Психологической готовности ребёнка к школе и пути коррекции неготовых к школьному обучению детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей психологической готовности ребёнка к школе и пути коррекции неготовых к школьному обучению детей.

Исходя из цели, были сформулированы задачи исследования:

изучение и анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме;
выбор диагностических методик, позволяющих определить уровень готовности детей к обучению в школе;
осуществление качественного и количественного анализа данных
наметить план психокоррекционных мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровень готовности к школьному обучению

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

Глава I . Проблема психологической готовности ребенка к школе

Основные теоретические концепции психологической готовности детей к школе в современных исследованиях……………………7
Компоненты психологической готовности……………………….14
Обзор диагностических методик………………………………….21
Выводы……………………………………………………………………….22

Глава II. Экспериментальное изучение уровня готовности детей к школьному обучению.

База и методы исследования……………………………………….23
Результаты исследований готовности детей к школе……………25
Выводы……………………………………………………………………..…29

Заключение……………………………………………………………………30

Библиографический список используемой литературы……………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая работа !!!.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

     Исследование  проводилось в комнате психологической разгрузки дошкольного учреждения с соблюдением инструкции к диагностической методике.

     Качественный  и количественный анализ полученных в ходе исследования данных. Представлен  в следующем параграфе. 

     2.2. Результаты исследования  готовности детей к школьному обучению.

     Третий  этап исследования был направлен на реализацию следующей цели: осуществление качественного и количественного анализа полученных в ходе исследования данных.

     Исходя  из цели, были сформулированы задачи третьего этапа исследования:

    • осуществить количественный и качественный анализ полученных в ходе исследования данных;
    • определить уровень готовности детей к школьному обучению;

     Полученные  данные проведенного исследования детей  подготовительной группы с помощью программы психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения. Н.Я.Семаго, М.М.Семаго представлены в таблице (см. Таблица 31) и диаграмме (см. диаграмма №1) 

Таблица 1

Уровни 1 уровень  (Г) 2  уровень  (УГ) 3 уровень (УН) 4 уровень (Н)
Кол-во детей

чел.

8 2 3 7
 
 
 
 

Рисунок  №1

 
 
 
 
 
 
 

       
 

Примечание:  

1 уровень (Г). Готовность к началу регулярного  обучения в школе.

2 уровень (УГ). Условная готовность к началу  обучения.

3 уровень (УН). Условная неготовность к началу  регулярного обучения.

4 уровень (Н). Неготовность на момент обследования  к началу регулярного обучения. 

         Итак, как видно на рисунке 1 наибольшее значение получено по 1 уровню – 40,0 % детей данной группы готовы к началу регулярного обучения в школе.

         Следующая количественная категория это дети, набравшие баллы соответствующие 4 уровню – 35,0 % не готовы на момент обследования к началу регулярного обучения.

         10,0 % детей относятся ко 2 уровню, т.е. условно готовы к началу  школьного обучения.

         Условно неготовых детей к  началу регулярного обучения  3 уровня – 15,0 %. 

    Итоги суммарной оценки уровня готовности детей внесены в таблицу (см. таблица №2) 

Таблица №2. 

    Итоги фронтальной оценки уровня готовности детей  

Суммарный балл (скорректированный) Уровень готовности Кол-во детей %
от 17 до 25 баллов Г 8 40
от 14 до 17 баллов УГ 2 10
от11до 14 баллов УН 3 15
менее 11 баллов Н 7 35
 
 

    Анализ  балльной оценки полученных результатов

    1. Максим Т.., 6 лет  1 месяц.

    Результаты  выполнения тестовых заданий (в баллах):

    Задание № 1 «Узоры»: 2 балла.

    Задание № 2 «Сосчитай и сравни»: 4 баллов.

    Задание № 3 «Слова»: 4 балла.

    Задание № 4 «Шифровка»: 3,5 балла.

    Задание № 5 «Рисунок человека»: 3 балла.

    Суммарная оценка выполнения: 2 + 4 + 4 + 3,5 + 3 = 16,5 баллов

    Количество  поведенческих трудностей: « + » в  графе «Мешает другим детям», « + » в графе «Работает медленно» и « + » в графе «Другое», так как мешал другим детям большую часть времени. Корректировочный коэффициент: 0,6.

    Суммарный балл оценки готовности Светы: 16,5 х 0,6 = 9,9 балла. ребенок не готов к началу обучения.

    Максиму срочном порядке необходима коррекционная  помощь. В случае  если в результате коррекционной работы не произойдет положительной динамики в развитии ребенка возникнет необходимость направления Максима на ПМПК. 

    2. Света К., 6 лет 5 месяц.

    Результаты  выполнения тестовых заданий (в баллах):

    Задание № 1 «Узоры»: 4 балла.

    Задание № 2 «Сосчитай и сравни»: 5 баллов.

    Задание № 3 «Слова»: 4 балла.

    Задание № 4 «Шифровка»: 4,5 балла.

    Задание № 5 «Рисунок человека»: 3,5 балла.

    Суммарная оценка выполнения: 4 + 5 + 4 + 4,5 + 3,5 = 21 балл

    Количество  поведенческих трудностей: « + » в  графе «Мешает другим детям» и  « + » в графе «Другое», так как  мешала другим детям большую часть  времени. Корректировочный коэффициент: 0,72.

    Суммарный балл оценки готовности Светы: 21 х 0,72 = 15,12 балла. Девочка условно готова к началу обучения.

    Следует учитывать, что Свете К.. на момент обследования — в январе месяце — исполнилось только 6 лет и 1 месяц. Его поведение можно объяснить недостаточной регуляторной зрелостью, что вполне допустимо для данного возраста.

    В случае если за оставшееся до начала обучения в школе время (8 месяцев) не произойдет качественного сдвига в формировании произвольной регуляции собственного поведения, девочка окажется в группе риска по школьной дезадаптации именно по поведенческим аспектам. Этот факт и был зафиксирован в листе наблюдений и косвенно отразился в оценке качества графической деятельности (3,5 балла).

    Потенциальные когнитивные возможности ребенка в достаточной степени соответствуют возрасту. 
 
 
 
 

Выводы

         В результате проведенного психологического  исследования, включающего анализ  информации, собранной путем фронтального  обследования можно сделать следующие  выводы:

1. По результатам уровневой оценки дети, набравшие суммарные баллы соответствующие 1 уровню (40%) не нуждаются в дополнительном углубленном психологическом обследовании, ориентированном на какую-то более тщательную оценку отдельных сторон их развития, так как являются уже готовыми к началу регулярного обучения в школе.

2. Анализируя  качество выполнения заданий  и поведенческие особенности  детей набравших суммарную оценку  соответствующую 2 уровню (10%), можно отчасти прогнозировать у них трудности при начале регулярного обучения (то есть попадание в группу риска по школьной дезадаптации).

3. Дети, чей суммарный балл соответствует  3 уровню (15 %) нуждаются в помощи специалистов (психолога, педагога).

4. Наибольшее  количество детей набрало суммарную оценку ниже 11 баллов, что соответствует 4 уровню (35%), данная категория является неготовой к регулярному школьному обучению.

      Большинство  испытуемых детей готовы к школьному  обучению. Но также выявлено, что 7 детей  из пяти абсолютно не готовы к обучению в школе. Это лишний раз подтверждает актуальность выбранной нами темы.

      На  основе проведенной диагностической работы нами были разработаны психокоррекционные мероприятия для детей имеющих средний и низкий уровень развития (см. приложение №4) 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕИЕ

 

      Успешное  решение  задач   развития   личности   ребенка,   повышение эффективности  обучения,  благоприятное  профессиональное   становление   во многом   определяются   тем,    насколько    верно    учитывается    уровень подготовленности детей к школьному обучению.

       Поэтому готовность к обучению  в школе рассматривается как  комплексная характеристика   ребенка,   в   которой   раскрываются    уровни    развития психологических  качеств,  являющихся  наиболее  важными   предпосылками  для нормального  включения в новую социальную среду и  для  формирования  учебной деятельности.

     Итак, проведенное исследование на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающегог  вида №18» г. Усолье-Сибирское Иркутской  области, с помощью программы психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения. Н.Я.Семаго, М.М.Семаго, позволило сделать следующие выводы:

  1. Психологическая готовность к школе, прежде всего, проявляется  в наличии у ребенка учебной  мотивации, позволяющей ему эффективно включиться в учебный процесс. Одновременно мотивация учения свидетельствует о необходимом и достаточном для начала обучения в школе развитии интеллектуальной и произвольной сферы будущего ученика.
  2. Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, который согласно отечественным периодизациям психического развития ребенка приходится приблизительно на 7 лет.
  3. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Важно отметить, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а, следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. Последняя вырастает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно детских занятий, главное место в которых занимает игра.
  4. Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

   Таким образом, цель нашего исследования достигнута: изучены особенности психологической готовности ребёнка к школе и пути коррекции неготовых к школьному обучению детей.

   В процессе работы выполнены поставленные задачи:

  1. изучена и проанализирована специальная психолого-педагогическоая литература по проблеме;
  2. выбрана диагностическая программа, позволяющая определить уровень готовности детей к обучению в школе;
  3. выявлен уровень готовности детей к школьному обучению
  4. осуществлён качественный и количественный анализ данных;
  5. разработана программа психокоррекционных  мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровень готовности к школьному обучению.

   Итак, выдвинутая нами ранее гипотеза исследования подтверждена: своевременная диагностика позволяет создать условия для коррекции, благодаря которым успешно развиваются те показатели психологической готовности детей к школе, которые оказались недостаточно развитыми. 
 
 
 
 

Библиографический список используемой литературы

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: кн.2/Под. Ред.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  3. Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребёнок идёт в школу.-М., 1985.
  4. Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста – Томск.,1993.
  5. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - 8, стр. 66-74.
  6. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.
  7. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.
  8. Верхотова Н.В. Экспресс-диагностика готовности к школе//Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. М., Генезис, 1999г.
  9. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. М., 1982.
  10. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.
  11. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997 – 235 с.
  12. Гуткина Н.И. «Зона ближайшего развития» и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988.
  13. Гуткина Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития // Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990.
  14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986 (Психологическое развитие младших школьников в процессе учебной деятельности: 163-213)
  15. Дьяченко О., Варенцова Н. Основные направления работы по программе "Развитие" для детей подготовительной к школе группы (седьмой год жизни) //Дошкольное воспитание, 1994г.,10,стр.38
  16. Запарожец А.В. Избранные психологические труды: В 2  т. – М., 1986. – Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257)
  17. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 – с. 250-257
  18. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений М., 1986  
    Кузнецова А., Алиева А., Заушницкая А. Подготовка детей к обучению в школе// Дошкольное воспитание, 1989г., 8, стр. 50-54.
  19. Истомина З.М. Развитие памяти. – М, 1978.
  20. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., Педагогика, 1991г.
  21. Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991 - 145 с.
  22. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психологическая готовность к школе. - М., 1987.
  23. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987.
  24. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая
  25. Мухина В. Что такое готовность к учению? /У Семья и школа., 1987г, 4, стр.25-27.
  26. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников - Кишинев, 1983.
  27. Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе / Г. Новикова // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 8. - С.95-100
  28. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М, Педагогика, 1988г.  подготовка детей к школе. – Кишенев, 1987. (Генезис общения  у дошкольников: 5 – 43)
  29. Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. – М., 1972
  30. Рубинштейн С.л. Основы общей психологии, М., 1946
  31. «Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М.1999 (с 31 – 65).
  32. Семаго Н. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации / Н. Семаго, М. Семаго. - М.: Чистые пруды, 2005. - 30 с. - (Библиотечка "Первого сентября". Школьный психолог; Вып. 2)
  33. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М. 1994.
  34. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.,1960.
  35. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики и интеллектуального развития детей./Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М.,1981 г.

Информация о работе Психологической готовности ребёнка к школе и пути коррекции неготовых к школьному обучению детей