Психология успешности. Гендерный аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование психологии успешности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие подходы к пониманию успешности личности.
2. На основе анализа теоретических исследований выделить гендерные особенности, детерминирующие успешность личности.
3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования гендерных особенностей успешности.

Содержание

введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования успешности 5
1.1. Понятие успешности 5
1.2. Факторы успешности личности 7
Выводы по первой главе 11
глава 2. Гендерные исследования успешности 12
2.1. Понятия «пол» и «гендер» 12
2.2. Гендерные подходы к психологии успешности 13
2.3. Детерминанты профессиональной успешности мужчин и женщин 18
Выводы по второй главе 20
Глава 3. исследование гендерных особенностей успешности 21
Заключение 27
Список литературы 29
ПРИЛОЖНЕНИЯ………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ УСПЕШНОСТИ. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ.docx

— 83.22 Кб (Скачать)

 

глава 2. Гендерные исследования успешности

2.1. Понятия «пол» и «гендер»

На современном этапе психология является многоотраслевой мультипарадигмальной наукой. И если среди многих ее отраслей в постсоветской науке нет такой отдельной психологической дисциплины как "гендерная психология" или "психология гендера", то гендерная проблематика, несмотря на это, уже является значимой частью большинства сфер знания и все больше продолжает расширять свое влияние.

Необходимо обратиться к определению  понятий "пол" и "гендер", так как во многих работах, особенно отечественных авторов, эти термины либо вообще не упоминаются, либо употребляются как синонимы.

В современной науке гендер понимается как социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям "мужчина" и "женщина". А так как "пол" является биологической категорией, социальные психологи ссылаются на те гендерные различия, которые обусловлены биологически, как на "половые" [5, c . 21]. То есть пол указывает на биологический статус человека, говоря о том, кем является человек – мужчиной или женщиной. Гендер же со своей стороны указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности или фемининности. Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus - мужской и femininus - женский) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин [8]. Некоторые исследователи сейчас избегают этих терминов, которые кажутся им слишком общими и вводящими в заблуждение. Поэтому культурные ожидания и стереотипы, относящиеся к маскулинному и фемининному поведению называются гендерными (а не половыми) ролями. Однако такое разделение понятий не является строгим, так как допускается пересечение понятий, поскольку многие различия могут возникать вследствие сочетания биологических и социальных факторов [39, c. 167].

Рассмотрим основные гендерные исследования успешности человека.

    1. Гендерные подходы к психологии успешности

Половая принадлежность работника как фактор его профессиональной успешности сейчас активно обсуждается  в деловом мире, теории и практике управления. Основываясь на опыте  работы и общения со специалистами  из различных профессиональных сфер (банковской, образовательной, производительной, туристической, транспортной, сферы  власти и т. п.), Н.М. Самоукина выделила четыре позиции относительно данного вопроса:

- мужчина эффективнее  женщины как в управлении, так и в исполнительской деятельности;

- женщина эффективнее  мужчины;

- мужчина и  женщина равным образом эффективны  в профессиональной деятельности, но имеют разный деловой стиль,  и их эффективность зависит  от многих других условий;

- половая принадлежность  работника не имеет никакого  влияния на эффективность труда  и профессиональную успешность [31].

Рассмотрим каждую из этих точек зрения.

Первая точка  зрения. Мнение о том, что мужчина  в деле более эффективен, нежели женщина, является довольно распространенным, причем придерживаются его не только мужчины, но и женщины. Аргументы  в поддержку данной позиции называются следующие:

- мужчина имеет  более логичное и дисциплинированное  мышление, нежели женщина;

- мужчина строит  деловые отношения на основе  объективных критериев (полезности, сотрудничества, необходимости), а женщина  - на основе субъективных критериев  (симпатии, интуиции, настроения);

- мужчина имеет  более высокую стрессоустойчивость, нежели женщина, способен сохранять самообладание и принимать решения в напряженных, неопределенных и опасных ситуациях;

- мужчина имеет  большую эмоциональную и физическую  выносливость, нежели женщина, может  более длительное время эффективно  работать;

- мужчина имеет  значительно больше времени, которое  он может посвятить работе  и карьере, нежели женщина,  поскольку он не отвлекается  на длительный срок в связи  с материнством и семейными  обязанностями.

Особенно критично оцениваются такие черты женского характера, как эмоциональная неустойчивость, субъективность в оценке и непрогнозируемостъ поведения, а в отношении женщин-руководителей - склонность либо к гиперопекающему, материнскому стилю управления, либо к излишне авторитарному, жесткому стилю, направленному на подавление и тотальный контроль за деятельностью подчиненных [31].

Следует заметить, что позиция, согласно которой мужчина  в работе оценивается как более  эффективный, нежели женщина, разделяется  и многими мужчинами-психологами. Например, анализируя проблему эффективности  управленческого труда, Р.Л. Кричевский приводит такие факты наблюдений, отраженные в зарубежной литературе:

- наличие у  мужчин лидерского потенциала  и его отсутствие у женщин;

- проявление  у мужчин большей активности, амбициозности и стремления к доминированию, нежели у женщин.

Признавая некоторую  неопределенность в оценке вопроса  о профессиональной успешности и  сравнительной деловой эффективности  мужчин и женщин, Кричевский делает следующий вывод: «Ну, а вообще говоря, пока что трудно сказать, кто более  эффективен в должности руководителя: мужчина или женщина. Слишком  невысок, даже если и не прибегать  к официальной статистике, процент  женщин-руководителей сравнительно с представительством на этом посту  сильной половины рода людского. И  к тому же не знаю, согласится ли со мной читатель или нет, изначальная ориентация женщины, на мой взгляд, - все-таки скорее на эмоциональный климат в семье, нежели на менеджерство в социальной организации».

Обратимся к рассмотрению второй точки зрения, сторонники (точнее, сторонницы) которой утверждают, что  в работе женщина может быть эффективнее  и успешнее мужчины. При этом называются два необходимых и взаимоисключающих  друг друга условия для того, чтобы  женщина вышла вперед [31].

Во-первых, женщина  может стать эффективнее мужчины, если она в своей работе сможет развить и использовать сугубо женские  качества, которые не так ярко присутствуют у мужчин и которые связаны  с межличностным общением:

- интуицию;

 способность  к изощренной политике в деловых  отношениях;

- женское обаяние;

- умение тонко  подстраиваться в коммуникативных  взаимодействиях.

Кроме того, как  показал кризис 17 августа 1998 г., в неопределенных и нестабильных условиях для сохранения своего места работы женщина способна проявить большую гибкость и уступчивость, нежели мужчина. Она легче и без особых эмоциональных проблем переходила на более низкий должностной статус, уходила в другую профессиональную сферу, обращалась за помощью в трудоустройстве, нежели мужчина. В результате она чаще сохраняла возможность работы и заработка, а мужчина чаще оставался без работы и средств к существованию.

Во-вторых, утверждается, что женщина может стать успешнее мужчины, если она, наоборот, откажется  от женского стиля в деловом общении, разовьет у себя и начнет использовать сугубо мужские качества: решительность, стрессоустойчивость, объективность,  дисциплинированность, преданность  делу, трудоголизм. Следует заметить, что, формируя в себе мужские черты характера, женщина часто проявляет мужской стиль делового общения и поведения даже более ярко и напряженно, нежели мужчина. Она становится более решительной, эмоционально устойчивой к стрессу, объективной, дисциплинированной, преданной своему делу и отдающей большую часть своего жизненного времени работе, нежели ее коллега-мужчина.

Особенно это  характерно для эмансипированных деловых  женщин, имеющих выраженную конкурентную установку относительно мужчин. Энергию, азарт и мотивацию, ведущие их к успеху, они черпают в противопоставлении себя мужчинам, стремлении доказать им свою успешность, что они - умнее  и сильнее мужчин [31].

Третья точка  зрения, проявляющаяся в сравнительной  оценке эффективности мужчины и  женщины в деловой сфере, содержит утверждение, что мужчина и женщина  имеют одинаковую эффективность, но разные критерии успешности.

Мужчина в своей  работе больше направлен на предметно-содержательные аспекты труда, конкуренцию на рынке, а также на получение прибыли.

Женщина предпочитает межличностное общение и социально-психологические  стороны работы (организацию позитивной атмосферы в коллективе, построение корпоративной культуры в организации, разработку средств поддержки и  развития персонала).

Четвертая точка  зрения в дискуссии, кто в работе более эффективен, мужчина или  женщина, проявляется в зачеркивании фактора пола в его возможности  влиять на успешность профессиональной деятельности работников. Утверждается, что не имеет значения, кто конкретно  работает, мужчина или женщина, главное, чтобы работник обладал профессиональными  знаниями, опытом, дисциплинированностью  и преданностью компании.

Отмечается также, что при наличии высокоразвитого  интеллекта, энергии и активности, высокого уровня трудовой мотивации  и организованности происходит как бы «обмен» психологическими характеристиками между мужчинами и женщинами, обычно считающимися сугубо мужскими или сугубо женскими. А именно: в своей работе одаренные мужчины, не утрачивая мужского стиля, начинают проявлять такие традиционно женские качества, как умение общаться, интуицию, политическое «чутье» и внимание к человеческому фактору. Женщины, соответственно, не отказываясь от женского стиля деятельности, становятся решительными, амбициозными и стремятся к лидерству и успеху [31].

Каждая из описанных  выше точек зрения о влиянии пола работника на его успешность, распространенных в отечественной деловой практике, аргументированна и имеет право на существование. Особенно если учесть, что возникновение этих позиций в общении служащих и руководителей связано с их индивидуальным профессиональным опытом, то можно говорить о следующих критериях успешости и тенденциях в выборе точки зрения на «фактор пола».

Если деловой  мужчина уверен в себе и чаще встречает  в своей работе успешных женщин-профессионалов, то, как правило, он придерживается третьей или четвертой позиции.

Если же мужчина  испытал излишне директивный  стиль управления, несправедливо  негативную оценку со стороны женщины-руководительницы или пережил тяжелый конфликт в работе с женщиной-коллегой, то он выражает первую точку зрения. Более  того, при поиске новой работы он стремится избежать ситуации, в которой  ему бы пришлось работать под началом  женщины-руководительницы или в  коллективе, состоящем только из женщин.

Так же и женщина. Если на своем профессиональном пути она встретила достойных мужчин-руководителей  или мужчин-коллег, имеющих высокую  квалификацию и не отрицающих ее способности  успешно трудиться, она лояльно  относится к мужчине и стремится  к сотрудничеству с ним.

Если же в своей  работе она столкнулась с мужским  шовинизмом, негативной оценкой своего труда только по половому критерию успешности, то она стремится во что бы то ни стало конкурировать с мужчинами и провозглашает, что женщина всегда и везде более эффективна, нежели мужчина [31].

Таким образом, мы видим, что четких, проверенных специальными исследованиями различий между успешностью  мужчин и женщин нет.

 

2.3. Детерминанты профессиональной  успешности мужчин и женщин

Очевидно, что  менее выраженная профессиональная успешность женщин связана не столько  с их детородной функцией, сколько  с тем, что женщины имеют более  низкую самооценку и более низкий уровень притязаний, нежели мужчины. Женщины чаще смиряются с более  низким должностным положением, с  меньшей заработной платой за труд, одинаковый с мужчиной, с меньшими карьерными перспективами и более  жесткой критикой со стороны руководства.

В молодые годы за юношами и девушками закрепляется полоролевой стереотип в условиях социального ожидания окружающих. Так, отмечается, что юноши в три раза чаще проявляют агрессию и стремление к делинквентному поведению, нежели девушки. При этом, несмотря на то что девушки реже нарушают социальные нормы, если факт нарушения все же имеет место, у девушек он более остро выражен, нежели у юношей. Тем не менее девушки, в свою очередь, чаще склонны к тревожности, депрессивным переживаниям и страхам, нежели юноши.

Следует специально отметить, что различия в степени  агрессивности поведения мужчин и женщин связаны не столько с  особенностями их биологической  природы, сколько с тем, что в  период взросления женщины чаще подавляют  свою агрессивность. В тех условиях, в которых женщины уверены  в своей правоте и не боятся наказания, они становятся не менее  агрессивными, нежели мужчины.

Мужской стиль  поведения понятен и предсказуем - это активный, умный и сильный  стиль. Женский стиль поведения  в настоящее время непонятен. Поэтому женщина сама должна решить, какой на работе и в жизни она  будет - сильной или слабой, умной  или подчеркнуто глупой, активной или пассивной. Следовательно, женский  стиль поведения менее предсказуем, нежели мужской.

Для взрослых мужчин и женщин характерно, что математическая и формальная логика больше развита  у мужчин, а вербальная логика - у  женщин. В общении женщины имеют  больший словарный запас, нежели мужчины, проявляют больше активности и ясности в изложении своих  мыслей.

В межличностных  отношениях мужчины чаще проявляют  экстраверсию, а женщины - дружелюбие, мужчины ориентируются на критерий социальной справедливости, а женщины, чаще проявляя эмпатию, - на заботу о других. Причем в течение своей жизни мужчины учатся чувствовать другого человека (обучаются эмпатии), а женщины, наоборот, «разучиваются», поскольку она мешает психологической адаптации.

Поведение мужчин в стрессовой ситуации характеризуется  тем, что они не концентрируются  на проблеме, пытаясь переключиться  на другую деятельность или физическую активность. Женщина чаще фокусируется на проблеме с целью все тщательно  обдумать, с чем и связана ее большая уязвимость к стрессу, нежели у мужчины.

Информация о работе Психология успешности. Гендерный аспект