Психология нации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

В работе использованы, как фундаментальные представления о таком щекотливом вопросе, как «нация», так и некоторые радикальные точки зрения на этот счет. Эта работа призвана не дистанцировать представителей разных этнотипов, но помочь в осмыслении комплекса сложившихся обстоятельств вокруг национального вопроса в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………….....…...2 стр.


§1.Человечество. Этнос. Нация ...…………………………….....… 3 стр.


§2. Массовая психология……..……………………………….........12 стр.


§3. Русская нация, ее этногенез.…………..………………..............14 стр.


Заключение…………………………………………………....….... 24 стр.


Список используемой литературы…………………………....…...25 стр.

Работа содержит 1 файл

психология нации.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Нация (от лат. natio — народ) — большая социальная группа, высший этап развития этноса, представляющий собой определенную чрезвычайно сплоченную общность людей, характеризующуюся единством территории, языка, культуры, черт национальной психики, а также очень тесными экономическими связями.

     В западной политологии и социологии существуют различные теории нации. «Психологические» теории сводятся к осмыслению культурно-психологической  общности людей, объединенных единой судьбой (О. Бауэр). В «историко-экономических» теориях нация представлена как простое продолжение в новых условиях родоплеменных связей, как общность людей, основными признаками которой являются язык и территория. Но имеются и теории, в которых абсолютизируются государственно-политические особенности национальной жизни, что в конечном счете сводит нацию к государственной общности. М. Вебер, например, считал, что среди людей, объединенных общностью языка, религии, обычаев или судьбой, преобладает стремление к собственному государственному обособлению.

      Однажды., Зигмунд Фрейд сказал: "Меня не связывали с еврейством (признаюсь в этом к своему стыду) ни вера, ни национальная гордость, потому что я всегда был неверующим, хотя уважение к тому, что называют "этическими нормами" человеческой цивилизации мне прививалось.                   Я везде старался подавить в себе склонность к национальной гордости, считая это вредным и неправильным; меня беспокоили подобные                   явления в народах, среди которых мы, евреи, живём.                                                                                                                               

Но было много другого, что делало евреев и еврейство неотразимо притягательными – много смутных эмоциональных сил, тем более сильных, чем труднее они поддавались выражению словами, а также ясное осознание внутреннего тождества с ними, уютное сознание общности психологического устройства. Кроме того, было ощущение, что именно своему еврейскому происхождению я обязан проявлению у меня двух черт, свойственных мне в течение всей моей жизни. Будучи евреем, я чувствовал себя свободным от многих предрассудков, ограничивающих интеллект других людей; будучи евреем, я готов был примкнуть к оппозиции, не заручаясь согласием "сплочённого большинства". 

      Этим  заявлением он иллюстрирует основные параметры положительного ощущения идентичности. Это единственный случай, когда Фрейд использовал термин "идентичность" не просто мимоходом, а в очень существенном этническом смысле.

      Фрейд противопоставляет позитивную идентичность бесстрашной свободы мыслить  негативной черте "народов, среди которых евреи живут", а именно "предрассудкам, ограничивающим интеллект других людей".                 И тогда мы понимаем, что идентичность человека или группы может быть соотнесена c идентичностью другого или других, и что гордость за сильную идентичность может свидетельствовать о внутренней свободе от более влиятельной групповой идентичности, например идентичности "сплочённого большинства".

     В советской научной литературе единственно  правильной считалась историко-экономическая  теория. Ее основатель К. Каутский основными признаками нации называл общую территорию, общность экономической жизни, языка, традиций. Идеи Каутского легли в основу определения нации, которое дал в 1913 г. И. В. Сталин: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры».

     Сегодняшние российские ученые, например А. О. Бороноев и                        В. Н. Павленко, определяя понятия «нация», «национальность», подходят к ним по двум параметрам: «Во-первых, национально-государственным, культурным атрибутам, по той объективной символике, которая подчеркивает некоторую целостность (культурную, территориальную, хозяйственную); во-вторых, по субъективной реакции, по социальной идентификации индивидов, по их ценностным ориентациям, т. е. каждый индивид национален, с одной стороны, объективно, с другой — субъективно, сознательно, он признает себя частью той или иной общности, культуры».

     Понятие «нация» несколько шире и сложнее  понятий «этнос», «этническая группа», поскольку в любую нацию могут  входить представители нескольких этнических групп, осознанно дентифицирующих  себя с конкретной национальностью  и самоопределяющихся в отдельную территориально-государственную и (или) социокультурную систему. Каждая этническая группа может относиться к определенной нации, но одна она далеко не всегда составляет нацию. То, что понятие "нация" более политизированное и "официальное", хорошо иллюстрирует положение людей так называемых смешанных этносов — караимы, метисы и т.п. К какой нации отнесут себя такие люди, чаще всего зависит от их осознанных политических и нравственных воззрений, а не только от формальной записи в паспорте.

     Главную роль в формировании и развитии нации играют социально-экономические факторы. Первые нации возникли в период распада феодализма и становления капиталистической государственности. Экономической основой возникновения наций явились частная собственность на средства производства, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями, объединение местных рынков в общенациональные. Движущей силой возникавших тогда наций была буржуазия, стремившаяся к объединению отдельных народов в рамках единого государства, обеспечению благоприятных условий для своего свободного развития. Хотя процесс формирования наций в Европе и Азии, да и в других частях земного шара в основном завершен, в некоторых частях света он еще продолжается. Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей, чье название они обычно и сохраняют. Некоторые нации были образованы на основе слияния нескольких народностей. Иногда одна народность дает начало формированию двух или нескольких новых образований, как это было, например, в нашей стране, когда из древнерусской народности сформировались русская, украинская и белорусская нации. Однако часто многие народности не могут сформироваться в нации вследствие своей малочисленности.

      Некоторые ученые предлагают отказаться от понятия нации.                       Но определение нации нужно, без него такие важнейшие производственные понятия, как “национальная культура”, “национальная самосознание”, “национальная жизнь” просто повисают в воздухе. Идут поиски нового определения нации. Так, В.М. Межуев считает, что “нация есть форма национального объединения и национальной жизни людей в условиях “гражданского общества”, основанной на личной - экономической, правовой и духовной - самостоятельности индивидов.

      Это определение нации, новое по форме  и содержанию, вызывает возражение не только потому, что “нация” определяется через “национальное” Главное в  том, что определение нации в лучшем случае может быть отнесено лишь к западному типу развития, но никак не к Востоку. Оно не может быть отнесено и к России, ведь здесь никогда не было гражданского общества - ни в дореволюционный, ни в советские периоды. А нация была и есть.

      Не  может удовлетворить нас и  старое определение нации как  такой исторической общности людей, для которой характерны общность языка, территории, экономической жизни, психического склада, проявляющегося в национальном своеобразии ее культуры.

      Поэтому, вполне резонно было бы охарактеризовать нацию по определенным признакам.

      Общность  языка. Казалось бы, что может быть более естественным и необоримым признаком нации? Но ведь давно известно, что в Швейцарии четыре языка, четыре этнических общности - германо-швейцарцы                   (65% всего населения), франко-швейцары (18,4%), итало-швейцарцы (9,8%),  реторманцы (0,8%) - но есть единая швейцарская нация.

      Возьмем пример из нашего бытия. 30% казахов не знают казахского языка, пользуются русским языком.

      Общность  территории. Этот признак нации тоже казался незыблемым, однозначным. Однако далеко не всегда он приближает нас к определению нации. Скажем, русские в национальных республиках СССР, конечно, относились к русской нации. Тогда можно было говорить об общности большой территории - СССР. А теперь, когда бывшие советские республики стали независимыми, суверенными государствами и на многих новых  границ России с обеих сторон сооружаются пограничные столбы. Они не перестали относится к русской нации даже на том основании, что они потеряли общность территории с русским населением России.

      Общность экономической жизни. Этот признак сыграл, как нам представляется, свою историческую роль. Нации сложились на основе становления индустриального, капиталистического общества. В Европейском Экономическом Сообществе при полном сохранении наций устанавливается западноевропейская общность экономической жизни, границы становятся действительно прозрачными, вводится единая валюта.

      Все это позволяет сделать вывод, что прежнее “четырехпризнаковое” определение нации не отвечает реалиям  нынешней жизни.

      В основу выработки нового определения нации следует, на взгляд В.Д. Зотова, положить такую фундаментальную ценность, как общность духовной жизни. Что касается общности психического склада, т.е. того, что отличает область чувств, привычек, традиций, обыденного сознания данной нации от другой, то она является производной от общности духовной культуры, а не наоборот. Другим важным компонентом национальной общности людей является их самосознание, которое тоже относится к сфере духовной культуры.

      А национальное самосознание - это не часть национальной духовной культуры наряду с другими частями, а ее стержень.                                      Именно в самосознании нация определяет свои общие,                                    коренные интересы, цели и идеалы, свое лицо в многонациональном                 мире, свое отношение к другим нациям и государствам.                              

Другими словами, нация есть не только объективная, но и субъективная данность, представители которой говорят в отношении себя “это - мы”, а в отношении других “это - они”.

      Особенно  следует о таком признаке нации  как наличие государственности. Исторически сложилось так, что русская нация (не русский этнос, а русская нация, начало складывания которой относится к 17 веку), послужившая основной российской государственности, всегда развивалась в условиях многонациональной Среды и не отделяла себя от нерусских народов ни национальными, ни расовыми барьерами. Смешанные семьи занимают высокий процент в населении России. В Чувашии, например, 98% подростков из чувашско-русских семей именует себя русскими.

      Но  в противопоставлении «нас» и  «их» легко забыться и переступить  черту. Так с легкостью можно  встать на путь национализма и расизма. Расизм - это психология, идеология  и социальная политика, основывающая на антинаучных представлениях и идеях о физической и психологической неравноценности человеческих рас.

      В развернутом виде “теория” неравенства  рас впервые была изложена в середине 19 века во Франции идеологом федеральной  аристократии графом Артуром де Гобино (1816-1882). Граф в своем сочинении “Неравенство человеческих рас” выводил историю человечества из борьбы между высшими и низшими расами и народами, “провозглашая подлинно высшей и современно-совершенной расой “северную, арийскую”, а самыми “чистыми арийцами” Гобино считал франков - будущих французов.

      Особенно  широкое влияние во II половине 19 века получил социальный дарвинизм. Люди вдруг увидели в расах, в нациях непрестанную и непримиримую борьбу за выживание. В результате социал-дарвинисты совершенно необоснованно истолковывали конкуренцию и классовую борьбу в обществе, захватнические войны и т.п.

      Уже в эпоху т.н. “первоначального накопления капитала” господствующие классы свершились навязать государственный шовинизм, представление о цветных как о “низшей” расе, дикарях, варварах и т.п.

      Конечно, самый отвратительный, самый грубый и примитивный расизм проповедовали и осуществляли фашисты. В частности, расизм проповедовали и осуществляли фашисты. В частности, расизм был ядром “мировоззрения” германских фашистов. С помощью мифа о мнимом превосходстве “арийской расы” нацисты оправдывали “право” немцев на мировое господство, на угнетение и подавление других народов.

      Расизм  был важной частью идеологических построений и у фашистов  других стран. Например, в идеологии японского фашизма ключевым был расистский миф о “японском духе”, который утверждал несравненное превосходство японской нации, внушал веру в якобы свое призвание в качестве “великой нации”, “нации колонизатора”.

      Преступные  расистские “идеи” распространялись не только в фашистских странах, но и в США. В США удалось в то время проложить дорогу законом о запрещении браков между представителями различных рас. Такие законы были приняты примерно в 30 штатах. В настоящее время расистские, социал-дарвинистские и т.п. “идеи” получают новое рождение по всему миру.

      Но  если приглядеться получше, то можно  увидеть, что всю историю человечества люди убивают друг друга. Миллионы людей  полегли в борьбе за разные идеалы, в том числе и за национальные. Римляне захватывали и присоединяли близлежащие территории, навязывая римскую власть, свою «более правильную» культуру. Так противостоят палестинцы и евреи. И дело даже не в том, чтобы отвоевать чужую территорию, а чтобы «облагородить» ее своим присутствием, своей культурой.

      Борьба  наций – это борьба культур, которые, порой, тесно переплетаются между  собой, как, например, греческая и турецкая. Господь сотворил нас разными. Зачем он это сделал – остается загадкой. Однако этническая идентичность является наиболее доступной формой социальной идентичности.

      В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребёнка. Одним из первых концепцию развития у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе предложил Пиаже.

Информация о работе Психология нации