Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 22:22, контрольная работа
Цель данной работы - исследовать психологический портрет врача в зависимости от типа оказываемых им услуг.
Задачи:
1. Рассмотреть психологические факторы в деятельности врача;
2. Изучить психологический портрет врача;
3. Дать анализ экспериментальному исследованию психологического портрета врача.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3.
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы портрета врача.
1.1 Исторический подход к изучению проблемы личностных и профессиональных особенностей врача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7.
1.2 Специфика взаимоотношений больного и врача. . . . . . . . . . . . . . . . . .12.
1.3 Психологический портрет врача. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19.
Глава II. Экспериментальное исследование психологического портрета врача.
2.1 Методы исследования психологического портрета врача. . . . . . . . . . . . .25.
2.2 Эмпирическое исследование психологического портрета врача. . . . . . . 28.
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44.
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..49.
Есть другая категория больных. Для них каждый визит к врачу доказывает окружающим, что они серьезно больны и вынуждены постоянно лечиться. Среди них бывают эгоисты и люди чрезмерно озабоченные своим здоровьем, которые регулярно обращаются к врачу. Однако часто за этим кроется неосознанное желание уйти от трудностей жизни, получить, так сказать, моральный больничный лист. Иногда таким больным можно помочь, деликатно и настойчиво снимая их необоснованные страхи и предрассудки. Страх, постоянный в душе человека, - плохой союзник в борьбе с болезнью. Врач должен оставлять больного не с тоской в душе, а с верой и надеждой. Даже если не возможно вылечить больного, долг врача - утешить его. Амбруаза Паре говорил: “Цель медицины - если возможно вылечить, если нет - облегчить, но всегда - утешить”.
Еще один важный
момент во взаимоотношениях врача и
пациента это эмпатия. Эмпатия включает
в себя способность человека воспринимать
эмоциональное состояние
В практике с пациентом врач нередко способен почувствовать его переживание не столько на основании словесных сообщений, сколько по характеру его невербального поведения. Эмпатический подход врача проявляется в его способности чувствовать эмоциональное состояние больного в каждый момент общения с ним и, что немаловажно, в умении передать пациенту то, что он полностью понят.
Особо следует
отметить такой феномен как
Отсутствие доверительного контакта между пациентом и врачом является общим условием возникновения ятрогении. Промахи в речи врача, особенно при первой встрече с больными, часто являются ее источником. Например, необходимо избегать употребления даже наиболее распространенной терминологии, так как это вызывает тревогу у пациента.
Таким образом, из выше изложенного материала видно, что знание симптомов болезней и дозировок лекарств не ограничивается профессиональная деятельность врача. Важную роль играет также и психологический фактор: представляет ли собой врач гармонически развитую личность с морально - этическими устоями, умеет ли входить в контакт с людьми и грамотно взаимодействовать с ними - все это также является составляющим личности врача как профессионала.
1.3. Психологический портрет врача.
Профессия врача предъявляет требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия. По роду профессиональной деятельности врач сталкивается со страданием, болью, умиранием, смертью. Работа врача - особый вид деятельности, характеризующийся состоянием постоянной психологической готовности, эмоциональной вовлеченности в проблемы окружающих, связанные с состоянием их здоровья, практически в любых ситуациях, предполагающих межличностное взаимодействие. С психологической точки зрения болезнь может рассматриваться как ситуация неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом - одна из наиболее трудных психологических ситуаций в жизни, частой эмоциональной реакцией на которую является страх. Эту ситуацию переживает больной, в нее «входит» врач, который может уменьшить степень информационной неопределенности путем тщательной диагностики, но контролировать в полной мере «человеческий фактор» он не может. Существование в подобных условиях требует от специалиста медицинского учреждения высокой эмоциональной устойчивости, стабильности, психологической надежности, умения противостоять стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам, а также сформированных коммуникативных навыков, развитых механизмов психологической адаптации и компенсации, в частности, конструктивных копинг - стратегий.
Среди коммуникативных копинг - ресурсов, значимых для формирования профессиональной деятельности врача, выделяют, прежде всего, эмпатию, аффилиацию, сенситивность к отвержению, адекватное взаимодействие которых позволяет личности эффективнее осуществлять разрешение проблемных и стрессовых ситуаций.
Психологическим качеством, обеспечивающим адекватную коммуникацию в системе взаимоотношений «врач - больной», является эмпатия - способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний больного. Современное понятие эмпатии как постижение эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии: эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах отождествления и идентификации; когнитивной эмпатии (познавательной) эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии), и предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции. Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с больным, получить более полную и точную информацию о нем, его состоянии, внушить уверенность в компетентности врача, в адекватности осуществляемого им лечебно - диагностического процесса, вселить веру в выздоровление. Эмпатические качества врача могут быть полезны в случаях несоответствия предъявляемых больных субъективных признаков тех или иных симптомов объективной клинической картине заболевания: при аггравации, диссимуляции и анозогнозии, а также в случаях симулятивного поведения. Однако, при очень высоком уровне эмпатии врачу часто свойственно болезненно развитое сопереживание, тонкое реагирование на настроение собеседника, чувство вины из-за опасения причинить другим людям беспокойство, повышенная психологическая уязвимость и ранимость - качества, препятствующие выполнению профессионального ролевого поведения, с недостаточной выраженностью таких свойств, как решительность, настойчивость, целеустремленность, ориентация на перспективу. Избыточное эмпатическое вовлечение в переживания больного приводит к эмоциональным перегрузкам, эмоциональному и физическому истощению.
В основе психологического портрета врача лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление находится вместе с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений. В психологической литературе эта психологическая черта обозначается термином «аффилиация». В работе врача, которая отличается длительностью и интенсивностью разнообразных социальных контактов, эта черта помогает сохранить живое заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им и сотрудничать с ними, а также защищает от профессиональных деформаций, равнодушия и формализма, удерживает от такого подхода к больному, когда он начинает рассматриваться как безличное анонимное «тело», часть которого нуждается в терапии.
Другая важная
психологическая
Психологической характеристикой, участвующей в формировании коммуникативных копинг - ресурсов врача, является и сенситивность к отвержению. Способность воспринимать негативное отношение окружающих, в частности пациентов, которое может возникать на определенных этапах лечения, предоставляет врачу своеобразную «обратную связь», позволяющую ему корректировать свое поведение во взаимоотношениях с больными. В тоже время сенситивность к отвержению не должна быть слишком высокой. В противном случае она способствует снижению самооценки врача, блокирует его аффилятивную потребность и в целом снижает адаптивные и компенсаторные возможности. Высокая чувствительность к негативному отношению со стороны больного заставляет врача сомневаться в своей профессиональной компетентности. Подобные сомнения, в свою очередь, могут реально отразиться на качестве работы.
С точки зрения
больного, наиболее значимыми в образе
врача являются такие черты, как
уверенность поведения и
В работе Георгиевского
и Боброва приведены
Ташлыков при экспериментально - психологическом исследовании получил сходные данные. Он представил «эталон» врача больным различными заболеваниями. С наибольшей частотой они указывали на следующие десять наиболее существенных, по их мнению, качеств врача: ум - 74 (в процентах от общего числа больных), внимательность - 57, увлеченность работой - 52, чуткость - 49, тактичность - 49, терпеливость - 49, чувство долга - 45, спокойствие - 40, серьезность - 38, чувство юмора - 38. Эталон врача изменялся в зависимости от формы невроза, пола и возраста больных.
Помимо исполнения
своих непосредственных профессиональных
обязанностей, врач должен уметь оказывать
необходимую психологическую
Имеет значение
сформированность приемов и методов
психической саморегуляции
Итак, успешная
деятельность врача определяется такими
психологическими особенностями, как
высокий уровень
Глава II: Экспериментальное исследование психологического портрета врача.
2.1 Методы изучения психологического портрета врача.
Традиционным для психологии являются возможности либо экспериментального воссоздания изучаемых явлений, либо наблюдения и описания их естественного существования, либо возможности изучения каких - либо явлений с помощью тестов.
Для исследования психологического портрета врача можно использовать различные методики: диагностика эмоциональных состояний, определение стрессоустойчивости, самооценка личности, многофакторные личностные опросники и т.д.
В ходе данного исследования была использована комплексная методика, включающая в себя наблюдение, беседу, опрос, анализ результатов деятельности, тестирование. Во время проведения исследования были использованы следующие методики: тест «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова, методика «Многофакторный личностный опросник» Р. Кэттелла, тест «Опросник на «выгорание» К. Маслача и С. Джексона.
На первом этапе практической работы была проведена методика - «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова. Методика предназначена для измерения уровня эмпатии опрошенных. Для выявления уровня эмпатийных тенденций исследуемым необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: «нет, никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да, всегда».
На втором этапе практической работы был проведен «Опросник на «выгорание» американских психологов К. Маслача и С. Джексона. Методика предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Включенным в исследование респондентам необходимо ответить, как часто они испытывают чувства, перечисленные в опроснике. Для этого на бланке для ответов надо отметить по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте мыслей и переживаний испытуемого: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто», «каждый день». Всего опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и «редукция личных достижений».