Психология нации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

В работе использованы, как фундаментальные представления о таком щекотливом вопросе, как «нация», так и некоторые радикальные точки зрения на этот счет. Эта работа призвана не дистанцировать представителей разных этнотипов, но помочь в осмыслении комплекса сложившихся обстоятельств вокруг национального вопроса в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………….....…...2 стр.


§1.Человечество. Этнос. Нация ...…………………………….....… 3 стр.


§2. Массовая психология……..……………………………….........12 стр.


§3. Русская нация, ее этногенез.…………..………………..............14 стр.


Заключение…………………………………………………....….... 24 стр.


Список используемой литературы…………………………....…...25 стр.

Работа содержит 1 файл

психология нации.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

      Древнерусская народность явилась тем этническим образованием восточных славян, которое  возникло в период зарождения  и утверждение феодализма, в эпоху возникновения государства, в процессе  формирования расширявшим свою территорию, включая в состав Руси  неславянские этнические элементы .

      Этот  процесс восходит к очень отдаленным временам, когда еще не было письменных источников, когда исследователь  должен обращаться к данным языка,  подвергнувшегося  тщательному исследованию  лингвиста, к вещественным памятникам, добытым кропотливым трудом  археолога, к данным антропологии. Поэтому закономерным является вопрос – какое содержание следует вкладывать  в понятие происхождение народа , в интересующем нас случае – происхождение русского народа ?

      Прежде, чем привести данные, проливающие  свет на древнейшие судьбы славянства, необходимо остановиться на некоторых  общих принципах, которые следует  положить в основу изучения интересующих нас вопросов. В основе этнических принципов лежит ряд признаков ,  в том числе такие ,как материальная и духовная культура , быт , обычаи , традиции  и пр., наконец , сознание единства , но основой любого этнического образования  в первую очередь является язык  . Именно язык, а не культура  и не расовый тип является  важнейшим, определяющим  признаком этнической общности.

      Язык  является продуктом ряда эпох, в  течение которых он непрерывно развивается  и обогащается. Язык связан с производственной деятельностью человека  и связан непосредственно . Изменения в производстве влекут за собой изменения в языке. Поэтому язык находится в состоянии непрерывного изменения. Следовательно, хотя историческое развитие  языка не совпадает со сменой общественно-экономических формаций, тем не менее история языка тесно и неразрывно связана с историей общества, начиная с самых отдаленных времен.

      Попытка осветить древнейший период истории  славян, используя лишь один археологический  материал, не может дать положительных результатов , так как нельзя считать неразрывно связанными и обусловливающими  друг друга не только культуру и язык. Не всегда совпадают даже понятия  археологическая культура, гораздо более широкое,  чем обычное понятие культуры, и язык.

      Одна  и та же  (или, во всяком случае, чрезвычайно близкие друг к другу) материальная культура может принадлежать  племенам, различным по языку, и один и тот же язык распространяется среди племен различных археологических культур. Отсюда следует вывод , что в основу поисков древнейших предков славян , обычно именуемых «протославянами» (более древний период )  и «праславянами» (период более поздний) , должен быть положен анализ славянских языков. Таков первый принцип, положенный в основу изучения древнейшего периода  в истории славянства.

      Второй  принцип заключается в следующем. Нельзя ограничить разыскания  о древнейших судьбах славян каким-то определенным периодом, объявив его, и только его,  временем происхождения славян, этногенеза славян. Поиски предков исторических славян не могут быть ограничены по времени. При современном уровне наших знаний мы можем проследить древнейшие судьбы славянства, начиная только с определенного времени,  и более отдаленные эпохи пока что недоступны  для исследователя.

      Следовательно, проблема происхождения славян, этногенеза славян, должна сводиться к тому, каким наиболее ранним                                         периодом можно датировать известные нам на данном                                       этапе развития науки  о языке древнейшие сведения о славянской                                          речи.                                                                                                                            При этом надо учесть, что следует говорить именно о языке славян , а не об отдельных его элементах, восходящих к индоевропейской языковой общности .

      Настает пора, и в руках исследователей появляется еще один вид источников - письменные. В письменных источниках славяне выступают под названием венедов. О венедах знали еще в Древней Греции.

      Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, мы можем сделать вывод , что венеды обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря. Южная граница от Северных склонов Карпат шла на Восток вдоль лесостепной полосы, в юго-западной части которой венеды были соседями даков, а в юго-восточной - сарматов.

          Принадлежность венедов к славянам не вызывает сомнений.

      Остановимся еще на одном виде источников, который не может не учитываться при попытке изучения древнейшей истории славян. Речь идет о данных антропологии. Антропологи пришли к выводу, что на  территории исторического славянства в первые века нашей эры в основном были распространены те же европеоидные расовые типы, что и в эпоху позднего неолита и бронзы.

      При поисках археологических культур, которые можно связать со славянами, наиболее правильным является путь от известного к неизвестному. Путь этот прослеживается примерно таким образом. Хорошо известно, что в 9-11вв. в Среднем Приднепровье жили восточные славяне, русские, создавшие свое Древнерусское государство, свою своеобразную древнерусскую культуру, отложившуюся в специфических археологических памятниках: жилище, керамике, типе поселений, украшениях и т. п.

      Археологи ищут более ранние культуры, из которых  выросла, эволюционировала, культура Киевской Руси. Но, идя таким путем - от памятников Киевской Руси 10-11вв. к памятникам 8-9вв., а от них – к археологическим культурам 6-7 вв. на территории Восточной Европы,- мы должны будем признать, что достоверно принадлежавшие славянам памятники, более древние, нежели 6 в., пока точно не установлены.

      Отсюда  делается вывод, что славяне пришли в Поднестровье, Побужье, Приднепровье поздно, не ранее 6в. и, вытесняя и ассимилируя балтов финно - угров, довольно быстро, в 8-9 вв., заселили обширные пространства Восточной Европы до верховьев Оки, Дона, Волги, Западной Двины, Волхова, Ильменского, Ладожского и Белого озер.

      Полагают, что компонентом культуры славян является милоградская культура раннего железного века, распространенная главным образом на побережье Днепра. Тип жилища, изгороди, кровли, формы земледелия и пр., характерные для создателей милоградской культуры, сближают их со славянами. Область распространения милоградской культуры соответствует области славянской гидронимики и лингвогеографии.

      Но  вот настает пора венедов, пора письменных источников, первые века новой эры и время непосредственно им предшествовавшее. Область расселения венедов огромна: на севере и северо-востоке это Балтийское море и земли феннов (саамов); на юге и юго-востоке - Карпаты , земли даков, и сарматская лесостепь и степь; на западе - Висла.

      В поисках археологических культур  прото - и праславян следует учитывать и такие вопросы, как проблема моно- и поликультуры, т. е.  Можно и нужно ли связывать славян только с одной определенной археологической культурой, или славяне могли быть создателями и носителями разных археологических культур. Следует также учесть возможность изменения и падения культуры в силу изменившихся условий, наличие нескольких волн славянских переселений, волн, отличающихся, археологической культурой, и многое другое, что со временем будет вводиться в научное обращение.

      Язык - основа любого этнического образования, в том числе народности, но язык является не единственным признаком,  дающим возможность говорить о данном этническом образовании, как о народности. Народность характеризуется не только общностью языка, отнюдь не устраняющей местные диалекты, но и единой территории,  общими формами хозяйственной жизни, общностью культуры, материальной и духовной, общими традициями, бытовым укладом, особенностями психического склада, так называемым ”национальным характером”. Для народности характерно чувство национального сознания и самопознания.

Народность  складывается на определенном этапе общественного развития, в эпоху классового общества.

      Складывание восточных славян в особую ветвь  славянства датируется 7-9 вв., т. е. Относится к тому времени, когда образовывается язык восточных славян, а началом формирования древнерусской народности следует считать 9-10 вв. - время возникновения на Руси феодальных отношений и образования Древнерусского государства.

      8-9 вв. в истории восточного славянства были временем разложения первобытнообщинных отношений. При этом переход от одного общественного строя – первобытнообщинного, доклассового, к другому, более прогрессивному, а именно классовому, феодальному обществу, в конечном счете,  был результатом развития производительных сил, эволюции производства, которая в свою очередь в основном явилась следствием изменения и развития орудий труда, орудий производства.

      8-9 вв. были временем серьезных изменений орудий земледельческого труда и земледелия в целом.

      Появляется  рало с полозом и усовершенствованным  наральником, соха с асимметричными железными сошниками и присошником. Наряду с развитием производительных сил в области сельскохозяйственного производства и усовершенствованием земледельческой техники                        огромную роль в разложении  первобытнообщинных отношений сыграло общественное разделение труда, отделение ремесленной деятельности  от сельского хозяйства. Развитие ремесла в результате постепенного улучшения техники производства и появлении новых орудий ремесленного труда, отделение ремесла от других  видов хозяйственной деятельности- все это явилось величайшим стимулом распада первобытнообщинных отношений.

      Рост  ремесла и развитие торговли подрывали  устои первобытнообщинных отношений  и способствовали возникновению  и развитию феодальных. Возникает и развивается основа феодального общества - феодальная собственность на землю.

      Формируются различные группировки зависимого люда. Среди них рабы - холопы, робы (рабыни), челядь.

      Огромную  массу сельского населения составляли свободные общинники, обложенные только данью. Дань перерастала в оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закабаленного люда, потерявшего свою свободу в результате долговых обязательств. Это кабальный люд выступает в источниках  под названием рядовичей и закупов.

      На  Руси начало формироваться классовое  раннефеодальное общество. Там, где произошло деление на классы, неизбежно должно было возникнуть и государство. И оно возникло.

      Государство создается там и тогда, где  и когда имеются условия для  его появления в виде деления общества на классы. Складывание феодальных отношений у восточных славян не могло не обусловить образование раннефеодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское государство со стольным городом Киевом.

      Создание  Древнерусского государства было в  первую очередь следствием тех процессов, которые характеризовали собой развитие производительных сил восточных славян и смену господствующих у них и производственных отношений.

      Мы  не знаем, сколь велика была территория Руси той поры, в какой мере включала она в себя восточно-славянские земли, но очевидно, что, кроме  среднеднепровского, киевского центра , она состояла из ряда слабо связанных друг с другом земель и племенных княжений.

      Слиянием  Киева и Новгорода завершается  образование Древнерусского государства. Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому, что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями.

      Конец 10 столетия ознаменовался завершением  объединения  всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича(980-1015г.).

      В 981 г. к Древнерусскому государству  присоединилась земля вятичей , хотя здесь еще долгое время сохранялись  следы былой ее независимости. Спустя три года, в 984 г., после битвы на реке Пищане, власть Киева распространилась и на радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в едином государстве. Русские земли были объединены под властью Киева, ” мати градом Русьским”.

      По  летописному рассказу принятие Русью христиансва относится к 988 г. Оно имело очень большое значение, так как способствовало распространению письменности и грамотности,

Сближало  Русь с другими христианскими  странами, обогащало русскую культуру.

      Упрочилось  международное положение Руси, чему немало способствовало принятие Русью христианства. Укрепились связи с Болгарией, Чехией, Польшей, Венгрией. Завязались отношения с Грузией и Арменией. Русские постоянно жили в Константинополе. В свою очередь греки приезжали на Русь. В Киеве можно было встретить греков, норвежцев, англичан, ирландцев, датчан, болгар, хазар, венгров, шведов, поляков, евреев, эстов.

Информация о работе Психология нации