Психологический портрет мужчин среднего возраста, состоящих в браке

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение личностных особенностей мужчин среднего возраста состоящих в браке.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятийный аппарат рассматриваемого феномена;
рассмотреть психологические особенности мужчин среднего возраста;
описать методики исследования личностных особенностей и применить.
сформулировать выводы.

Работа содержит 1 файл

курсовая - психология мужчин.docx

— 251.25 Кб (Скачать)

     Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

  • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
  • статус и социальные функции-роли;
  • мотивация поведения и ценностные ориентации;
  • структура и динамика отношений. [9]

     Основными характеристиками личности по Айзенку, являются: активность, устойчивость, целостность. Под активностью понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющаяся в общении, совместной деятельности, творчестве и саморазвитии.

     Теории, рассматривающие структуру личности, представлены теориями личностных черт, теориями личностных факторов, типологическими  теориями. Понятие личностной черты  впервые было предложено Олпортом. Под чертой понимается устойчивая характеристика, имеющая иерархическую организацию, проявляющаяся в поведении и позволяющая сравнивать степень выраженности поведенческих проявлений у разных людей.

     Экстраверсия - интроверсия впервые как черта  личности была представлена Юнгом и  охарактеризована Айзенком.

     Айзенк выделяет 4 уровня организации поведения. Нижний уровень представлен специфическими реакциями (СР) - это реакции на повседневные события жизни, которые могут быть индивидуально устойчивыми или вариативными. Второй уровень - уровень привычных реакций личности. Эти (ПР) реакции обычно повторяются при схожих ситуациях. На третьем уровне представлены черты (Ч) как структура привычных действий (настойчивость, ригидность, субъективность, робость, раздражительность). Эти черты могут быть названы также группами факторов, так как они получены при применении корреляционного анализа. На четвертом уровне представлен общий тип как структура черт (экстраверт - интроверт). Помимо этого в число базовых факторов, образующих типы, Айзенк включает нейротицизм (эмоциональная стабильность - нестабильность) и психотизм (тенденция к импульсивности или контролю).

     Кеттел, развивая факторный подход к личности, выделяет 2 вида черт: поверхностные (вторичные) и порождающие их, или первичные. Первичные черты в свою очередь разделяются на конституциональные (генетически обусловленные) и характерологические (развивающиеся под влиянием условий жизни, обучения). В своей концепции Кеттел выделяет 3 группы черт в структуре личности: темпераментные черты - способности, динамические черты, мотивирующие поведение и включающие направленность и интересы личности. Все эти черты образуют взаимосвязанную систему 16 факторов личности. [7]

     Итак, психологический портрет личности, характеризуется: направленностью  личности, общим уровнем развития (опытом), индивидуальными особенностями  отдельных психических процессов, свойствами темперамента или типологических свойств личности. Большинство исследователей занимающихся изучением данного  феномена в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые  качества, эмоции, мотивации, социальные установки. 

    1. Психологические характеристики мужчин средней взрослости

     У людей, достигших возраста средней  взрослости, отмечается относительное  снижение характеристик психофизических  функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы  человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность.

     Развитие  отдельных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста. Особенно это относится к тем  из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его  повседневной жизнью. Интенсивность  инволюции интеллектуальных функций  человека зависит от двух факторов: одаренности и образования, которые  противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс. Специфика  интеллектуального развития человека и показатели его интеллектуальных возможностей во многом зависят от личностных особенностей человека, его  жизненных установок, планов и жизненных  ценностей.

     Главное достижение этого возраста может  быть определено как обретение состояния  мудрости. В этот период своей жизни  человек, как правило, обладает обширными  фактуальными и процедурными знаниями, умением оценивать события и информацию в более широком контексте и способностью справляться с неопределенностью.

     Развитие  аффективной сферы человека в  период средней взрослости протекает  неравномерно. Данный возраст может  быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или  творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываться о том, что он смертен, и его  время уходит. Труд становится важнейшим  источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно  сказываются на общем эмоциональном  состоянии, настроении человека, связаны  с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом.

     Этот  период жизни человека обладает чрезвычайно  высоким потенциалом для развития стресса, который способствует развитию многих заболеваний среднего возраста. В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества. [11]

     Желание человека среднего возраста действовать  без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его  мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся  потребностей. Среди них основными  являются: реализация своего творческого  потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка  деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной. Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом человека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также определить последующий путь мотивационного развития личности.

     В период средней взрослости Я - концепция  личности обогащается новыми Я –  образами. Я - концепция зрелого взрослого  развивается в результате возникновения  большого числа частных Я - концепций  и в процессе генерирования концептуального  ядра личности. Сутью Я - концепции  становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных ценностей. Для самооценки периода средней взрослости характерна тенденция усиления когнитивного компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я».

     Я-образ  динамически гармонично развивающейся  личности в этом возрасте преобразуется  в Я-образ, преимущественно связанный с обеспечением развития других личностей (детей, младших сослуживцев и т. д.). У самоактуализированной личности развивается эффективная Я-концепция, а для пограничных состояний характерна «диффузность самоидентичности», или расколотое самосознание.

     Поведенческие особенности обусловлены тем, что  в возрасте средней взрослости ведущим  видом деятельности человека остается труд. К этому возрасту большинство  людей накапливает достаточно большой  опыт в выбранной профессиональной деятельности, которая позволяет  человеку компенсировать наступающие  возрастные изменения в его организме.

     Отношения с супругом к этому возрасту, как  правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой — пожилым родителям. Основную часть свободного от основной работы времени большинству людей  приходится тратить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэтому досуговую самореализацию могут позволить себе очень немногие. Следует отметить, что ведущим  фактором развития в этом возрасте является успешная трудовая деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности.[11]

     Фаррелл и Розенберг исследовали, как мужчины реагируют на достижение середины жизни. Они проинтервьюировали 300 мужчин среднего возраста, задавая им вопросы, касавшиеся семьи, работы и физических данных, и сравнили их ответы с ответами более молодых мужчин. Исследования подтвердили их точку зрения, что каждый человек — через свою реакцию на окружающий мир — играет активную роль в том, как складывается его существование.

     Они обнаружили, что мужчины склонны  реагировать на достижение середины жизни индивидуально, но все же в  рамках некой общей схемы. Большинство  мужчин ощущали обязательства как  по отношению к работе, так и  по отношению к семье. Большая  часть из них выработала привычный  образ жизни, который помогал  им справляться со своими заботами и проблемами. Многие мужчины сталкивались с одинаковыми проблемами: забота о стареющих и зависимых родителях, сложности с детьми - подростками, привыкание к ограничениям, признание  своей физической уязвимости.

     Хотя  традиционно считалось, что в  середине жизни психологическое  благополучие мужчины связано только с его профессиональной ролью, Фаррелл и Рйзенберг указывают на важность семейных отношений. Другие исследования подтверждают эту точку зрения.[11]

     По  данным Л.А. Коростылевой мужчины в браке реализуют следующие потребности и цели. Семья: служит опорой в трудную минуту, избавляет от одиночества, налаживает быт, режим питания, приносит счастье отцовства, упорядочивает интимную жизнь. Несколько иные данные получены У. Харли, который выделил по пять основных потребностей для мужей и жен, исполнение которых супруги ожидают друг от друга. У мужчин это: 1) половое удовлетворение, 2) спутник по отдыху, 3) привлекательность жены, 4) ведение домашнего хозяйства, 5) моральная поддержка женой.

     Неудачи мужчин в строительстве семьи  обусловлены, считает У. Харли, незнанием потребностей друг друга, а постоянная неудовлетворенность хотя бы одной из потребностей приводит к внебрачным связям. Обнаружено, что неудовлетворенность браком и супружеские разногласия связаны с личностными особенностями мужа и жены, в частности - с высоким уровнем психотизма у обоих супругов, с различиями в уровнях экстраверсии, нейротизма и лжи по опроснику Айзенка, с высоким нейротизмом у обоих супругов и с низким уровнем контроля над импульсами у мужей. [10]

     Мужчины меньше склонны анализировать и  осознавать свои потребности, связанные  с браком. По американской статистике, чаще разводятся мужчины, чем женщины. Согласно отечественным исследованиям  кризис семейных отношений приходится на период среднего возраста. Так, например второй кризис семейных отношений по С. Кратохвиллу происходит через 17-25 лет совместной жизни (для мужчин - в возрасте 42-50 лет, для женщин - в 37-45 лет) и здесь важен не возраст мужчины и женщины, а стаж их совместной жизни. Согласно Л.А. Коростылевой, в 40-50-летнем возрасте мужчины часто расстаются с первой женой. Западные источники приводят следующую статистику: мужчины вступают в повторный брак в 3 раза чаще, чем женщины. Большинство разведенных мужчин в возрасте старше 40 лет женятся снова, в то время как лишь треть разведенных женщин этого возраста снова выходят замуж (G. Spanier, E. Furstenberg, 1982).

     По  данным Лутейна (Luteijn, 1994), у разведенных мужчин чаще обнаруживается социальная тревожность. Кроме того, имеется высокий нейротизм или низкая самооценка. При повторном браке мужчины, как правило, выбирают женщину несколько или значительно моложе себя, поскольку они хотят построить новую полноценную (с детьми) семью. [10] 
 

     Качество выполнения мужчинами супружеской и родительской ролей значимо предсказывает  их уровень психологического дистресса и влияет на степень дистресса, испытываемого ими на работе.

     Фаррелл и Розенберг считают, что существуют4 главных пути развития мужчины в среднем возрасте.

     Первый  из них — это путь трансцендентно-генеративного мужчины. Он не испытывает кризиса середины жизни, так как нашел адекватные решения большинства жизненных проблем. Для такого мужчины середина жизни может быть временем реализации своих возможностей и достижения поставленных целей.

     Второй  путь — это путь псевдо - развитого мужчины. Этот мужчина справляется с проблемами, делая вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем; на самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или, что ему все надоело.

     Третий путь — мужчина в кризисе середины жизни, он находится в замешательстве и ему кажется, что весь его мир рушится. Он не в состоянии удовлетворять предъявляемые к нему требования и решать проблемы. Для одних мужчин этот кризис может быть временной фазой развития; для других он может стать началом непрерывного падения.

     Четвертый путь развития — это путь обездоленного судьбой мужчины. Такой мужчина был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни, и проявляет признаки кризиса середины жизни. Обычно он не в состоянии справиться с проблемами.[11]

     Фаррелл и Розенберг в заключение отмечают, что общество вынуждает мужчин соответствовать единому образцу успеха и мужественности, и большинство мужчин пытаются соответствовать этому образцу. Ряд проблем возникает у мужчин в середине жизни как раз из-за того, что им приходится свыкнуться с мыслью, что они не удовлетворяют этому образцу, или из-за того, что они вынуждены были отказываться от многих собственных желаний, пытаясь достичь соответствия ему. Лишь немногим мужчинам удается в это время избежать ощущения неудачи, внутреннего разлада или потери самоуважения. [11]

     В итоге среди психологических характеристик людей достигших возраста средней взрослости, можно отметить относительное снижение характеристик психофизических функций, неравномерность развития аффективной сферы. Главное достижение этого возраста может быть определено как обретение состояния мудрости. Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. В период средней взрослости Я - концепция личности обогащается новыми Я – образами, важен момент самоактуализации. В середине жизни психологическое благополучие мужчины связано не только с его профессиональной ролью, но и семейными отношениями. Кризис семейных отношений приходится на период среднего возраста. У разведенных мужчин чаще обнаруживается социальная тревожность. Кроме того, имеется высокий нейротизм или низкая самооценка. Многие мужчины сталкиваются с одинаковыми проблемами: забота о стареющих и зависимых родителях, сложности с детьми - подростками, привыкание к ограничениям, признание своей физической уязвимости. 

Информация о работе Психологический портрет мужчин среднего возраста, состоящих в браке