Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 07:32, реферат
Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров
Общительность-замкнутость характеризует легкость или трудность установления контактов с людьми, в основном незнакомыми. Общительные, в отличие от замкнутых, стремятся к межличностным контактам, сопереживают происходящее с другими и ждут от них таких же эмоциональных проявлений. Руководителю легче вступить с ними в контакт, чем с замкнутыми, которые ограничивают круг своих контактов лишь с близкими им людьми (правда, при этом у замкнутых связи более устойчивы и глубоки, в то время как у общительных многие связи ситуативны и поверхностны). От замкнутости как свойства индивида следует отличать потребность в уединении, проявляющуюся у многих, и особенно у молодежи, как необходимое условие познания себя и окружающего мира. Именно в уединении человек может сопоставить оценки, даваемые одним и тем же событиям и явлениям им самим и другими, осознать эту разницу и определить свою линию поведения, которая поможет ему лучше контактировать с окружающими. В уединении человек мечтает, проектирует свое будущее и т. д. Уединение - это не противопоставление коллективизму. Это один из способов достижения социальных целей индивидуальным путем.
Легкость или трудность установления контактов с людьми зависит от конформности: свойства человека легко менять свою точку зрения, установку на что-то под влиянием группового мнения. Она облегчает возникновение психологического контакта при общении. Когда же, несмотря на групповое давление или давление авторитета, человек остается при своем мнении, говорят о его низкой конформности, которая часто затрудняет общение.
Анализируя факты повышения эффективности общения, необходимо особо подчеркнуть, что в результате контактирования людей происходит двуединый процесс: с одной стороны, уподобление себя своим сверстникам, коллегам, а с другой – выделение себя среди других. Причем обособление протекает в тесном контакте с общением, так как, общаясь с другими, человек находит свою позицию, отличную от других.
Еще с давних времен с большим или меньшим успехом люди пытались различными способами классифицировать отдельные явления, события и даже людей, разделить их на группы и подгруппы, объединяя по общим чертам. Успех подобных классификаций в значительной степени зависит от качества выбранных критериев.
Основными критериями, в соответствии с которыми составлена предлагаемая классификация типов деловых собеседников, являются: откровенность и искренность собеседника, владение приемами общения с другими участниками беседы (переговоров), заинтересованность в теме и успехе беседы (деловых переговоров).
1. Вздорный человек, "нигилист". Такой собеседник часто выходит за профессиональные рамки беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников и неосознанно наводит их на то, чтобы они не согласились с его тезисами и утверждениями. По отношению к нему следует вести себя следующим образом:16
-
обсудить с ним и обосновать
спорные моменты, если они
-
всегда оставаться
-
неукоснительно следить за тем,
-
когда есть возможность,
- привлечь его на свою сторону, попытаться сделать из него позитивного человека;
- беседовать с ним с глазу на глаз в перерывах и паузах переговоров, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции;
-
в экстремальных случаях
- за столом или в помещении поместить его в "мертвый угол".
2.
Позитивный человек. Это,
- вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных случаев;
-
следить за тем, чтобы все
остальные собеседники были
- в трудных и спорных вопросах и обременительных ситуациях искать помощь и поддержку у собеседника этого типа;
-
в группе собеседников
3. Всезнайка. Этот думает, что он все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение, он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться нижеперечисленных правил:
- посадить его рядом с ведущим переговоры;
- время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться;
-
попросить его, чтобы он дал
и остальным собеседникам
- дать ему возможность вывести и сформулировать промежуточные заключения;
-
при смелых и рискованных
-
иногда задавать ему сложные
специальные вопросы, на
4.
Болтун. Часто бестактно и без
всякой видимой причины
– как и "всезнайку", посадить его поближе к ведущему переговоры или около другой авторитетной личности;
– когда он начнет отклоняться в сторону, его нужно с максимумом такта остановить;
– когда он отойдет от темы беседы, спросить его, в чем он видит связь с предметом беседы;
– спросить поименно участников переговоров, каково их мнение;
– в случае необходимости, ограничить время отдельных выступлений и всей беседы;
– следить, чтобы он не переворачивал проблемы с "ног на голову", затем только чтобы посмотреть на них под новым углом зрения.
5.
Трусишка. Этот тип собеседника
отличается недостатком
– задавать ему легкие информативные вопросы;
–
ободрить его, чтобы он развил свое
замечание или вставленное
– помогать ему формулировать мысли;
– решительно пресекать любые попытки насмешек;
– применять ободряющие формулировки типа: "Все бы хотели услышать и Ваше мнение";
– специально благодарить его за любой вклад в беседу или замечание, но не делать этого свысока.
6.
Хладнокровный неприступный
– заинтересовать его в обмене опытом;
– спросить его: "Кажется, Вы не совсем согласны с тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?";
– в перерывах и паузах попытаться выяснить причины такого поведения.
7. Незаинтересованный собеседник. Тема беседы (переговоров) его вообще не интересует. Он бы охотнее "проспал" все переговоры. Поэтому необходимо:
– задавать ему вопросы информативного характера;
– придать теме беседы интересную и привлекательную форму;
– задавать ему стимулирующие вопросы;18
– попытаться выяснить, что интересует лично его.
8.
"Важная птица". Такой собеседник
не выносит критики – ни
прямой, ни косвенной. Он чувствует
и ведет себя как личность,
стоящая выше остальных
- нельзя позволять разыгрывать гостя в беседе;
-
нужно незаметно предложить
- не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих руководителей и других лиц;
-
всегда четко понимать, что речь
идет только об одной деловой
беседе и помнить, кто
- очень полезно в диалоге с таким человеком отрабатывать метод "да..., но".
9. Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать все и вся. Как справиться с таким собеседником в ходе переговоров? Здесь может помочь следующее:
-
все его вопросы, относящиеся
к теме переговоров, сразу же
направлять на всех
-
на вопросы информационного
- сразу признавать его правоту, если нет возможности дать ему нужный ответ.
Большинство руководителей называют проведение совещаний одной из главных причин дефицита времени, срыва сроков работ и, наконец, просто усталости, наваливающейся к концу рабочего дня. Между тем, если умело организовать и провести совещание, то оно может стать большим подспорьем в работе руководителя. К сожалению, почти нигде будущих руководителей не обучают даже азам искусства проведения совещаний.
Предлагаемый тест (№ 33) поможет проанализировать линию вашего поведения на совещаниях (переговорах). Для каждого утверждения необходимо выбрать один из пяти вариантов ответа – "нет, так не бывает"; "нет, как правило, так не бывает"; "неопределенная оценка"; "да, как правило, так бывает"; "да, так бывает почти всегда".
1. Даю подчиненным поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.
2. У меня всегда много идей и планов.
3. Я прислушиваюсь к замечаниям других.
4.
Мне в основном удается
5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.
6. Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.
7. Когда другие люди приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.
8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее.
9. Свои ошибки я по большей части признаю.
10.
Я предлагаю альтернативы
11. Защищаю тех, у кого есть трудности.
12.
Высказываю свои мысли с
13. Мой энтузиазм заразителен.
14.
Я принимаю во внимание точку
зрения других людей и
Информация о работе Психология и этика деловых отношений в бизнесе