Психология и этика деловых отношений в бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:32, реферат

Описание работы

Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В БИЗНЕСЕ.doc

— 262.00 Кб (Скачать)

      б) нет;

      в) не могу сказать ни "да", ни "нет", так как намечаю главные дела в голове, а план на текущий день - в голове или на листке бумаги;

      г) пробовал составлять план, используя  для этого еженедельник, но потом  понял, что это ничего не дает.

    3. Отчитываете ли вы себя за  невыполнение намеченного на  неделю, на день?

      а) Отчитываю в тех случаях, когда  вижу свою вину, лень или неповоротливость;

      б) отчитываю, несмотря ни на какие субъективные или объективные причины;

      в) сейчас и так все ругают друг друга, зачем же еще отчитывать самого себя?

      г) придерживаюсь такого принципа: что  удалось сделать сегодня - хорошо, а что не удалось - выполню, может быть, в другой раз.

    4. Как вы ведете свою записную  книжку с номерами телефонов  деловых людей, знакомых, родственников,  приятелей и т. д.?

      а) Я хозяин (хозяйка) своей записной книжки. Как хочу, так и записываю  телефоны, фамилии, имена. Если понадобится чей-то номер телефона, то обязательно найду;

      б) часто меняю записные книжки с  записями телефонов, так как нещадно  их эксплуатирую. Переписывая телефоны, стараюсь все сделать "по науке", однако при дальнейшем пользовании  сбиваюсь на произвольную запись;

      в) записи телефонов, фамилий, имен веду "почерком настроения". Считаю важным, чтобы  был записан телефон, фамилия, имя, отчество, а на какой странице записано, прямо или криво, это не имеет  значения;

      г) использую общепринятую систему: в соответствии с алфавитом записываю фамилию, имя, отчество, номер телефона, если нужно, то и дополнительные сведения (адрес, место работы, должность).34

    5. Вас окружают различные вещи, которыми вы часто пользуетесь.  Каковы ваши принципы расположения вещей?

      а) Каждая вещь лежит там, где ей хочется;

      б) придерживаюсь принципа: каждой вещи – свое место;

      в) периодически навожу порядок в расположении вещей, предметов затем кладу  их туда, куда придется, чтобы не загружать  голову "расположением" спустя какое-то время опять навожу порядок и т. д.;

      г) считаю, что данный вопрос не имеет  никакого отношения к самоорганизации.

    6. Можете ли вы по истечении  дня сказать, где, сколько и  по каким причинам вам пришлось  напрасно потерять время?

      а) могу сказать о потерянном времени;

      б) могу сказать только о месте, где  было напрасно потеряно время;

      в) если бы потерянное время обращалось в деньги, тогда бы я считал (считала) его;

      г) всегда хорошо представляю, где, сколько  и почему было напрасно потеряно время;

      д) не только хорошо представляю, где, сколько и почему было потеряно время, но и изыскиваю приемы сокращения потерь в тех же самых местах и ситуациях.

    7. Каковы ваши действия, когда на  совещании, на собрании начинается "переливание из пустого в  порожнее"?

      а) Предлагаю обратить внимание на существо вопроса;

      б) любое совещание или собрание представляет собой сочетание как "полного", так и "пустого". Когда наступает пустое, то ждешь  полного. Когда подходит полоса полного, то немного утомляешься и для  разрядки... ждешь пустого. В таком чередовании и проходит совещание или собрание. И ничего тут не поделаешь;

      в) погружаюсь в "небытие";

      г) начинаю заниматься теми делами, которые  взял с собой в расчете на "переливание".

    8. Вам предстоит выступить с  докладом. Будете ли вы при  подготовке уделять внимание не только содержанию доклада, но и его продолжительности?

      а) Буду уделять самое серьезное  внимание содержанию доклада. Думаю, что  продолжительность нужно определять лишь приблизительно. Если доклад будет  интересным, то всегда дадут время, чтобы закончить его;

      б) уделяю в равной степени внимание содержанию и продолжительности  доклада, а также его вариантам  в зависимости от времени.35

    9. Стараетесь ли вы использовать  буквально каждую минуту для  выполнения задуманного?

      а) Стараюсь, но у меня не всегда получается в силу личных причин (упадок сил, настроение и др.);

      б) не стремлюсь к этому, так как  считаю, что не нужно быть мелочным в отношении времени;

      в) зачем стремиться, если время все  равно не обгонишь;

      г) стараюсь и пытаюсь, несмотря ни на что.

    10. Какую систему фиксации поручений,  заданий и просьб вы используете?

      а) Записываю в своем еженедельнике, что выполнить и когда;

      б) фиксирую наиболее важные поручения, просьбы, задания в своем еженедельнике. "Мелочи" пытаюсь запомнить. Если забываю о "мелочи", то не считаю это недостатком;

      в) стараюсь запомнить поручения, задания  и просьбы, так как это тренирует  память. Однако, должен (должна) признаться, что память часто подводит меня;

      г) придерживаюсь принципа "обратной памяти": пусть о поручениях и заданиях помнит тот, кто их дает. Если поручение нужное, то о нем не забудут и вызовут меня для срочного исполнения.

   11. Пунктуальны ли вы (идя на деловую  встречу, на собрание, совещание,  заседание)?

      а) Прихожу раньше на 5-7 минут;

      б) прихожу вовремя, к началу собрания, совещания или заседания;

      в) как правило, опаздываю;

      г) всегда опаздываю, хотя пытаюсь прийти раньше или вовремя;

      д) если бы было издано научно-популярное пособие "Как не опаздывать", то я, вероятно, научился (научилась) бы не опаздывать.

   12. Какое значение вы придаете  своевременности выполнения заданий,  поручений, просьб?

      а) Считаю, что своевременность выполнения – это один из важных показателей  моего умения работать, своего рода триумф организованности. Однако мне  кое-что не всегда удается выполнить вовремя;

      б) своевременность выполнения - это  зверь, который может "укусить" именно в ту минуту, когда задание  выполнено. Лучше немного затянуть время выполнения задания;

      в) предпочитаю поменьше рассуждать о  своевременности, а выполнять задания и поручения в срок;

      г) своевременно выполнить задание  или поручение - это вер ный  шанс получить новое. Исполнительность всегда своеобразно "наказывается".36

   13. Предположим, вы пообещали что-то  сделать или в чем-то помочь  другому человеку. Но обстоятельства изменились таким образом, что выполнить данное обещание довольно затруднительно. Как вы будете себя вести?

      а) Сообщу человеку об изменившихся обстоятельствах  и о невозможности выполнить  обещанное;

      б) постараюсь сказать человеку, что  обстоятельства изменились и выполнить обещание затруднительно. Одновременно скажу, что не нужно терять надежду на обещанное;

      в) буду стараться выполнить обещанное. Если выполню - хорошо, не выполню –  тоже не беда, так как я довольно редко не сдерживал (не сдерживала) своих обещаний;

      г) ничего не буду сообщать человеку. Выполню  обещание во что бы то ни стало.   

      Способы психологической защиты

    В ситуациях, когда интенсивность  потребности нарастает, а условия  ее удовлетворения отсутствуют, поведение  регулируется с помощью механизмов психологической защиты. Ф. В. Бассин [25] определяет психологическую защиту как нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и между разными эмоционально окрашенными установками. Эта особая психическая активность реализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые могут предохранять личность от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного конфликта. Психологическая защита проявляется в тенденции человека сохранять привычное мнение о себе, отторгая или искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальные представления о себе и других.

    Механизм  психологической защиты связан с  реорганизацией осознаваемых и неосознаваемых компонентов системы ценностей и изменением всей иерархии ценностей личности. Э. А. Костандов [147] предложил логически стройное и убедительное представление глубинного физиологического компонента психологической защиты. Отрицательные эмоциональные переживания формируют устойчивую рефлекторную связь в коре мозга. Она в свою очередь повышает пороги чувствительности и тем самым тормозит сигналы, связанные с событиями, вызывающими такие переживания, препятствуя их осознаванию. Временные связи между неосознаваемыми стимулами могут запечатлеваться в долговременной памяти, быть чрезвычайно стойкими. Это позволяет понять способ возникновения стойких эмоциональных переживаний в случаях, когда их повод остается для переживающего их человека неосознанным.

    Э. А. Костандов признает существование  в мозге чувствительного механизма, реагирующего на физически очень  слабые, но весьма значимые для данного  человека раздражители. Несмотря на то, что эти раздражители не осознаются человеком, они могут вызвать у него ряд вегетативных реакций, приводящих к изменениям физиологического и психологического состояний.37

    Как объяснить стойкость очагов отрицательного эмоционального возбуждения, возникающих  при переживаниях конфликтов? Интересную мысль по этому поводу высказывает Е. Т. Соколова [308]. Она обращает внимание на тот известный факт, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. При этом действие оказывается незавершенным либо в своем внешнем, материальном, плане либо во внутреннем, коль скоро решение преодолевать препятствие или отказаться от действия еще не принято. В том случае, когда человек не осознает конкретного смысла тех или иных обстоятельств, незавершенным оказывается прежде всего сам акт осознания.

   Как показано экспериментами Зейгарник [427], именно незавершенные действия (и  сопутствующие им обстоятельства) запоминаются лучше завершенных и, что особенно важно, запоминаются непроизвольно. В  работах Левина также показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно допустить, что механизмы психологической защиты - это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий.

   В экспериментальных условиях была воспроизведена ситуация, отчетливо выявившая эффект психологической защиты. Студентам  предлагалось опознать и как можно  быстрее отреагировать на ряд  слов, предъявлявшихся на экране в дефиците времени. Среди слов были слова-табу (бранные, неприличные) и нейтральные. Оказалось, что порог опознания слов-табу был существенно выше, чем нейтральных [399].

   Защитные  механизмы начинают свое действие, когда достижение цели нормальным способом невозможно или когда человек полагает, что оно невозможно. Важно подчеркнуть, что это не способы достижения желаемой цели, а способы организации частичного и временного душевного равновесия с тем, чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей, то есть для разрешения конфликта соответствующими поступками. В этом случае люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Одни, отрицая их существование, подавляют склонности, которые доставляют им неудобства, и отвергают некоторые свои желания как нереальные и невозможные. Приспособление в этом случае достигается за счет изменения восприятия. Сначала человек отрицает то, что нежелательно, но постепенно может привыкнуть к такой ориентации, действительно забыть болезненные сигналы и действовать так, как если бы их не существовало. Другие люди преодолевают конфликты, пытаясь манипулировать беспокоящими их объектами, стремясь овладеть событиями и изменить их в нужном направлении. Третьи находят выход в самооправдании и снисхождении к своим побуждениям, а четвертые прибегают к различным формам самообмана. Личностям с особенно жесткой и косной системой принципов поведения было бы особенно трудно и подчас невозможно действовать в разнообразной и изменчивой среде, если бы защитные механизмы не оберегали их психику.

Информация о работе Психология и этика деловых отношений в бизнесе