Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:08, курсовая работа
Предмет исследования данной курсовой работы – процесс общения и взаимодействия между людьми.
Основные задачи исследования:
1) изучить социально - психологические основы общения, дать характеристику подходов, раскрывающих сущность понятия «общение», а также определить основные функции и основные понятия общения;
2) определить место взаимодействия в структуре общения, выявить роль общения как организацию совместной деятельности;
3) провести исследование общения как взаимодействия на примере группы студентов.
Введение...............................................................................................................................3
1.Социально - психологические основы общения............................................................5
1.1 Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия «общение»……….5
1.2 Структура, функции и основные понятия общения...................................................8
1.3 Проблема барьеров общения и её изучение..............................................................14
2. Общение как взаимодействие.……………………………………………...………...18
2.1 Место взаимодействия в структуре общения… ….18
2.2 Взаимодействие как организация совместной деятельности ……….27
3 Исследование общения как взаимодействия на примере группы студентов...……29
Заключение ……….34
Глоссарий………………………………………………………………………………...37
Список литературы ……….38
Приложения……………………………………………………………………………...40
Продолжение таблицы 3.1
9 | а | а | б | б | в | б | а | а | б | б |
10 | б | а | в | в | б | б | а | б | а | в |
11 | а | а | б | б | в | а | б | в | в | б |
12 | в | в | б | б | в | в | б | б | в | в |
13 | а | а | б | а | б | а | в | б | а | а |
14 | а | б | б | а | а | б | б | а | б | б |
15 | а | в | в | б | а | б | в | в | а | б |
16 | б | в | в | б | в | в | б | в | б | в |
17 | б | а | а | б | в | а | б | а | б | в |
18 | а | б | а | а | б | б | в | б | в | а |
19 | в | в | б | в | а | а | в | б | б | б |
20 | а | а | б | в | б | а | а | б | б | в |
21 | а | а | б | б | а | б | а | а | б | а |
22 | а | в | в | б | б | в | а | б | б | в |
23 | а | б | б | а | в | в | а | б | в | б |
24 | б | б | а | в | а | б | б | а | в | б |
25 | б | а | а | б | в | б | а | в | б | в |
26 | а | а | б | в | б | а | в | б | в | в |
27 | а | а | б | а | а | а | б | а | а | а |
28 | б | б | а | в | в | а | а | б | б | в |
29 | а | а | а | б | а | б | б | б | а | б |
30 | а | а | б | в | а | а | б | а | б | вя |
Итого баллов | 48 | 41 | 33 | 31 | 35 | 34 | 39 | 33 | 33 | 25 |
Результаты можно отразить на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Результаты теста на общительность
Испутыемый по имени Игорь, набравший 25 баллов (до 26 баллов), имеет низкую коммуникабельность. Ему нужно серьезно и основательно работать над собой. В противном случае его личная жизнь будет складываться не самым лучшим образом. А его административный и профессиональный рост будет самым минимальным. Возможно, что его нервная система нуждается в существенной коррекции, но это может определить только психотерапевт.
Такие испытуемые, как Олег, Николай, Петр, Ирина, Тамара и Вадим набравшие от 27 до 40 баллов, имеют среднюю коммуникабельность. У них есть еще много резервов в развитии общительности, которые они не развивают в себе. Именно они могли бы повысить их успешность по жизни в несколько раз. Да и вы сами испытуемые могли бы стать более гармоничными личностями, способными чаще и основательнее ощущать чувство душевного равновесия и комфорта, чувство внутреннего удовлетворения от себя и своей жизни. Испытуемые Иван и Ольга, набравшие больше 40 баллов, очень коммуникабельные личности. Но если в чисто психологических вопросах они являются боле или менее успешными людьми, то в плане духовных аспектов у них еще много находится в зачаточном состоянии. И если они не будут значительно больше заботиться о своей духовности под руководством духовного наставника, то шансы на обретение счастья, причем не второсортного (за которым гоняются большинство людей), а истинного, будут у них небольшими.
В ходе оценки результатов теста были получены следующие результаты.
Таблица 3.2 – Результаты теста «Приятный ли вы собеседник»
№ вопроса | Иван | Ольга | Олег | Коля | Петр | Олеся | Ирина | Тамара | Вадим | Коля |
1 | б | б | а | а | б | а | а | б | б | а |
2 | а | а | б | а | а | б | б | а | б | б |
3 | б | б | а | а | б | а | а | б | б | а |
4 | а | а | б | а | б | б | а | б | б | б |
5 | а | б | а | а | б | б | а | б | б | б |
6 | а | а | а | а | б | а | а | б | а | а |
7 | а | а | б | а | а | б | а | а | а | а |
8 | б | б | а | а | б | б | а | а | б | б |
9 | а | а | б | а | б | б | а | б | б | б |
10 | а | а | а | а | а | а | а | а | а | а |
11 | а | б | б | а | а | а | б | а | а | б |
Итого | 19 | 17 | 17 | 22 | 15 | 16 | 20 | 16 | 15 | 16 |
Все испытуемые набрали от 15 до 20 баллов кроме тестируемого по имени Николай.
Они являются довольно интересными собеседниками, умеющими как внимательно слушать, так и интересно разговаривать. Такие люди могут вовремя вставить нужное слово, дать дельный совет. Они, может быть, и не слишком общительные люди, но почти всегда внимательные и приятные собеседники. Они могут быть и весьма рассеянными, когда не в духе, но не требуют от окружающих в такие минуты особого внимания к своей персоне.
Испытуемого по имени Николай, набравшего 22 балла можно охарактеризовать как общительного человека, но не интересного собеседника. Он не в состоянии внимательно выслушать своего собеседника, не перебивая и не вставляя свои замечания. Он любит находиться в центре внимания, и поэтому у окружающих создается мнение о нем как о зазнавшейся личности, с которой не интересно общаться, не смотря на всю его общительность.
Исходя
из полученных в результате проведенных
исследований данных мы можем сделать
вывод о том, что процесс общения
как взаимодействия с общительным
человеком не обязательно является приятным,
особенно если это человек не в меру тщеславен
и самолюбив.
Рисунок 3.3 – Совокупные результаты тестов
Человек же не очень общительный, но умеющий внимательно слушать и понимать окружающих напротив может стать очень приятным собеседником, и взаимодействие с ним в процессе общения оставит только хорошие впечатления. Тем самым в ходе проведения тестов была подтверждена выдвинутая ранее гипотеза .
Заключение
Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. Он же характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.
Исходной предпосылкой общения является, прежде всего, факт наличия индивидов, которые оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт.
Речь является самым универсальным средством коммуникации. Речь есть процесс общения человека с другими людьми посредством естественного языка.
Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой) взаимодействие является. Межличностные отношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество).
Присущая
системе межличностных
Поскольку взаимодействия «одинаковы» по форме своего проявления, в истории социальных наук уже существовала попытка построить всю систему социального знания, опираясь только на анализ формы взаимояействия (так называемая формальная социология Г. Зиммеля). Убедительный пример недостаточности только формального анализа взаимодействия дает традиция, связанная с исследованием «альтруизма». Альтруизм относится к такой области проявлений человеческой личности, которые приобретают смысл лишь в системе определенной социальной деятельности. Вопрос здесь упирается в содержание нравственных категорий, а оно не может быть понято лишь из «близлежащих» проявлений взаимодействия. Является ли альтруистическим поведение человека, помогающего бежать злостному преступнику? Только более широкий социальный контекст позволяет ответить на этот вопрос.
При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен». Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.
Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как-то и другое проявляется в принятии совместного решения. Иными словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.
Глоссарий
Номер | Понятие | Определение |
1 | Общение | Обмен сведениями с помощью языка или жестов, это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. |
2 | Коммуникация | Деятельность по передаче информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного канала |
3 | Интеракция | Коммуникативное взаимодействие, осуществляемое с помощью знаковых систем («кодов») |
4 | Перцепция | Простое, еще
не дошедшее до сознания впечатление,
которое известное явление |
5 | Взаимодействие | Философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого, это объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. |