Психология религиозных сект

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение влияние религиозных сект на психологические особенности личности на примере исследования психологических особенностей подростков состоящих в сектах.

Данную цель предлагается решить с помощью следующих задач:

1. Провести анализ научной литературы по исследуемой теме – психология религиозных сект
2. Изучить сущность и рассмотреть виды деструктивных сект.
3. Провести экспериментально-психологическое исследование.
4. Исследовать психологические особенности подростков, состоящих в религиозных (тоталитарных) сектах.
5. Наметить перспективы дальнейших исследований.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3


Глава I. Теоретический анализ изучаемой проблемы………………………...6

§ 1. Сущность и виды деструктивных культов……………………………...6

§ 2. Культовое обращение личности и контроль сознания
в деструктивных культах.………………………………...……………...14

2. 1. Приемы культового обращения личности……………………………16

2. 2. Методы контроля сознания……………………………………………20


Глава II. Экспериментально-психологическая часть исследования………23

§ 1. Основные этапы и методы исследования………………………………23

§ 2. Исследования психологических особенностей
подростков, состоящих в религиозных сектах……………….………..27
.

Заключение………………………………………………………………………...40


Список использованной литературы..................................................................41

Работа содержит 1 файл

Курсовая - психология религиозных сект .doc

— 258.00 Кб (Скачать)

Во-первых, это культы ("псевдохристианские"),  провозгласившие себя новейшими вариантами христианства, предлагающие уникальную "богооткровенную" истину и единственный путь к спасению человечества. Среди них такие известные организации, как Семья любви (Дети Бога), Церковь Армагеддона, Церковь библейского понимания, Церковь единения и др.

Во-вторых, это группы, ведущие свою родословную с Востока. Наиболее крупные из них: Движение Харе Кришна, Миссия Божественного света, Ананда Марга  и др.

В третьих, это объединения, занимающиеся преимущественно "духовными" упражнениями, психотерапевтическими сеансами и процедурами, под которые обычно проводятся религиозные спекуляции. Здесь выделяются Церковь сайентологии, а также Синанон, рекламирующий свои успехи в лечении алкоголиков и наркоманов. К ним следует добавить множество мелких групп, проповедующих астральные и оккультные представления.

При знакомстве с этими новообразованиями можно выявить ряд черт, которые заметно отличают их от традиционных, сложившихся Церквей. Главное отличие состоит в том, что по своему происхождению они не связаны с уже существующими течениями и вероисповеданиями.

Так каковы же причины появления и влияния религий "Нового века"? Ответ очевиден: обострение противоречий, присущих современному обществу, которые так или иначе осознаются людьми. И причины эти носят как социальный, экономический, политический, так и духовный характер. Людей угнетает рост преступности, особенно организованной, алкоголизм, наркомания, коррупция, инфляция, непрекращающиеся локальные войны. Все возрастающую тревогу вызывают проблемы защиты окружающей среды, а также опасность ядерной катастрофы, способной погубить цивилизацию. В сознании людей нередко возникают представления об иррациональных силах, вышедших из-под контроля людей и безжалостно распоряжающихся их судьбами. Человек чувствует себя затерявшемся, заброшенным, одиноким в этом мире, ощущает "духовный вакуум", бесцельность существования. У людей возникает потребность в идеях и ценностях, способных возродить утраченные надежды, обеспечить "человеческие отношения", исцелить, хотя бы иллюзорно, социально-психологические недуги [16, с. 51 - 70].

В обстановке поисков позитивной программы действий, устойчивых моральных ценностей закономерно расцветают разномастные пророки, спасители, мессии, которые в предельно эмоциональной и агрессивной форме драматизируют пессимистические размышления и предлагают рецепты их врачевания.

О чем бы ни говорили наставники новых культов, их проповеди, в конечном счете, сводятся к предсказаниям скорой вселенской катастрофы. Именно идея "пограниченности" нашего времени, исторический отмеренности его существования составляет ту "высшую истину", которую самозваные пророки прежде всего спешат поведать миру. Официальные идеологии, по их утверждению, не способны ни понять ее, ни указать выход их тупика. А сделать это в состоянии лишь "новые мессии", озаренные небесной мудростью.

Каждый культ – это сплоченная группа. Вступив в нее, человек ощущает себя частицей общего дела, избавляется от чувства одиночества. Руководители общин настойчиво рекламируют свои организации как оазисы "подлинной человечности", где исключительно только здесь можно найти искреннюю любовь и бескорыстное самопожертвование, встретить родных людей, потому что это – "настоящая семья", во главе со строгим, но заботливым всесильным "отцом" [8].

Такие призывы привлекают не только молодых людей, у которых не складываются отношения с родителями, но и пожилых одиноких людей, измученных равнодушием и черствостью окружающих.

Новообращенный обычно оказывается в полной материальной зависимости от лидера. Если он поселяется в коммуне, то от него требуется передать на "общее дело" все свое имущество. Другие же должны отдавать в пользу общины значительную часть дохода. Лидеры делают все, чтобы физически и духовно изолировать членов общины от внешнего мира, отвратить от прежних ценностей и привязанностей.

Наиболее жесткие меры принимаются против тех членов общины, которые, по мнению лидера, недостаточно лояльны к нему или в чем-то сопротивляются его приказам. В ход идут угрозы, запугивание, заключение в темных помещениях и даже телесные наказания. Выйти из культа очень трудно, удается это немногим.

В России по  данным Минюста РФ деструктивных сект от 2000 до 2500. Подсчет велся по принципу: одна конкретная секта в одном конкретном населенном пункте. Приблизительная оценка общего количества адептов (членов) деструктивных религиозных организаций в России дает разброс цифр от 700 тыс. до 1 млн. человек. К наиболее известным культам, действующим на территории России относятся: Церковь унификации (мунисты), Церковь сайентологии (Дианетика, Хаббард-колледжи, Нарконон), Харе Кришна, Трансцендентальная медитация (ТМ), Раджниш (Ошо), Свидетели Иеговы, Церковь Христа (Бостонская церковь), Лайфспринс, Аум синрике, Белое братство, Богородичный центр (Марианская церковь), Церковь последнего завета (Виссарион), Шри Чинмой, Дети Бога (Семья любви) и целый ряд других [22, с. 72].

Справедливости ради нужно отметить, что не все вышеназванные деструктивные культы пришли к нам из-за рубежа. Есть и свои, доморощенные, например, белое братство, Церковь последнего завета и др. Одной из причин широкого распространения на территории России такого количества культовых организаций является правовое несовершенство. Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий, принятый в 1990 г, освободил религиозные организации от государственной опеки, обеспечил право граждан на свободное изъявление своих религиозных чувств, на распространение религиозных взглядов и убеждений. Вместе с тем породил сложности в религиозной ситуации, проблемы в государственно-церковных отношениях, т.к. появился в обстановке социально-экономической, политической и идеологической нестабильности, отсутствия готовности и Церкви, и общества, и государства реализовать право на безграничную свободу совести. Также следует учитывать, что среди части религиозных организаций сохраняется тенденция действовать без получения прав юридического лица, т.е. они не попадают в статистику Минюста РФ.

Из-за отсутствия правовой базы, необходимых кадров, финансовых средств, методик и навыков противостояния тоталитарным сектам у нас нет сколько-нибудь серьезных результатов в нейтрализации их разрушительной деятельности. Не овладели мы и опытом некоторых стран Западной Европы, значительно раньше нас столкнувшихся с этой проблемой.

Следует отметить, что почти все страны СНГ и Балтии издали правовые акты, ограждающие национальные интересы в религиозной сфере и серьезно ограничивающие проникновение новых религиозных учений на свои территории. В российском законодательства полностью отсутствуют такие положения. В итоге вся Россия стала благодатной территорией для распространения и деятельности религиозных организаций самых причудливых наименований, в том числе пользующихся в странах происхождения далеко не безупречной репутацией и вытесняемых оттуда в результате мер, предпринимаемых властями. В большинстве же стран мира деятельность иностранных религиозных организаций на территории страны пребывания регламентируется. Иногда устанавливаются соответствующие условия и основания, на которых иностранные религиозные организации могут осуществлять свою деятельность.

На территории России наибольшее распространение получили следующие секты [8, с. 29 - 32]:

-               "Свидетели Иеговы" – ее представители действуют более чем в 200 городах и населенных пунктах, одна из наиболее активных и агрессивных религиозных организаций, по некоторым оценкам число ее адептов только в Москве составляло 1-3 % всех жителей города. (в 1996 г. ее деятельность была запрещена в 35 странах мира).

-               "Церковь унификации" (мунисты) – отмечает активное проникновение ее адептов в систему образования России, попытки проникновения в структуры Мин. Обороны РФ, внедрение своих людей в государственные структуры власти, число адептов составляет более 3 млн. чел. более чем в 100 странах; в России более чем в 50-ти городах.

-               "Церковь  сайентологии" – в 30 городах России;

-               "Церковь Христа" (Бостонская церковь) – в 39 городах России;

-               "Богородичный центр" – в 33 городах России;

-               "Семья" – секта Д. Берга – в 10 городах;

-               "Мормоны" – в 29 городах России, активно внедряются в органы власти;

-               другие.

Таким образом, мы видим, насколько распространены тоталитарные секты на территории России; у них далеко идущие цели: стремление проникнуть в государственные структуры, особенно в управленческие, правоохранительные, оборонные и образовательные. Большинство культов своей целью провозглашает создание на территории России тоталитарного государства.

 

 

§ 2. Культовое обращение личности и контроль сознания

в деструктивных культах.

 

Попадание в деструктивную секту является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются секты, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать членов культа с одной стороны, и личной уязвимости потенциального члена с другой стороны.

Чаще всего в сети вербовщиков попадают лица, которые оказываются в непривычном, неустойчивом или неприятном для них социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие), пожилые люди (недавно вышедшие на пенсию или оказавшиеся в длительном одиночестве), подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, находящийся в стрессовой ситуации (развод, болезнь или смерть близких и т.п.), мигранты, беженцы, безработные, т.е. все те, которые испытывают потребность в поддержке, дружественности, сердечности и ищут установления связей.

Особую группу риска составляют личности, занятые поисками духовной Истины, а также люди с художественным складом мышления. То есть можно сказать, что при некотором стечении обстоятельств жертвой вербовщика деструктивного культа может оказаться, хотя бы и ненадолго, любой человек.

Различные культы используют разные методики вербовки, некоторые культы уделяют вербовке мало внимания, но можно отметить определенные общие черты.

Во-первых, как утверждается в брошюре Американского семейного фонда, существует 4 признака вербовщика [6, с. 51]:

 

∙           Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.

∙           Это человек, слишком заинтересованный в том, что и вас, как он выяснил, нравится делать.

∙           Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т.п.

∙           Тот, у кого есть все ответы на все вопросы.

 

Если вербовщику понятно, что потенциальный клиент является восприимчивым, то он предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, разжечь интерес и увлечь следующими средствами [6, с. 53]:

-               показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента, выражая необычно хорошую осведомленность о его чувствах, его эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить в то, что его действительно понимают.

-               демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям предполагаемого клиента, его интересам, увлечениям, надеждам, целям.

-               удерживая визуальный контакт, поддерживая тесную физическую близость;

-               извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, нуждах, проблемах, стрессах.

 

Если вербовщик добивается успеха, то вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание поддержать контакт. Для наивного или неинформированного наблюдателя вербовщики культов кажутся очень озабоченными благополучием тех, с кем они вступают в разговор. Однако их истинное намерение гораздо менее привлекательно – быстро оценить, будет ли вербуемый клиент ценным приобретением для группы, т.е. способным приносить деньги и привлекать новых последователей. Если его считают заслуживающим «вложения», на вербуемого будет обрушиваться ливень внимания и щедрой заботы до тех пор, пока он не примет обязательство присоединиться к группе. С этого момента первоначальная забота вербовщика перемещается на других потенциальных кандидатов. В это время новообращенный часто слишком охвачен энтузиазмом своей новой преданности, чтобы заметить, что этот хороший приятель и вербовщик покинул его для кого-то другого.

 

 

2. 1. Приемы культового обращения личности.

 

Целью обращения в деструктивных культах является то, чтобы вербуемый безусловно принял верования, практику, характерные черты личности, предписанные группой. В различных группах, с различными вербуемыми обращение происходит по-разному. Некоторые культы пытаются совершить полное обращение за один уик-энд; другие используют более мягкий подход, «разогревая» потенциальных новообращенных в течение нескольких недель или месяцев перед тем, как позволить им формально быть принятыми в группу [29, с. 73]. Некоторые индивиды так полностью до конца и не обращаются, они считаются временными и никогда не достигают высокого статуса среди культистов. Частичное или неудачное обращение может возникнуть из-за неспособности подчиниться ожиданиям группы, способности сопротивляться давлению группы, скуки или внекультовых обязательств, которые оказались  настоятельными даже для высокого давления религиозных убеждений группы.

Успешное обращение часто сопровождается радикальным изменением новообращенных, когда они принимают на себя идеальную культовую личность («стали как дети» и т.д.) и заменяют свой прежний жизненный стиль, словарный запас, интересы, друзей, ценности тем, что предписано культом. Эта разительная перемена вначале может вызвать мощные стрессы у новообращенных, которые чувствуют разорванность своей прежней и теперешней жизни. Непрерывное подчинение практике и верованиям культов часто ослабляет эти стрессы и в конце концов, прежние убеждения, стили жизни и прошлый жизненный опыт выглядят отдаленными, частично забытыми и существенно диссоциированными (отделенными) от сегодняшнего сознания.

Информация о работе Психология религиозных сект