Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 22:22, контрольная работа
Цель данной работы - исследовать психологический портрет врача в зависимости от типа оказываемых им услуг.
Задачи:
1. Рассмотреть психологические факторы в деятельности врача;
2. Изучить психологический портрет врача;
3. Дать анализ экспериментальному исследованию психологического портрета врача.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3.
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы портрета врача.
1.1 Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7.
1.2 Специфика взаимоотношений больного и врача. . . . . . . . . . . . . . . . . .12.
1.3 Психологический портрет врача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19.
Глава II. Экспериментальное исследование психологического портрета врача.
2.1 Методы исследования психологического портрета врача. . . . . . . . . . . . .25.
2.2 Эмпирическое исследование психологического портрета врача. . . . . . . 28.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44.
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..49.
Пять респондентов - № 5, 6, 11, 30 - с высоким уровнем фактора Н, что говорит об стрессоустойчивости, социальной смелости, активности, решительности, тяге к риску и острым ощущениям, готовности иметь дело с незнакомыми людьми, хотя зачастую они игнорируют сигналы опасности. В отличие от этих респондентов, исследуемые № 1, 3, 4, 8, , 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 27, 28, 29 и 30 характеризуются неустойчивостью поведения в стрессовых ситуациях, застенчивостью, неуверенностью в своих силах, сдержанностью в выражении своих чувств, робостью.
Высокие оценки по фактору I, которые были выявлены у респондентов № 1, 2, 13, 15, 16, 18, 21, являются показателем чувствительности, мягкости, утонченности, образного, художественного восприятия мира, зависимости, стремлении к покровительству. В поведении проявляют черты театральности, иногда - тревожности. Низкие баллы свидетельствуют о мужественности, эмоциональной стабильности, суровости, практичности, реалистичности. Испытуемые № 5, 8, 11, 12, 19, 23, 25, 27, 28, 29, 30 обнаружили средние оценки по данному фактору.
Практически все испытуемые, как - то: № 1, 3, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 21, 24, 25, 27, 28, 29, 30, - лица с высокими оценками по фактору L, для которых характерно подходить к людям с предубеждением, настороженностью, недоверием. В отношениях с людьми они настойчивы, но раздражительны. Лишь два испытуемых - № 4 и 13 - обладают низким уровнем выраженности данного фактора. Это доверчивые, откровенные, добродушные люди, самооценка которых вполне реалистична. В коллективы уживчивы, веселы, доброжелательны, независтливы, проявляют искреннюю заботу о коллегах. Такие испытуемые как № 2, 7, 8, 15, 20, 22, 23 - со средними показателями.
Высокие оценки фактора М характерны для респондентов № 7, 10, 11, 15, 21, 22, 28, 30. Они обладают богатым воображением, мечтательны, эгоцентричны и ориентированы на свой внутренний мир. Испытуемые № 6, 19, 26 - лица с низкими оценками, которые вполне зрелы, уравновешены, здравомыслящи, трезво оценивающие обстоятельства. Следуют требованиям объективной реальности и общепринятым нормам поведения. Добросовестны. Однако в нестандартных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости. Больше чем половине респондентов свойственны средние показатели данного фактора.
Лица с высокими оценками по фактору N (респонденты № 6, 7, 12, 17, 20, 22, 24, 25, 28, 29, 30) характеризуются расчетливостью, принципиальностью, проницательностью, разумным и сентиментальным подходом к событиям и окружающим людям. У исследуемых № 2, 5, 16, 18, 23, 26 был выявлен низкий уровень значения данного фактора, что говорит об их прямолинейности, наивности, естественности, непосредственности поведения. Остальные же респонденты обнаружили средний показатель фактора N.
Больше чем половина респондентов принадлежит к лицам, обладающим высокими оценками фактора О, для которых свойственна тревожность, депрессивность, ранимость и впечатлительность (респонденты № 3, 4, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 25, 28, 30). Низкие показатели - у респондентов № 1, 2, 9, 29, которые характерны для людей хладнокровных, уверенных в себе, спокойных. Средние показатели были выявлены у исследуемых № 1, 5, 8, 11, 17, 23, 27.
Только пять респондентов (№ 6, 13, 21, 22, 24,) обладают высоким уровнем выраженности фактора Q1. При высоких оценках человек обычно критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо информирован. Низкие показатели присущи большей половине испытуемых (№ 2, 3, 4, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 18, 19, 20, 25, 26, 28, 29, 30), которым свойственны консерватизм, устойчивость по отношению к традиционным трудностям, сомнение к новым идеям, склонность к морализации и нравоучениям. Респонденты № 1, 5, 8, 11, 15, 17, 23, 27 - респонденты со средним уровнем выраженности фактора.
Низкие значения фактора Q2 обнаружены только у четверых испытуемых - № 4, 13, 25, 26. При таких оценках человек зависим от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируясь на социальное одобрение. Прямо противоположное значение имеют респонденты № 1, 2, 6, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 18, 19, 21, 23, 24, 28, которые предпочитают собственные интересы, следуют по выбранному пути, сами принимают решения и сами действуют. Оставшиеся испытуемые - № 3, 5, 7, 11, 12, 17, 20, 22, 27, 29, 30 обладают и теми и другими характеристиками и действуют в зависимости от ситуации.
Фактор Q3 при высоких показателях (исследуемые № 1, 2, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 15, 17, 18, 23, 26, 28, 30) характерен для лиц с развитым самоконтролем, точностью выполнения социальных требований, хорошо контролируемым поведением и эмоциями, доводящие всякое дело до конца. Им свойственна целенаправленность интегрированность личности. У лиц с низкими оценками данного фактора (респонденты № 4, 7, 16, 19, 21, 22, 24, 25,29) наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе. У респондентов № 3, 9, 12, 14, 20 был выявлен средний показатель фактора.
Для лиц с высоки значением фактора Q4 характерна напряженность, фрустрированность, взвинченность, наличие возбуждения и беспокойства - респонденты № 7, 15, 24, 30. Исследуемые № 2, 5, 6, 13, 16, 18, 20, 21, 22, 26, 27 - исследуемые с низкими показателями фактора и характеризуются расслабленностью, спокойствием, невозмутимостью. Остальные испытуемые имеют средние оценки фактора Q4.
Таблица 7.
Группа стоматологов.
Фактор, № испытуемого | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
A | 10 | 8 | 7 | 9 | 11 | 8 | 10 | 9 | 6 | 5 | 8 | 7 | 8 | 6 | 7 | |
B | 5 | 4 | 3 | 1 | 5 | 2 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 4 | |
C | 6 | 9 | 7 | 6 | 9 | 8 | 6 | 7 | 8 | 6 | 7 | 7 | 9 | 6 | 4 | |
E | 5 | 9 | 8 | 5 | 7 | 6 | 2 | 3 | 0 | 5 | 2 | 2 | 4 | 6 | 6 | |
F | 3 | 3 | 5 | 6 | 7 | 4 | 6 | 6 | 4 | 6 | 7 | 3 | 5 | 8 | 5 | |
G | 11 | 10 | 8 | 6 | 10 | 12 | 8 | 9 | 10 | 8 | 10 | 9 | 11 | 6 | 9 | |
H | 4 | 8 | 6 | 6 | 10 | 9 | 11 | 5 | 6 | 4 | 9 | 7 | 6 | 6 | 2 | |
I | 9 | 9 | 6 | 6 | 7 | 6 | 6 | 7 | 6 | 6 | 8 | 8 | 9 | 5 | 11 | |
L | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 | 4 | 4 | 7 | 8 | 5 | 5 | 3 | 8 | 4 | |
M | 6 | 7 | 7 | 6 | 6 | 4 | 10 | 7 | 6 | 8 | 8 | 7 | 7 | 7 | 10 | |
N | 5 | 4 | 6 | 6 | 3 | 7 | 8 | 5 | 5 | 5 | 5 | 9 | 5 | 5 | 5 | |
O | 3 | 3 | 8 | 8 | 6 | 5 | 9 | 8 | 4 | 9 | 10 | 9 | 9 | 6 | 10 | |
Q1 | 7 | 6 | 6 | 6 | 7 | 11 | 6 | 7 | 4 | 6 | 8 | 5 | 9 | 6 | 8 | |
Q2 | 7 | 8 | 6 | 3 | 5 | 9 | 5 | 7 | 7 | 8 | 6 | 6 | 4 | 7 | 9 | |
Q3 | 8 | 8 | 7 | 5 | 9 | 8 | 4 | 9 | 6 | 9 | 8 | 7 | 8 | 7 | 8 | |
Q4 | 6 | 2 | 6 | 7 | 4 | 0 | 8 | 6 | 7 | 5 | 5 | 7 | 3 | 5 | 8 | |
Таблица 8.
Группа гинекологов.
Фактор, № испытуемого | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
A | 7 | 6 | 12 | 6 | 11 | 10 | 7 | 8 | 9 | 7 | 8 | 7 | 8 | 4 | 9 | |
B | 8 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 7 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 3 | 3 | 3 | |
C | 9 | 7 | 7 | 10 | 12 | 6 | 7 | 8 | 6 | 5 | 6 | 5 | 4 | 4 | 6 | |
E | 3 | 6 | 7 | 8 | 5 | 6 | 5 | 2 | 7 | 3 | 7 | 8 | 5 | 8 | 7 | |
F | 4 | 5 | 3 | 5 | 6 | 4 | 4 | 5 | 5 | 4 | 8 | 3 | 4 | 6 | 7 | |
G | 12 | 8 | 12 | 9 | 12 | 7 | 9 | 12 | 5 | 5 | 9 | 7 | 9 | 9 | 4 | |
H | 4 | 2 | 6 | 6 | 5 | 7 | 6 | 6 | 6 | 5 | 6 | 6 | 4 | 6 | 9 | |
I | 12 | 5 | 9 | 8 | 5 | 9 | 8 | 8 | 4 | 7 | 5 | 7 | 7 | 7 | 7 | |
L | 7 | 8 | 5 | 6 | 4 | 8 | 4 | 4 | 6 | 6 | 5 | 6 | 6 | 5 | 8 | |
M | 7 | 7 | 7 | 3 | 6 | 9 | 10 | 7 | 6 | 7 | 4 | 6 | 8 | 7 | 8 | |
N | 4 | 7 | 4 | 5 | 8 | 5 | 8 | 2 | 8 | 8 | 4 | 6 | 7 | 7 | 8 | |
O | 6 | 10 | 8 | 5 | 7 | 9 | 10 | 5 | 5 | 7 | 9 | 5 | 8 | 3 | 7 | |
Q1 | 6 | 8 | 6 | 3 | 6 | 9 | 9 | 8 | 9 | 6 | 6 | 7 | 5 | 6 | 5 | |
Q2 | 9 | 5 | 7 | 8 | 7 | 8 | 6 | 9 | 8 | 4 | 4 | 6 | 7 | 6 | 5 | |
Q3 | 5 | 8 | 8 | 5 | 7 | 3 | 5 | 8 | 5 | 5 | 8 | 9 | 8 | 5 | 10 | |
Q4 | 2 | 1 | 4 | 6 | 2 | 4 | 3 | 5 | 8 | 6 | 3 | 4 | 5 | 6 | 9 | |
|
Таким образом, личностный профиль у респондентов первой группы будет выглядеть примерно следующим образом: общительные, разговорчивые, готовые к сотрудничеству респонденты со средним уровнем интеллекта, уверенные и чувственно постоянные, но иногда раздражительные; самоуверенные, твердые и нерешительные одновременно, могут позволить себе дать волю чувствам, импульсивные, часто бывают небрежными и непостоянными; для них свойственно развитое чувство долга; независимы в суждениях и реалистичны.
Личностный же профиль респондентов второй группы - так: они открыты и естественны, но иногда бывают замкнуты и необщительны; им присущи средний уровень интеллекта и импульсивность, самостоятельность в суждениях, склонны к доминантности; разговорчивы, склонны в общении, иногда проявляя сдержанность; для них характерны чувство долга и высокие моральные устои; чувствительны и впечатлительны; настойчивы и принципиальны; независимы и самодостаточны; устойчивы к фрустрациям и хорошо контролируют свои эмоции и поведение.
Заключение.
В настоящее
время остро встал вопрос о
необходимости включения
Первая глава нашей работы посвящена рассмотрению психологических аспектов деятельности врача. В первом параграфе был освящен вопрос о последовательности построения терапевтического сотрудничества врача и пациента с учетом психологических факторов, придерживаясь которых врач может значительно повысить доверие пациента к себе, сформировать доброжелательные отношения, собрать наиболее точный и полный анамнез предполагаемого заболевания. Так же описывается план и стратегия лечения пациента, которые должны быть психологически выстроены так, чтобы созданный терапевтический альянс сохранялся на протяжении всего лечебного процесса.
Во втором параграфе рассматриваются два типа взаимоотношений в диаде «врач - больной», один из которых основан на директивно - авторитарной позиции врача, который занимает активную лидерскую позицию, определяет стратегическую тактику лечения, все решения по ключевым вопросам лечебно - диагностического процесса принимает сам и берет на себя всю полноту ответственности. Партнерский тип взаимоотношений между врачом и пациентом более демократичен: он подразумевает активное участие пациента в лечебном процессе, при этом предполагается определенная степень ответственности и самостоятельности больного, его участие в принятии решений, определении стратегии и тактики лечения. Так же в параграфе освещены некоторые приемы, помогающие врачу завоевать доверие больного и расположить его к себе. Рассмотрены методы, с помощью которых врач может снять необоснованные страхи пациента и добиться психологической приемлемости необходимого лечения.