Психология религиозных сект

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение влияние религиозных сект на психологические особенности личности на примере исследования психологических особенностей подростков состоящих в сектах.

Данную цель предлагается решить с помощью следующих задач:

1. Провести анализ научной литературы по исследуемой теме – психология религиозных сект
2. Изучить сущность и рассмотреть виды деструктивных сект.
3. Провести экспериментально-психологическое исследование.
4. Исследовать психологические особенности подростков, состоящих в религиозных (тоталитарных) сектах.
5. Наметить перспективы дальнейших исследований.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3


Глава I. Теоретический анализ изучаемой проблемы………………………...6

§ 1. Сущность и виды деструктивных культов……………………………...6

§ 2. Культовое обращение личности и контроль сознания
в деструктивных культах.………………………………...……………...14

2. 1. Приемы культового обращения личности……………………………16

2. 2. Методы контроля сознания……………………………………………20


Глава II. Экспериментально-психологическая часть исследования………23

§ 1. Основные этапы и методы исследования………………………………23

§ 2. Исследования психологических особенностей
подростков, состоящих в религиозных сектах……………….………..27
.

Заключение………………………………………………………………………...40


Список использованной литературы..................................................................41

Работа содержит 1 файл

Курсовая - психология религиозных сект .doc

— 258.00 Кб (Скачать)

В исследовании используется сокращенный вариант опросника (версия С), который содержит 105 вопросов. Время обследования колеблется от 20 до 50 минут.

Диагностика типа акцентуации характера проходила по методике Шмишека [1]. Испытуемым предлагался опросник из 88 вопросов, ответы на которые позволяли выявить наличие (или отсутствие) определенного типа акцентуации (чрезмерно - усиленной, заостренной черты характера): гипертимный тип; тревожный тип; дистимный тип; педантичный тип; возбудимый тип; эмотивный тип; застревающий тип; демонстративный тип; циклотимный тип; экзальтированный тип.

Все эти методики были использованы в нашем исследовании в первую очередь потому, что позволяют провести исследование личностных особенностей субъекта с разных позиций, использовать для анализа различные индивидуально-психологические особенности человека. Кроме того, сопоставляя результаты психодиагностического эксперимента мы получаем возможность проверить наши выводы. Данное обстоятельство стало ещё одним мотивом подбора представленной батареи психодиагностических методик.

Полученные данные были проанализированы на ПК методом математической статистики. Для оценки достоверности отличий результатов диагностик по группам испытуемых был использован t-критерий Стьюдента, который вычислялся по формуле:

,

где М1 и М2 - значения сравниваемых средних арифметических, m1 и m2 - соответствующие величины статистических ошибок средних арифметических.

Значения критерия Стьюдента t приведены для трёх уровней значимости (обозначенных нами, соответственно, количеством звездочек: * (p=0,05), ** (p=0,01), *** (p=0,001)). Число степеней свободы определялось по формуле: d = n1 + n2 -2, где n1 и n2 - объёмы сравниваемых выборок.

 

Для эксперимента мы отобрали 16 подростков, обучающихся в разных школах. Из них 4 девочки в возрасте 13 лет, 6 мальчиков и 6 девочек в возрасте 14 лет. Все они являются членами секты «Свидетели Иеговы». Приход в секту подростков обусловлен различными причинами.

В процессе предварительной беседы выявились следующие особенности:

 

-               ребята не общительны, можно сказать, замкнуты; если они дружат между собой, то держаться особняком, отдельно от других;

-               на уроках пассивны, руки не поднимают даже тогда, когда ответ на вопрос учителя знают хорошо;

-               эмоционально сдержанны, в различных ситуациях особо не проявляют ни радость, ни огорчение;

-               на реплики одноклассников в свой адрес не отвечают;

-               к доске отвечать урок почти не выходят, стараются отвечать с места;

-               девочки не пользуются косметикой в отличие от своих сверстниц.

 

 

§ 2. Исследования психологических особенностей подростков.

 

Результаты исследования структуры самоотношения испытуемых - подростков, посещающих религиозную секту по методике С.Р.Пантелеева «МИС» представлены в таблице  (см.  Приложение 1).

Анализ полученных данных показывает, что

По I шкале «открытость-закрытость» у 6 человек высокий уровень, что говорит о высокой степени закрытости, конформности, о выраженной мотивации социального одобрения.

По  II шкале  «самоуверенность» – 2 человека показали низкие значения, что свидетельствует об ощущении собственной слабости, сомнении в способности вызвать уважение к себе со стороны окружающих.

По III шкале «саморуководство» – 2 подростка показали высокие значения, что говорит об их уверенности в своих способностях эффективно справиться с эмоциями, что их судьба находится в их руках; у 4-х человек – низкие показания, что говорит о плохой саморегуляции, о вере субъекта в подвластность своего «Я».

По IV шкале «отраженное самоотношение» – у 6 человек высокие показатели, что означает представление субъекта о себе, как о личности, способной вызвать к себе импатию, одобрение, уважение со стороны окружающих; у 2-х человек – низкие показатели, т.е. означающие противоположное представление о себе.

По V шкале «самоценность» у 4-х подростков высокие значения, что показывает ощущение ценности своего «Я» для себя и для других.

По VI шкале «самопринятие» – у 4-х человек высокие показатели, что говорит о принятии себя такими, какие есть, со своими недостатками. Низких показателей нет.

По VII шкале «самопривязанность» у 6 человек высокие значения, которые говорят об отсутствии желания измениться, у 4-х человек – низкие показатели, т.е. у них имеется желание себя изменить.

По VIII шкале «внутренняя конфликтность» – у всех испытуемых средние показатели.

По IX шкале «самообвинение» - высоких значений нет, что свидетельствует о том, что нашим испытуемым не свойственно самообвинение, принятие чувства вины.

Из всей группы у четверых подростков по всем шкалам вышли средние показатели.

 

 

Анализ данных полученные по методике  многофакторного исследования личности Р. Кэттелла показывает (см. Приложение 2):

-         по фактору А (замкнутость-общительность) – у 8 человек низкие значения, говорящие об их замкнутости, необщительности;

-         по фактору В (интеллект) – низкие показатели у 4-х испытуемых, что говорит о конкретности и некоторой ригидности мышления;

-         по фактору С (эмоциональная неустойчивость – устойчивость) у 2-х человек низкие значения, что соответствует переменчивости настроения, раздражительности, утомляемости;

-         по фактору Е (подчиненность – доминантность) – полярных значений не выявлено, у всех испытуемых по данному фактору средние значения;

-         по фактору F (сдержанность – экспрессивность) – низкие показатели у 4-х человек, что говорит об их молчаливости, осторожности;

-         по фактору G (подверженность чувствам – высокая нормативность поведения) – у 2-х подростков высокие значения, что соответствует сознательному соблюдению норм и правил поведения;

-         по фактору Н (робость – смелость) – у 4-х испытуемых низкий показатель, означающий застенчивость, неуверенность в себе, сдержанность, у 2-х высокий показатель, для которого свойственна социальная активность, смелость;

-         по фактору I (жестокость – чувствительность)- у 8 человек низкие значения, которые означают практичность, суровость, черствость по отношению к другим;

-         по фактору L (доверчивость – подозрительность) у 2-х подростков низкие показатели, которые говорят об их откровенности, доброжелательности, у 2-х высокие показатели, которые характеризуются подозрительностью, эгоцентричностью;

-         по фактору М (практичность – развитое воображение) 4 человека показали низкие значения, что соответствует проявлению практичности, добросовестности и некоторой ограниченности;

-         по фактору N (прямолинейность – дипломатичность) у 4-х подростков высокий показатель, характеризующий их как расчетливых и проницательных;

-         по фактору О (уверенность в себе – тревожность) у 4-х испытуемых – высокие значения, говорящие об их ранимости, впечатлительности, тревожности и у 4-х – низкие значения, означающие безмятежность, хладнокровие, уверенность в себе;

-         по фактору Q 1 (консерватизм -  радикализм) у всех испытуемых средние показатели;

-         по фактору Q 2 (конформизм – нонконформизм) 2 подростка показали низкие значения, что означает зависимость от группы, ориентацию на социальное одобрение;

-         по фактору Q 3 (низкий самоконтроль – высокий самоконтроль) у 4-х человек вышли низкие показатели, означающие недисциплинированность, внутреннюю конфликтность представлений о себе;

-         по фактору Q 4 (расслабленность – напряженность) у 2-х испытуемых назкие значения, означающие вялость, ленность, низкую мотивацию.

 

Диагностика типа акцентуации характера проходила по методике Шмишека. Испытуемым предлагался опросник из 88 вопросов, ответы на которые позволяли выявить наличие (или отсутствие) определенного типа акцентуации (чрезмерно - усиленной, заостренной черты характера) (см. Приложение 3).

Анализ данных показывает, что в группе испытуемых выявилось преобладание трех типов акцентуаций: циклотимного, застревающего, эмотивного. Причем циклотимный тип проявился у 4-х человек, у 4-х – эмотивный, у 2-х – застревающий, у 2-х - смешанный тип – эмотивный + циклотимный, у 2-х застревающий + циклотимный. У остальных явных типов акцентуации не выявлено, но есть скрытые.

Итак, проанализировав полученные данные психологического исследования, можно сказать, что у подростков из этой группы, а точнее, состоящих в религиозной секте, есть характерные особенности:

      они необщительны;

      обидчивы, ранимы;,

      мнительны;

      закрыты;

      более зависимы от своего окружения;

      более сдержаны, чем большинство сверстников;

      для них характерна ригидность психических процессов.

 

Для того чтобы определить значимость этих характерных черт именно для подростков этой группы было проведено исследование психологических особенностей подростков такого же возраста в контрольной группе с целью сравнить полученные результаты и выявить специфические характеристики подростков-сектантов.

Мы, безусловно, учитывали тот факт, что подростки не являющиеся членами той или иной секты, совсем не обязательно не имеют тех индивидуально-психологических особенностей, которые делают их достаточно уязвимыми для вербовщиков. Однако вероятность того, что в группе обычных подростков, не вовлечённых в секты окажется большое количество потенциальных сектантов мы посчитали достаточно небольшой.

Для контрольной группы были отобраны 16 человек (10 девочек и 6 мальчиков) не состоящих в религиозных сектах.

С ними было проведено психодиагностическое исследование по тем же методикам:

- МИС (методика исследования самоотношения)

- Методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла.

- Диагностика типа акцентуаций характера Шмишека.

 

Анализируя данные по методике исследования самоотношения можно сказать следующее (см. Приложение 1()тограмма 1. Сравнительный анализ данных, полученные по методике МИС):

-               По I шкале «открытость-закрытость» высоких значений нет. Т.е. подростки этой группы считают себя достаточно открытыми и общительными.

-               По  II шкале  «самоуверенность» низких значений, свидетельствующих об ощущении собственной слабости, нет; у 4-х подростков высокие значения, отражающие отношение к себе как самостоятельному, уверенному, надежному человеку.

-               По III шкале «саморуководство»  у всех подростков этой группы средние показатели.

-               По IV шкале «отраженное самоотношение» у 4-х высокие значения, означающие отношение к себе, как к человеку, способному вызвать к себе симпатию, одобрение, уважение со стороны окружающих, у всех остальных средние значения.

-               По V шкале «самоценность» у всех испытуемых средние значения.

-               По VI шкале «самопринятие»  у 4-х подростков высокие значения, которые соответствуют принятию себя такими, какие есть, со своими недостатками. Низких значений нет.

-               По VII шкале «самопривязанность» низких значений нет, у 6-ти испытуемых высокие значения, что соответствует отсутствию желания измениться.

-               По VIII шкале «внутренняя конфликтность» у всех подростков средние показатели, полярных значений нет.

-               По IX шкале «самообвинение»  у всех испытуемых средние значения.

Из всей группы у 8-ми человек (50 %) по всем шкалам вышли средние значения.

Если сравнить данные, полученные по этой методике у подростков из экспериментальной группы с данными, полученными у подростков из контрольной группы, то можно сказать, что во второй группе подростки более открыты, общительны, уверены в себе (см. Гистограмма 1).

 

Гистограмма 1. Сравнительный анализ данных экспериментальной и контрольной групп,

полученные по методике МИС.


 

 

 

Анализируемые данные подростков - не являющихся членами какой-либо секты, полученные при помощи многофакторного личностного опросника Р. Кэттелла, можно интерпретировать их следующим образом (см. Приложение 2):

-         по фактору А (замкнутость-общительность) – низких значений нет, у всех испытуемых средние и выше среднего значения, что соответствует общительности, готовности к сотрудничеству.

-         по фактору В (интеллект) – у всех подростков этой группы определились средние показатели;

Информация о работе Психология религиозных сект