Психология семейных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Семья жизненно необходима для полноценного роста, развития и воспитания здорового, жизнеспособного потомства. Она представляет собой эволюционно сформированную саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся функциональную систему, которая при нормальном функционировании может оптимально удовлетворять все базовые потребности человека; функциональные возможности семьи определяются ее структурой.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..… 3
Глава 1.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ И ПОЛОРОЛЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ……………………... 9
Глава 2. Кризисные состояния семьи и проблема удовлетворенности браком ……………………………………………….. 28
Глава 3. Системная интеграция семьи как психотехнологиИ коррекции кризисной семьи и неудовлетворенности браком ..……………………………………………………….………………………. 56
3.1.История и основные понятия системной интеграции семьи …………………...…. 57
3.2. Общие принципы функционирования семейных систем ………………………..... 62
3.3. Основные модели и школы системной семейной терапии ……………………...... 64
Глава 4. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ……………………………...……………. 87
4.1. Программа исследования …………………...……………………………………….. 87
4.2. Изучение некоторых аспектов полоролевой дифференциации у современных супругов и взаимосвязи этих особенностей с удовлетворенностью браком ………… 88
4.3. Формирование тренинговой технологии системной интеграции семьи и ее апробация. ………………………………………………………………………….…….108
4.4. Исследование особенностей групповой динамики и содержания межличностных отношений на тренинге по системной интеграции семьи …………………………… 118
заключение ………………………………..………………………………………………. 151
Литература ………………………………………………………………………..………... 153
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………..………… 165

Работа содержит 1 файл

Психология семейных отношений.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

 

 

Приложение 10.

 

Бланк опросника ЦОЕ.

 

Инструкция:

 

Выберите из предложенного списка 10 таких качеств личности, которые, по Вашему мнению, являются наиболее необходимыми для жизни человека в коллективе, отметьте их знаком «+», затем разместите выбранные качества в порядке убывания их значимости так: наиважнейшее качество – 1, менее значимое – 2, и так до 10-го.

 

Список качеств:

1.              Эмоциональность (легкая возбудимость, несдержанность).

2.              Добросовестность (старательное выполнение своих обязанностей).

3.              Ответственность (высоко развитое чувство долга).

4.              Сдержанность (способность владеть собой).

5.              Собранность (сосредоточенность, подтянутость).

6.              Искренность (откровенность, чистосердечие).

7.              Принципиальность (действие в строгом согласии с убеждениями).

8.              Инициативность (способность к активным самостоятельным действиям).

9.              Правдивость (стремление говорить правду).

10.              Отзывчивость (готовность помочь).

11.              Дисциплинированность (подчинение установленному порядку).

12.              Коллективизм (чувство сопричастности к делам коллектива).

13.              Гуманность (человечность, высокая культура).

14.              Способность понять другого человека.

15.              Внешняя привлекательность.

16.              Умение отстаивать свои взгляды.

17.              Целеустремленность.

18.              Умение разговаривать с людьми.

19.              Самокритичность.

20.              Манера одеваться.

21.              Знание дела.

22.              Общительность.

23.              Смекалка.

24.              Умение держаться.

25.              Интерес к делу.

26.              Дружелюбие.

27.              Скромность.

28.              Товарищеская взаимопомощь.

29.              Трудолюбие.

30.                         Моральная чистота (поступать согласно нормам поведения).


Приложение 11.

Сводная таблица результатов методики ЦОЕ.

Первый замер

 

Второй замер

Качества

Показатель К

 

Качества

Показатель К

Ответственность

2,81

 

Ответственность

2,79

Гуманность

2,12

 

Гуманность

2,67

Отзывчивость

2,06

 

Коллективизм

2,57

Добросовестность

2,04

 

Трудолюбие

2,57

Умение разговаривать

2,04

 

Умение разговаривать

2,47

Интерес к делу

1,89

 

Способность понять

2,37

Способность понять

1,59

 

Инициативность

2,23

Искренность

1,42

 

Общительность

2,06

Дисциплинированность

1,29

 

Целеустремленность

1,92

Сдержанность

1,28

 

Добросовестность

1,83

Дружелюбие

1,24

 

Отзывчивость

1,78

Коллективизм

1,20

 

Искренность

1,71

Знание дела

1,17

 

Знание дела

1,63

Правдивость

1,14

 

Дружелюбие

1,57

Тов. взаимопомощь

1,12

 

Тов. взаимопомощь

1,52

Инициативность

0,96

 

Сдержанность

1,23

Общительность

0,89

 

Умение держаться

1,20

Моральная чистота

0,86

 

Интерес к делу

1,19

Смекалка

0,80

 

Моральная чистота

1,14

Собранность

0,69

 

Дисциплинированность

0,80

Умение отстаивать св. взгляды

0,69

 

Правдивость

0,64

Целеустремленность

0,64

 

Эмоциональность

0,60

Трудолюбие

0,47

 

Внешняя привлекательность

0,58

Внешняя привлекательность

0,20

 

Смекалка

0,33

Самокритичность

0,20

 

Отзывчивость

0,28

Скромность

0,20

 

Собранность

0,21

Умение держаться

0,14

 

Умение отстаивать св. Взгляды

0,17

Манера одеваться

0,13

 

Самокритичность

0,15

Моральная чистота

0,12

 

Скромность

0,13

Эмоциональность

0,11

 

Манера одеваться

0,11


 

 

 


Приложение 12.

Опросник межличностных отношений (ОМО) .

Инструкция.

 

Опросник предназначен для оценки типичных способов Вашего отношения к людям. В сущности, здесь нет правильных и неправильных ответов, правилен каждый правдивый ответ.

Иногда люди стремятся отвечать на вопросы так; как, по их мнению, они должны были бы себя вести. Однако в данном случае нас интересует, как Вы ведете себя в действительности.

Некоторые вопросы очень похожи друг на друга. Но все-таки они подразумевают разные вещи. Отвечайте, пожалуйста, на каждый вопрос отдельно, без оглядки на другие вопросы. Время ответа на вопросы не ограничено, но не размышляйте слишком долго над каким-либо вопросом.

Для каждого утверждения выберите ответ, который больше всего Вам подходит.

Номер ответа напишите в бланке для ответов.

Пожалуйста, будьте как можно более внимательны.

 

(1) Обычно

 

(2) Часто

 

(3) Иногда

 

(4) По случаю

 

(5) Редко

 

(6) Никогда

 

 

1. Стремлюсь быть вместе со всеми.

2. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

3. Становлюсь членом различных групп.

4. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными членами группы.

5. Когда представляется случай, я склонен стать членом интересных организаций.

6. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

7. Стремлюсь влиться в неформальную общественную жизнь.

8. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

9. Стремлюсь задействовать других в своих планах.

10. Позволяю другим судить о том, что я делаю.

11. Стараюсь быть среди людей.

12. Стремлюсь устанавливать с другими близкие и сердечные отношения.

13. Имею склонность присоединяться к остальным всякий раз, когда делается что-то совместно.

14. Легко подчиняюсь другим.

15. Стараюсь избегать одиночества.

16. Стремлюсь принимать участие в совместных мероприятиях.

 

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из ответов, обозначающих количество людей, которые могут влиять на Вас, или на которых Ваше поведение может распространяться

 

ОТНОСИТСЯ К:

(1) Большинству людей

(2) Многим людям

(3) Некоторым людям

(4) Нескольким людям

(5) Одному- двум людям

(6) Никому

 

 

17. Стремлюсь относиться к другим приятельски.

18. Предоставляю другим решать вопрос о том, что необходимо будет сделать.

19. Мое личное отношение к окружающим – холодное и безразличное.

20. Предоставляю другим, чтобы руководили ходом события.

21. Стремлюсь иметь близкие отношения с остальными,

22. Допускаю, чтобы другие оказывали сильное влияние на мою деятельность.

23. Стремлюсь приобрести близкие и сердечные отношения с другими.

24. Позволяю другим судить о том, что я делаю.

25. С другими веду себя холодно и безразлично.

26. Легко подчиняюсь другим.

27. Стремлюсь иметь близкие и сердечные отношения с другими.

28. Люблю, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

29. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

30. Стремлюсь оказывать сильное влияние на деятельность других.

31. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

32. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

33. В обществе других стремлюсь руководить ходом событий.

34. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

35. Я люблю, когда другие ведут себя со мной холодно и сдержанно.

36. Стремлюсь, чтобы остальные поступали так, как я хочу.

37. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их дебатах (дискуссиях).

38. Я люблю, когда другие относятся ко мне по-приятельски.

39. Мне нравится, когда другие приглашают меня принять участие в их деятельности.

40. Мне нравится, когда окружающие относятся ко мне сдержанно.

 

Для каждого из дальнейших утверждений выберите один из следующих ответов:

(1) Обычно

(2) Часто

(3) Иногда

(4) Случайно

(5) Редко

(6) Никогда

 

41. В обществе стараюсь играть главенствующую роль.

42. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в чем-нибудь.

43. Мне нравится, когда другие относятся ко мне непосредственно.

44. Стремлюсь, чтобы другие делали то, что я хочу.

45. Мне нравится, когда другие приглашают меня участвовать в своей деятельности.

46. Мне нравится, когда другие относятся ко мне холодно и сдержанно.

47. Стремлюсь сильно влиять на деятельность других.

48. Мне нравится, когда другие подключают меня к своей деятельности.

49. Мне нравится, когда остальные люди относятся ко мне непосредственно и сердечно.

50. В обществе стараюсь руководить ходом событий.

51. Мне нравится, когда другие приглашают принять участие в их деятельности.

52. Мне нравится, когда ко мне относятся сдержанно.

53. Стараюсь, чтобы остальные делали то, что я хочу,

54. В обществе руковожу ходом событий.


Приложение 13.

 

Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях

 

Назначение: Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего  поведения.

Существуют два основных типа разрешение внутреннего конфликта: адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направленно на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т.д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т.п. издержек посредством таких, например, поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование этого типа поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих вышеназванных типов преодолевающего поведения.

 

Инструкция: Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами:

потеря (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и т.п.);

угроза (для ценностей, перечисленных выше, или иных);

новые возможности (новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на новую работу, ответственное дело, ^ возможность достижения личного успеха и т.п.).

Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то вы должны хорошо их помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям, чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций (сами ситуации не надо описывать).

 

Опросник

Используйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных ситуаций.

В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:

1. Искали профессиональную помощь.

2. Не выражали свои чувства.

3. Мечтали о лучших временах.

4. Выросли как личность.

5. Получили толчок для творчества.

6. Упорно стояли на своем

7. Пытались отдохнуть.

8. Старались забыться.

9. Шутили по поводу ситуации.

10. Больше спали.

11. Отказывались верить.

12. Обвинили себя.

13. Во всем винили других.

14. Надеялись на чудо.

15. «Сорвали чувство» на другом человеке.

16. Чувствовали, что должны просто подождать.

17. Положились на судьбу.

18. Старались больше узнать о ситуации.

19. Попытались найти что-то хорошее в ситуации.

20. Сосредоточились на хорошем.

21. Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.

22. Дали выход чувствам.

23. Фантазировали, что будет, когда все это кончится.

24. Вышли из этого лучше, чем были до этого.

25. Изменились.

26. Продолжали еще более усердные попытки.

27. Слишком много ели, пили или использовали лекарства.

28. Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.

29. Относились к ситуации несерьезно.

30. Были озабочены сохранением сил и энергии.

31. Не изменили точку зрения.

32. Критиковали себя.

33. Пытались не быть опрометчивым.

34. Желали бы изменить прошлое.

35. Стали раздражительным.

36. Выжидали, что будет.

37. Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.

38. Составили и выполняли план.

39. Сказали себе, что будет лучше.

40. Просили совета.

41. Говорили о своих чувствах.

42. Думали о нереальном.

43. Нашли новую веру.

44. Научились чему-то новому.

45. Сохраняли тот же образ действий.

46. Использовали способы самоуспокоения.

47. Старались изгнать ситуацию из мыслей.

48. Видели сметную (оборотную) сторону.

49. Откладывали и медлили.

50. Отказывались считать проблемой.

51. Приняли основную тяжесть на себя.

52. Пытались приспосабливаться.

53. Желали, чтобы ситуация исчезла.

54. Что-то разбили, разрушили.

Информация о работе Психология семейных отношений