Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 16:09, курсовая работа
Целью исследования является изучение особенностей психологической готовности ребёнка к школе и пути коррекции неготовых к школьному обучению детей.
Исходя из цели, были сформулированы задачи исследования:
изучение и анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме;
выбор диагностических методик, позволяющих определить уровень готовности детей к обучению в школе;
осуществление качественного и количественного анализа данных
наметить план психокоррекционных мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровень готовности к школьному обучению
Введение………………………………………………………………………..2
Глава I . Проблема психологической готовности ребенка к школе
Основные теоретические концепции психологической готовности детей к школе в современных исследованиях……………………7
Компоненты психологической готовности……………………….14
Обзор диагностических методик………………………………….21
Выводы……………………………………………………………………….22
Глава II. Экспериментальное изучение уровня готовности детей к школьному обучению.
База и методы исследования……………………………………….23
Результаты исследований готовности детей к школе……………25
Выводы……………………………………………………………………..…29
Заключение……………………………………………………………………30
Библиографический список используемой литературы……………………32
Многие
авторы, рассматривающие личностный
компонент психологической
Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью, Д.Б. Эльконин [28] и его сотрудники выделили следующие параметры:
Фактически
эти параметры и могут
Г.Г. Кравцов [23] рассматривал проблему развития произвольности через ее соотношение с волей, подчеркивая, что направление развития личности ребенка к собственной индивидуальности «совпадает с расширением зоны собственной свободы, способности сознательного управления своей психикой и поведением, то есть со становлением произвольности».
В этом случае можно сделать ряд практически значимых выводов, одним из которых является определение для каждого возрастного этапа развития ребенка ведущей деятельности в зависимости от вида и уровня произвольности его психической активности.
При этом уровни произвольности не формируются в линейной последовательности, а имеют периоды «перекрытий».
Н.А. Семаго [32] дает возрастные нормативы развития для первых двух уровней развития произвольности. Так при диагностике произвольности двигательной активности следует ориентироваться на следующие нормативы:
Диагностика
произвольности высших психических
функций предусматривает
При
соотнесении приведенных
Социально-психологическая (коммуникативная) готовность ребенка к школе
Помимо личностной готовности можно выделить еще один компонент психологической готовности ребенка к школе — социально-психологическую готовность, определяя ее как формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности общения с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
По мнению ряда исследователей, в структуре социально-психологического компонента школьной готовности можно выделить следующие подструктуры:
Использование понятия компетентности связывается авторами с тем, что оно не так часто употребляется в детской психологии и, следовательно; таким образом можно избежать различий в его интерпретации. Само слово «компетентность» означает осведомленность в чем-либо. Исходя из этого, социальная компетентность — это знание норм и правил поведения, принятых в определенной социально-культурной среде, отношение к ним; реализация этих знаний на практике. Под языковой компетентностью понимается такой уровень речевого развития, который позволяет человеку в процессе общения свободно использовать свои знания о языке. Эти два вида компетентности можно рассматривать как элементы коммуникативной компетентности, или более широко — компетентность в общении, которая включает в себя еще знание и понимание невербального языка общения, умение вступать в контакт как со своими сверстниками, так и со взрослыми.
Коммуникативная,
социальная и речевая компетентности,
формирующиеся в процессе социализации
и воспитания ребенка, к окончанию дошкольного
детства имеют определенный уровень развития,
который и отражает уровень социально-психологической
готовности ребенка к школьному обучению.
1.3. Обзор диагностических методик готовности к школьному обучению
Итак, анализ специальной литературы по проблеме показал, что проблеме готовности детей к школьному обучению уделяли внимание многие исследователи. Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам выявить определение исследуемого нами понятия, таким образом под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Для
подготовки ребенка к успешному школьному
обучению существуют различные подходы:
специальные занятия в д/саду на этапе
адаптации к школе, диагностика школьной
готовности и подготовка до школы.
ГАЛАВА
II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К
ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
2.1. Описание результатов исследования
Наше экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №18» г. Усолье-Сибирское Иркутской области. В исследовании принимали участие дети подготовительной группы.
Исследование проходило в три этапа:
1
этап – выбор диагностических
методик позволяющих
2
этап – проведение
З этап – на основе собранной информации провести углубленную индивидуальную психологическую оценку сформированности в соответствии с возрастными нормативами отдельных сфер и психических процессов.
Методика исследования:
Первый этап исследования был направлен на реализацию следующей цели: изучив психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме выбрать диагностические методики для выявления уровня готовности детей к школьному обучению.
Исходя из цели, были сформулированы задачи первого этапа исследования:
Изучив психолого-педагогическую литературу по рассматриваемой нами проблеме, мы увидели многообразие существующих методов определения готовности детей к школьному обучению. Руководствуясь тем, что:
1) обследование
не должно быть слишком
Содержание методики представлено в приложении (См. приложение №1).
Второй этап исследования был направлен на реализацию следующей цели: провести диагностическое исследование по выявлению уровня готовности детей к школьному обучению.
Исходя из цели, были сформулированы задачи второго этапа исследования: