Психология религиозных сект

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение влияние религиозных сект на психологические особенности личности на примере исследования психологических особенностей подростков состоящих в сектах.

Данную цель предлагается решить с помощью следующих задач:

1. Провести анализ научной литературы по исследуемой теме – психология религиозных сект
2. Изучить сущность и рассмотреть виды деструктивных сект.
3. Провести экспериментально-психологическое исследование.
4. Исследовать психологические особенности подростков, состоящих в религиозных (тоталитарных) сектах.
5. Наметить перспективы дальнейших исследований.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3


Глава I. Теоретический анализ изучаемой проблемы………………………...6

§ 1. Сущность и виды деструктивных культов……………………………...6

§ 2. Культовое обращение личности и контроль сознания
в деструктивных культах.………………………………...……………...14

2. 1. Приемы культового обращения личности……………………………16

2. 2. Методы контроля сознания……………………………………………20


Глава II. Экспериментально-психологическая часть исследования………23

§ 1. Основные этапы и методы исследования………………………………23

§ 2. Исследования психологических особенностей
подростков, состоящих в религиозных сектах……………….………..27
.

Заключение………………………………………………………………………...40


Список использованной литературы..................................................................41

Работа содержит 1 файл

Курсовая - психология религиозных сект .doc

— 258.00 Кб (Скачать)

-         по фактору С (эмоциональная неустойчивость – устойчивость)  у 2-х подростков высокие значения, у всех остальных – средние значения, что свидетельствует о высоком и среднем уровне эмоциональной зрелости личности соответственно;

-         по фактору Е (подчиненность – доминантность) – у 6-ти человек высокие показатели, говорящие о склонности личности к независимости в суждениях, о высоком уровне притязаний. У остальных испытуемых средние значения;

-         по фактору F (сдержанность – экспрессивность) – 4 человека дали высокие значения, что свидетельствует о беспечности и беззаботности, эмоциональности, импульсивности личности. У всех остальных средние значения;

-         по фактору G (подверженность чувствам – высокая нормативность поведения) – все подростки данной группы показали средние результаты;

-         по фактору Н (робость – смелость) – 7 человек показали высокие значения, что свидетельствует о склонности к риску, о выполнении сложных заданий; остальные испытуемые показали средние значения;

-         по фактору I (жестокость – чувствительность)- у троих подростков высокие показатели, что означает утонченность натуры, стремление личности  к мечтательности, у остальных- средние значения;

-         по фактору L (доверчивость – подозрительность)  только у одного человека высокие показатели, который означает настороженность личности, направленность на самого себя; у всех остальных средние значения;

-         по фактору М (практичность – развитое воображение) все испытуемые показали средние значения;

-         по фактору N (прямолинейность – дипломатичность) также все подростки данной группы проявили средние значения;

-         по фактору О (уверенность в себе – тревожность)  у всех испытуемых средние значения;

-         по фактору Q 1 (консерватизм -  радикализм) у 4-х подростков высокие значения, свидетельствующие о высокоразвитых интеллектуальных интересах,  готовности к восприятию и пониманию новых, еще не устоявшихся взглядов, о склонности к экспериментальной работе. Низких показателей в данной группе по этому фактору нет.

-         по фактору Q 2 (конформизм – нонконформизм)  6 человек показали высокие значения, что свидетельствует о предпочтении личности принимать собственные решения независимо от давления группы. У всех остальных средние показатели;

-         по фактору Q 3 (низкий самоконтроль – высокий самоконтроль)  у 5-х подростков высокие значения, свидетельствующие о способности личности действовать по осознанному плану, о принятии социальных норм;

-         по фактору Q 4 (расслабленность – напряженность)  у всех подростков средние значения.

Таким образом, при сравнении данных, полученных по методике многофакторного исследования личности Р. Кэттелла у подростков, состоящих в религиозных сектах, с данными, полученными у подростков из контрольной группы можно отметить различия по многим факторам. В контрольной группе подростки более общительны (фактор А), более независимы (фактор Е), более эмоциональны и импульсивны (фактор F); они более склонны к восприятию новых взглядов (фактор Q1), их отличает также независимость суждений, принятие собственных решений (фактор Q2), а также более высокий уровень самодисциплины (фактор Q3) (см. Гистограмма 2).

 

 

Гистограмма 2. Сравнительны анализ данных экспериментальной

и контрольной групп, полученные по методике Кэттелла.


 

 

Анализ данных, полученные по методике Шмишека показывает, что у подростков контрольной группы выявлены (см. Приложение 3):

-               гипертимный тип – у 3-х человек;

-               эмотивный тип – у 4-х человек;

-               демонстративный тип – у 2-х человек;

-               циклотимный тип – у 2-х человек.

-               для гипертимного типа характерно стремление к лидерству, общительность, жизнерадостность, свободолюбие;

-               для эмотивного типа характерны эмоциональность, отзывчивость, сопереживание другим, впечатлительность;

-               для демонстративного типа характерны потребность в признании, жажда постоянного внимания к себе,  похвалы, живость, артистизм;

-               циклотимному типу свойственна смена гипертимных и дистичных состояний, частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий.

 

Это характерные черты типов акцентуаций, выявленных в контрольной группе подростков. Если же их сравнить с типами акцентуаций, выявленных у подростков, состоящих в религиозной секте, то нужно отметить следующие отличия (см. Гистограмма 3):

-               в контрольной группе есть ребята с гипертимным типом, в опытной же группе этот тип не выявлен; то же самое можно сказать о демонстративном типе;

-               в контрольной группе нет подростков с застревающим типом, а в опытной группе с таким типом 4 человека;

-               циклотимный тип выявлен у 2-х человек в контрольной группе, в опытной - у 6-ти человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гистограмма 1. Сравнительный анализ данных экспериментальной

и контрольной групп, полученные по методике Шмишека.


 

 

 

 

 

Таким образом, на основании полученных данных по всем методикам в обеих группах можно сделать вывод: подростки, состоящие в религиозных сектах испытывают трудности в общении, в установлении контактов, они более закрыты, более замкнуты, чем их сверстники, не входящие в секты; также они эмоционально сдержанны, настороженны, инертны.

Другими словами, все вышеперечисленные качества отличают их от своих сверстников, не состоящих в религиозных сектах.

Для того чтобы определить значимость этих различий, нами был применен метод математико-статистического анализа. Мы использовали t – критерий Стьюдента (см. Приложение 4).

 

 

Наиболее значимые различия (р>0,001) выявились по следующим показателям:

 

I  Методика исследования самоотношения (МИС)

                 I шкала «открытость-закрытость».

 

II Методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла:

Фактор А – «общительность»

Фактор Е – «независимость»

Фактор F – «беспечность – озабоченность»

Фактор М – «мечтательность – практичность»

Фактор Q1 – «радикализм – консерватизм»

Фактор Q2 – «конформизм»

Фактор Q3 – «самодисциплина»

 

III  Методика диагностики типа акцентуации характера Шмишека

                      IX – циклотимный тип.

 

 

Менее значимые различия (р< 0,01) выявились по следующим факторам:

 

I Методика исследования самоотношения

IX «самообвинение»

 

II Методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла:

Фактор Н – “робость – смелость”

Фактор I – “жесткость – мягкость”

 

III  Методика диагностики типа акцентуации характера Смишека

             VII – застревающий тип.

 

Таким образом, сделанные нами ранее выводы были подтверждены, статистически значимые различия по многим факторам в экспериментальной и контрольной группах подростков свидетельствует о существовании определенных психологических особенностей, характерных для подростков, состоящих в религиозных сектах, что и подтверждает нашу гипотезу.

Следует перечислить эти особенности:

-         закрытость;

-         необщительность;

-         конформность;

-         сдержанность;

-         инертность;

-         частая смена настроения;

-         склонность к самообвинению.

 

Все перечисленные особенности являются важными факторами в сфере общения. Они значимы в процессе установления контактов, следовательно, подростки, состоящие в религиозных сетках (опытная группа) испытывают трудности в общении, неуверенность в себе, собственных силах.

Комплекс выделенных нами индивидуально-психологических особенностей может быть, безусловно, проинтерпретирован как следствие того, что подростки уже являются членами секты. Тем не менее, мы склонны к той точки зрения, что подростки, ставшие участниками религиозной секты уже имели определённые предпосылки в форме личностных, поведенческих особенностей. Данный вывод подтверждается тем, что выделенные нами характеристики в равной степени свойственны как тем, кто имеет серьёзный сектантский стаж, так и тем, кто является новичком.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема, рассмотренная в данной работе, широка и многогранна. Мы видим насколько опасно для общества распространение религиозных сект. При этом наибольшую опасность это явление представляет для тех, кто еще не способен дать объективную оценку происходящему в силу своей личностной незрелости, т.к. находится только на этапе формирования. Речь идет, прежде всего, о подростках.

Проблема имеет много уровней рассмотрения, в том числе юридический аспект, религиозный аспект, образовательный, психологический. Как раз психологическую сторону мы и попытались подробно осветить в работе.

Изучение психологии религиозных сект на практике мы решили провести в контексте экспериментально – психологического исследования особенностей подростков состоящих в сектах. Проблема, которую мы попытались решить в нашем исследовании состоит в том, чтобы ответить на вопрос: «Какие психологические особенности присущи лицам, состоящие в религиозных сектах? Какое влияние оказывает на личность секта?»

Анализ результатов проведенного экспериментального исследования позволяет сделать вывод, что подросткам, состоящим в религиозных сектах, характерны закрытость, некоторая обособленность, необщительность. Они молчаливы, к окружающим проявляют недоверие, эмоционально сдержаны, инертны. Свою точку зрения независимо о мнения группы, эти подростки отстаивать не будут. Для них характерны конформность. Им присуще стремление быть незаметным в среде сверстников, что проявляется внешне.

Таким образом, выдвинутое нами предположение о том, что существуют определенные индивидуально-психологические особенности, которые присущи подросткам, состоящим в религиозных сектах, подтвердилось.

 

Список  используемой литературы

 

1.            Альманах психологических тестов / Под ред. Р. Р. Римского – М., 1996.

2.            Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М., 2000.

3.            Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М., 1996.

4.            Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1989.

5.            Белоусов В.А. Феномен «кодирования» / Журнал практического психолога. – М., 1998. №3.

6.            Волков Е. Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания / Журнал практического психолога. – М., 1996. №2.

7.            Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктуивных культах. / Журнал практического психолога. – М., 1996. №3.

8.            Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления). / Журнал практического психолога. – М., 1996. №5.

9.            Годфруа Ж. Что такое психология. Ч3. – М., 1992.

10.       Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. – СПб., 1994.

11.       Дворкин А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. – М., 1995.

12.       Джиамбалво К. Консультирование о выходе. Семейное воздействие. – Нижний Новгород., 1995.

13.       Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. – Псков., 1994.

14.       Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М., 1997.

Информация о работе Психология религиозных сект