Психологический портрет врача

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать психологический портрет врача в зависимости от типа оказываемых им услуг.
Задачи:
1. Рассмотреть психологические факторы в деятельности врача;
2. Изучить психологический портрет врача;
3. Дать анализ экспериментальному исследованию психологического портрета врача.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3.
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы портрета врача.
1.1 Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7.
1.2 Специфика взаимоотношений больного и врача. . . . . . . . . . . . . . . . . .12.
1.3 Психологический портрет врача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19.
Глава II. Экспериментальное исследование психологического портрета врача.
2.1 Методы исследования психологического портрета врача. . . . . . . . . . . . .25.
2.2 Эмпирическое исследование психологического портрета врача. . . . . . . 28.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44.
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..49.

Работа содержит 1 файл

Психологический портрет врача.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

Таблица 4.

Показатели эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений у группы гинекологов.

 
№ испытуемого /стороны выгорания Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений  
16 Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень  
17 Средний уровень Низкий уровень Средний уровень  
18 Средний уровень Средний уровень Высокий уровень  
19 Средний уровень Низкий уровень Средний уровень  
20 Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень  
21 Средний уровень Средний уровень Низкий уровень  
22 Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень  
23 Средний уровень Низкий уровень Низкий уровень  
24 Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень  
25 Высокий уровень Средний уровень Высокий уровень  
26 Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень  
27 Средний уровень Средний уровень Высокий уровень  
28 Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень  
29 Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень  
30 Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень  
         

Таблица 5.

Группа стоматологов.

 
№ испытуемого Уровень эмпатии Уровень эмоционального истощения Уровень

деперсонализации

Уровень редукции личных достижений  
1 Нормальный  уровень Средний уровень Средний уровень Высокий уровень  
2 Нормальный  уровень Средний уровень Средний уровень Высокий уровень  
3 Нормальный  уровень Средний уровень Средний уровень Низкий уровень  
4 Низкий уровень Средний уровень Низкий уровень Средний уровень  
5 Нормальный  уровень Средний уровень Средний уровень Средний уровень  
6 Нормальный  уровень Высокий уровень Средний уровень Средний уровень  
7 Нормальный  уровень Средний уровень Низкий уровень Средний уровень  
8 Нормальный  уровень Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень  
9 Нормальный  уровень Высокий уровень Средний уровень Высокий уровень  
10 Нормальный  уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень  
11 Низкий уровень Средний уровень Низкий уровень Низкий уровень  
12 Нормальный  уровень Высокий уровень Высокий уровень Высокий уровень  
13 Нормальный  уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень  
14 Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Высокий уровень  
15 Нормальный  уровень Высокий уровень Средний уровень Средний уровень  
           

Таблица 6.

Группа гинекологов.

 
№ испытуемого Уровень эмпатии Уровень эмоционального истощения Уровень

деперсонализации

Уровень редукции личных достижений  
16 Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень  
17 Нормальный  уровень Средний уровень Низкий уровень Средний уровень  
18 Нормальный  уровень Средний уровень Средний уровень Высокий уровень  
19 Нормальный  уровень Средний уровень Низкий уровень Средний уровень  
20 Высокий уровень Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень  
21 Нормальный  уровень Средний уровень Средний уровень Низкий уровень  
22 Нормальный  уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень  
23 Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Низкий уровень  
24 Нормальный  уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень  
25 Нормальный  уровень Высокий уровень Средний уровень Высокий уровень  
26 Нормальный  уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень  
27 Нормальный  уровень Средний уровень Средний уровень Высокий уровень  
28 Нормальный  уровень Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень  
29 Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень  
30 Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень  
           

По результатам  сводных таблиц по двум методикам - методика «Диагностика уровня эмпатии» и методика «Опросник на «выгорание» - можно сделать вывод, о том, что  врачи с более высокими показателями по эмпатии имеют более низкий уровень выраженности синдрома эмоционального выгорания в целом. Так, если во второй группе (врачи - гинекологи) по шкале эмоционального истощения только один респондент имеет высокий уровень, то в первой группе (врачи - стоматологи) таких респондентов уже пять. Низкий уровень по этой шкале во второй группе присущ трем исследуемым, а в первой только одному. По шкале деперсонализации высокий уровень во второй группе вообще не был выявлен - у большинства присутствует низкий уровень выраженности данной составляющей выгорания, в первой группе - один респондент показал высокие баллы и только шесть - низкие. По третьей шкале - редукции личных достижений - выраженных различий между группами не было выявлено.

У врачей с высокими показателями по той или иной стороне выгорания субъективно проявляется чувство психического истощения, вследствие чего снижается эффективность профессионального взаимодействия как с коллегами, так и пациентами. Взаимодействуя с больными такой врач перестает принимать во внимание психологические феномены, связанные с заболеванием - внутреннюю картину болезни пациента с ее сложной структурой, формирующиеся механизмы психологической защиты, не реагирует на тревогу пациента, не замечает его депрессивных или даже суицидальных тенденций. Высокий уровень выгорания сопровождается раздражительностью врача, состоянием тревожного напряжения, стремлением избегать воздействия эмоциональных факторов тенденцией к ограничению собственного эмоционального реагирования на пациента.

Результаты методики «Многофакторный личностный опросник Кэттелла» (версия С) показали, что испытуемые № 1, 4, 5, 7, 8, 18, 20, 21, 24, 30 имеют высокие  показатели по фактору А. Для высоких значений фактора характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Лица с высокими значениями данного фактора предпочитают работать с людьми, легко включаются в активные группы, щедры в личных отношениях. Они не боятся критики, хорошо запоминают лица, имена, фамилии, события. Низкие же значения фактора А, которые были выявлены у респондентов № 3, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 22, 25, 27, 29 свидетельствуют об отсутствии живых эмоций. Они замкнуты, мало общительны, не интересуются жизнью окружающих. Стараются работать в маленьких группах, избегают коллективных мероприятий, редко идут на компромиссы. В делах точны, обязательны, но недостаточно гибки, особенно в оценках людей. Оставшиеся же испытуемые, такие как № 2, 6, 11, 13, 23, 26, 28 показали средние значения по данному фактору.

По фактору  В респонденты № 1, 5, 8, 12, 13, 16, 17, 21, 22, 25, 27 имеют высокие показатели, что характерно для лиц с хорошим уровнем интеллектуального развития, абстрактно и логически мыслящих, быстро схватывающих все новое. Испытуемые № 3, 4, 6, 14, 18, 19, 23, 28, 29, 30 показали низкий уровень выраженности исследуемого фактора. Лица, имеющие низкие показатели по фактору склонны к медлительному обучению, все понимают буквально и конкретно. Мышление конкретное, образное. Склонны к догадкам, стремятся к интуитивно обоснованным решениям. У остальных испытуемых был выявлен средний показатель по фактору В.

Результаты по исследованию фактора С показало, что высокий уровень выраженности присущ только респондентам № 2, 5, 13, 16, 19, 20. Высокие оценки свойственны  лицам эмоционально зрелым, уверенным  в себе, спокойным, постоянным в своих планах и привязанностях. Для них характерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи смотрят реалистично, хорошо осознают требования действительности. Низкие оценки данного фактора были выявлены у респондентов № 4,7,10,14,15,21,24,25,26,27,28,29,30. Такие оценки свойственны лицам мало способным контролировать эмоции и импульсивные влечения, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость. У испытуемых № 6, 8, 9, 11, 12, 17, 18, 22, 23 - средние показатели данного фактора.

Высокие значения фактора Е свидетельствуют о  властности, стремлении к доминантности, самостоятельности, независимости. Люди, имеющие высокие оценки по этому  фактору, действуют смело и энергично, не признают давления со стороны. Это испытуемые № 2, 3, 18, 19, 24, 26, 27, 29, 30. Низкие оценки фактора говорят о застенчивости, уступчивости, частой зависимости от мнения других, тревожности респондента. Также ему характерна тактичность и почтительность - испытуемые № 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 23, 25. остальным респондентам характерен средний уровень выраженности данного фактора.

По фактору F высокие показатели свойственны  респондентам № 5, 11, 14, 26, 30. Высокие  оценки характерны для жизнерадостных, импульсивных, беспечных, веселых, разговорчивых, подвижных людей. Они энергичны, социальные контакты для них эмоционально значимы, искренны в отношениях между людьми. Низкий уровень значения фактора был выявлен у исследуемых № 1, 2, 6, 9, 12, 16, 18, 21, 22, 25, 27, 28, для которых свойственны благоразумие, осторожность, рассудительность, молчаливость; такие люди часто планируют свои поступки. Оставшаяся половина респондентов - респонденты со средним уровнем.

Подавляющее большинство  испытуемых - № 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 22, 23, 26, 28, 29 - обнаружили высокие значения следующего фактора - фактора G. Чувство ответственности и долга, стойкость моральных принципов - вот, что характерно для таких людей. Также они точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, обладают хорошим самоконтролем и стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей. Респонденты № 4, 14, 24, 25, и 30 - респонденты с низким уровнем данного фактора, что свидетельствует об их склонности к непостоянству, подверженности к влиянию случая и обстоятельств. Также они характеризуются неорганизованностью, гибкими установками к социальным нормам, эгоистичностью. Четыре респондента - № 3, 17, 21, 27- обнаружили средние показатели данного фактора.

Информация о работе Психологический портрет врача