Психология религиозных сект

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение влияние религиозных сект на психологические особенности личности на примере исследования психологических особенностей подростков состоящих в сектах.

Данную цель предлагается решить с помощью следующих задач:

1. Провести анализ научной литературы по исследуемой теме – психология религиозных сект
2. Изучить сущность и рассмотреть виды деструктивных сект.
3. Провести экспериментально-психологическое исследование.
4. Исследовать психологические особенности подростков, состоящих в религиозных (тоталитарных) сектах.
5. Наметить перспективы дальнейших исследований.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3


Глава I. Теоретический анализ изучаемой проблемы………………………...6

§ 1. Сущность и виды деструктивных культов……………………………...6

§ 2. Культовое обращение личности и контроль сознания
в деструктивных культах.………………………………...……………...14

2. 1. Приемы культового обращения личности……………………………16

2. 2. Методы контроля сознания……………………………………………20


Глава II. Экспериментально-психологическая часть исследования………23

§ 1. Основные этапы и методы исследования………………………………23

§ 2. Исследования психологических особенностей
подростков, состоящих в религиозных сектах……………….………..27
.

Заключение………………………………………………………………………...40


Список использованной литературы..................................................................41

Работа содержит 1 файл

Курсовая - психология религиозных сект .doc

— 258.00 Кб (Скачать)


40

 

Федеральное агентство по образованию

 

Пензенский Государственный Педагогический Университет

им. В. Г. Белинского

 

 

Факультет

педагогики и психологии

Кафедра

прикладной психологии

 

 

 

 

Курсовая работа на тему

 

Психология религиозных сект

                                                           

            

 

 

                                                                 Выполнил: студент группы ПС – 25

                                                                                            Артюшкин Д. А.

 

 

                                                                 Руководитель: Константинова Т. В.

 

 

 

Пенза 2006 год.

 

Содержание

 

 

 

Введение……………………………………………………………………………..3

 

 

Глава I. Теоретический анализ изучаемой проблемы………………………...6

 

§ 1. Сущность и виды деструктивных культов……………………………...6

 

§ 2. Культовое обращение личности и контроль сознания

       в деструктивных культах.………………………………...……………...14

 

2. 1. Приемы культового обращения личности……………………………16

 

2. 2. Методы контроля сознания……………………………………………20

 

 

Глава II. Экспериментально-психологическая часть исследования………23

 

§ 1. Основные этапы и методы исследования………………………………23

 

§ 2. Исследования психологических особенностей

       подростков, состоящих в религиозных сектах……………….………..27

.

 

Заключение………………………………………………………………………...40

 

 

Список использованной литературы..................................................................41

 

 

Приложение……………………………………………………………………….43

 

Приложение 1…………………………………………………………….….44

Приложение 2………………………………………………………………..45

Приложение 3………………………………………………………………..46

Приложение 4…………………………………….………………………….47

 

 

 

Введение

 

За последние десятилетие российское общество столкнулось с очень серьезной проблемой - интенсивное и массовое освоение асоциальными субъектами такой сферы для преступной деятельности, как психика и душа человека.

Организуются различные группы, которые обещают своим приверженцам духовные, социальные, материальные блага в обмен на полное подчинение идеологии и дисциплине такой группы и поклонение ее лидерам. Условия этого обмена тщательно скрываются от тех, кого вербуют. Фактически осуществляется никем не контролируемое ложное рекламное заманивание, а в качестве наживки для этого используются значимые для людей ценности.

Человек, попавший в такую ловушку, за короткое время превращается в безвольный инструмент удовлетворения амбиций лидера секты и его ближайшего окружения. У жертвы полностью подавляется личностная идентичность, разрушаются все социальные связи.

На западе данное явление обозначается понятием «деструктивные культы», у нас же часто говорят о «тоталитарных сектах», поскольку основное внимание общественности и немногочисленных исследователей привлекают в основном религиозные разновидности таких групп.

То, что произошло в России в последние десятилетия, можно назвать широкомасштабной экспансией. Достаточно напомнить о деятельности известного «Белого братства», вербовавшего своих приверженцев путем проведения массовых литургий. Они умело использовали технику психологического (в том числе гипнотического) воздействия.

Преступный характер деструктивных культов в своей основной части хорошо замаскирован и лишь иногда прорывается наружу такими страшными событиями, как одиннадцать жертв и пять тысяч пострадавших от газовой атаки секты «Аум синрике» в Токио в 1995 г. и едва не состоявшееся массовое самоубийство «белых братьев» в Киеве осенью 1993г.

По неофициальным данным в России на сегодняшний день насчитывается около 13 000 сект.

Таким образом, мы видим насколько опасно для общества это явление. При этом наибольшую опасность это явление представляет для тех, кто еще не способен дать объективную оценку происходящему в силу своей личностной незрелости, т.к. находится только на этапе формирования. Речь идет, прежде всего, о подростках.

Изучение психологии религиозных сект на практике мы решили провести в контексте экспериментально – психологического исследования особенностей подростков состоящих в сектах. Проблема, которую мы попытались решить в нашем исследовании состоит в том, чтобы ответить на вопрос: «Какие психологические особенности присущи лицам, состоящие в религиозных сектах? Какое влияние оказывает на личность секта?»

 

Цель работы: изучение влияние религиозных сект на психологические особенности личности на примере исследования психологических особенностей подростков состоящих в сектах.

 

Данную цель предлагается решить с помощью следующих задач:

 

1.      Провести анализ научной литературы по исследуемой теме – психология религиозных сект

2.      Изучить сущность и рассмотреть виды деструктивных сект. 

3.      Провести экспериментально-психологическое исследование.

4.      Исследовать психологические особенности подростков, состоящих в религиозных (тоталитарных) сектах.

5.      Наметить перспективы дальнейших исследований.

 

 

Объект исследования: субъективные предпосылки вовлечения подростков в тоталитарные секты.

 

Предмет: индивидуально-психологических особенности подростков, состоящих в религиозных сектах.

 

В качестве основной гипотезы выступает следующее предположение: существуют определенные индивидуально-психологические особенности, которые присущи подросткам, состоящим в религиозных сектах.

 

В процессе исследования были использованы следующие методы:

1.            Анализ литературных источников.

2.            методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева;

3.            методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла;

4.            методика диагностики типа акцентуации характера Шмишека.

5.            Экспертная оценка, наблюдение за выполнением заданий участниками исследования.

6.            Методы математической статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретический анализ изучаемой проблемы.

 

§ 1. Сущность и виды деструктивных культов.

 

Как уже отмечалось выше, проблема деструктивных культов, тоталитарных сект впервые была осознана на Западе. Теоретики и практики, занимавшиеся в нашей стране атеистическим воспитанием, оказались не готовы к ее решению, когда вместе с демократизацией началось в буквальном смысле «нашествие» деструктивных, тоталитарных сект. На Западе проделана уже громадная работа по исследованию и преодолению этого недуга. Во многих европейских странах, в США есть достаточно мощные организации, занимающиеся этой проблемой, и эта работа получает государственную поддержку. В России пока нет последовательной, четкой политики по этому вопросу, недостаточно проработаны практическая и теоретическая стороны. Поэтому в своей работе мы в основном будем опираться на исследования ведущих зарубежных авторитетов в этой области.

Под "деструктивными культами" мы будем рассматривать группы и организации, которые используют крайние и неэтичные техники манипулирования для вербовки и удержания своих членов, которые имеют тенденцию или прямо осуществляют тоталитарный контроль мыслей, чувств, поведения своих приверженцев с целью удовлетворения интересов лидеров и самодовлеющей группы.  Деструктивный – означает разрушающий, и понятие "культ" в данном случае подчеркивает, что некритичное поклонение идее, лидеру или какой-то жесткой форме практики является наиболее существенным условием манипулирования и духовно-психологического насилия. Термин "тоталитарные секты" мы будем использовать для обозначения определенного подвида деструктивных культов, а именно, некоторых религиозных сект, таких, например, как "Свидетели Иеговы", "Белое братство" и др [29 с. 64 -75].

В зарубежной, прежде всего американской, литературе процесс десоциализации и навязывания культовой структуры личности обозначается понятием "контроль сознания" или "реформирование мышления".

Контроль сознания (или "незаконное влияние", как его иногда называют специалисты) – это манипуляция с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификаций поведения без осознанного согласия того человека, к которому эту технику применяют.

Что же такое деструктивный культ с психологической точки зрения? Стивен Хассен так определяет культ: "Во-первых, это религиозная практика, богослужение, во-вторых, обычно небольшой или узкий круг людей, объединенных сильной привязанностью (преданностью) к некоторой художественной программе, тенденции или фигуре (привлекающей ограниченную популярность)" [22, с. 54].

Деструктивизм культа состоит в способе группового воздействия на членов группы. Именно в том, что делает группа по отношению к личности и состоит ее деструктивный характер, а не в ее неортодоксальных верованиях (С.Хассен). Деструктивность влияния культа проявляется в следующих особенностях [6, с. 34 - 55]:

1.           В тоталитарности и абсолютности в форме контроля сознания. Т.к. личность в культе всегда изолирована (психологически, а иногда и физически) от внешнего воздействия, то альтернативного влияния не испытывает, т.е. воздействие приобретает постоянный и тотальный характер.

2.           В формах влияния, которые используются в культе: манипулировании и обмане. Личность не воспринимает, не распознает манипуляцию и обман как способ "дергания за веревочки" и превращения человека в марионетку, поэтому и не сопротивляется.

3.           В целенаправленном использовании групповых механизмов, но без объявления целей:

- механизм группового давления в форме бесконфликтного принятия  участником группы мнения группы;

- система лидерства; фигура лидера в культе носит харизматический и диктаторский характер;

- система принятия решений, которая осуществляется лидерами, а результат "спускается" рядовым членам культа и должен восприниматься ими без критики.

В результате всего этого комплекса влияний личность в культе претерпевает следующие изменения [7]:

1. Торможение многих психических процессов: памяти, внимания, мышления.

2.            Сужение спектра эмоций и чувств, использование таких чувств, как вина и страх в качестве манипулирования членом культа.

3.            Расщепление "Я", деиндивидуализация. Внушается мысль, что личность вне культа не способна существовать ни психологически, ни даже физически.

4.            Десоциализация. Личность социализируется на основе норм культа. Для общества она потеряна.

 

Личность в культе переживает и проживает не свой индивидуальный "опыт", она переживает групповой "опыт", отсюда – сильная зависимость от групповых процессов. Ответственность за принятие решений переносится с конкретной личности на группу. Поэтому самые нелепые и странные решения воспринимаются и выполняются рядовыми членами как должные.

Таким образом, мы рассмотрели психологические механизмы влияния на личность в культе.

Деструктивные культы (большинство из них) используют религиозное прикрытие, но есть политические, коммерческие, псевдотерапевтические, восточные медитационные.

Деструктивные культы умело пользуются психологической, духовной, а также медицинской, коммерческой, политической и др. неосведомленностью и неопытностью многих людей, целенаправленно обманывают и привязывают к себе, формируя противозаконные состояния зависимости у своих приверженцев. Здесь особенно следует подчеркнуть, что в любом деструктивном культе эксплуатируется прежде всего психологическая неграмотность и незащищенность.

Лидеров таких групп отличает претензия на божественность или сверхчеловеческие силы. Они требуют от своих последователей подчиненности и покорности. В таких группах поощряется зависимость от руководства не только в духовных вопросах, но и в других сферах: личной, моральной, политической.

Говоря о деструктивных культах с религиозным прикрытием нужно отметить еще одно название, которое встречается в современной литературе. Термин "религии "Нового века" обозначает все религиозные новообразования, возникшие в последнюю треть ХХ столетия. Число религий "Нового века" огромно. Но условно их можно подразделить на три категории [6, 7, 8,].

Информация о работе Психология религиозных сект