Психологической готовности ребёнка к школе и пути коррекции неготовых к школьному обучению детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей психологической готовности ребёнка к школе и пути коррекции неготовых к школьному обучению детей.

Исходя из цели, были сформулированы задачи исследования:

изучение и анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме;
выбор диагностических методик, позволяющих определить уровень готовности детей к обучению в школе;
осуществление качественного и количественного анализа данных
наметить план психокоррекционных мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровень готовности к школьному обучению

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

Глава I . Проблема психологической готовности ребенка к школе

Основные теоретические концепции психологической готовности детей к школе в современных исследованиях……………………7
Компоненты психологической готовности……………………….14
Обзор диагностических методик………………………………….21
Выводы……………………………………………………………………….22

Глава II. Экспериментальное изучение уровня готовности детей к школьному обучению.

База и методы исследования……………………………………….23
Результаты исследований готовности детей к школе……………25
Выводы……………………………………………………………………..…29

Заключение……………………………………………………………………30

Библиографический список используемой литературы……………………32

Работа содержит 1 файл

курсовая работа !!!.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

  Многие  авторы, рассматривающие личностный компонент психологической готовности к школе, уделяют особое внимание проблеме развития произвольности у ребенка. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности — основная причина неуспеваемости в первом классе. Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе — вопрос, весьма слабо проработанный в литературе. Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста, развивающимся внутри учебной (ведущей) деятельности этого возраста, а с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе.

  Анализируя  предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д.Б. Эльконин [28] и его сотрудники выделили следующие параметры:

  • умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

  Фактически  эти параметры и могут рассматриваться  в качестве того нижнего уровня актуального развития произвольности, на который опирается обучение в первом классе.

  Г.Г. Кравцов [23] рассматривал проблему развития произвольности через ее соотношение с волей, подчеркивая, что направление развития личности ребенка к собственной индивидуальности «совпадает с расширением зоны собственной свободы, способности сознательного управления своей психикой и поведением, то есть со становлением произвольности».

  В этом случае можно сделать ряд  практически значимых выводов, одним из которых является определение для каждого возрастного этапа развития ребенка ведущей деятельности в зависимости от вида и уровня произвольности его психической активности.

  При этом уровни произвольности не формируются  в линейной последовательности, а имеют периоды «перекрытий».

  Н.А. Семаго [32] дает возрастные нормативы развития для первых двух уровней развития произвольности. Так при диагностике произвольности двигательной активности следует ориентироваться на следующие нормативы:

  • к 5,5—6 годам возможно выполнение реципрокных движений кистей рук (с единичными ошибками);
  • к 6,5—7 годам ребенок выполняет произвольные мимические движения по речевой инструкции взрослого (с единичными ошибками);
  • к 7-7,5 годам ребенок может выполнять различные двигательные программы как разными руками (ногами), так и мимической мускулатурой.

  Диагностика произвольности высших психических  функций предусматривает определенные возрастные нормативы:

  • к 5,5-6 годам ребенок удерживает инструкцию, иногда помогая себе приговариванием, самостоятельно обнаруживает ошибки, может их исправить, удерживает в основном программу деятельности, но при этом может нуждаться в организующей помощи взрослого. Доступно распределение внимания не более чем по двум признакам одновременно;
  • к 6,5-7 годам ребенок может удерживать инструкцию, но при выполнении сложных заданий иногда нуждается в ее повторении. К этому возрасту ребенок способен удержать программу выполнения заданий вербального и невербального характера. На фоне утомления может потребоваться небольшая организующая помощь взрослого. Свободно справляется с заданиями, требующими распределения внимания по двум признакам;
  • к 7-7,5 годам ребенок полностью удерживает инструкции и задания, способен самостоятельно выстраивать программу выполнения, самостоятельно исправляет очевидные ошибки. Доступно распределение внимания по трем признакам одновременно.

  При соотнесении приведенных возрастных нормативов и параметров, выделенных Д.Б. Элькониным [34] в качестве нижнего уровня актуального развития произвольности, на который опирается обучение в первом классе, можно сделать вывод о наличии некоторого противоречия. С одной стороны, уровень произвольности, необходимый для успешного обучения в условиях массовой школы, согласно возрастным нормативам, достигается лишь с возрастом 6,5-7 лет, с другой — массовый переход на начало обучения возможен с шести лет.

  Социально-психологическая (коммуникативная) готовность ребенка к школе

  Помимо  личностной готовности можно выделить еще один компонент психологической готовности ребенка к школе — социально-психологическую готовность, определяя ее как формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

  По  мнению ряда исследователей, в структуре  социально-психологического компонента школьной готовности можно выделить следующие подструктуры:

  • коммуникативную компетентность,
  • социальную компетентность,
  • языковую компетентность.

  Использование понятия компетентности связывается  авторами с тем, что оно не так  часто употребляется в детской психологии и, следовательно; таким образом можно избежать различий в его интерпретации. Само слово «компетентность» означает осведомленность в чем-либо. Исходя из этого, социальная компетентность — это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально-культурной среде, отношение к ним; реализация этих знаний на практике. Под языковой компетентностью понимается такой уровень речевого развития, который позволяет человеку в процессе общения свободно использовать свои знания о языке. Эти два вида компетентности можно рассматривать как элементы коммуникативной компетентности, или более широко — компетентность в общении, которая включает в себя еще знание и понимание невербального языка общения, умение вступать в контакт как со своими сверстниками, так и со взрослыми.

Коммуникативная, социальная и речевая компетентности, формирующиеся в процессе социализации и воспитания ребенка, к окончанию дошкольного детства имеют определенный уровень развития, который и отражает уровень социально-психологической готовности ребенка к школьному обучению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Обзор диагностических методик готовности к школьному обучению

  • Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению (Н.И. Гуткина) [11]: Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива, "Домик", "Да и нет", "Сапожки", "Последовательность событий", "Звуковые прятки". Учитывая и исходя из теоретических положений Л.С. Выготского, Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина по поводу психологической готовности к школе разработана эта диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. Эта программа состоит из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной), произвольной, интеллектуальной и речевой сфер.
  • Методика изучения зрелости детей, поступающих в первый класс (Оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе, Имитация написанного текста, Мышление и речь, Умозаключения) Четыре методики, данной программы, направленны на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению.
  •   "Отношение ребенка к обучению в школе" Задача этой методики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школ.
  • Тест Керна - Иерасека. Тест содержит 3 задания: рисование фигуры человека, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении. Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.

ВЫВОДЫ

     Итак, анализ специальной литературы по проблеме показал, что проблеме готовности детей к школьному обучению уделяли внимание многие исследователи.  Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам выявить определение исследуемого нами понятия, таким образом под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

     Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления  детей, не готовых к школьному  обучению, с целью проведения с  ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

     Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и подготовка до школы. 
 
 
 
 
 
 
 

ГАЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ. 

2.1. Описание результатов исследования

      Наше  экспериментальное исследование проводилось  на базе муниципального дошкольного  образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №18»  г. Усолье-Сибирское Иркутской области. В исследовании принимали участие дети подготовительной группы.

      Исследование  проходило в три этапа:

     1 этап – выбор диагностических  методик позволяющих определить  уровень готовности детей к  обучению в школе;

     2 этап – проведение диагностического исследования по определению уровня готовности детей к обучению в школе;

     З этап – на основе собранной информации провести углубленную индивидуальную психологическую оценку сформированности в соответствии с возрастными нормативами отдельных сфер и психических процессов.

     Методика  исследования:

  1. Программа психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения Н.Я.Семаго, М.М.Семаго

     Первый  этап исследования был направлен на реализацию следующей цели: изучив психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме выбрать диагностические методики для выявления уровня готовности детей к школьному обучению.

     Исходя  из цели, были сформулированы задачи первого этапа исследования:

  • Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме изучить диагностические методики исследования для выявления уровня готовности детей к школьному обучению.
  • выбрать диагностические методики исследования для выявления уровня готовности детей к школьному обучению.

    Изучив  психолого-педагогическую литературу по рассматриваемой нами проблеме, мы увидели многообразие существующих методов определения готовности детей к школьному обучению. Руководствуясь тем, что:

1) обследование  не должно быть слишком длительным, чтобы уложиться во временные  рамки записи детей в школу  (апрель – май); 2) функциональная готовность и тестовые батареи не дают сведений о мотивационной готовности детей к школе, о значении которой подробно говорилось выше, и, наконец, 3) программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе и исходя из теоретических положений Л.С. Выготского, Л.И. Божович и Д.Б. Эльконина по поводу психологической готовности к школе, мы в своем выборе остановились на диагностической программе по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. Эта программа состоит из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной), произвольной, интеллектуальной и речевой сфер.

      Содержание  методики представлено в приложении (См. приложение №1).

   Второй  этап исследования был направлен на реализацию следующей цели: провести диагностическое исследование по выявлению уровня готовности детей к школьному обучению.

   Исходя  из цели, были сформулированы задачи второго этапа исследования:

    • подбор диагностического инструментария;
    • подготовка бланков протоколов исследования;
    • создание необходимых условий для проведения исследования;
    • проведение исследования.

Информация о работе Психологической готовности ребёнка к школе и пути коррекции неготовых к школьному обучению детей