Психология успешности. Гендерный аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование психологии успешности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие подходы к пониманию успешности личности.
2. На основе анализа теоретических исследований выделить гендерные особенности, детерминирующие успешность личности.
3. Подобрать диагностический инструментарий для исследования гендерных особенностей успешности.

Содержание

введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования успешности 5
1.1. Понятие успешности 5
1.2. Факторы успешности личности 7
Выводы по первой главе 11
глава 2. Гендерные исследования успешности 12
2.1. Понятия «пол» и «гендер» 12
2.2. Гендерные подходы к психологии успешности 13
2.3. Детерминанты профессиональной успешности мужчин и женщин 18
Выводы по второй главе 20
Глава 3. исследование гендерных особенностей успешности 21
Заключение 27
Список литературы 29
ПРИЛОЖНЕНИЯ………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ УСПЕШНОСТИ. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ.docx

— 83.22 Кб (Скачать)

Мужчины имеют  более развитую способность к  пространственной ориентировке, нежели женщины, что одни исследователи  связывают с гипотезой о функциональной асимметрии мозга, а другие - с социальными  условиями воспитания.

Итак, можно с  уверенностью говорить именно о доминирующем влиянии социального, а не биологического фактора на различия в критериях  успешности мужчин и женщин (профессиональной успешности).

 

Выводы по второй главе

Нам были дифференцированы понятия "пол" и "гендер". Пол указывает на биологический статус человека, говоря о том, кем является человек – мужчиной или женщиной. Гендер же со своей стороны указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности или фемининности.

Нами были рассмотрены  основные четыре позиции относительно проблемы успешности мужчин и женщин:

- мужчина эффективнее  женщины как в управлении, так и в исполнительской деятельности;

- женщина эффективнее  мужчины;

- мужчина и  женщина равным образом эффективны  в профессиональной деятельности, но имеют разный деловой стиль,  и их эффективность зависит  от многих других условий;

- половая принадлежность  работника не имеет никакого  влияния на эффективность труда  и профессиональную успешность.

Однако  четких, проверенных специальными исследованиями различий между успешностью мужчин и женщин нет.

Очевидно, что  менее выраженная профессиональная успешность женщин связана не столько  с их детородной функцией, сколько  с тем, что женщины имеют более  низкую самооценку и более низкий уровень притязаний, нежели мужчины. В молодые годы за юношами и девушками закрепляется полоролевой стереотип в условиях социального ожидания окружающих.

Таким образом, можно  с уверенностью говорить именно о  доминирующем влиянии социального, а не биологического фактора на различия в критериях успешности мужчин и  женщин (профессиональной успешности).

 

 

 Глава 3. исследование гендерных особенностей успешности

Исходя из того, что к личностным детерминантам  успешного поведения относят:

- особенности органической конституции личности,

- интеллект,

- уровень мотивации,

- притязаний,

- самооценку,

- особенности ценностных ориентаций,

- локус контроля,

 Мы предлагаем  использовать следующие методики  для оценки  гендерных особенностей успешности:

1. Методика «Изучение мотивации  успеха и боязни неудачи» А.А. Реана [30]

Отвечая на приведенные  вопросы (см. приложение 1), необходимо выбрать один из ответов - «Да» или «Нет».

Текст опросника  состоит из 20 утверждений.

Ключ к опроснику  см. в приложении 1.

Подсчитывается  общее количество баллов. Если испытуемый набирает от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если он набирает от 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если Количество набранных баллов в пределах от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс не выражен. При этом 8-9 баллов - ближе к боязни неудачи, а 12-13 баллов - ближе к мотивации успеха.

2. Методика «Исследование самооценки и уровня притязаний» Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан [14]

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) респондентами ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки). Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования.

Инструкция. Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2)ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у  коллег;

5) умение многое  делать своими руками, умелые  руки;

6) внешность;

7) уверенность  в себе.

На каждой линии  чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени.

Методика может  проводиться как фронтально - с целым классом (или ГРУППОЙ), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросу После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка и интерпретация результатов. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал определить:

б) высоту самооценки - от «О» до знака «-»;

в) Рассчитать среднюю  величину каждого показателя уровня  самооценки по всем шести шкалам.

 По каждой  из шести шкал определить:

а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;

б) рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний по всем шести шкалам.

3. Методика «Терминальные ценности» М.Рокича [15]

Цель: изучить  систему ценностных ориентации личности, определяющих представления об успешности личности.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

- терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует  традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

В нашем исследовании мы использовали только часть методики на определение терминальных ценностей  личности.

Респондентам  предъявлялся список ценностей на карточках. Испытуемый раскладывал карточки по порядку значимости.

Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить  свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию».

4. Методика Локус контроля» Дж.Роттера [28]

Цель: выявление локуса контроля респондентов.

Инструкция к  тесту: Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них вы согласны в большей степени. На бланке ответов обведите кружком одну из букв – «а» или «б».

Тестовый материал, ключи см. в приложении 4.

О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов  одного измерения над другим.

В практике психодиагностики по локусу контроля судят о когнитивном стиле, проявляющемся в сфере обучения, в том числе и профессионального. Поскольку когнитивные компоненты психики присутствуют во всех ее явлениях, то представления о локусе контроля распространяются и на характеристики личности в ее деятельности.

Для экстерналов свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация экстерналу желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей.

Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.

Интерналы имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.

В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для интерналов является поиск эго-идентичности, независимо и ортогонально по отношению к экстравертированности или интровертированности. Вследствие большей когнитивной активности интерналы имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы, – как считают Дж.Дигман, Р.Кеттелл и Дж.Роттер.

Для экстерналов обнаруживается связь с эмоциональной нестабильностью и практическим, неопосредствованным мышлением, для интерналов отмечается эмоциональная стабильность и склонность к теоретическому мышлению, абстрагированию и синтезу представлений.

5. Тест на выявление социального  пола «Мужской или женский  характер» [34]

Тест «Мужской или женский характер»  является популярным тестом и рассчитан самотестирование. Автор не известен. Вопросы  к тесту и его интерпретация изложены в приложении 5. В нем предложено 15 вопросов на которые необходимо ответить «да» или «нет».

Подсчет результатов: за каждое «да» на нечетные вопросы и «нет» на четные вы получаете по 10 очков. За каждый вопросительный знак - 5 очков.

100-150 очков. Психически - вы мужчина на все 100 процентов. Решительность, самостоятельность, независимость - вот ваши сильные стороны. Умеете быть опорой для другого человека и знаете, зачем живете на этом свете. Ваши жизненные принципы могут вызывать уважение многих людей. Если вы мужчина, ваши ответы наводят на мысль о некоторой схематичности и стереотипности понимания вопросов пола и собственной мужественности. Но если вы женщина - довольны ли вы собою?

50-99 очков. В зависимости от необходимости вы обнаруживаете как типично мужские, так и классически женские черты, умея сочетать мягкость с решительностью и впечатлительность с благоразумием. Может быть, иногда жизненные обстоятельства потребуют от вас поступков, которые вы считаете более свойственными противоположному полу, тем не менее умение приспосабливаться и большая психическая гибкость будут вашими союзниками в любых обстоятельствах.

0-49 очков. Психически - вы стопроцентная женщина. Сегодня это редко встречаемый тип человека. Если вы любите готовить, заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей, если вы мягки и покорны - вы имеете все задатки, чтобы стать воплощением мужского идеала. Настоящий мужчина примет вас такой, какая вы есть, достаточно, что он вас полюбит. Если же вы мужчина - ваше положение незавидно.

Описание  методик см. в  приложении 5.

 

Заключение

Итак, в рамках нашего исследования были сформулированы следующие выводы:

Проблема успеха и успешности нашла свое отражение  в различных областях науки. В  психологии данная проблематика в большей  степени разрабатывалась зарубежными  исследователями, в основном связывая ее с мотивацией достижения, с уровнем  притязаний и самоэффективностью, с личностными детерминантами (самооценка, локус контроля). Отечественные исследователи в основном разворачивали уже имеющиеся идеи. Успех большинством исследователей определяется как личностно-значимые достижения и как социально оцениваемые достижения.

В нашем исследовании мы вслед за О.И. Ефремовой определяем успех как положительный результат  деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества.

В зарубежной и  отечественной психологической  литературе существуют исследования личностных детерминант успешного поведения. К ним относят особенности органической конституции личности, интеллект, уровень мотивации, притязаний, самооценку, особенности ценностных ориентаций, локус контроля. Среди детерминант успешного поведения гендер не выделяется.

Нам были дифференцированны понятия "пол" и "гендер". Пол указывает на биологический статус человека, говоря о том, кем является человек – мужчиной или женщиной. Гендер же со своей стороны указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности или фемининности.

Информация о работе Психология успешности. Гендерный аспект