Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 10:33, курсовая работа
Цель работы: изучение влияние религиозных сект на психологические особенности личности на примере исследования психологических особенностей подростков состоящих в сектах.
Данную цель предлагается решить с помощью следующих задач:
1. Провести анализ научной литературы по исследуемой теме – психология религиозных сект
2. Изучить сущность и рассмотреть виды деструктивных сект.
3. Провести экспериментально-психологическое исследование.
4. Исследовать психологические особенности подростков, состоящих в религиозных (тоталитарных) сектах.
5. Наметить перспективы дальнейших исследований.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ изучаемой проблемы………………………...6
§ 1. Сущность и виды деструктивных культов……………………………...6
§ 2. Культовое обращение личности и контроль сознания
в деструктивных культах.………………………………...……………...14
2. 1. Приемы культового обращения личности……………………………16
2. 2. Методы контроля сознания……………………………………………20
Глава II. Экспериментально-психологическая часть исследования………23
§ 1. Основные этапы и методы исследования………………………………23
§ 2. Исследования психологических особенностей
подростков, состоящих в религиозных сектах……………….………..27
.
Заключение………………………………………………………………………...40
Список использованной литературы..................................................................41
Следует отметить ряд общих тактических приемов, используемых деструктивными культами, чтобы добиться обращения (хотя специфические средства от группы к группе могут варьироваться). Некоторые из них включают [6, 7, 8, 14, 22, 29]:
Контроль времени и деятельности, т.е. подчинение потенциальных новообращенных рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью, что не оставляет времени для уединения и размышления.
Структура графика: лекционный марафон, длительные заседания – встречи группы, интенсивные консультации один на один, энергичные виды спорта, гипнотические управления, визуализация, медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, недостаточные сон и еда.
Как результат такого графика – пониженная психологическая защита, сужение внимания, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать группу, трансоподобные состояния, которые часто являются отвлекающими и делают человека в высшей степени поддающимся внушению.
Информационный контроль, например, отсечение или клевета на внешние источники информации, такие, как телевидение, радио, газеты, связь с людьми за пределами группы; «бомбардировка» вербуемых культовой литературой, записями и лекциями по идеологической обработке; классифицирование определенной информации о культе как «секретной» (например, кто является лидером; какие жертвы, изменения в стиле жизни и финансовые обязательства требуются от культистов; на что уходят деньги); искажение ("Мы собираем деньги для детей, лишенных благоприятных условий») и открытая ложь ("Никто из наших последователей не дает деньги лидеру"). Информационный контроль мешает информационному принятию решений и таким образом предотвращает критическую оценку культа.
Манипуляция языком осуществляется путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Например, в Миссии Божественного Света слово «знание» означает четыре методики медитации, которым учат в течение начального занятия, что предположительно дает человеку знание Бога; «мир» относится к тому, что находится за пределами Миссии Божественного Света и поэтому является непросвещенным.
Дополнительная тактика включает: использование особенного словарного запаса (искусственные слова и фразы); введение иностранного языка в разговор и пение; стремление отбить охоту к «банальному» разговору о некультовой деятельности, интересах и идеях; ограничение выражения личных мыслей и чувств о своем прошлом и будущем. В результате вербуемые чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Испытывают чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки культа.
Обучение методикам, вызывающим транс. Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках, самогипноз, визуализацию, контролируемые дыхательные упражнения (приводящие к обеднению или перенасыщению крови кислородом и изменяющие процесс мозговой деятельности).
Стимуляция трансов может быть действенной в подавлении сомнений и возрастании внушаемости к дальнейшей идеологической обработке. У некоторых особо уязвимых людей применение подобных методик может привести к психическим срывам.
Исповедальные сессии, во время которых культистов принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах. После такой исповеди вербуемые могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. Здесь может быть зависимость от исповеди как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть культ, опасаются, что культ может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.
Групповое давление – предложение позитивного подкрепления такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда культисты соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказания тех, что говорит или действует вопреки культовым предписаниям.
Деструктивные культы осознают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если только они не подвергаются интенсивной и постоянной программе поддержки. Поэтому они вынуждены использовать следующие тактики для поддержания верности новообращенных.
Убедить обращенного придерживаться сурового стиля жизни, который отражает культовые ценности. Многие культы содержат своего рода общежития («монастыри»), где вся деятельность концентрируется вокруг культовых целей. На культистов оказывается давление посредством обещания более высокого статуса с целью заставить их жить в этих домах.
Публичное заявление о верности, такое как: поощрение новых обращенных вербовать других, делать торжественные заявления на публичных встречах, подписывать заявления о верности.
Повторяющиеся угрозы санкций за уход. «Если ты уйдешь, твоя жизнь развалится на куски», или «твоя душа сгниет», или «ты отправишься в ад», или «пострадают твои родственники», или «твоя жизнь будет в опасности».
Обещание немедленного осуществления мира, спасения, например, говоря обращенным, что если они «только чуть-чуть» синее постараются, отдадут немного больше себя, они достигнут любого обещанного культом вознаграждения. Обращенные стремятся достичь утопических идеалов и обвиняют себя самих за то, что стараются недостаточно усердно.
Ограниченный доступ к внешним источникам информации или его отсутствие. Нет противоположных точек зрения, стимулирующих критическое мышление о культе.
Отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки. Усиливается зависимость от культа в дружбе, близости и эмоциональной поддержке и чувство враждебности к некультовому миру.
Контроль сексуальной близости и интимных отношений внутри культа. Лидер может диктовать, стоит ли, когда и на ком жениться; сколько иметь детей и пр. У обращенных может развиться искаженный, обезличенный взгляд на сексуальные отношения.
Постоянная исповедь и самоопорочивание. Обращенные испытывают стыд, затем облегчение, затем чувствуют себя в долгу перед культом за спасение от их «дурной натуры».
Чрезмерные финансовые обязательства, часто требующие передачи в пользу культа наследства, банковских счетов и другого материального имущества.
В результате культисты фактически остаются без гроша и в финансовом плане зависят от группы.
2. 2. Методы контроля сознания.
Американский психолог Р. Дж. Лифтона, в своей работе «Реформирование мышления и психология тоталитаризма». выделяет восемь элементов модели деструктивного воздействия сект, приводящих к катастрофическому изменению сознания [25, с. 63 - 75]:
1. Контроль окружающей обстановки (среды) – жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации контролируется. В результате человек теряет личностную автономию и способность адекватно воспринимать окружающую реальность.
2. Мистическое манипулирование – использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Придание навязанного смысла в рамках культовой доктрины. Т.е. все, что происходит с человеком, это не результат давления, а какое-то мистическое преобразование.
3. Требование чистоты – резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта «хорошая» и «чистая», а все остальное – «плохое» и «грязное».
4. Культ исповеди – требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины. В результате происходит перекладывание ответственности на других и действует принцип судейства, т.е. чем больше обвиняю себя, тем больше имею прав судить других.
5. «Святая наука» - объявление своей догмы, абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, является ложной. Часто используется имитация научного доказательства, чтобы отключить у человека критичное мышление.
6. Передернутый (подтасованный) язык – создание клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного критического мышления.
7. Доктрина выше личности – доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт.
8. Разделение существования – члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные – нет, т.е. «цель оправдывает любые средства».
В различных организациях эти критерии могут быть выражены по-разному.
Таким образом, рассмотрев основные приемы вербовки и культовой ресоциализации (обращения) личности, а также контроль сознания в деструктивных культах, можно сказать, что у человека, попавшего в тоталитарную секту, подавляется личностная идентичность и разрушаются все социальные связи, особенно опасно это для подростка, когда он находится на этапе становления личности. Исследование особенностей подростков состоящих в сектах является следующим этапом нашей работы.
Глава II. Экспериментально-
Изучение психологии религиозных сект на практике мы решили провести в контексте экспериментально – психологического исследования особенностей подростков состоящих в сектах. Проблема, которую мы попытались решить в нашем исследовании состоит в том, чтобы ответить на вопрос: «Какие психологические особенности присущи лицам, состоящие в религиозных сектах? Какое влияние оказывает на личность секта?»
Цель исследования: исследование психологических особенностей подростков состоящих в сектах.
Объект исследования: субъективные предпосылки вовлечения подростков в тоталитарные секты.
Предмет исследования: индивидуально-психологических особенности подростков, состоящих в религиозных сектах.
В качестве основной гипотезы выступает следующее предположение: существуют определенные индивидуально-психологические особенности, которые присущи подросткам, состоящим в религиозных сектах.
§ 1. Основные этапы и методы исследования.
Данное исследование проводилось в несколько этапов.
1. Подготовительный этап. Разработка методологического аппарата эмпирической части исследования.
2. Исследования психологических особенностей подростков состоящих в сектах. Обработка данных исследования с последующей интерпретацией.
3. Анализ полученных результатов исследования. Выводы, основанные на материале полученного анализа.
Для исследования психологических особенностей подростков состоящих в сектах с учётом специфики поставленной задачи, необходимо было определить наиболее надёжные способы разрешения этой проблемы. В связи с этим, для сбора и анализа фактического материала важно применять те методики, комплексное использование которых обеспечивает надёжность и достоверность получаемых данных. Отсюда выбор конкретных методик производился с расчётом на получение с помощью этих средств личностно-психологических характеристик.
При выборе методик учитывалось: валидность, надёжность методики, пригодность методики для групповых обследований.
С учётом специфики нашего исследования – Исследования психологических особенностей подростков, состоящих в религиозных сектах, из всех методов мы отдали предпочтение следующим:
- методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева;
- методика многофакторного исследования личности Р. Кэттелла;
- методика диагностики типа акцентуации характера Шмишека.
Отправной точкой в исследовании является методика исследования самоотношения (МИС) С. Р.Пантелеева [1]. Опросник содержит следующие шкалы:
Шкала 1: «закрытость-открытость».
Шкала 2: «самоуверенность».
Шкала 3: «саморуководство».
Шкала 4: «отражённое самоотношение».
Шкала 5: «самоценность».
Шкала 6: «самопринятие».
Шкала 7: «самопривязанность».
Шкала 8: «внутренняя конфликтность».
Шкала 9: «самообвинение»..
Исследование такого феномена как личность не может не носить системный характер. Реализация принципа системного подхода к анализу психических явлений обусловила использование такого личностного опросника, как «16-факторный опросник Р.Кеттелла» (С ) [1].
Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.
Опросник диагностирует черты личности, которые Р. Б. Кеттел называет конституционными факторами, из них в нашем исследовании наиболее значимыми являются факторы: О «уверенность в себе – тревожность», а также Q3 «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль», Q4 «расслабленность – напряженность», МД «адекватность самооценки», С «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость», F «сдержанность – экспрессивность», Н «робость – смелость», Q1 «консерватизм – радикализм».