Психология нации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2011 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

В работе использованы, как фундаментальные представления о таком щекотливом вопросе, как «нация», так и некоторые радикальные точки зрения на этот счет. Эта работа призвана не дистанцировать представителей разных этнотипов, но помочь в осмыслении комплекса сложившихся обстоятельств вокруг национального вопроса в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………….....…...2 стр.


§1.Человечество. Этнос. Нация ...…………………………….....… 3 стр.


§2. Массовая психология……..……………………………….........12 стр.


§3. Русская нация, ее этногенез.…………..………………..............14 стр.


Заключение…………………………………………………....….... 24 стр.


Список используемой литературы…………………………....…...25 стр.

Работа содержит 1 файл

психология нации.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

      Он  проанализировал – как две  стороны одного процесса – формирования понятия "родина" и одновременно с ним развивающихся образов "других стран" и "иностранцев". Развитие этнической идентичности учёный рассматривает, прежде всего, как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:

    1. в 6-7 лет ребёнок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные -  знания о своей этнической принадлежности;
    2. в 8-9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания, родной язык;
    3. в 10-11 лет этническая идентичность формируется в полном объёме, в качестве особенностей разных народов ребёнок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.
 

      Проведены исследования, уточняющие конкретные возрастные границы этапов в развитии этнической идентичности. Диффузная идентификация с этнической группой обнаружилась у детей 3- 4 лет. 

      Совершенно  очевидно, что в процессе формирования этнической идентичности ребёнок проходит ряд этапов от диффузной до реализованной  идентичности и результатом этого процесса является эмоционально-оценочное осознание своей принадлежности к этнической группе в подростковом возрасте. 

§2. МАССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ 

      Вполне  ясно, что нация, жители какого-либо государства или этнические группы представляют собой массы людей, скрепленных чувством единства. Резонно  же поговорить о психологии массы, психологии толпы.

      Массовая  психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия или как составную  часть человеческой толпы, в известное  время и для определенной цели организующейся в массу. Явления, обнаруживающиеся в этих особых условиях - выражение особого, глубже не обоснованного первичного позыва, который в других ситуациях не проявляется.

      Индивид при определенном условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем можно было бы от него ожидать, при включении в человеческую толпу, приобретшую свойство «психологической массы».

      Ле  Бон в своей книге «Психология  масс» пишет: «...В психологической  массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими  ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть... новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток».

      В массе стираются индивидуальные достижения отдельных людей, и исчезает их своеобразие; расовое бессознательное проступает на первый план, сносится психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей, и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый.

      У массовых индивидов наличествуют качества, которыми они не обладали, и причины  этого в следующих трех основных моментах.

      Первая  из причин состоит в том, что в  массе в силу одного только факта  своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать. Для обуздания их повода тем меньше, т.к. при анонимности, и тем самым и безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает.

      Вторая  причина - заражаемость - также способствует проявлению у масс специальных признаков и определению их направленности. Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода... В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего. Это - вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек способен лишь в составе составной части массы.

      Третья, и притом важнейшая причина, обуславливает у объединенных в массу индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида изолированного. Внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь ее последствием... Индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре, вследствие излучений, исходящих от нее, или по какой-либо другой неизвестной причине в особое состояние, весьма близкое к «зачарованности», овладевающим загипнотизированным под влиянием гипнотизера...

      Сознательная  личность совершенно утеряна, воля, и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером.

      Таково, приблизительно, и состояние индивида, принадлежащего к психологической  массе: ...исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом.

      Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит  бессознательное. Импульсы, которым  повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или  жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у нее не бывает преднамеренным. Если она и страстно желает чего-нибудь, то всегда ненадолго, она неспособна к постоянству воли. Она не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.

      Некоторые из идей Ле Бона, по крайней мере об уличных толпах, представляются обоснованными. Подтверждено, что скопление в одном месте огромного числа людей в известных условиях может создавать коллективное возбуждение, приводящее к необычным типам активности. Порой зрители становятся «безумными» на концертах поп-музыки или буйствуют во время спортивных встреч. Иной раз охваченные паникой люди устремляются в безопасное место, даже если при этом давят или затаптывают окружающих насмерть. Толпы людей в яростном возбуждении могут проходить по улицам, зверски избивая или убивая тех, кто им кажется врагами, - что и делали, например, с евреями в нацистской Германии.

      Совершенно  очевидна опасность противоречить массе, и можно себя обезопасить, следуя окружающему тебя примеру. Поэтому не столь уж удивительно, если мы наблюдаем человека, в массе совершающего или приветствующего действия, от которых он в своих привычных условиях отвернулся бы.

      Но  то масса возбужденных людей, а то национальное объединение. Когда говорят  о психологии толпы, обычно понимают ее разрушительную силу. Но в случае с национальным объединением это далеко не всегда так. Конечно, мы помним и о геноциде армянского народа турками, и о преступлениях гитлеровской Германии.

      Нельзя  забывать вехи истории. И все же считается нужным подчеркнуть то, что человек, родившись, уже является частью своей «толпы» и это не делает его агрессивным. Это делает его самобытным. 

§3. РУССКАЯ НАЦИЯ, ЕЕ ЭТНОГЕНЕЗ 

      Русские сыграли огромную роль в историческом развитии народов Европы, во всемирной истории, как свидетельствуют древнейшие письменные источники.

      Они создали свое могущественное государство  – Киевскую Русь, игравшее на  Востоке  Европы ту же роль, что на Западе государство Карла Великого. В годину нашествия Батыя Русь спасла Западную Европу от  «кровавого  болота монгольского рабства» (К.Маркс).

      Став  могущественной мировой морской  державой  в результате войн и  преобразований Петра I , Россия в следующем столетии вступила на путь революционной борьбы с самодержавием и крепостничеством , и настала пора, когда на арену борьбы с царизмом и капитализмом вышел русский рабочий класс.

      В процессе складывания новой исторической общности – советский народ- значение русского  народа  социалистической эпохи чрезвычайно велико. Советские люди – не «Иваны, не помнящие родства». Нам дорого наше прошлое . Вот почему мы оглядываемся на исторический путь русского народа  , пройденный им в труде и борьбе и , прослеживая его , обращаемся к первым страницам русской истории . «Откуда есть пошла  Русская земля ,  кто в Киеве нача  первее княжити, и откуду  Русская земля стала есть». 

         «Откуда пошла Русская земля»- этот вопрос  интересовал первых русских летописцев, и этими словами начинается  наша древняя летопись «Повесть временных лет». Первые русские летописцы, известные нам, Никон, Иван, Нестор, Сильвестр, и безвестные творили свои  произведения на берегах Днепра – Славутича в Киеве, в Новгороде на берегу Волхова, и все они начинали повествование с того, «откуда Русская земля стала есть».

      Прежде  всего, о самом понятии народ. Термин народ перед нами выступает  в двояком значении. Говоря народ, мы часто под этим термином подразумеваем основную массу населения, трудящихся, трудовой люд, составляющий большинство населения, говорящего на определенном языке и считающего себя единым этническим массивом.

      Есть  и другое значение термина народ,  когда под ним подразумевается какое-то определенное этническое образование:  русский народ, английский народ, узбекский народ, корейский народ и т.д.

      Интересно, что же представляет собой понятие народ, когда мы употребляем его для обозначения какого-то этнического образования. Термин народ очень емкий и применим к самым различным формам этноса. Мы говорим русский народ и имеем в виду русских  времен Киевской Руси, времен былинного Владимира Красное Солнышко и летописного Владимира Мономаха.

      Мы  говорим русский народ и имеем в виду русских людей Московского государства, времен Дмитрия Пожарского  и Кузьмы Минина, Степана Разина и протопопа Аввакума.

      А между тем, речь идет о древнерусской народности, а во втором – о русской, или великорусской, народности. Мы говорим о русском народе  времен Полтавской баталии и Бородинского боя,  обороны Севастополя и героев Шипки, о русских временах  Пушкина и Толстого, Чехова и Горького, Ломоносова  и Менделеева, Попова и Яблочкова, Репина и Сурикова. Русские люди той поры сложились в русскую нацию. Наконец,  мы говорим о русском народе  социалистической эпохи, о русских нашего времени:  о Калинине и Кирове, Чапаеве  и Куйбышеве, Стаханове и Изотове, Папанине и Чкалове, Громове, Жукове и Матросове, Королеве и Курчатове, Гагарине и Титове.

      В этом случае речь идет о русской нации  эпохи социализма, о социалистической русской нации. Русский народ может быть приложим  и применяется к этническим образованиям  разного характера - древнерусской народности, русской, или великорусской, народности, русской нации эпохи капитализма,  социалистической русской нации. Следовательно, понятием народ наука пользуется  для обозначения этнических образований эпохи феодализма, капитализма и социалистического общества. 
 

      Но  это понятие народ не распространяется  на  этнические общности, имевшие и имеющие место до классового общества, рабовладельческого  или феодального. Понятие народ не может быть применимо по отношению к этническим общностям доклассового, первобытного общества. Это относится не только к первобытной орде  нижнего и среднего палеолита ,  но даже к племени – первой этнической общности  в истории человечества . К роду , к союзу племен , возникающему на последней ступени первобытного общества, понятие народ тоже неприменимо.

      Итак, говоря о начальном этапе  истории  русского народа, мы имеем в виду тот ее период, когда на смену  летописным  «племенам», племенам восточных славян  «Повести временных лет»  приходит этническая общность  восточных славян  времен Киевской Руси, Древнерусского государства - Древнерусская народность. 

      Поэтому и рассмотрение вопроса о происхождении  русского народа мы должны начать с древнейшей истории славян, с выделения из массы славянского населения Европы  восточных славян и слияния их в новую  этническую общность, характерную для эпохи феодализма, в единую древнерусскую народность, являвшуюся  предком всех трех восточнославянских народностей, а впоследствии  и наций – русской, или великорусской, украинской и белорусской.

      В 1954 г, когда вся наша страна отмечала 300-летие воссоединения Украины  с Россией, были опубликованы тезисы, посвященные этой славной годовщине. В них подчеркивалось: «Русский, украинский и белорусский народы  ведут свое происхождение из единого корня – древнерусской народности, создавшей древнерусское государство – Киевскую Русь». Далее в тезисах указывалось: «Постепенно из единой древнерусской народности образовались три братские народности – русская, украинская и белорусская   с присущими им особенностями языка, культуры и быта.  Несмотря на все исторические превратности   и великие испытания, русский, украинский и белорусские народы сохранили и пронесли через века  сознание единства  происхождения, близости языка и культуры, сознание общности своей судьбы».

Информация о работе Психология нации