Психологический конфликт в детско-родительских отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:28, контрольная работа

Описание работы

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть.
1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии ………….
2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей………………
Глава 2. Практическая часть.
1.1. Определение уровня конфликтности (методика Розановой) и тип конфликтного поведения(методика Томаса-Килмена)
1.2.Разработка коррекционной программы по созданию психолого-педагогических условий для преодоления конфликтности в системе детско-родительских отношений……………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………
Используемая литература……………………………………………..

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

 

2. Конфликты во взаимодействии родителей и детей. 

      Почему  же возникают конфликты между  родителями и детьми? Кроме общих  причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

   1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

      Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.  

  2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

    • опека и запреты во многих сферах жизни детей;

    • повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,

  3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

    • кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

    • кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);        

    • кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

•кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);

    • подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).

  4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

      Выделяют  следующий типы отношений родителей  и детей:

    • оптимальный тип отношений родителей и детей;

    • потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

    • скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

    • скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

• родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение— С. Годник).

      Наиболее  часто конфликты у родителей  возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);  конфликт  неуважения  прав  на  самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

      Обычно  ребёнок на притязания и конфликтные  действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

    • реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий). Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

  1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

  2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

  3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

  4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:

    • всегда помнить об индивидуальности ребенка;
    • учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
    • стараться понять требования маленького ребенка;
    • помнить, что для перемен нужно время;
    • противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
    • проявлять постоянство по отношению к ребенку;
    • чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
    • одобрять разные варианты конструктивного поведения;
    • совместно искать выход путем перемены в ситуации;
    • уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
    • ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
    • дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;         логически разъяснять возможности негативных последствий;
    • расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
    • использовать положительный пример других детей и родителей;
    • учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

ГЛАВА 2. Определить уровень конфликтности и тип конфликтного поведения в детско-родительских отношениях .

 
 

        Цель: изучить уровень конфликтности и тип конфликтного поведения в детско-родительских отношениях.

    Задачи:

  1.Определить  уровень конфликтности у родителей и ребенка.

  2.Определить  тип конфликтного поведения родителей и ребенка.

       Методику  исследования составили  две методики: 

    - уровень конфликтности (Розанова)

    - тип конфликтного поведения (Томаса-Килмена). 

    Обследование  ребенка.  

    Анализ  результатов:

      Уровень конфликтности по отношению к родителям.

    По  результатам этого теста мы можем  судить о

    На  основании этих показателей 

    Анализ  результатов:

    Тип конфликтного поведения ребенка

    По  результатам этого теста мы можем  судить о

    На  основании этих показателей  
     
     
     
     
     
     

    Обследование  родителей. 

    Анализ  результатов:

    Уровень конфликтности по отношению к  ребенку

    По  результатам этого теста мы можем  судить о

    На  основании этих показателей  

    Анализ  результатов:

    Тип конфликтного поведения родителей

    По  результатам этого теста мы можем  судить о

    На  основании этих показателей родителей 

      По результатам диагностирования можно судить, что в семье царит атмосфера положительных детско-родительских отношений.     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Коррекция. 

       Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

    Психологическая коррекция –  это такая деятельность, которая  направлена на повышение возможности  участия клиента в самых различных  сферах (в обучении, поведении, в  отношениях с другими людьми), на раскрытие потенциальных творческих  резервов человека.

    Психологическая коррекция различается  по видам и формам.

    По видам:  симптоматическая, каузальная; познавательной сферы; личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.

    По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная; директивная; не директивная; сверхкороткая; длительная; общая; частная; специальная.

    Несмотря на различия в теориях,  целях, процедурах и формах  коррекционной работы, психологическое  воздействие в целом сводится  к тому, что один человек пытается помочь другому.

    Р.В. Овчарова, основываясь на  причинах неэффективности родительских  отношений, таких как: педагогическая  и психологическая неграмотность  родителей; ригидные стереотипы  воспитания; личностные проблемы  и особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияние особенностей общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др., предлагает в качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.

    Когнитивно-поведенческий тренинг  осуществляется с помощью ролевых игр и программы видеотренинга.

    Обоснование метода: семья – целостная  система. И именно поэтому проблемы  диады «родитель-ребёнок» не могут  быть решены только благодаря  психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет  увеличить эффективность занятий.

    А.А. Осипова выделяет как средство  коррекции детско-родительских отношений  – социально-психологический тренинг.

    Под социально-психологическим тренингом  понимается практика психологического  воздействия, основанная на активных методах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.

    Социально-психологический тренинг  – один из методов активного  обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы

Информация о работе Психологический конфликт в детско-родительских отношениях