Психологический портрет врача

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать психологический портрет врача в зависимости от типа оказываемых им услуг.
Задачи:
1. Рассмотреть психологические факторы в деятельности врача;
2. Изучить психологический портрет врача;
3. Дать анализ экспериментальному исследованию психологического портрета врача.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3.
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы портрета врача.
1.1 Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7.
1.2 Специфика взаимоотношений больного и врача. . . . . . . . . . . . . . . . . .12.
1.3 Психологический портрет врача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19.
Глава II. Экспериментальное исследование психологического портрета врача.
2.1 Методы исследования психологического портрета врача. . . . . . . . . . . . .25.
2.2 Эмпирическое исследование психологического портрета врача. . . . . . . 28.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44.
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..49.

Работа содержит 1 файл

Психологический портрет врача.doc

— 510.50 Кб (Скачать)

На третьем  этапе практической работы был использован  «Многофакторный личностный опросник»  Р. Кэттелла. Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут.

Предлагаемый  опросник состоит из 105 вопросов (форма  С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов («a», «b», «c»). Испытуемый выбирает и фиксирует его в  бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к  тем или иным факторам.

Обработка результатов  ведется по специальному ключу, где  даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ «a», «b», «c» в каждом вопросе. Таким  образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов. Всего факторов, которые составляют личностный профиль 16:

1. Фактор А  - замкнутость - общительность.

2. Фактор В  - интеллект.

3. Фактор С  - эмоциональная устойчивость - эмоциональная  неустойчивость.

4. Фактор Е - доминантность - подчиненность.

5. Фактор F - сдержанность - экспрессивность.

6. Фактор G - подверженность  чувствам - высокая нормативность  поведения.

7. Фактор Н  - смелость - робость.

8. Фактор I - жесткость  - чувствительность.

9. Фактор L - доверчивость - подозрительность.

10. Фактор M - практичность - развитое воображение.

11. Фактор N - дипломатичность  - прямолинейность.

12. Фактор O - уверенность  в себе - тревожность.

13. Фактор Q1 - радикализм - консерватизм.

14. ФакторQ2 - конформизм - нонконформизм.

15. Фактор Q3 - низкий  самоконтроль - высокий самоконтроль.

16. Фактор Q4 - расслабленность  - напряженность.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений.

2.2 Эмпирическое исследование  психологического  портрета врача.

Исследование по определению уровня эмпатии выявило у респондентов № 16, 20, 23, 29, 30 высокий уровень эмпатии. Данные респонденты чувствительны к нуждам и проблемам пациентов, искренне пытаются понять их чувства. Они умеют "читать" лица пациентов и "заглядывать" в их внутренний мир. Такие врачи эмоционально отзывчивы, общительны. Высокий уровень эмпатии позволяет им устанавливать более доверительные отношения с пациентами, чем врачам с низким уровнем эмпатии, что способствует расслаблению больного, придает уверенности в том, что он сделал правильный выбор, обратившись к врачу. В состоянии психологического спокойствия пациент может дать более полную и точную информацию о своих ощущениях. Испытуемые стараются не допускать конфликтов, как в коллективе, так и с пациентами, и находить компромиссные решения. Исследуемые хорошо переносят критику в свой адрес от коллег. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку. Однако, при высоком уровне эмпатии врачу свойственно болезненное сопереживание, тонкое реагирование на настроение собеседника, которые могут привести к хроническим эмоциональным перегрузкам, которые, в свою очередь, часто приводят к «синдрому эмоционального» выгорания.

Подавляющее большинство испытуемых - № 1, 2 ,3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 28 - имеют нормальный уровень эмпатии, присущий большинству людей. Врачи с нормальным уровнем выраженности исследуемого качества, так же как и врачи с высоким уровнем эмпатии способны к сопереживанию, но в то же время они не относятся к числу людей особо чувствительных. В межличностных отношениях судить о других более склонны по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. Такие врачи в общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано со слов пациентов, стараются понять переживания больного, его опасения, но, тем не менее, создают некоторый барьер между собой и пациентом. У них раскованность чувств присутствует в меньшей степени, чем у врачей с высоким уровнем эмпатии, что может частично затруднять полноценное восприятие людей.

Низкий уровень  эмпатии был выявлен всего  у трех респондентов: № 4, 11, 14. Врачи с низким уровнем эмпатии стремятся во взаимоотношениях с больными отстранить переживания пациента и не включать их в лечебный процесс. Такой врач лечит не пациента, человека, пришедшего к нему за помощью, а болезнь, симптом. Пациенты у таких исследуемых проходят словно конвейер, не оставляя никакого следа. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Такие респонденты сторонники точных формулировок и рациональных решений. У людей данной группы плохо выражена способность эмоционально воспринимать другого человека, проникать в его внутренний мир, принимать его со всеми мыслями и чувствами.

Таблица 1.

Определение уровня эмпатии у группы стоматологов.

 
№ испытуемого Уровень выраженности качества  
1 Нормальный  уровень  
2 Нормальный  уровень  
3 Нормальный  уровень  
4 Низкий уровень  
5 Нормальный  уровень  
6 Нормальный  уровень  
7 Нормальный  уровень  
8 Нормальный  уровень  
9 Нормальный  уровень  
10 Нормальный  уровень  
11 Низкий уровень  
12 Нормальный уровень  
13 Нормальный  уровень  
14 Низкий уровень  
15 Нормальный  уровень  
     
№ испытуемого Уровень выраженности качества  
16 Высокий уровень  
17 Нормальный  уровень  
18 Нормальный  уровень  
19 Нормальный  уровень  
20 Высокий уровень  
21 Нормальный уровень  
22 Нормальный  уровень  
23 Высокий уровень  
24 Нормальный  уровень  
25 Нормальный  уровень  
26 Нормальный  уровень  
27 Нормальный  уровень  
28 Нормальный  уровень  
29 Высокий уровень  
30 Высокий уровень  
     

Таблица 2.

Определение уровня эмпатии у группы гинекологов.

Сравнивая результаты, представленные в таблице 1 и таблице 2, можно сделать вывод о том, что исследуемые врачи, работающие в области гинекологии, обладают более высоким уровнем эмпатии, чем врачи - стоматологи. И не смотря на то, что во второй группе только пять врачей с ярко выраженным высоким уровнем эмпатии, остальные десять испытуемых все же имеет большее количество баллов по данному качеству, чем респонденты первой группы. Таким образом, врачи женской консультации более способны к эмоциональному восприятию каждого пациента, находят индивидуальный подход к больному, более терпимо относятся к их чрезмерно эмоциональным переживаниям, стараются сгладить физическую боль, оказать психологическую поддержку, создавая атмосферу доверия и принятия больного таким, каков он есть. Все это способствует наиболее эффективному лечебному процессу, облегчая работу самим врачам.

Результаты по методике на выгорание К. Маслача  и С. Джексона показали, что испытуемые № 6, 9, 12, 14, 15 и 25 имеют высокий уровень эмоционального истощения. Эмоциональное истощение проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении, в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии. Врач уже не может полностью отдаваться работе, как это было прежде, у него снижается самооценка, отмечается снижение настроения с чувством безнадежности, бесперспективности, повышается уровень тревоги. Возможно негативное отношение к пациентам, воспринимаемым как источник хронической психической травматизации. Все выше перечисленное значительно влияет на пациентов, повышая их тревогу, что ведет к снижению эффективности проводимого лечения.

Остальные испытуемые имеют либо средние (респонденты  № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 24, 26, 27, 29, 30), либо низкие показатели (респонденты № 8, 20, 22, 28), что свидетельствует о малой выраженности этой стороны выгорания у данных обследуемых.

Высокий уровень  по шкале деперсонализации имеет всего один испытуемый - испытуемый № 12. Деперсонализация проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми: повышении зависимости от других или, напротив, негативизма, циничности установок и чувств по отношению к пациентам. В высказываниях врача о своих больных могут появиться цинизм, холодное равнодушие или даже враждебность. Остальные испытуемые так же имеют либо средние (респонденты № 1, 2, 3, 5, 6, 9, 14, 15, 18, 21, 22, 25, 27), либо низкие показатели (респонденты № 4, 7, 8, 10, 11, 13, 16, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 28, 29, 30).

По шкале редукции личных достижений больше половины исследуемых  показали высокие результаты. Это  испытуемые № 1, 2, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 30. Редукция личных достижений проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, в уменьшении значимости собственных достижений, ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности или отстранении («уходе») от обязанностей по отношению к другим.

Низкие показатели по этой стороне выгорания имеют  семь респондентов - № 3, 8, 11,20, 21, 23, 28.

Средние показатели были выявлены у испытуемых № 4, 5, 6, 7, 15, 19.

Таблица 3.

Показатели эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений у группы стоматологов.

 
  Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений  
1 Средний уровень Средний уровень Высокий уровень  
2 Средний уровень Средний уровень Высокий уровень  
3 Средний уровень Средний уровень Низкий уровень  
4 Средний уровень Низкий уровень Средний уровень  
5 Средний уровень Средний уровень Средний уровень  
6 Высокий уровень Средний уровень Средний уровень  
7 Средний уровень Низкий уровень    
 
8 Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень  
9 Высокий уровень Средний уровень Высокий уровень  
10 Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень  
11 Средний уровень Низкий уровень Низкий уровень  
12 Высокий уровень Высокий уровень Высокий уровень  
13 Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень  
14 Высокий уровень Средний уровень Высокий уровень  
15 Высокий уровень Средний уровень Средний уровень  
         

Информация о работе Психологический портрет врача