Психологический портрет мужчин среднего возраста, состоящих в браке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение личностных особенностей мужчин среднего возраста состоящих в браке.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятийный аппарат рассматриваемого феномена;
рассмотреть психологические особенности мужчин среднего возраста;
описать методики исследования личностных особенностей и применить.
сформулировать выводы.

Работа содержит 1 файл

курсовая - психология мужчин.docx

— 251.25 Кб (Скачать)

 

     2. Методика исследования  структуры личности мужчин среднего возраста, состоящих и не состоящих в браке 

        1. Организация исследования

     Целью проведения исследования является изучение личностных особенностей мужчин среднего возраста, состоящих в браке.

     Задачи  исследования:

  • сформировать экспериментальную выборку из мужчин среднего возраста, состоящих в браке, и контрольную выборку, из мужчин среднего возраста, не состоящих в браке;
  • подобрать методики, позволяющие исследовать личностные особенности;
  • провести исследования личностных особенностей мужчин среднего возраста, состоящих в браке, и мужчин среднего возраста, не состоящих в браке;
  • сопоставить результаты, показанные экспериментальной выборкой с результатами контрольной выборки;
  • проанализировать полученный результат и сделать выводы по выдвинутой гипотезе.

     Объект  исследования – личностные особенности.

     Предмет исследования - личностные особенности мужчин среднего возраста, состоящих в браке.

     Гипотеза  работы – мужчины среднего возраста, состоящие в браке наиболее эмоционально устойчивы, реалистичны, ответственны и направлены на семью (общение в малой группе), уверены в себе и более деятельны.

     В исследовании приняли участие:

    • в качестве экспериментальной группы (15 человек) - мужчины, состоящие в браке;
    • в качестве контрольной группы (15 человек) - мужчины, не состоящие в браке.

     Все испытуемые мужского пола.

     Возрастной  состав участников от 35-56 лет.

     Выборки выровнены по полу, возрасту, семейному  положению. 
 

    1. Обоснование выбора метода и методик исследования

     Для исследования личностных особенностей существует большое количество проективных  методик и тестов. Для подтверждения гипотезы исследования и для реализации поставленных задач, в работе использовались 16 факторный опросник Кеттелла (форма С) и опросник EPQ Г. Айзенка.

     16-факторный  личностный опросник — психодиагностическая методика, разработанная институтом под руководством Рэймонда Кеттела.

     Вид методики:

    • по качеству: стандартизованные;
    • по назначению: общедиагностические;
    • по материалу, которым оперирует испытуемый: бланковые;
    • по количеству обследуемых: как индивидуальные, так и групповые;
    • по форме ответа: письменные;
    • по степени однородности задач: гомогенные;
    • по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами (закрытые опросники);
    • по области охвата психического: тесты личности.

     Теоретическое основание методики: используется факторный анализ. Критическим моментом факторного анализа является стартовая точка, те поверхностные переменные, с которых все начинается. Кеттелл делал существенный акцент на важности адекватного представления всей личностной сферы, в начале исследования. [20]

     Факторы личности, диагностируемые 16 PF, обозначаются буквами латинского алфавита, причем буква «Q» используется только для  тех факторов, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют бытовые  и технические названия. Первые представляют собой общедоступные определения, ориентированные на непрофессионалов.

     Первичные факторы теста:

     1.  Фактор А: «замкнутость - общительность»

     2.  Фактор В: интеллект

     3.  Фактор С: «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность»

     4.  Фактор Е: «подчиненность-доминантность»

     5.  Фактор F: «сдержанность - экспрессивность»

     6.  Фактор G: «низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения»

     7.  Фактор Н: «робость - смелость»

     8.  Фактор I: «жесткость – чувствительность»

     9.  Фактор L: «доверчивость - подозрительность»

     10.  Фактор М: «практичность - мечтательность»

     11.  Фактор N: «прямолинейность - дипломатичность»

     12.  Фактор О: «спокойствие - тревожность»

     13.  Фактор Q1: «консерватизм - радикализм»

     14.  Фактор Q2: «конформизм - нонконформизм»

     15.  Фактор Q3: «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль»

     16.  Фактор Q4: «расслабленность - напряженность»

     17.  Фактор MD: «адекватная самооценка – неадекватная самооценка»

     Вторичные факторы теста:

     1.  F1. Тревога

     2.  F2. Экстраверсия - интроверсия

     3.  F3. Чувствительность

     4.  F4. Комфортность

     Некоторые названия факторов, по сути, описательны, другие отражают гипотетические представления  Кеттела относительно истоков и природы этих факторов. [20]

     Область применения методики: тест направлен на диагностику таких существенных характеристик личности, как:

  • степень эмоциональной вовлеченности;
  • способность к логическому анализу;
  • эффективность интеграции поведения;
  • доминантность или зависимость;
  • свобода действий или скованность;
  • степень интериоризации социальной нормы;
  • уровень энергетического потенциала;
  • уровень реалистичности и практичности;
  • степень аффективной ригидности;
  • способность подчинять свое поведение системе правил;
  • уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней;
  • потребность в переживаниях и склонность к риску;
  • зависимость от поддержки группы или самодостаточность;
  • способность к самоконтролю;
  • степень напряженности неудовлетворенных потребностей.

     Область распространения методики: наибольшую популярность опросник получил как базовая методика найма персонала и оценки профессионально важных качеств личности. Тест предназначен для исследования личностных особенностей лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.[12]

     Стандартизация  стимульного материала методики:

  1. Обследуемому предлагают заполнить в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос, который в наибольшей степени соответствует взглядам испытуемого, и его мнению о себе.
  2. Методика формы С включает в себя 105 суждений.
  3. Эти суждения поделены на 16 групп — шкал, измеряющих различные полярные свойства личности. Каждая из шкал оценивает отдельную черту личности в стандартных баллах.
  4. Вопросы носят проективный характер, отражают обычные жизненные ситуации:
  5. На основании качественного и количественного анализа содержания личностных факторов выделяются следующие блоки факторов:
    • Интеллектуальные особенности: факторы B, M, N, Q1.
    • Эмоционально-волевые особенности: факторы C, F, H, I, O, Q4.
    • Коммуникативные особенности и особенности межличностного взаимодействия: факторы A, H, E, Q2, N, L.[20]

     Опросник EPQ Г.Айзенка включает 101 вопрос и содержит следующие четыре шкалы: 1) экстраверсия - интроверсия; 2) нейротизм - стабильность; 3) психотизм и 4) специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого. Время ответов не ограничивается, хотя затягивать процедуру обследования не рекомендуется.

     Г.Айзенк рассматривал структуру личности, как состоящую из трех факторов: 1) экстраверсия - интроверсия; 2) нейротизм - стабильность; 3) психотизм. Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии. [16]

     Привлекая данные из физиологии высшей нервной  деятельности, Г. Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро - и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. По мнению Г.Айзенка, такие качества личности как экстраверсия - интроверсия и нейротизм-стабильность ортогональны, т.е. статистически не зависят друг от друга. Соответственно, Г.Айзенк делит людей на четыре типа, каждый из которых представляет собой некую комбинацию высокой или низкой оценки в диапазоне одного свойства вместе с высокой или низкой оценкой в диапазоне другого.

     Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсия - интроверсия  и нейротизм - стабильность можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

     По  мнению Г.В. Суходольского, типологию  Г.Айзенка, можно представить в виде матрицы, строки которой характеризуют направленность (интроверсия; средние значения; экстраверсия), столбцы соответствуют уровням эмоциональной устойчивости (нейротизм; средние значения; стабильность), а элементы - статистически нормальный и уклоняющийся от него типы.

Таблица 1 - Матричная  типология личностей по методике EPQ

  Интроверсия

(< 7 балл)

Ср. значения

(7-15 балл)

Экстраверсия 

(> 15 балл)

Нейротизм (> 16 б.) М МХ Х
Ср. значения (8-16 б.) ФМ М ХС
Стабильность (< 8 б.) Ф СФ С

 

     С помощью данной матрицы несложно определить принадлежность человека к  одному из девяти типов личности, используя  сочетания степени выраженности экстраверсии и нейротизма.

     Каждому типу личности соответствуют следующие  внешние проявления:

  1. Холерик (X) - агрессивный, вспыльчивый, меняющий свои взгляды, импульсивный.
  2. Холерически-сангвинический (ХС) тип - оптимистический, активный, экстравертированный, общительный, доступный.
  3. Сангвиник (С) - говорливый, быстро реагирующий, непринужденный, живой.
  4. Сангвинически-флегматический (СФ) тип - беззаботный, лидирующий» стабильный, спокойный, уравновешенный.
  5. Флегматик (Ф) - надежный, владеющий собой, миролюбивый, рассудительный.
  6. Флегматико-меланхолический (ФМ) тип – старательный, пассивный, интроверт, тихий, необщительный.
  7. Меланхолик (М) - сдержанный, пессимистический, трезвый, ригидный.
  8. Меланхолически-холерический (MX) тип - добросовестный, капризный, нейротичный, обидчивый, неспокойный. [16]

     При индивидуальной диагностики данная матрица помогает определить принадлежность человека к определенному типу, на основании которого можно построить  психологический портрет личности. Кроме того, матричное распределение  типов позволяет портретировать социальные общности.

     Матричный портрет представляет собой типологический портрет «анфас». Он обладает максимальной полнотой отражения в аспекте  выбранных свойств: экстраверсия-интроверсия, нейротизм-стабильность, однако не обладает геометрической наглядной формой. Матричное портретирование позволяет легко сравнивать типологические портреты различных социальных групп людей. [16] 

Информация о работе Психологический портрет мужчин среднего возраста, состоящих в браке