Психологический портрет мужчин среднего возраста, состоящих в браке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение личностных особенностей мужчин среднего возраста состоящих в браке.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятийный аппарат рассматриваемого феномена;
рассмотреть психологические особенности мужчин среднего возраста;
описать методики исследования личностных особенностей и применить.
сформулировать выводы.

Работа содержит 1 файл

курсовая - психология мужчин.docx

— 251.25 Кб (Скачать)

минобрнауки россиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Владивостокский государственный  университет 

экономики и сервиса

Институт  заочного и дистанционного обучения

Кафедра ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ 

                            УТВЕРЖДАЮ

                            Заведующий кафедрой

                            доцент

                            ___________ О.А. Коротина

 
КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Психодиагностика» 

Психологический портрет мужчин среднего

возраста, состоящих в браке 

Студент

гр. ЗБПС–09–01       ________________С.П. Василенко 
 

Руководитель

                                                                         _______________  
 
 
 
 

Владивосток 2012 

Содержание 

   Введение……………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические аспекты исследования структуры личности в современной психологии…………………………………………………………………………….  
5
1.1 Психологическая структура личности ……………………………….……… 5
    1. Психологические характеристики мужчин средней взрослости ….………
8
  1. Методика исследования структуры личности мужчин среднего возраста,
  2. состоящих и не состоящих в браке ………………………………......................
 
14
2.1 Организация  исследования……………………………………………………… 14
    1. Обоснование выбора метода и методик исследования………………………
14
3 Анализ  результатов исследования структуры личности мужчин среднего возраста, состоящих и не состоящих в браке………………………………...............  
20
    1. Исходные данные.……………………………………………………………..
20
   3.2 Анализ результатов диагностики  по методике 16 факторного опросника

Кеттелла (форма С)…………………...……………………………………………

 
21
   3.3Анализ результатов диагностики  по методике EPQ…………………………. 32
 Заключение………………………………………………………………………… 33
 Список  использованных источников……………………………………………. 35
 Приложение 1 ……………………………………………………………………... 36

 

Введение 

     Психология  личности стала экспериментальной  наукой впервые десятилетия 20 века. Ее становление связано с именами  таких ученых, как А.Ф.Лазуровский, Г.Олпорт, Р.Кеттел и других. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере, три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный[18].

     Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом  – Г.Айзенком и Р.Кеттелом. [1]

     Проблеме  структуры личности, уделяли внимание как отечественные, так и западные исследователи (Б.Г. Ананьев, 1968; К.А. Абульханова-Славская, 1991; А.А. Бодалев, 1995; С.Л. Рубинштейн, 2003; Р. Бернс, 1986; В. Джеймс, 2003; К. Роджерс, 1994; и др.). Исследование личности проводится в русле изучения ее свойств: установок, способностей, характера. К числу важнейших относятся работы, направленные на прояснение причинно-следственной зависимости внешнего и внутреннего проявления структуры личности, на основе целостности сознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности.

     Особую  актуальность проблема формирования и  развития личности приобрела в современных  условиях, в частности, в России. Реформы, осуществляемые в стране, требуют  решения целого комплекса социально  – экономических задач, при этом ключевой из них является проблема формирования и развитие личности в  разные возрастные периоды.

     Целью данной работы является изучение личностных особенностей мужчин среднего возраста состоящих в браке.

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. определить понятийный аппарат рассматриваемого феномена;
    2. рассмотреть психологические особенности мужчин среднего возраста;
    3. описать методики исследования личностных особенностей и применить.
    4. сформулировать выводы.

     Объект  исследования – мужчины среднего возраста, состоящие в браке.

     Предмет исследования - личностные особенности мужчин среднего возраста, состоящих в браке.

     Гипотеза  работы – мужчины среднего возраста, состоящие в браке, наиболее эмоционально устойчивы, реалистичны, ответственны и направлены на семью (общение в малой группе), уверенны в себе и более деятельны.

     Теоретическая база исследования: теории личности, разрабатываемые в трудах П.Е. Буланкиной, Б.Г. Гершунского, А. Маслоу и др.; основы личностно-ориентированного, культурологического, компетентностного подходов (К.А. Абульханова - Славская, А.С. Белкин, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Воробьев, В.В. Давыдов, И.А.Зимняя).

     Методы  исследования: беседа, эмпирические методы: 16 факторный опросник Кеттелла (форма С) иEPQ Г. Айзенка.

     Эмпирическая  база исследования: мужчины среднего возраста состоящие и не состоящие в браке.

 

     

    1 Теоретические  аспекты исследования структуры  личности в современной психологии 

     1.1 Психологическая структура  личности

     Структура личности - то, из чего (из каких элементов) и как построена личность.

     Структуру личности для разных задач и в связи  с разными представлениями о  природе человека описывают разными  понятиями, моделями и метафорами. Наиболее распространенные описания – дом души; направленность личности и личностный инструментарий; Ид, Эго, Супер-эго; Я сознательное, живое бессознательное, привычки; ум - душа – тело; экосистема. [5]

     Пытаясь определить необходимое и достаточное  число подструктур, в которые  могут быть включены все известные  свойства личности, ученые, перепробовав многочисленные варианты, выделили четыре. Одним из критериев отличия подструктур  друг от друга является отношение  биологического и социального —  не их доля, а значение для данной подструктуры. Человек — социальное существо, поэтому рассмотрение структуры  личности начинается с подструктур, в которых более важна социальная сторона, а в конце — более  биологически обусловленные части  личности.

     1-я  подструктура называется направленностью  личности. Сюда входят: влечения, желания,  интересы, склонности, идеалы, мировоззрения,  убеждения. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру  не имеют врожденных задатков, а полностью социально обусловлены  и формируются путем воспитания. Наиболее активной и устойчивой  формой направленности являются  убеждения. Совокупность их составляет  мировоззрение человека, которое  может быть пассивным — просто  имеется в наличии. Но в подструктуру  направленности входит и воля  — она, то и может придавать  убеждениям активный характер, способствуя  их воплощению в жизнь.

     2-я  подструктура называется опытом. Она объединяет знания, навыки, умения  и привычки, приобретенные в обществе  путем обучения, но уже с заметным  влиянием биологически, и даже  генетически обусловленных свойств  человека. Не все входящие сюда  свойства можно рассматривать  как свойства личности. Только  начинающийся формироваться навык  или однократное действие еще  не свойство личности. Но типичные  для данного индивида проявления, так же как и закрепленные  знания, навык и тем более умение  и привычка — уже бесспорно  свойство личности. Опыт также  может быть пассивным «мертвым  грузом». Но благодаря отдельным  волевым навыкам он может стать  активным, когда знания и умения  не просто «знаемые», но и  используемые.

     3-я  подструктура объединяет индивидуальные  особенности отдельных психических  процессов: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Ведь у всех нас разная память, эмоции, восприятие и т.д. Эти индивидуальные особенности, закрепляясь, становятся чертами личности. У кого-то — «тонкое восприятие искусства», у другого — «дырявая» память, у третьего — «шквал эмоций из-за пустяка». Все составляющие этой подструктуры формируются путем упражнения, то есть частоты и способа использования данной функции. Так как эмоции и ощущения свойственны и животным, то можно говорить, что в личностных чертах 3-й подструктуры биологический компонент начинает преобладать над социальным.

     4-я  подструктура объединяет свойства  темперамента или типологические  свойства личности (как принадлежащей  к какому-то типу). Они почти  полностью зависят от физиологических  свойств мозга: скорость протекания  нервных процессов, баланс процессов  возбуждения и торможения и  т.п. Сюда же относятся половые  и возрастные свойства, а также  особенности личности, вызванные  какой-то патологией (болезнью). Эти  биологически обусловленные черты  с трудом поддаются изменениям, но иногда возможно формирование (а точнее, «переделывание») нужной  черты путем тренировки. Зато  большую, чем в предыдущих подструктурах,  роль здесь играет компенсация  — возможность заменить недостаточную  или «выбывшую из строя» функцию  какой-то другой. Активность подструктуры  темперамента определяется силой  нервных процессов; если у вас  слабость нервных процессов, то  у вас будет «слабый» тип  нервной системы и тип темперамента  с более пассивным поведением. [6]

     Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

     А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур: темперамента (структуры природных свойств),направленности (система потребностей, интересов, идеалов),способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

     Все эти структуры возникают из взаимосвязи  психических свойств личности, характеризующих  устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям  вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются  друг с другом в соответствии с  требованиями деятельности. [5]

     В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни). С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности. [8]

     Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

  1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
  2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
  3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
  4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

     1 и 2 - социально обусловлены, 3 и  4 - генетически обусловлены. Все  4 стороны личности тесно взаимодействуют  друг с другом. Однако доминирующее  влияние всегда остается за  социальной стороной личности - ее  мировоззрением, направленностью, потребностями,  интересами, идеалами и эстетическими  качествами. [15]

Информация о работе Психологический портрет мужчин среднего возраста, состоящих в браке