Психологический практикум

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:08, реферат

Описание работы

В предлагаемой методике используется 24 набора достаточно близких по смыслу понятий. Задачей испытуемых является отбор в каждой строчке только двух слов, наиболее тесно связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками. Возможно обсуждение первого задания с целью снятия всех вопросов и затруднений испытуемых. Кстати, по этим вопросам экспериментатор может составить представление об особенностях процесса мышления, например, о его излишней конкретности, расплывчатости, слабой сосредоточенности на цели.
При сравнении своих ответов с правильными испытуемые оценивают свои результаты в баллах, где 2 балла соответствуют двум правильно выбранным словам, 1 балл соответствует одному правильно выбранному слову и 0 баллов, когда испытуемый не смог выбрать ни одного правильного слова. Результаты суммируются. Максимальное количество баллов равно 48 баллам, результаты менее 24 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемых сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

Содержание

1. Исследование восприятия 2
1.1. Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании 2
2. Исследование представления 4
2.1. Оценка яркости-четкости представлений по методу саморанжирования 4
2.2. Исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий. 6
3. Исследование памяти 8
3.1. Измерение объема кратковременной памяти по методу Джекобса 8
3.2. Исследование динамики процесса заучивания 10
3.3. Исследование непосредственного и опосредованного запоминания 11
3.4. Сравнение процессов воспроизведения и узнавания 13
4. Исследование мышления 16
4.1. Исследование наглядно-образного мышления с помощью
методики «Пиктограмма» 16
4.2. Оценка понятийного мышления с помощью методики «Сравнение понятий» 17
4.3. Определение лабильности – ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт» 19
4.4. Изучение особенностей наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек 21
4.5. Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач
(методика Лачинса) 23
4.6. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «Исключение лишнего» 24
4.7. Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Понимание пословиц» 26
5. Целостного описания обследуемой личности

Работа содержит 1 файл

псих.практикум-аверьянова.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

Правильно выбранные слова: сражение, солдаты; глаза, слово; растения, земля; крыша, стены; берег, вода; здание, улица; углы, сторона; делимое, делитель; игроки, правила; диаметр, круглость; текст, редактор; бумага, текст; голос, мелодия; колебание, почва; книги, читатели; лист, дерево; состязание, победа; врач, больные; чувство, человек; родина, человек; стулья, стол или сервант, шкаф; декан, студент; танки, пушки; свекла, морковь.

Образец методики

 

Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).     2

Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).      2

Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).      2

Сарай (сеновал, лошади, крыша, стены).        2

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).        2

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).      2

Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).       2

Деление (делимое, карандаш, делитель, бумага).       2

Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила).     1

Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).     2

Газета (правда, приложение, телеграмма, бумага, любовь, текст, редактор).  1

Книга (рисунок, война, бумага, любовь, текст).      2

Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).     1

Землетрясение (пожар, смерть, колебание, почва, шум)     2

Библиотека (город, книги, лекции, музыка, читатели).     2

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).       1

Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).     2

Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).     1

Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).      2

Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).     2

Мебель (стулья, стол, дерево, сервант, шкаф).      2

Факультет (кафедра, декан, здание, студент, улица).     1

Оружие (танки, самолеты, хлопушки, пушки, железо).     2

Овощи (огурец, свекла, арбуз, морковь, яблоко).      1

41 балл 

 

Вывод.

 По результатам проведения  методики было выявлено, что у  испытуемого достаточно хорошее  умение сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки. Таким образом, испытуемому свойственны умение сосредоточиться на цели, выделить связи между образами и предметами. Уровень словесно – логического мышления высокий (41 балл).

  4.7. Задание 14. Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Понимание пословиц». 

Данное задание определяет понимание  переносного смысла, не прямо отраженного в словесном виде. Пословицы, как и загадки, относятся к сфере народного творчества. Они во многом отражают этнические особенности, что особенно заметно при сравнении пословиц разных народов. Сравните содержание двух пословиц: туркменской - «Поселился у горы, так гора обвалилась. Поселился у реки, так река высохла» и русской - «Пришла беда - отворяй ворота» или «На бедного Ванюшку все шишки валятся». Пословицы содержат в себе указания на способы поведения в различных ситуациях, причем это могут быть совершенно различные способы, иногда даже диаметрально противоположные. Сравните русские пословицы: «Яблоко от яблони недалеко падает» и «Даже на одной ветке могут быть разные яблоки» или «Тише едешь, дальше будешь» и «Куй железо, пока горячо».

В классической методике, широко применяемой  в клинике, используется только способность  испытуемых отличить пословицы от похожих  на них обычных предложений (методика «Соотношение пословиц, метафор и  фраз»). Ошибкой испытуемых является объединение в одном классе внешне похожих высказываний типа «Цыплят по осени считают» и «Цыплята вырастают к осени», тогда как фраза «О деле судят по результатам» оказывается неподходящей.

Точно так же метафора «Золотая голова»  должна попасть в одну группу с  фразой «Умная голова», но не с фразой «Художник сделал статуэтку с позолоченной головой».

В предлагаемой методике оценивается  не только понимание переносного  смысла пословиц, но и соотнесение  их с предпочитаемым стилем собственной  жизнедеятельности. Как уже указывалось, пословицы могут закреплять противоположные способы поведения, и предпочитание тех или иных пословиц позволит испытуемым отнести себя к разным типам поведения.

Материал и инструкция для проведения методики. Испытуемым предъявляется набор из 35 пословиц, преимущественно русских, ориентированных на определение двух основных свойств человека: быть, т. е. отказаться от своего эгоцентризма и вещизма, проявлять внутреннюю активность, и иметь, т. е. жить во имя собственных интересов, особенно материальных. Эрих Фромм говорил, что большинство людей относятся ко второму типу, так как отказаться от своей ориентации на обладание слишком трудно. Испытуемые после прочтения каждой пословицы в специальном бланке (таблица 15) по 5-балльной шкале определяют свое личное отношение к пословице и ее использование в своем обычном поведении: 5 баллов - типично для поведения, 4 - часто, 3 - иногда, 2 - редко, 1 - совсем нетипично, 0 - не понял смысла пословицы вообще. Затем полученные оценки суммируются по столбцам, и наибольшая сумма (иногда две наибольших) указывает на индивидуальные особенности поведения. Значительное количество нулевых показателей оценивается как снижение способности испытуемого понимать переносный смысл.

 

Список пословиц

1. Худой мир лучше  доброй ссоры.

2. Если вы можете  заставить другого думать так,  как вы хотите, заставьте его  делать так, как вы думаете.

3. Мягко стелет, да  жестко спать.

4. Рука руку моет.

5. Ум хорошо, а два  лучше.

6. Из двух спорщиков  умнее тот, кто первым замолчит.

7. Кто сильнее, тот и правее.

8. Не подмажешь, не  поедешь.

9. С паршивой овцы - хоть шерсти клок.

10. Правда то, что мудрый  знает, а не то, о чем все  болтают.

11. Кто ударит и убежит, тот может драться и на следующий  день.

12. Слово «победа» четко  написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своих добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.

16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

17. Сражение проигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19. Ты мне - я тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь  пользу из истин, которыми обладают другие.

21. Кто спорит - гроша не стоит.

22. Кто не отступает,  тот обращает в бегство.

23. Ласковый теленок  двух маток сосет, а упрямый  - ни одной.

24. Кто дарит, друзей  наживает.

25. Выноси заботы на  совет и держи с другими  совет.

26. Лучший способ решать  конфликты - избегать их.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в  руках, чем журавль в облаках.

30. Чистосердечие, честность  и доверие сдвигают горы.

31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32. В этом мире есть  две породы людей: победители  и побежденные.

33. Если в тебя швырнули камень - брось в ответ кусок ваты.

34. Взаимные поступки  прекрасно решают дела.

35. Копай и копай  без устали: докопаешь до истины.

 

Таблица 15.

1

1

2

2

3

1

4

3

5

4

6

3

7

1

8

3

9

2

10

4

11

1

12

2

13

5

14

5

15

5

16

3

17

1

18

4

19

2

20

0

21

1

22

2

23

2

24

1

25

2

26

2

27

4

28

2

29

3

30

2

31

1

32

3

33

2

34

1

35

3

Ч

12

А

15

М

18

Л

17

С

21


Бланк регистрации бальных  оценок

 

Тип 1 - «черепаха»(Ч), Тип 2 - «акула»(А), Тип 3 - «медвежонок» (М), . Тип 4 - «лиса» (Л), Тип 5 - «сова» (С).

 

Вывод.

По результатам проведения выявлено, что у испытуемого преобладает 5 тип – «сова» - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников.

 

5. Целостного  описания обследуемой личности   

 

Итак, подводя итоги диагностики  можно заключить, что для исследуемой  личности что активное осязание дает более четкую характеристику осязаемого предмета. А пассивное осязание практически  не дает никаких результатов. Яркость-чёткость представлений находится на среднем уровне, то есть представления и образы достаточно конкретны. Исследование пространственных представлений методом  хронометрии умственных  действий выявило, что чем больше думать и сравнивать, тем ошибочнее ответы, для определения идентичности фигур, находящихся под меньшим углом, занимают меньше времени, но точность ответов ниже. Измерение объема кратковременной памяти по методу Джекобса выявило у испытуемой стабильный уровень снижение кратковременной памяти. Также было выявлено, что у испытуемой высокая способность к заучиванию слов, а значит хорошая кратковременная память. По результатам проведения эксперимента непосредственного и опосредованного запоминания было выявлено, что в первом опыте (непосредственное запоминание) испытуемый сделал больше ошибок, чем во втором опыте (опосредованное запоминание). Таким образом, можно заключить, что память исследуемой личности, опирающаяся на систему связей, расширяет объем запоминаемого материала в несколько раз, по сравнению с тем объемом, который удерживается при непосредственном запоминании. Сравнение процессов воспроизведения и узнавания выявило у испытуемой продуктивность процессов воспроизведения одинаковую во всех случаях, а узнавания одного и того же материала – разную. А также частота узнавания выше, чем частота воспроизведения. Исследование наглядно-образного мышления с помощью методики  «Пиктограмма» выявило у испытуемого высокие показатели по критерию адекватность (100%), высокие показатели по критерию воспроизведения. Критерий конкретности – абстрактности образа находится на уровне чуть ниже среднего, Критерий стандартности – оригинальности образа также находится на уровне чуть ниже среднего. Также выявлено, что у испытуемого нормальный уровень понятийного мышления. Определение лабильности – ригидности мыслительных процессов с помощью  методики  «Словесный лабиринт» выявило, что у испытуемого хороший эффект научения. В то же время можно сказать, что присутствует некоторая ригидность мышления. У исследуемой личности наглядно образное мышление развито на 50 процентов. Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач выявило, что у испытуемого выработался стереотип решения задач, и он оказывается нечувствительным к изменению условий других задач, таким образом, проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов. Выявлено, что у испытуемого достаточно хорошее умение сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки. Таким образом, испытуемому свойственны умение сосредоточиться на цели, выделить связи между образами и предметами. Уровень словесно – логического мышления высокий. Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Понимание пословиц» выявило, что у испытуемого преобладает 5 тип – «сова» - мудрая птица, ценит и цели, и взаимоотношения, открыто определяет позиции и пути выхода в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников.




Информация о работе Психологический практикум