Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:33, курсовая работа
Цель работы: изучение влияние религиозных сект на психологические особенности личности на примере исследования психологических особенностей подростков состоящих в сектах.
Данную цель предлагается решить с помощью следующих задач:
1. Провести анализ научной литературы по исследуемой теме – психология религиозных сект
2. Изучить сущность и рассмотреть виды деструктивных сект.
3. Провести экспериментально-психологическое исследование.
4. Исследовать психологические особенности подростков, состоящих в религиозных (тоталитарных) сектах.
5. Наметить перспективы дальнейших исследований.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ изучаемой проблемы………………………...6
§ 1. Сущность и виды деструктивных культов……………………………...6
§ 2. Культовое обращение личности и контроль сознания
в деструктивных культах.………………………………...……………...14
2. 1. Приемы культового обращения личности……………………………16
2. 2. Методы контроля сознания……………………………………………20
Глава II. Экспериментально-психологическая часть исследования………23
§ 1. Основные этапы и методы исследования………………………………23
§ 2. Исследования психологических особенностей
подростков, состоящих в религиозных сектах……………….………..27
.
Заключение………………………………………………………………………...40
Список использованной литературы..................................................................41
- по фактору С (эмоциональная неустойчивость – устойчивость) у 2-х подростков высокие значения, у всех остальных – средние значения, что свидетельствует о высоком и среднем уровне эмоциональной зрелости личности соответственно;
- по фактору Е (подчиненность – доминантность) – у 6-ти человек высокие показатели, говорящие о склонности личности к независимости в суждениях, о высоком уровне притязаний. У остальных испытуемых средние значения;
- по фактору F (сдержанность – экспрессивность) – 4 человека дали высокие значения, что свидетельствует о беспечности и беззаботности, эмоциональности, импульсивности личности. У всех остальных средние значения;
- по фактору G (подверженность чувствам – высокая нормативность поведения) – все подростки данной группы показали средние результаты;
- по фактору Н (робость – смелость) – 7 человек показали высокие значения, что свидетельствует о склонности к риску, о выполнении сложных заданий; остальные испытуемые показали средние значения;
- по фактору I (жестокость – чувствительность)- у троих подростков высокие показатели, что означает утонченность натуры, стремление личности к мечтательности, у остальных- средние значения;
- по фактору L (доверчивость – подозрительность) только у одного человека высокие показатели, который означает настороженность личности, направленность на самого себя; у всех остальных средние значения;
- по фактору М (практичность – развитое воображение) все испытуемые показали средние значения;
- по фактору N (прямолинейность – дипломатичность) также все подростки данной группы проявили средние значения;
- по фактору О (уверенность в себе – тревожность) у всех испытуемых средние значения;
- по фактору Q 1 (консерватизм - радикализм) у 4-х подростков высокие значения, свидетельствующие о высокоразвитых интеллектуальных интересах, готовности к восприятию и пониманию новых, еще не устоявшихся взглядов, о склонности к экспериментальной работе. Низких показателей в данной группе по этому фактору нет.
- по фактору Q 2 (конформизм – нонконформизм) 6 человек показали высокие значения, что свидетельствует о предпочтении личности принимать собственные решения независимо от давления группы. У всех остальных средние показатели;
- по фактору Q 3 (низкий самоконтроль – высокий самоконтроль) у 5-х подростков высокие значения, свидетельствующие о способности личности действовать по осознанному плану, о принятии социальных норм;
- по фактору Q 4 (расслабленность – напряженность) у всех подростков средние значения.
Таким образом, при сравнении данных, полученных по методике многофакторного исследования личности Р. Кэттелла у подростков, состоящих в религиозных сектах, с данными, полученными у подростков из контрольной группы можно отметить различия по многим факторам. В контрольной группе подростки более общительны (фактор А), более независимы (фактор Е), более эмоциональны и импульсивны (фактор F); они более склонны к восприятию новых взглядов (фактор Q1), их отличает также независимость суждений, принятие собственных решений (фактор Q2), а также более высокий уровень самодисциплины (фактор Q3) (см. Гистограмма 2).
Гистограмма 2. Сравнительны анализ данных экспериментальной и контрольной групп, полученные по методике Кэттелла. |
Анализ данных, полученные по методике Шмишека показывает, что у подростков контрольной группы выявлены (см. Приложение 3):
- гипертимный тип – у 3-х человек;
- эмотивный тип – у 4-х человек;
- демонстративный тип – у 2-х человек;
- циклотимный тип – у 2-х человек.
- для гипертимного типа характерно стремление к лидерству, общительность, жизнерадостность, свободолюбие;
- для эмотивного типа характерны эмоциональность, отзывчивость, сопереживание другим, впечатлительность;
- для демонстративного типа характерны потребность в признании, жажда постоянного внимания к себе, похвалы, живость, артистизм;
- циклотимному типу свойственна смена гипертимных и дистичных состояний, частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий.
Это характерные черты типов акцентуаций, выявленных в контрольной группе подростков. Если же их сравнить с типами акцентуаций, выявленных у подростков, состоящих в религиозной секте, то нужно отметить следующие отличия (см. Гистограмма 3):
- в контрольной группе есть ребята с гипертимным типом, в опытной же группе этот тип не выявлен; то же самое можно сказать о демонстративном типе;
- в контрольной группе нет подростков с застревающим типом, а в опытной группе с таким типом 4 человека;
- циклотимный тип выявлен у 2-х человек в контрольной группе, в опытной - у 6-ти человек.
Гистограмма 1. Сравнительный анализ данных экспериментальной и контрольной групп, полученные по методике Шмишека. |
Таким образом, на основании полученных данных по всем методикам в обеих группах можно сделать вывод: подростки, состоящие в религиозных сектах испытывают трудности в общении, в установлении контактов, они более закрыты, более замкнуты, чем их сверстники, не входящие в секты; также они эмоционально сдержанны, настороженны, инертны.
Другими словами, все вышеперечисленные качества отличают их от своих сверстников, не состоящих в религиозных сектах.
Для того чтобы определить значимость этих различий, нами был применен метод математико-статистического анализа. Мы использовали t – критерий Стьюдента (см. Приложение 4).
Наиболее значимые различия (р>0,001) выявились по следующим показателям:
I Методика исследования самоотношения (МИС)
I шкала «открытость-закрытость».
II Методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла:
Фактор А – «общительность»
Фактор Е – «независимость»
Фактор F – «беспечность – озабоченность»
Фактор М – «мечтательность – практичность»
Фактор Q1 – «радикализм – консерватизм»
Фактор Q2 – «конформизм»
Фактор Q3 – «самодисциплина»
III Методика диагностики типа акцентуации характера Шмишека
IX – циклотимный тип.
Менее значимые различия (р< 0,01) выявились по следующим факторам:
I Методика исследования самоотношения
IX «самообвинение»
II Методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла:
Фактор Н – “робость – смелость”
Фактор I – “жесткость – мягкость”
III Методика диагностики типа акцентуации характера Смишека
VII – застревающий тип.
Таким образом, сделанные нами ранее выводы были подтверждены, статистически значимые различия по многим факторам в экспериментальной и контрольной группах подростков свидетельствует о существовании определенных психологических особенностей, характерных для подростков, состоящих в религиозных сектах, что и подтверждает нашу гипотезу.
Следует перечислить эти особенности:
- закрытость;
- необщительность;
- конформность;
- сдержанность;
- инертность;
- частая смена настроения;
- склонность к самообвинению.
Все перечисленные особенности являются важными факторами в сфере общения. Они значимы в процессе установления контактов, следовательно, подростки, состоящие в религиозных сетках (опытная группа) испытывают трудности в общении, неуверенность в себе, собственных силах.
Комплекс выделенных нами индивидуально-психологических особенностей может быть, безусловно, проинтерпретирован как следствие того, что подростки уже являются членами секты. Тем не менее, мы склонны к той точки зрения, что подростки, ставшие участниками религиозной секты уже имели определённые предпосылки в форме личностных, поведенческих особенностей. Данный вывод подтверждается тем, что выделенные нами характеристики в равной степени свойственны как тем, кто имеет серьёзный сектантский стаж, так и тем, кто является новичком.
Заключение
Проблема, рассмотренная в данной работе, широка и многогранна. Мы видим насколько опасно для общества распространение религиозных сект. При этом наибольшую опасность это явление представляет для тех, кто еще не способен дать объективную оценку происходящему в силу своей личностной незрелости, т.к. находится только на этапе формирования. Речь идет, прежде всего, о подростках.
Проблема имеет много уровней рассмотрения, в том числе юридический аспект, религиозный аспект, образовательный, психологический. Как раз психологическую сторону мы и попытались подробно осветить в работе.
Изучение психологии религиозных сект на практике мы решили провести в контексте экспериментально – психологического исследования особенностей подростков состоящих в сектах. Проблема, которую мы попытались решить в нашем исследовании состоит в том, чтобы ответить на вопрос: «Какие психологические особенности присущи лицам, состоящие в религиозных сектах? Какое влияние оказывает на личность секта?»
Анализ результатов проведенного экспериментального исследования позволяет сделать вывод, что подросткам, состоящим в религиозных сектах, характерны закрытость, некоторая обособленность, необщительность. Они молчаливы, к окружающим проявляют недоверие, эмоционально сдержаны, инертны. Свою точку зрения независимо о мнения группы, эти подростки отстаивать не будут. Для них характерны конформность. Им присуще стремление быть незаметным в среде сверстников, что проявляется внешне.
Таким образом, выдвинутое нами предположение о том, что существуют определенные индивидуально-психологические особенности, которые присущи подросткам, состоящим в религиозных сектах, подтвердилось.
Список используемой литературы
1. Альманах психологических тестов / Под ред. Р. Р. Римского – М., 1996.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М., 2000.
3. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М., 1996.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1989.
5. Белоусов В.А. Феномен «кодирования» / Журнал практического психолога. – М., 1998. №3.
6. Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания / Журнал практического психолога. – М., 1996. №2.
7. Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктуивных культах. / Журнал практического психолога. – М., 1996. №3.
8. Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления). / Журнал практического психолога. – М., 1996. №5.
9. Годфруа Ж. Что такое психология. Ч3. – М., 1992.
10. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. – СПб., 1994.
11. Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. – М., 1995.
12. Джиамбалво К. Консультирование о выходе. Семейное воздействие. – Нижний Новгород., 1995.
13. Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков., 1994.
14. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М., 1997.