Психологический портрет мужчин среднего возраста, состоящих в браке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение личностных особенностей мужчин среднего возраста состоящих в браке.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятийный аппарат рассматриваемого феномена;
рассмотреть психологические особенности мужчин среднего возраста;
описать методики исследования личностных особенностей и применить.
сформулировать выводы.

Работа содержит 1 файл

курсовая - психология мужчин.docx

— 251.25 Кб (Скачать)

     Наиболее  общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и  черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

  1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
  2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
  3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
  4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

     Доминирующее  влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

     У людей, достигших возраста средней  взрослости, отмечается относительное  снижение характеристик психофизических  функций.

     Развитие  аффективной сферы человека в  период средней взрослости протекает  неравномерно. В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и  чувство одиночества.

     Данный  возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей и личностной зрелости. В период средней взрослости важен момент самоактуализации и осознаности самовосприятия.

     В середине жизни психологическое  благополучие мужчины связано не только с его профессиональной ролью, но и семейными отношениями. Кризис семейных отношений приходится на период среднего возраста. У разведенных мужчин чаще обнаруживается социальная тревожность. Кроме того, имеется высокий нейротизм или низкая самооценка.

     Многие  мужчины сталкиваются с одинаковыми  проблемами: забота о стареющих и  зависимых родителях, сложности  отношений с детьми и женами, привыкание к ограничениям, признание своей  физической уязвимости.

     Проведенное исследование во многом соответствует  данным положениям.

     Для подтверждения гипотезы исследования и реализации поставленных задач, в  работе использовались 16 факторный  опросник Кеттелла (форма С) и опросник EPQ Г.Айзенка.В исследовании приняли участие: в качестве экспериментальной группы (15 человек) - мужчины, состоящие в браке; в качестве контрольной группы (15 человек) - мужчины, не состоящие в браке. Возраст испытуемых 35 – 56 лет.

     Результаты  исследования были сопоставлены, проанализированы и сделаны выводы: гипотеза работы –мужчины среднего возраста, состоящие в браке наиболее эмоционально устойчивы, реалистичны, ответственны и направлены на семью (общение в малой группе), уверены в себе и более деятельны – в основном подтвердилась.

     Исследования  показывают, что у мужчин, не состоящих в браке, в отличие от состоящих в браке, невысокий уровень мотивационных достижений, свойственна ригидность, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, раздражительность, неустойчивость в интересах. Они более социально пассивны, менее тревожны и больше довольны собой.

     Таким образом, в условиях брака у мужчин среднего возраста формируется более реалистичные взгляды и подходы к событиям жизни, индивидуальный стиль деятельности, и направленность на общение в малых группах. Больше ответственности и самоконтроля, чем возможно объяснить излишнюю критичность по отношению к себе.

 

    Список  использованных источников 

  1. Анцыферова  Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе  наук. – М.: 2002
  2. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология». – М.: МГУ,2001
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: МГУ, 2000
  4. БодалевА. А. Психология о личности. – М.: МГУ,2002
  5. Волков Ю. Личность и гуманизм: Перспективы развития личности в гуманистическом обществе // Соц.-гуманит. знания. – 2004. – № 1
  6. Давыдова В. Через игру к социализации личности // Воспитание школьников. – 2001. – № 9.
  7. Денисюк Н.Г. Традиции и формирования личности.– М.: 2002
  8. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. Учеб. пособие для вузов. – М.: МГУ,2001
  9. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24. № 2.
  10. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. http://bookap.info
  11. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: 2001.
  12. Л. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности. http://bookap.info/genpsy/terlich2/
  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: 2005
  14. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности.– М.: 2005
  15. Мерлин В.С. Личность, как предмет психологического исследования. — Пермь: 2001
  16. Опросник EPQ Г. Айзенка.http://www.psychological.ru
  17. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: 2002
  18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2003
  19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д. «Феникс», 2002
  20. 16 факторный опросник Кеттелла. http://ru.wikipedia.org/wiki/16

 

                                                                Приложение 1


Информация о работе Психологический портрет мужчин среднего возраста, состоящих в браке