Психологический практикум

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:08, реферат

Описание работы

В предлагаемой методике используется 24 набора достаточно близких по смыслу понятий. Задачей испытуемых является отбор в каждой строчке только двух слов, наиболее тесно связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками. Возможно обсуждение первого задания с целью снятия всех вопросов и затруднений испытуемых. Кстати, по этим вопросам экспериментатор может составить представление об особенностях процесса мышления, например, о его излишней конкретности, расплывчатости, слабой сосредоточенности на цели.
При сравнении своих ответов с правильными испытуемые оценивают свои результаты в баллах, где 2 балла соответствуют двум правильно выбранным словам, 1 балл соответствует одному правильно выбранному слову и 0 баллов, когда испытуемый не смог выбрать ни одного правильного слова. Результаты суммируются. Максимальное количество баллов равно 48 баллам, результаты менее 24 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемых сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

Содержание

1. Исследование восприятия 2
1.1. Особенности восприятия формы при пассивном и активном осязании 2
2. Исследование представления 4
2.1. Оценка яркости-четкости представлений по методу саморанжирования 4
2.2. Исследование пространственных представлений методом хронометрии умственных действий. 6
3. Исследование памяти 8
3.1. Измерение объема кратковременной памяти по методу Джекобса 8
3.2. Исследование динамики процесса заучивания 10
3.3. Исследование непосредственного и опосредованного запоминания 11
3.4. Сравнение процессов воспроизведения и узнавания 13
4. Исследование мышления 16
4.1. Исследование наглядно-образного мышления с помощью
методики «Пиктограмма» 16
4.2. Оценка понятийного мышления с помощью методики «Сравнение понятий» 17
4.3. Определение лабильности – ригидности мыслительных процессов с помощью методики «Словесный лабиринт» 19
4.4. Изучение особенностей наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек 21
4.5. Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач
(методика Лачинса) 23
4.6. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «Исключение лишнего» 24
4.7. Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Понимание пословиц» 26
5. Целостного описания обследуемой личности

Работа содержит 1 файл

псих.практикум-аверьянова.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

6. Маленькая девочка  - большая кукла    17. Ось - оса

7. Обман-ошибка       18. Яблоко-вишня

8. Волк-луна        19. Лыжи-коньки

9. Ботинок - карандаш       20. Красный - зеленый

10. Золото - серебро       21. Ворона - воробей

11. Молоко - вода       22. Ветер - соль

 

Список правильно выделенных признаков для «однополевых»  пар понятий:

 

1. Часть (время) суток.      +

2. Домашние (сельскохозяйственные) животные.   +

3. Военная профессия (управление военной техникой).  -

5. Атмосферные осадки.      +

6. Внешнее сходство, аналогия, размер, игра.    +

7. Причинно-следственное искажение действительности.  -

10. Драгоценные металлы.      +

11. Жидкость для питья.      -

12. Сельский транспорт  (гужевой транспорт).   +

14. Естественные водоемы.      +

15. Транспорт.        +

18. Плоды фруктовых  деревьев (фрукты - ягоды).   +

19. Спортивный зимний  инвентарь, зимние виды спорта.  +

20. Цвет.        +

21. Птицы.        +

12 баллов

 

Вывод.

По результатам проведения данной методики выявлено, что у испытуемого нормальный уровень понятийного мышления (12 баллов).

 

 

4.3.  Задание 10. Определение лабильности – ригидности мыслительных процессов с помощью  методики  «Словесный лабиринт».

Методика «Словесный лабиринт» продолжает изучать индивидуальные особенности субъектов мыслительной деятельности по параметру ригидности, но, в отличие от предыдущей методики Лачинса, она позволяет выявить противоположное по отношению к ригидности качество мыслительных процессов - их подвижность, или лабильность. Под лабильностью мыслительных процессов понимается скорость перестройки этих процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой. Поскольку для решения всех задач не существует единого алгоритма, временные показатели решения отдельных задач субъектом позволяют оценить его способность переключаться с одного способа решения на другой. Показателем лабильности (подвижности) мышления в данной методике выступает время, затраченное испытуемым на решение каждого из десяти лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей и особенно их неравномерность по отношению друг к другу свидетельствует о трудностях переключения с одного способа решения на другой (типичная картина для ригидности). Наоборот, низкие и ровные по отношению друг к другу временные затраты свидетельствуют о легкой переключаемости с одного способа решения на другой (типичная картина для лабильности мышления).

Оснащение эксперимента. Для каждого испытуемого следует подготовить 10 словесных лабиринтов, каждый на отдельной карточке. Под лабиринтом подразумевается столбик беспорядочно перемешанных букв из 6 строк по 6 букв в каждой строке. Набор букв выглядит случайным, но в нем обязательно зашифровано какое-нибудь слово (см. экспериментальный материал методики «Словесный лабиринт». Для регистрации времени решения задачи нужен ручной секундомер. Позднее эти показатели времени будут использованы для построения графика, определяющего особенности ригидности - лабильности мышления каждого отдельного субъекта.

Порядок работы. Экспериментатор дает испытуемому следующую инструкцию: «Сейчас вам будут выданы карточки со словесными лабиринтами, в которых скрыты осмысленные слова. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно скорее найти выход из лабиринта, используя три правила. Первое правило состоит в том, что вход в лабиринт всегда начинается с правого нижнего угла, а выход из лабиринта всегда находится в верхнем левом углу, т. е. вход и выход лабиринта всегда четко определены. Второе правило состоит в том, что передвигаться по лабиринту можно только ходом шахматной фигуры ладьи: только по прямой на любое количество букв. Третье правило состоит в том, что любая "пройденная" буква входит в зашифрованное слово, пропустить или перескочить ее невозможно. Найденное слово запишите с указанием времени поиска по секундомеру».

 

График, отражающий свойства мышления.

 

 

Рис. 6

 

Вывод.

По результатам проведения опыта  выявлено, что у испытуемого хороший  эффект научения (это видно по левой  половине графика, где отражено уменьшение времени, затраченного на решение каждого последующего лабиринта). В то же время можно сказать, что присутствует некоторая ригидность мышления.

4.4.  Задание 11. Изучение особенностей наглядно-действенного мышления  при решении задач сложения фигур из спичек.

Методика «сложение фигур из спичек» очень удобна для оценки наглядно-действенного мышления в силу ее простоты, общедоступности, равноценности составляющих ее элементов, возможности количественного и вероятностного анализа.

Оснащение эксперимента. Каждый испытуемый подготавливает для эксперимента 12 спичек и секундомер для регистрации скорости решения задач. Для последующего анализа полученных экспериментальных данных подготавливается также матрица, где фиксируются номера предъявленных задач и основные критерии их решения. Используются три основных критерия: эффективность решения (ставятся знаки «+» и «-» в зависимости от конечного результата), время решения (для сокращения потерь можно ограничить его тремя минутами на одну задачу) и количество использованных ходов, т. е. реальное количество ходов, включая и неправильные. Под ходом подразумевается любое перемещение спички в новую позицию. Чем больше количество ходов по отношению к требуемому, тем больше ошибочных проб и меньше период рефлексии (предварительного обдумывания).

Критерии наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек

 

Таблица 13

Номер задачи

Эффективность

(+, -)

Время решения

Количество ходов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

+

-

+

-

+

-

-

+

+

158сек

128сек

180сек

25сек

180сек

135сек

180сек

180сек

60сек

90сек

17

6

9

4

9

13

10

8

5

4

Среднее, %

50%

132сек (2 мин)

8,5


 

Пример материала заданий

Задание 1. В фигуре из 12 спичек переложить 5 спичек так, чтобы  получилось всего 2 квадрата.

Задание 2. В фигуре «лампа», составленной из 12 спичек, переложить 3 спички, чтобы получилось 5 равных треугольников.

Задание 3. В фигуре из 12 спичек переложить 3 спички так, чтобы  получилось 3 равных квадрата.

Задание 4. Фигура «флюгер» из 10 спичек. Переложить в ней 4 спички так, чтобы получился дом.

Задание 5. Спичечный рак  из 10 спичек ползет вверх. Переложить 3 спички так, чтобы рак полз вниз.

Задание 6. Фигура «фонарь» состоит из 9 спичек. Переложить 6 спичек, чтобы получилось 4 равных треугольника.

Задание 7. Фигура «весы» состоит из 9 спичек. Переложить 5 спичек, чтобы весы находились в состоянии  равновесия.

Задание 8. Фигура «греческий храм» состоит из 11 спичек. Переложить 4 спички и получить 15 квадратов.

Задание 9. В спичечной  фигуре переложить 5 спичек и получить 3 квадрата.

Задание 10. Исправить  ошибку: переложить две спички.

 

Вывод.

По результатам проведения опытов выявлено, что эффективность выполнения заданий у испытуемого 50%, среднее  время решения задач около 2 минут, среднее количество ходов 8,5. таким образом, у исследуемой личности наглядно образное мышление развито на 50 процентов.

 

 

4.5.  Задание 12. Исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач (методика Лачинса).

Эксперимент с помощью методики, которая была предложена А. Лачинсом для выявления ригидности мыслительных процессов, состоит в сравнении результатов решения однотипных задач двумя группами испытуемых. Задачи на переливание воды разными по емкости сосудами подобраны так, что часть из них может быть решена только одним способом, а часть - двумя: предыдущим и другим, более рациональным.

Оснащение опыта. До начала занятий надо заготовить два бланка - 1-й и 2-й - с десятью арифметическими задачами каждый. Задачи в бланках одни и те же, но последовательность их перечисления разная (см. об этом в конце данного задания). Для обработки и анализа результатов необходимо подготовить форму группового протокола, которую записывают на доске.

Инструкция испытуемым: «На вашем бланке имеется 10 задач, для решения которых вам необходимо выполнить элементарные арифметические действия. Прямо на бланке или в своей тетради записывайте последовательность арифметических действий, использованных вами для решения каждой задачи. Время решения не ограничено. Решайте задачи последовательно от 1-й до 10-й. Задачи нужно решать самостоятельно, подсматривать, списывать или консультироваться друг у друга запрещается».

 

Пример материала  методик

Бланк 1. Предназначен для экспериментальной группы.

1. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

2. Даны три сосуда, емкость которых 37, 24 и 2 литра.  Как отмерить ровно 9 литров  воды?

3. Даны три сосуда, емкость которых 39, 22 и 2 литра.  Как отмерить ровно 13 литров  воды?

4. Даны три сосуда, емкость которых 38, 25 и 2 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

5. Даны три сосуда, емкость которых 29, 14 и 2 литра.  Как отмерить ровно 11 литров  воды?

6. Даны три сосуда, емкость которых 28, 14 и 2 литра.  Как отмерить ровно 10 литров  воды?

7. Даны три сосуда, емкость которых 27, 12 и 3 литра. Как отмерить ровно 9 литров воды?

8. Даны три сосуда, емкость которых 30, 12 и 3 литра.  Как отмерить ровно 15 литров  воды?

9. Даны три сосуда, емкость которых 28, 7 и 5 литров. Как отмерить ровно 12 литров  воды?

10. Даны три сосуда, емкость которых 26, 10 и 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

Бланк 2. Предназначен для контрольной группы.

1. Даны три сосуда, емкость которых 26, 10 и 3 литра.  Как отмерить ровно 10 литров  воды?

2. Даны три сосуда, емкость которых 28, 7 и 5 литров. Как отмерить ровно 12 литров воды?

3. Даны три сосуда, емкость которых 30, 12 и 3 литра.  Как отмерить ровно 15 литров  воды?

4 Даны три сосуда, емкость  которых 27, 12 и 3 литра. Как отмерить  ровно 9 литров воды?

5. Даны три сосуда, емкость которых 28, 14 и 2 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

6. Даны три сосуда, емкость которых 38, 25 и 2 литра.  Как отмерить ровно 9 литров  воды?

7. Даны три сосуда, емкость которых 29, 14 и 2 литра.  Как отмерить ровно 11 литров  воды?

8. Даны три сосуда, емкость которых 39, 22 и 2 литра. Как отмерить ровно 11 литров воды?

9. Даны три сосуда, емкость которых 37, 24 и 2 литра.  Как отмерить ровно 9 литров  воды?

10. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 литра.  Как отмерить ровно 10 литров  воды?

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Таблица 14

Номер задачи

Количество нерациональных способов решения, контрольный испытуемый

Количество нерациональных способов решения, экспериментальный испытуемый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общее количество, %

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

0

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

90%


 

Вывод.

По результатам проведения эксперимента выявлено, что испытуемый, решающий экспериментальные задачи использовал нерациональные способы решения в 90% случаев. А испытуемый, решавший контрольные задачи, в 100% случаев пользовался рациональным способом решения.  Таким образом, можно заключить, что у испытуемого экспериментальной группы задач выработался стереотип решения первых 5 задач, и он оказывается нечувствительным к изменению условий задач с 6 по 10, таким образом, проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов.

 

 

4.6. Задание 13. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики « Исключение лишнего».

Одним из наиболее распространенных в практике исследования мышления любых  видов является метод «Исключение лишнего». С помощью этого метода можно достаточно убедительно показать особенности аналитической и синтетической деятельности мозга. Так, например, если испытуемым предъявить несколько названий рек России - Волга, Лена, Ангара, Иртыш, Обь - и попросить выбросить одно лишнее название, то чаще всего испытуемые исключают слово «Волга», поскольку все остальные реки находятся на территории Сибири. Иногда появляются ответы «Иртыш» по причине грамматических особенностей рода (все остальные названия женского рода), иногда - «Ангара» (единственный приток Енисея). По степени обобщенности признаков ответ «Волга» наиболее правилен. Аналогично оцениваются результаты и при использовании картинок с четырьмя нарисованными предметами, где один предмет надо исключить: например, на карточке нарисованы керосиновая лампа, электрическая лампочка, свеча и солнце, где правильный ответ - «солнце». Рассуждения типа «надо удалить свечу, она быстро сгорает и невыгодна» свидетельствуют о снижении и даже искажении уровня обобщений.

В предлагаемой методике используется 24 набора достаточно близких по смыслу понятий. Задачей испытуемых является отбор в каждой строчке только двух слов, наиболее тесно связанных с тестовым словом, стоящим перед скобками. Возможно обсуждение первого задания с целью снятия всех вопросов и затруднений испытуемых. Кстати, по этим вопросам экспериментатор может составить представление об особенностях процесса мышления, например, о его излишней конкретности, расплывчатости, слабой сосредоточенности на цели.

При сравнении своих ответов с правильными испытуемые оценивают свои результаты в баллах, где 2 балла соответствуют двум правильно выбранным словам, 1 балл соответствует одному правильно выбранному слову и 0 баллов, когда испытуемый не смог выбрать ни одного правильного слова. Результаты суммируются. Максимальное количество баллов равно 48 баллам, результаты менее 24 баллов оцениваются как неудовлетворительные, свидетельствующие о неумении испытуемых сравнивать, анализировать и обобщать выделенные признаки.

Информация о работе Психологический практикум