Психология общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования данной курсовой работы – процесс общения и взаимодействия между людьми.
Основные задачи исследования:
1) изучить социально - психологические основы общения, дать характеристику подходов, раскрывающих сущность понятия «общение», а также определить основные функции и основные понятия общения;
2) определить место взаимодействия в структуре общения, выявить роль общения как организацию совместной деятельности;
3) провести исследование общения как взаимодействия на примере группы студентов.

Содержание

Введение...............................................................................................................................3

1.Социально - психологические основы общения............................................................5

1.1 Характеристика подходов, раскрывающих сущность понятия «общение»……….5

1.2 Структура, функции и основные понятия общения...................................................8

1.3 Проблема барьеров общения и её изучение..............................................................14

2. Общение как взаимодействие.……………………………………………...………...18

2.1 Место взаимодействия в структуре общения… ….18

2.2 Взаимодействие как организация совместной деятельности ……….27

3 Исследование общения как взаимодействия на примере группы студентов...……29

Заключение ……….34

Глоссарий………………………………………………………………………………...37

Список литературы ……….38

Приложения……………………………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

курсач_психол.doc

— 582.50 Кб (Скачать)

     Решение проблемы "барьеров" общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия "барьеров" и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле личностного подхода. Дело в том, что процесс общения – это, прежде всего взаимоотношение индивидов, каждый из которых обладает специфическим набором индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей. В связи с этим в проблематике вопроса "барьеров" общения необходимо учитывать личностный аспект, как определяющий индивидуально-избирательные отношения данной личности к действительности.

     "Барьер" общения – психическое состояние,  проявляющееся в неадекватной  пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, «страх сцены»). Личностный аспект является определяющим и в представленной классификации "барьеров" основанной на положениях психологии отношений Мясищева В.Н.

     Различаются:

     1) "барьеры" отражения - это  барьеры, которые возникают в  результате искаженного восприятия:

     - себя (неадекватная самооценка);

     - партнера (приписывание не присущих  ему свойств, способностей);

     -ситуации (неадекватная оценка значимости  ситуации);

     2) "барьер" отношения - это барьеры,  возникающие в результате неадекватного  отношения:

     - к себе (неудовлетворенность своим  ролевым статусом);

     - к партнеру (чувство антипатии,  неприязни к партнеру);

     к ситуации (негативное отношение к  ситуации);

     3) "барьеры" обращения как  специфической формы отношения.  Эти "барьеры" возникают:

     - при формах обращения, которые  ведут к кооперации, сотрудничеству  и т.д. (комплименты, похвала, какие-либо поощрительные жесты и т.п.);

     - при формах обращения ведущих  к непродуктивному общению (повышенный  тон голоса, невербальные средства, используемые в конфликтных ситуациях,  оскорбительные выражения и т.  п.).

     Изучение  проблемы "барьеров" общения в контексте личностного подхода позволяет говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным является принцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению.

     Схема выхода из ситуации "барьера":

     1) оценка создавшейся ситуации "барьера" (определение ее направленности  и возможных последствий);

     2) выявление ориентировочных причин  возникновения;

     3) исследование предполагаемого выхода  из ситуации в зависимости от ее причин (нейтрализация, либо сведение к воздействию негативных факторов);

     4) определение аффективных действий  для выхода из создавшейся  ситуации. Действия, направленные на  минимизацию "барьеров" позволяют  наладить процесс общения и  приводят к аффективному взаимодействию в условиях совместной деятельности.

     Важную  роль играет в преодолении психологических барьеров мотивационное состояние. Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде установок, интересов, желаний, стремлений и влечений. Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом. Эта готовность к стереотипному поведению возникает на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которого оно совершается.

     Таким образом, установки являются важными внутренними факторами для возникновения, либо преодоления барьеров.

     Нужно понимать, что существует два обстоятельства:

     1) Стереотипы всегда были и будут.  Они могут быть либо «в положительной направленности», либо «в отрицательной направленности».

     2) Все зависит от уровня сознания человека. В зависимости от того, на каком уровне сознания будет находиться человек, будут складываться в течение жизни те или иные стереотипы.

     В настоящее время абсолютно каждый человек имеет те или иные психологические барьеры. И если даже человек справляется с одними барьерами, то приходит черед другим. Главный вывод в том, что уменьшение барьеров, ведет к эффективности общения, то есть снижаются барьеры понимания и соответственно увеличивается эффективность совместной деятельности (здесь можно понимать также и барьеры между членами семьи, между друзьями).  

 

2. Общение как  взаимодействие

      2.1 Место взаимодействия в структуре общения 
 

     Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между общением и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции.

     Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что  понятие «общение» употребляется  то в узком, то в широком смысле слова. Если придерживаться предложенной при характеристике структуры общения схемы, т.е. полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая - по сравнению с коммуникативной - сторона общения. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

     В ходе ее для участников чрезвычайно  важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность. При  этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревшими в голове другого», которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно ответить: та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

     В истории социальной психологии существовало несколько попыток опКолять структуру взаимодействий. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи: М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

     Примером  того, как реализовалась эта идея, может служить теория Т. Парсонса, в которой была предпринята попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий.

     Другая  попытка построить структуру  взаимодействия связана с опКолянием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским социологом Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

     а) пространственного контакта,

     б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность),

     в) социального контакта (здесь это - совместная деятельность),

     г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), 

     д) социального отношения (взаимно  сопряженных систем действий).

     Выстраивание  в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Довольно близкой к описанной схеме является схема, предложенная в отечественной социальной психологии В.Н. Панферовым.

     Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе - направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого - объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».

     Второй показатель эффективности - адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естественно, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

     Существует  еще один описательный подход при анализе взаимодействия - построение классификаций различных его видов. Интуитивно ясно, что практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Для экспериментальных исследований крайне важно как минимум обозначить некоторые основные типы этих взаимодействий. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различными терминами. Кроме кооперации и конкуренции, говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

Информация о работе Психология общения