Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:28, контрольная работа
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть.
1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии ………….
2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей………………
Глава 2. Практическая часть.
1.1. Определение уровня конфликтности (методика Розановой) и тип конфликтного поведения(методика Томаса-Килмена)
1.2.Разработка коррекционной программы по созданию психолого-педагогических условий для преодоления конфликтности в системе детско-родительских отношений……………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………
Используемая литература……………………………………………..
б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) я стараюсь
найти компромиссное решение;
б) я пытаюсь уладить дело с учетом всех
интересов: своих собственных.
3. а) обычно я настойчиво
стремлюсь добиться своего;
б) иногда я жертвую своими собственными
интересами ради интере
сов другого человека.
4. а) я стараюсь найти компромиссное решение;
б) я стараюсь не задеть чувств другого человека.
5. а) улаживая
спорную ситуацию, я все время пытаюсь
найти поддерж
ку у другого;
б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) я пытаюсь избежать неприятности для себя;
б) я стараюсь добиться своего.
7. а) я
стараюсь отложить решение спорного вопроса,
чтобы со време
нем решить его окончательно;
б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. а) обычно я настойчиво
стремлюсь добиться своего.
б) я первым делом стараюсь определить
то, в чем состоят все затронутые интересы
и спорные вопросы.
9. а)
я думаю, что не всегда стоит волноваться
из-за возникших разногласий;
б) я предпринимаю
усилия, чтобы добиться своего.
10. а) я твердо стремлюсь добиться своего;
б) я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) первым делом
я стремлюсь ясно определить то, в чем
состоят все
затронутые интересы и спорные вопросы;
б) я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. а) зачастую
я избегаю занимать позицию, которая может
вызвать споры.
б) я даю возможность другому в чем-то остаться
при своем мнении,
если он также идет навстречу.
13. а) я предлагаю среднюю позицию;
б) я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) я сообщаю
другому свою точку зрения и спрашиваю
о его взглядах;
б) я пытаюсь показать другому логику и
преимущество моих взглядов.
15. а) я стараюсь
успокоить другого и сохранить наши отношения;
б) я стараюсь сделать все необходимое,
чтобы избежать напряжения.
16. а) я стараюсь
не задеть чувств другого;
б) я обычно пытаюсь убедить другого в
преимуществах моей позиции.
17. а) я обычно
настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) стараюсь сделать все, чтобы избежать
бесполезной напряженности.
18. а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;
б) позволю другому остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
22. а) я пытаюсь
найти позицию, которая находится посредине
между
моей позицией и позицией другого;
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;
б) иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу;
б) я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) я пытаюсь
убедить другого в своей правоте.
б) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным
к аргументам другого.
26. а) я обычно
предлагаю среднюю позицию;
б) я почти всегда стремлюсь удовлетворить
интересы каждого из нас.
27. а) зачастую
стремлюсь избежать споров;
б) если это сделает другого человека счастливым,
я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) обычно я
настойчиво добиться своего;
б) улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь
найти поддержку у другого.
29. а) я предлагаю
среднюю позицию.
б) думаю, что не всегда стоит волноваться
из-за возникающих разногласий.
30. а) я стараюсь
не задеть чувств другого;
б) я всегда занимаю такую позицию в споре,
чтобы мы совместно
могли добиться
успеха.
Ключ
к опроснику К.Н. Томаса
Ключ
№ | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Уступчивость |
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
Б | А | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
А | Б | ||||
Б | А |
конкуренция;
Б – сотрудничество; В – компромисс;
Г – уклонение; Д – приспособление
Подсчитав
суммы (совпавших значков) по каждому
столбцу, составьте график, предпочитаемых
вами стратегий.
Соперничество. Человек, прибегающий к данной стратегии поведения, склонен к давлению, а иногда к принуждению партнера. Он напорист, идет своим путём, не проявляя особой заинтересованности в других людях, открыто борется за спои интересы, упорно отстаивает спои позиции.
Данная стратегия, тем не менее, оправдана при определенных условиях:
• если требуются острые и решительные меры в случае непредвиденных и опасных (экстремальных) ситуаций и если человек готов взять па себя всю ответственность:
• если решение необходимо принять быстро (времени на дискуссии пот) и имеется достаточно полномочий или устойчивый авторитет;
• если другие оказывают чрезмерное давление на вас и все средства уже исчерпаны; могут быть нарушены границы вашей толерантности; необходимо обособление.
Недостатком данной стратегии является то, что и обычных условиях она подавляет инициативу других людей, создаст большую вероятность ошибок, поскольку не учитываются все необходимые при принятии решения факторы, так как представлена лишь одна (ваша!) точка зрения. Хорошо, если такая стратегия сопровождается сохранением нормальных эмоциональных отношений. И нее же соперничество не та стратегия, которую следует культивировать в личных отношениях, с близкими людьми. Даже сели приходится ее использовать, необходимо разбавлять ее юмором, шутками, самоиронией.
Компромисс — торг о взаимных уступках. Данная стратегия часто необходима для сохранения отношений, особенно в тех случаях, когда интересы сторон действительно невозможно совместить. Компромисс редко приносит истинное удовлетворение результатом, поскольку каждая из сторон что-то принесла в жертву. Любые варианты дележа (пополам, поровну, по-братски) создают напряжение. Эта стратегия эффективна в ситуациях, когда в данный момент нет иного выхода и когда необходимо быстрое решение.
Сотрудничество — идеал, «высший пилотаж» бесконфликтного взаимодействия и выработанная толерантность. Иными словами, не всегда достижимый, но вечно желаемым исход конфликта. Сотрудничество мало кому дано как естественное природное качество, но всем надо учиться, прививать себе простую человеческую мысль: другой имеет полное право быть таким, каким он хочет быть, и только от нас вместе зависит наше согласие. Если мы будем стараться, наши цели окажутся вполне совместимыми, а отношения в процессе разрешения этого маленького противоречия станут более ясными и прочными.
Исследуя данные, полученные с помощью методик и результатов тестов, направленных на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление конфликтности.
По мнению отечественных
и зарубежных авторов
(А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва,
Р.В. Овчарова, А.А. Осипова,
А.С. Спиваковская, А. Адлер,
К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень
важна коррекция различных нарушений
и дисгармонии в развитии личности.
Приложение 2.
Методика «ДИАГНОСТИКА СТЕПЕНИ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ»
Цель: диагностировать степень конфликтности личности.
Материал: тест-опросник «Степень конфликтности» А. Розановой.
Инструкция:
соедините отметки по баллам (крестики)
на каждой строке и постройте график. Отклонение
влево к середине (цифра 4) будет указывать
на склонность к конфликтности, вправо
– на склонность избегать конфликтных
ситуаций.
|
Информация о работе Психологический конфликт в детско-родительских отношениях