Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 16:09, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей психологической готовности ребёнка к школе и пути коррекции неготовых к школьному обучению детей.
Исходя из цели, были сформулированы задачи исследования:
изучение и анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме;
выбор диагностических методик, позволяющих определить уровень готовности детей к обучению в школе;
осуществление качественного и количественного анализа данных
наметить план психокоррекционных мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровень готовности к школьному обучению
Введение………………………………………………………………………..2
Глава I . Проблема психологической готовности ребенка к школе
Основные теоретические концепции психологической готовности детей к школе в современных исследованиях……………………7
Компоненты психологической готовности……………………….14
Обзор диагностических методик………………………………….21
Выводы……………………………………………………………………….22
Глава II. Экспериментальное изучение уровня готовности детей к школьному обучению.
База и методы исследования……………………………………….23
Результаты исследований готовности детей к школе……………25
Выводы……………………………………………………………………..…29
Заключение……………………………………………………………………30
Библиографический список используемой литературы……………………32
Исследование проводилось в комнате психологической разгрузки дошкольного учреждения с соблюдением инструкции к диагностической методике.
Качественный
и количественный анализ полученных
в ходе исследования данных. Представлен
в следующем параграфе.
2.2. Результаты исследования готовности детей к школьному обучению.
Третий этап исследования был направлен на реализацию следующей цели: осуществление качественного и количественного анализа полученных в ходе исследования данных.
Исходя из цели, были сформулированы задачи третьего этапа исследования:
Полученные
данные проведенного исследования детей
подготовительной группы с помощью программы
психолого-педагогической оценки готовности
к началу школьного обучения. Н.Я.Семаго,
М.М.Семаго представлены в таблице (см.
Таблица 31) и диаграмме (см. диаграмма №1)
Таблица 1
Уровни | 1 уровень (Г) | 2 уровень (УГ) | 3 уровень (УН) | 4 уровень (Н) |
Кол-во
детей
чел. |
8 | 2 | 3 | 7 |
Рисунок №1
Примечание:
1 уровень (Г).
Готовность к началу
2 уровень (УГ). Условная готовность к началу обучения.
3 уровень (УН).
Условная неготовность к
4 уровень (Н).
Неготовность на момент
Итак, как видно на рисунке 1 наибольшее значение получено по 1 уровню – 40,0 % детей данной группы готовы к началу регулярного обучения в школе.
Следующая количественная категория это дети, набравшие баллы соответствующие 4 уровню – 35,0 % не готовы на момент обследования к началу регулярного обучения.
10,0 % детей относятся ко 2 уровню, т.е. условно готовы к началу школьного обучения.
Условно неготовых детей к
началу регулярного обучения
3 уровня – 15,0 %.
Итоги
суммарной оценки уровня готовности детей
внесены в таблицу (см. таблица №2)
Таблица
№2.
Итоги
фронтальной оценки уровня готовности
детей
Суммарный балл (скорректированный) | Уровень готовности | Кол-во детей | % |
от 17 до 25 баллов | Г | 8 | 40 |
от 14 до 17 баллов | УГ | 2 | 10 |
от11до 14 баллов | УН | 3 | 15 |
менее 11 баллов | Н | 7 | 35 |
Анализ балльной оценки полученных результатов
1. Максим Т.., 6 лет 1 месяц.
Результаты выполнения тестовых заданий (в баллах):
Задание № 1 «Узоры»: 2 балла.
Задание № 2 «Сосчитай и сравни»: 4 баллов.
Задание № 3 «Слова»: 4 балла.
Задание № 4 «Шифровка»: 3,5 балла.
Задание № 5 «Рисунок человека»: 3 балла.
Суммарная оценка выполнения: 2 + 4 + 4 + 3,5 + 3 = 16,5 баллов
Количество поведенческих трудностей: « + » в графе «Мешает другим детям», « + » в графе «Работает медленно» и « + » в графе «Другое», так как мешал другим детям большую часть времени. Корректировочный коэффициент: 0,6.
Суммарный балл оценки готовности Светы: 16,5 х 0,6 = 9,9 балла. ребенок не готов к началу обучения.
Максиму
срочном порядке необходима коррекционная
помощь. В случае если в результате
коррекционной работы не произойдет
положительной динамики в развитии
ребенка возникнет необходимость направления
Максима на ПМПК.
2. Света К., 6 лет 5 месяц.
Результаты выполнения тестовых заданий (в баллах):
Задание № 1 «Узоры»: 4 балла.
Задание № 2 «Сосчитай и сравни»: 5 баллов.
Задание № 3 «Слова»: 4 балла.
Задание № 4 «Шифровка»: 4,5 балла.
Задание № 5 «Рисунок человека»: 3,5 балла.
Суммарная оценка выполнения: 4 + 5 + 4 + 4,5 + 3,5 = 21 балл
Количество поведенческих трудностей: « + » в графе «Мешает другим детям» и « + » в графе «Другое», так как мешала другим детям большую часть времени. Корректировочный коэффициент: 0,72.
Суммарный балл оценки готовности Светы: 21 х 0,72 = 15,12 балла. Девочка условно готова к началу обучения.
Следует учитывать, что Свете К.. на момент обследования — в январе месяце — исполнилось только 6 лет и 1 месяц. Его поведение можно объяснить недостаточной регуляторной зрелостью, что вполне допустимо для данного возраста.
В случае если за оставшееся до начала обучения в школе время (8 месяцев) не произойдет качественного сдвига в формировании произвольной регуляции собственного поведения, девочка окажется в группе риска по школьной дезадаптации именно по поведенческим аспектам. Этот факт и был зафиксирован в листе наблюдений и косвенно отразился в оценке качества графической деятельности (3,5 балла).
Потенциальные
когнитивные возможности ребенка в достаточной
степени соответствуют возрасту.
Выводы
В результате проведенного
1. По результатам уровневой оценки дети, набравшие суммарные баллы соответствующие 1 уровню (40%) не нуждаются в дополнительном углубленном психологическом обследовании, ориентированном на какую-то более тщательную оценку отдельных сторон их развития, так как являются уже готовыми к началу регулярного обучения в школе.
2. Анализируя
качество выполнения заданий
и поведенческие особенности
детей набравших суммарную
3. Дети,
чей суммарный балл
4. Наибольшее количество детей набрало суммарную оценку ниже 11 баллов, что соответствует 4 уровню (35%), данная категория является неготовой к регулярному школьному обучению.
Большинство испытуемых детей готовы к школьному обучению. Но также выявлено, что 7 детей из пяти абсолютно не готовы к обучению в школе. Это лишний раз подтверждает актуальность выбранной нами темы.
На
основе проведенной диагностической
работы нами были разработаны психокоррекционные
мероприятия для детей имеющих средний
и низкий уровень развития (см. приложение
№4)
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Поэтому готовность к обучению
в школе рассматривается как
комплексная характеристика
ребенка, в которой
раскрываются уровни
развития психологических
Таким образом, цель нашего исследования достигнута: изучены особенности психологической готовности ребёнка к школе и пути коррекции неготовых к школьному обучению детей.
В процессе работы выполнены поставленные задачи:
Итак,
выдвинутая нами ранее гипотеза исследования
подтверждена: своевременная диагностика
позволяет создать условия для коррекции,
благодаря которым успешно развиваются
те показатели психологической готовности
детей к школе, которые оказались недостаточно
развитыми.
Библиографический список используемой литературы