Психологический портрет врача

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать психологический портрет врача в зависимости от типа оказываемых им услуг.
Задачи:
1. Рассмотреть психологические факторы в деятельности врача;
2. Изучить психологический портрет врача;
3. Дать анализ экспериментальному исследованию психологического портрета врача.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3.
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы портрета врача.
1.1 Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7.
1.2 Специфика взаимоотношений больного и врача. . . . . . . . . . . . . . . . . .12.
1.3 Психологический портрет врача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19.
Глава II. Экспериментальное исследование психологического портрета врача.
2.1 Методы исследования психологического портрета врача. . . . . . . . . . . . .25.
2.2 Эмпирическое исследование психологического портрета врача. . . . . . . 28.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44.
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..49.

Работа содержит 1 файл

Психологический портрет врача.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

Пять респондентов - № 5, 6, 11, 30 - с высоким уровнем фактора Н, что говорит об стрессоустойчивости, социальной смелости, активности, решительности, тяге к риску и острым ощущениям, готовности иметь дело с незнакомыми людьми, хотя зачастую они игнорируют сигналы опасности. В отличие от этих респондентов, исследуемые № 1, 3, 4, 8, , 10, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 27, 28, 29 и 30 характеризуются неустойчивостью поведения в стрессовых ситуациях, застенчивостью, неуверенностью в своих силах, сдержанностью в выражении своих чувств, робостью.

Высокие оценки по фактору I, которые были выявлены у респондентов № 1, 2, 13, 15, 16, 18, 21, являются показателем чувствительности, мягкости, утонченности, образного, художественного  восприятия мира, зависимости, стремлении к покровительству. В поведении проявляют черты театральности, иногда - тревожности. Низкие баллы свидетельствуют о мужественности, эмоциональной стабильности, суровости, практичности, реалистичности. Испытуемые № 5, 8, 11, 12, 19, 23, 25, 27, 28, 29, 30 обнаружили средние оценки по данному фактору.

Практически все  испытуемые, как - то: № 1, 3, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 21, 24, 25, 27, 28, 29, 30, - лица с высокими оценками по фактору L, для которых  характерно подходить к людям  с предубеждением, настороженностью, недоверием. В отношениях с людьми они настойчивы, но раздражительны. Лишь два испытуемых - № 4 и 13 - обладают низким уровнем выраженности данного фактора. Это доверчивые, откровенные, добродушные люди, самооценка которых вполне реалистична. В коллективы уживчивы, веселы, доброжелательны, независтливы, проявляют искреннюю заботу о коллегах. Такие испытуемые как № 2, 7, 8, 15, 20, 22, 23 - со средними показателями.

Высокие оценки фактора М характерны для респондентов № 7, 10, 11, 15, 21, 22, 28, 30. Они обладают богатым воображением, мечтательны, эгоцентричны и ориентированы на свой внутренний мир. Испытуемые № 6, 19, 26 - лица с низкими оценками, которые вполне зрелы, уравновешены, здравомыслящи, трезво оценивающие обстоятельства. Следуют требованиям объективной реальности и общепринятым нормам поведения. Добросовестны. Однако в нестандартных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости. Больше чем половине респондентов свойственны средние показатели данного фактора.

Лица с высокими оценками по фактору N (респонденты № 6, 7, 12, 17, 20, 22, 24, 25, 28, 29, 30) характеризуются расчетливостью, принципиальностью, проницательностью, разумным и сентиментальным подходом к событиям и окружающим людям. У исследуемых № 2, 5, 16, 18, 23, 26 был выявлен низкий уровень значения данного фактора, что говорит об их прямолинейности, наивности, естественности, непосредственности поведения. Остальные же респонденты обнаружили средний показатель фактора N.

Больше чем  половина респондентов принадлежит  к лицам, обладающим высокими оценками фактора О, для которых свойственна тревожность, депрессивность, ранимость и впечатлительность (респонденты № 3, 4, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 25, 28, 30). Низкие показатели - у респондентов № 1, 2, 9, 29, которые характерны для людей хладнокровных, уверенных в себе, спокойных. Средние показатели были выявлены у исследуемых № 1, 5, 8, 11, 17, 23, 27.

Только пять респондентов (№ 6, 13, 21, 22, 24,) обладают высоким  уровнем выраженности фактора Q1. При  высоких оценках человек обычно критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо информирован. Низкие показатели присущи большей половине испытуемых (№ 2, 3, 4, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 18, 19, 20, 25, 26, 28, 29, 30), которым свойственны консерватизм, устойчивость по отношению к традиционным трудностям, сомнение к новым идеям, склонность к морализации и нравоучениям. Респонденты № 1, 5, 8, 11, 15, 17, 23, 27 - респонденты со средним уровнем выраженности фактора.

Низкие значения фактора Q2 обнаружены только у четверых испытуемых - № 4, 13, 25, 26. При таких  оценках человек зависим от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения  вместе с другими людьми, ориентируясь на социальное одобрение. Прямо противоположное значение имеют респонденты № 1, 2, 6, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 18, 19, 21, 23, 24, 28, которые предпочитают собственные интересы, следуют по выбранному пути, сами принимают решения и сами действуют. Оставшиеся испытуемые - № 3, 5, 7, 11, 12, 17, 20, 22, 27, 29, 30 обладают и теми и другими характеристиками и действуют в зависимости от ситуации.

Фактор Q3 при  высоких показателях (исследуемые  № 1, 2, 5, 6, 8, 10, 11, 13, 15, 17, 18, 23, 26, 28, 30) характерен для лиц с развитым самоконтролем, точностью выполнения социальных требований, хорошо контролируемым поведением и эмоциями, доводящие всякое дело до конца. Им свойственна целенаправленность интегрированность личности. У лиц с низкими оценками данного фактора (респонденты № 4, 7, 16, 19, 21, 22, 24, 25,29) наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе. У респондентов № 3, 9, 12, 14, 20 был выявлен средний показатель фактора.

Для лиц с  высоки значением фактора Q4 характерна напряженность, фрустрированность, взвинченность, наличие возбуждения и беспокойства - респонденты № 7, 15, 24, 30. Исследуемые № 2, 5, 6, 13, 16, 18, 20, 21, 22, 26, 27 - исследуемые с низкими показателями фактора и характеризуются расслабленностью, спокойствием, невозмутимостью. Остальные испытуемые имеют средние оценки фактора Q4.

Таблица 7.

Группа стоматологов.

 
Фактор, № испытуемого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15  
A 10 8 7 9 11 8 10 9 6 5 8 7 8 6 7  
B 5 4 3 1 5 2 5 5 4 4 4 5 5 3 4  
C 6 9 7 6 9 8 6 7 8 6 7 7 9 6 4  
E 5 9 8 5 7 6 2 3 0 5 2 2 4 6 6  
F 3 3 5 6 7 4 6 6 4 6 7 3 5 8 5  
G 11 10 8 6 10 12 8 9 10 8 10 9 11 6 9  
H 4 8 6 6 10 9 11 5 6 4 9 7 6 6 2  
I 9 9 6 6 7 6 6 7 6 6 8 8 9 5 11  
L 5 4 5 4 5 6 4 4 7 8 5 5 3 8 4  
M 6 7 7 6 6 4 10 7 6 8 8 7 7 7 10  
N 5 4 6 6 3 7 8 5 5 5 5 9 5 5 5  
O 3 3 8 8 6 5 9 8 4 9 10 9 9 6 10  
Q1 7 6 6 6 7 11 6 7 4 6 8 5 9 6 8  
Q2 7 8 6 3 5 9 5 7 7 8 6 6 4 7 9  
Q3 8 8 7 5 9 8 4 9 6 9 8 7 8 7 8  
Q4 6 2 6 7 4 0 8 6 7 5 5 7 3 5 8  
                                 

Таблица 8.

Группа гинекологов.

 
Фактор, № испытуемого 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30  
A 7 6 12 6 11 10 7 8 9 7 8 7 8 4 9  
B 8 5 2 3 4 5 7 3 4 5 4 5 3 3 3  
C 9 7 7 10 12 6 7 8 6 5 6 5 4 4 6  
E 3 6 7 8 5 6 5 2 7 3 7 8 5 8 7  
F 4 5 3 5 6 4 4 5 5 4 8 3 4 6 7  
G 12 8 12 9 12 7 9 12 5 5 9 7 9 9 4  
H 4 2 6 6 5 7 6 6 6 5 6 6 4 6 9  
I 12 5 9 8 5 9 8 8 4 7 5 7 7 7 7  
L 7 8 5 6 4 8 4 4 6 6 5 6 6 5 8  
M 7 7 7 3 6 9 10 7 6 7 4 6 8 7 8  
N 4 7 4 5 8 5 8 2 8 8 4 6 7 7 8  
O 6 10 8 5 7 9 10 5 5 7 9 5 8 3 7  
Q1 6 8 6 3 6 9 9 8 9 6 6 7 5 6 5  
Q2 9 5 7 8 7 8 6 9 8 4 4 6 7 6 5  
Q3 5 8 8 5 7 3 5 8 5 5 8 9 8 5 10  
Q4 2 1 4 6 2 4 3 5 8 6 3 4 5 6 9  
                                 
 
 
                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таким образом, личностный профиль у респондентов первой группы будет выглядеть примерно следующим образом: общительные, разговорчивые, готовые к сотрудничеству респонденты со средним уровнем интеллекта, уверенные и чувственно постоянные, но иногда раздражительные; самоуверенные, твердые и нерешительные одновременно, могут позволить себе дать волю чувствам, импульсивные, часто бывают небрежными и непостоянными; для них свойственно развитое чувство долга; независимы в суждениях и реалистичны.

Личностный же профиль респондентов второй группы - так: они открыты и естественны, но иногда бывают замкнуты и необщительны; им присущи средний уровень интеллекта и импульсивность, самостоятельность в суждениях, склонны к доминантности; разговорчивы, склонны в общении, иногда проявляя сдержанность; для них характерны чувство долга и высокие моральные устои; чувствительны и впечатлительны; настойчивы и принципиальны; независимы и самодостаточны; устойчивы к фрустрациям и хорошо контролируют свои эмоции и поведение.

Заключение.

В настоящее  время остро встал вопрос о  необходимости включения психологической  подготовки в курсы обучения и  повышения квалификации медицинских работников. Эта проблема мотивирована тем, что профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с пациентами, их родственниками, медицинским персоналом. От степени коммуникативной компетентности врача во многом зависит его успешная профессиональная деятельность.

Первая глава  нашей работы посвящена рассмотрению психологических аспектов деятельности врача. В первом параграфе был  освящен вопрос о последовательности построения терапевтического сотрудничества врача и пациента с учетом психологических факторов, придерживаясь которых врач может значительно повысить доверие пациента к себе, сформировать доброжелательные отношения, собрать наиболее точный и полный анамнез предполагаемого заболевания. Так же описывается план и стратегия лечения пациента, которые должны быть психологически выстроены так, чтобы созданный терапевтический альянс сохранялся на протяжении всего лечебного процесса.

Во втором параграфе  рассматриваются два типа взаимоотношений  в диаде «врач - больной», один из которых основан на директивно - авторитарной позиции врача, который занимает активную лидерскую позицию, определяет стратегическую тактику лечения, все решения по ключевым вопросам лечебно - диагностического процесса принимает сам и берет на себя всю полноту ответственности. Партнерский тип взаимоотношений между врачом и пациентом более демократичен: он подразумевает активное участие пациента в лечебном процессе, при этом предполагается определенная степень ответственности и самостоятельности больного, его участие в принятии решений, определении стратегии и тактики лечения. Так же в параграфе освещены некоторые приемы, помогающие врачу завоевать доверие больного и расположить его к себе. Рассмотрены методы, с помощью которых врач может снять необоснованные страхи пациента и добиться психологической приемлемости необходимого лечения.

Информация о работе Психологический портрет врача