Дементий подразумевают состояние, которое появляется в результате или в предвкушении достижения успеха [12; 20; 32]. Л.А. Мальц, А.М. Федосеева к этому определению добавляют «владение способами, которые обеспечивают высокий результат в достижении поставленных целей» [24, с. 33]. В таком понимании термина открывается возможность перейти от единичного успеха к постоянному, обеспечивая успешность в различных сферах жизнедеятельности: в личной жизни, профессиональной, социальной и т.д.
Успех личности в контексте жизнедеятельности может выступать формой самореализации и приводит к субъективной удовлетворенности процессом жизни. В том случае, если личность ощущает себя успешной, повышается осознание своей способности и компетентности в управлении собственной жизнедеятельностью, разрешении жизненных трудностей, реализации поставленных целей. Иными словами, успешная личность осознает свою самоэффективность.
Таким образом, на
сегодняшний день очень сложно определить
как само понятие «успешность», так
и выделить те критерии, по которым
ее можно отследить. Явление успешности
носит комплексный характер, требует
объединения психологических, философских,
социологических и
1.2. Факторы успешности личности
В зарубежной и отечественной психологической литературе существуют исследования личностных детерминант успешного поведения. К ним относят
- особенности органической конституции личности,
- интеллект,
- уровень мотивации,
- притязаний,
- самооценку,
- особенности ценностных ориентаций,
- локус контроля.
Ю. Козелецкий определяет уровень притязаний как «степень реализации целей, приносящая личное удовлетворение человеку, который принимает решение и стремится к достижению соответствующей цели» [40, с. 291].
В зарубежной (Т. Дембо Ф. Хоппе, Эскалона и Фестингер) и отечественной (В.К. Гербачевский, О.К. Тихомиров психологии имеет место выраженная тенденция рассматривать притязания в связи с процессами построения и выбора цели действия. Исследователи определяют притязания как цель, которую ставит перед собой субъект и пытается достичь. В структуру притязаний включают:
1) цель;
2) величину шага на пути решения задачи;
3) предполагаемый результат;
4) мотивы, потребности;
5) «тенденция к спонтанному переходу» к действию.
Помимо исследования притязаний как цели, в отечественной психологии разрабатывается понятие притязаний в оценочном аспекте. В.Н. Мясищев определяет уровень притязаний как «качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с точки зрения исследуемого лица, его производительность» [33, с. 9]. Б.Г. Ананьев связывает притязания «с оценочными потребностями, будучи притязанием на оценку» [1, с. 9]. Согласно В.С. Мерлину это «степень оценки, в которой нуждается человек, чтобы испытывать удовлетворение» [27, с. 9]. Б.В. Зейгарник рассматривает притязания как индикат самооценки, активно исследовала связь притязаний и самооценки личности.
В оценочном аспекте изучения притязания (Е.А. Серебрякова, М.С. Неймарк) выступают как личностная характеристика, личностный критерий успешности, а не экспериментально формирующийся, привязанный к конкретной ситуации решения задачи.
Таким образом, человек чувствует себя успешным, когда он реализует свои притязания на том уровне, который сам считает успешным или оценивается так другими. Причем успешность переживается, когда оценка личности удовлетворяет следующим компонентам:
1. определенный
уровень и содержание
2. определенный уровень и содержание оценок личности другими людьми;
3. качественные
и количественные
Большинство учений зарубежной и частично отечественной психологии развивают концепцию мотивации достижений как основы стремления человека к успеху.
Согласно этому направлению, продуктивность деятельности зависит не только от способностей и подготовленности человека, но и от уровня мотивации, от характера целей и желания работать. Однако, сама мотивация достижений трактуется психологами по-разному: как стремление проявить высокую степень собственных способностей и усилий при достижении успеха (Ф. Маклелланд); как способность испытывать гордость за свое трудолюбие при успехе (Дж. Аткинсон); как стремление уменьшить существующую неопределенность (В.У. Майер); как стремление получить больше информации о себе (Б. Вайнер) и др. [22].
Особую популярность
приобрели определения
В структуре мотивации достижения им был вычленен мотив «стремление к успеху» и мотив «избегание неуспеха». В соответствии с этим активность личности стала трактоваться как результат этих двух противоположных мотивационных тенденций, которые являются сложными, ибо в них наряду с постоянными личностными диспозициями существуют и ситуационные детерминанты [37].
Таким образом, в зарубежной и отечественной психологической литературе среди личностных детерминант успешного поведения гендер не выделяется.
Выводы по первой главе
Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:
Проблема успеха
и успешности нашла свое отражение
в различных областях науки. В
психологии данная проблематика в большей
степени разрабатывалась
В нашем исследовании
мы вслед за О.И. Ефремовой определяем
успех как положительный
В зарубежной и отечественной психологической литературе существуют исследования личностных детерминант успешного поведения. К ним относят особенности органической конституции личности, интеллект, уровень мотивации, притязаний, самооценку, особенности ценностных ориентаций, локус контроля. Среди детерминант успешного поведения гендер не выделяется.